Цель урока: проверить уровень усвоения сказок разных народов.
Задачи:
- учить видеть нравственную сторону сказок, оценивать поступки героев в категориях «добро», «зло»;
- развивать умение сравнивать, обобщать сказанное, доказывать свою точку зрения;
- воспитывать интерес к сказкам народов мира, положительные качества личности на примере героев сказок;
- коррекция речемыслительных процессов, памяти, воображения, смекалки.
Тип урока: Урок повторения и закрепления полученных знаний.
Вид урока: Урок-игра «Крестики-нолики».
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Межпредметные связи: русский язык – чтение – изо.
Оборудование: чёрный ящик, конверты с вопросами, учебные принадлежности, заготовки текстов для конкурса «Кто больше?», призы, сладости для награждения уч-ся.
Речевой материал: пословицы.
Литература (перечень изученного материала):
- «Никита Кожемяка» (русская сказка).
- «Как наказали медведя» (тофаларская сказка).
- «Золотые руки» (башкирская сказка).
- «Морозко» (русская сказка).
- «Два мороза» (русская сказка).
- «Три дочери» (татарская сказка).
За неделю до игры предупредить учащихся, что предстоит игра-викторина по изученным сказкам народов мира (русские, тофаларская, башкирская, татарская и др.), предложить подготовить инсценировку отрывка любой понравившейся сказки. Дети делятся на две команды, каждая готовит для показа свой отрывок.
Кроме того, с помощью библиотекаря подбирают к предстоящему уроку книжную выставку «Сказки народов мира читаем, обо всём на свете знаем!».
К уроку учащиеся готовят рисунки по прочитанным сказкам.
Оформление доски: на доске вразброс прикреплены карточки с названиями сказок разных народов. В центре доски – игровое поле. Стены класса украшены рисунками учащихся. Оформлена книжная выставка. Команды участников сидят друг против друга; педагоги, гости – у задней стены класса.
Подскажи словечко | Сказка за сказкой | Нравственный урок |
Угадай героя | Кто больше? | Добро – зло |
Бюро находок | Что за прелесть эти сказки! | Вопросы от героя |
Ход урока
Под звуки музыки входит ведущий.
Ведущий: Дорогие ребята! Уважаемые взрослые!
Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по страницам любимых сказок. Сказки мы слышим с самых ранних лет, позже читаем их сами, учимся у героев добру, справедливости. Сколько бы ни было человеку лет, в сказках мы всегда находим что-то новое для себя, сказки многому нас учат.
А сегодня нам с вами предстоит преодолеть немалые трудности и препятствия, которые встречались на пути сказочных героев. Итак, начинаем игру «Крестики– нолики»!
Оценивать результаты команд будет СОВЕТ СТАРЕЙШИН, куда вошли педагоги нашей школы: ваши воспитатели и учителя.
От каждой команды к доске подходят по одному человеку, которые тянут жребий. Команда, вытянувшая «Х», называется командой «Крестики» и начинает игру, т.е. выбирает на поле первый конкурс.
Ведущий: Посмотрите на игровое поле, состоящее из клеток с заданиями.
Запомните правила игры:
- Каждый следующий конкурс выбирает проигравшая команда;
- Итоги подводятся любым способом: а) игра до победного конца, когда разыгрываются все 9 конкурсов и выигрывает команда, собравшая больше очков; б) выигрывает команда, сумевшая выстроить свои значки на игровом поле по вертикали, горизонтали или диагонали – как в детской игре «Крестики – нолики».
– Итак, выбираем первый конкурс!
Содержание учебного материала | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
Конкурс «Подскажи словечко». – Бывает так: услышишь где-нибудь слово или предложение, а в мыслях уже мелькнёт знакомая песня или стихотворение. Вашим заданием будет продолжить слова, часто встречающиеся в сказках: Крепко – (накрепко) Поле – (чистое) Беда – (неминучая) Дело – (святое) Жили – (были) Ругала – (бранила) Девица – (красная) Молодец – (добрый) Зорюшка – (ясная) Дуб – (могучий) Стрела – (калёная) Лук – (тугой) Река – (быстрая) |
– Называет 1 часть фразы, дети добавляют по очереди вторую. Если команда не знает ответ, ход переходит другой команде. | Называют 2 часть фразы, стараются не передать ход другой команде. | Совет старейшин оценивает по 1 баллу за каждый правильный ответ. Выигрывает та команда, которая ответила на все вопросы правильно или набрала большее количество баллов. |
Конкурс «Угадай героя» Угадай героя по описанию, назови сказку, скажи, какому народу она принадлежит. а) Был в Киеве такой герой, всех сильней, даже Змея сильнее. Разом мог мять 12 воловьих кож. Не разжалобили его слёзы царя и царицы, не пошёл он выручать их дочь-царевну из плена Змея. Растрогали героя сиротские слёзы, и пошёл он освобождать русскую землю от великой беды. Б) От него в тайге житья никому не было. Всех в страхе держал. Ревел на весь лес. Малые зверюшки дрожали, большие бежали от него куда глаза глядят. Ходил, не разбирая дороги, норы-гнёзда ломая, птиц-зверей давил, никого не миловал. В) Красивый юноша в грубом платье бедняка, имевший при себе иглу, молоток и поварёшку. Г) Баба её не любила, всю работу на неё взвалила, за всё ругала, бранила, досыта не кормила. Девочка ни от какой работы не отказывалась, что велят делать, всё сделает лучше и не надо. Д) Её баба нежила, голубила, а люди о ней говорили: «Вот она, неткаха-непряха; вот она, ленивица-бездельница». Е) Скачет он по ельничку, скачет по березничку, с дерева на дерево поскакивает, похрустывает… Ж) Ему бы вылезти из саней, ногами потопать, руками похлопать, а он лежит себе да кутается… Вот я его и пробрал насквозь… З) Не я с ним, а он со мной справился. Лошадь жалеет – бегом за санями бежит; дерево рубит, топором машет – только щепки летят! |
Называет описания. В сильном классе можно дать тексты на карточках для выразительного чтения командам. | Учащиеся слушают описания, угадывают героя, называя сказку и какому народу она принадлежит. | Совет старейшин оценивает по 1 баллу за правильный ответ. Если уч-ся читали описания сами, можно добавить 1 балл. |
Конкурс «Бюро находок» В бюро находок поступили вещи. Помогите, ребята, их отправить хозяевам. Стрела; банка с вареньем; туфелька; воловьи кожи; соха в 300 пудов; игла, молоток и поварёшка; ящики с драгоценностями; кудели и прялка; кованый сундук с богатствами; шуба медвежья, шапка лисья, сапоги волчьи; полушубок, шапка, рукавицы, топор; тазы нечищеные; холст; тесто. |
Называет предметы или показывает иллюстрации (можно сделать подборку названных предметов и внести в класс «Черный ящик»). |
Угадывают, кому принадлежат данные вещи: называют героя, сказку. | За каждый правильный ответ – по 1 баллу. В случае затруднения ход переходит другой команде. |
Конкурс «Сказка за сказкой» По условию этого конкурса надо вспомнить и назвать как можно больше русских народных сказок. Побеждант команда, за которой останется последнее слово. |
Учитель координирует деятельность уч-ся. | Команды по очереди называют сказки. | 3 балла получает команда, которая назовёт последнюю сказку из названных. |
Конкурс «Кто больше?» Дан текст. Выпишите из него как можно больше названий сказок. Победит в конкурсе та команда, чей список будет длиннее. |
Учитель раздаёт тексты , ручки, листы, координирует работу уч-ся. |
Уч-ся выписывают из текста названия сказок. | Совет старейшин оценивает качество работы: правильно ли с точки зрения орфографии оформлены записи; и по количеству сказок команды получают баллы (по 1 за название). |
Конкурс «Что за прелесть эти сказки!» Каждая команда готовила к уроку инсценировку отрывка одной из сказок. Есть возможность проявить свои артистические способности. Начали! 1 команда – инсценирует татарскую сказку «Три дочери», 2 команда – тофаларскую сказку «Три медведя». |
Помогает уч-ся подготовиться, надеть костюмы, подготовить инвентарь, следит за ходом инсценировки. | Инсценируют сказку, стараясь передать речь героев, их действия, по возможности показав национальные особенности сказки. | Оценивает артистические способности уч-ся по 5 – бальной системе. Дополнительные баллы возможно дать за подготовку к показу, костюмы. |
Конкурс «Нравственный урок». На данном этапе вы должны показать, чему учат сказки, какие нравственные уроки они преподносят людям. Как понимаете пословицы? Топор лучше шубы греет. Какова работа, такова и награда. Команды по очереди объясняют смысл сказочных пословиц. Причём говорит каждый участник, дополняя и уточняя ответ предыдущего (не повторяясь!). Капитан команды делает общий вывод. |
Представляет для выбора 2 конверта с пословицами. | Объясняют смысл пословиц. | Совет старейшин оценивает речевые умения уч-ся, их способность рассуждать, доказывать по 5-бальной системе. |
Конкурс «Добро-зло». Команды получают листы с вопросом: – Кто из героев прочитанных вами сказок олицетворяет Добро, а кто – Зло? Пока команды работают, проводится конкурс для зрителей. – Назовите нравственные качества, присущие героям сказок. |
Учитель поясняет задание. Учитель проводит конкурс. |
Уч-ся по очереди делают записи на листочке, затем сдают их в Совет старейшин. | Совет старейшин оценивает работы из расчёта 1 балл за правильный ответ. Зрители по своему желанию передают свои баллы понравившейся команде. |
Конкурс «Вопрос от героя». Ответить на вопрос, сказать, кто его автор, из какой сказки? 1. Как понимаете выражение «Мачеха меня поедом ела?» 2. Хитрую задачу мне дочь задала. Какую? 3. Как понимаете выражение «Сживали со свету меня?» 4. Почему в сказках побеждает бедный, но умный, а не глупый, но богатый? 5. Чьи слёзы горше – сиротские или царские? 6. Кто и за что наказал меня на полусонную жизнь? 7. Как понимаете выражение» Золотые руки?» 8. Кто связал мне рукавицы? Что за чудо-мастерица? 9. Что ценнее: жизнь человека или дорогие подарки? 10. За что меня поленом из полушубка выколачивали? |
Учитель задаёт вопросы. | Уч-ся совещаются и дают правильный ответ. | Оценивается знание, эрудиция, умение построить правильный ответ (по 1 баллу). |
Ведущий: Сегодня на уроке вы показали не просто свои знания, но и умения мыслить, рассуждать, оценивать, анализировать, сопоставлять. Хочется, чтобы та мудрость, которая заложена разными народами в своих в сказках, помогала вам в жизни поступать правильно в любых ситуациях. Читайте сказки и будьте мудрыми!
Для подведения итогов слово предоставляется Совету старейшин.
Под звуки бравурной музыки происходит награждение уч-ся.