Урок – игра по литературе по произведениям А.П.Чехова. (10 класс)
Цели :
- Познакомить учащихся с правилами игры «Что? Где? Когда?», учить работать командой.
- Расширить знания учащихся по творчеству А.П.Чехова, учить отвечать полными, развёрнутыми ответами, уметь слушать друг друга.
- Воспитывать любовь к литературе, к Родине, к творчеству А.П.Чехова.
Оборудование: Проектор, экран, портрет А.П.Чехова на доске, высказывания о писателе на створках доски, вопросы в конвертах, юла со стрелкой, фишки, для отвечающих из зала.
Произведения, которые должны быть прочитаны учащимися: «Лев и солнце», «Бабы», «Роман с контрабасом», «Человек в футляре», «Учитель словесности», «Дурак», «Словотолкователь для барышень», «Лошадиная фамилия», «Крыжовник», «Ванька», «Хамелеон».
Правила игры
- играет команда из 8 человек
- перед тем как ответить , нужно посовещаться и выслушать все версии
- ответ должен быть полным, с аргументами, жюри может задавать уточняющие вопросы
- выкрикивать нельзя, т.к. ответ не будет засчитан
- можно дополнять ответ зрителя из зала, за что можно получить фишку от жюри
- ответ оценивается по пятибалльной системе
Жюри: Три человека – учитель русского языка и литературы, библиотекарь, знаток творчества произведений А.П.Чехова.
У жюри бланк с фамилиями учащихся, в котором они будут позже выставлять баллы каждому игроку, бланк для оценок команды за каждый ответ, фишки для зрителей, если будут дополнения.
Ход урока.
Слово учителя:
- Сегодня у нас необычный урок, мы проведём его в форме игры «Что? Где? Когда?». (слайд 1) Много уроков подряд мы знакомились с произведениями Антона Павловича Чехова, отмечали художественные особенности рассказов, узнавали истории создания отдельных произведений, давали характеристики героям. Наш сегодняшний урок приурочен к 150-летию писателя (слайд 2) ,эпиграфом к игре я взяла строки Льва Николаевича Толстого , который сказал , что Чехов – это « несравненный художник жизни.» (слайд 3)
Ведущий :
- Для начала давайте посмотрим , как по-разному изображали художники и фотографы А.П.Чехова. Мы совершим пятиминутную виртуальную экскурсию в портретную галерею писателя.
4 слайд – художник И.Э.Браз «А.П.Чехов» 1898г. - изобразил его задумчивым, в любимом, обшитым зелёным сукном кресле
5 слайд – художник В.А.Серов «А.П.Чехов» 1902г.- глубоко задумчивым, печальным
6 слайд - художник Н.П.Чехов (брат) «А.П.Чехов» начало 1880-х г.- молодым, с пышной шевелюрой, смотрящим вдаль
7слайд – фото С.Линдена «Ялта. А.П.Чехов» 1904г.- строго одетым и серьёзным
8 слайд – фото «А.П.Чехов» 1898г. – озорно засунувшим руки в карманы и с лёгкой , еле уловимой улыбкой на губах
9 слайд – фото «Ялта. А.П.Чехов» 1898г.- этаким интеллигентом в белом костюме, без очков на чём-то сосредоточенный
10 слайд- фото Ф.Орлова «Ялта. А.П.Чехов» - со сложенными на коленях руками, спокойным и трогательным
11 слайд – обратите внимание – это рукописный текст самого А.П.Чехова со знаменитой подписью писателя, но особо завораживает образ автора, который , как волшебник ,своей палочкой вычерчивает на гранитной плите послание потомкам.
12 слайд – фото С.Исаковича 1874г. Таганрог - это первая фотография писателя, где мы видим большую и дружную семьюЧеховых.
Ведущий:
- И так, давайте начнём игру. Перед вами 9 конвертов с вопросами, шесть из них содержат вопрос , связанный с одним из изученных вами и прочитанных произведений, один – это блиц -вопрос, ещё один – это вопрос с иллюстрациями и ещё один – шуточный «Исправь ошибку». Всего вам хорошего, успехов, крутите юлу!
Вопрос № 1 .
Сгруппируйте пары героев из одного произведения и назовите само произведение.
А) княжна Бибулова, Степан Иванович Куцын, Кузька, Рахат-Хелам, Смычков, Матвей Савич
Б) Беликов, Прохор Петрович, Варенька, граф Нулин, Марьяшка Крыткина, Майка,
Вопрос № 2.
Где прошла встреча героев рассказа «Роман с контрабасом»? Как они решили проблему, которая у них возникла?
Вопрос № 3.
Почему в конце рассказа Дурак» главный герой произносит фразу :
- Ахнул и с той поры умней стал…
Что этим он хотел сказать?
Вопрос № 4.
Что не смог пережить Беликов и чем закончилась эта история?
Вопрос № 5.
Кто написал эти строки и кому они посвящены? Каков их смысл?
В знак дружбы двух монархий-
России и Ирана,
Из уваженья к вам, почтеннейший посол,
Я сам себя б разрезал, как барана,
Но, извините, я – осёл.
Вопрос № 6.
Блиц-турнир
Отвечайте словами из рассказа «Словотолкователь для барышень»
- А) Что такое плотская любовь?
- Б)…братская любовь?
- В)…физическая любовь?
- Г)…духовная любовь?
- Д)…животная любовь?
- Е) Что называют гражданским браком?
- Ё) Кто такие мужья?
- Ж) Кто такие холостяки?
- З) Что такое распутная жизнь?
Вопрос № 7.
Объясните смысл заключительной фразы Никитина из рассказа «Учитель словесности»
- Бежать отсюда, бежать сегодня же, иначе я сойду с ума?
Можно привести аргумент Машеньки.
Вопрос № 8.
Узнайте название произведения по иллюстрации.
Вопрос № 9.
Найдите ошибки в названии произведений А.П.ЧЕХОВА и исправьте их.
- «Письмо к учёному собрату»
- «Упитанный и тощий»
- «Жалобная песня»
- «Терапия»
- «Прапорщик Пришибеев»
- «Дама с кошечкой»
- «Трамвай № 6»
- «Шиповник»
- «Учитель математики»
- «Дом с балконом»
- «Человек в коробке»
- «Альбатрос»
- «Три брата»
- «Умный»
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
Ведущий:
- Пока жюри подводит итоги, у нас есть ещё интересная страничка под названием «А вы знаете, что…». Давайте с ней познакомимся.
А ВЫ ЗНАЕТЕ, ЧТО…?
- У А.П.Чехова около 50 произведений связано с медициной.
- В названии трёх рассказов писатель использовал музыкальные инструменты- «Роман с контрабасом», «Скрипка Ротшильда», «Свирель».
- Ряд произведений был экранизирован- «Цветы запоздалые», «Анна на шее», «Попрыгунья», «Невеста», «Медведь», «Дама с собачкой», «Свадьба», «Человек в футляре», «Душечка», «Степь», «Дуэль», «Скучная история», «Моя жизнь» и другие.
Ведущий :
- Сегодня вы показали хорошие знания произведений Антона Павловича Чехова. Вы проявили свой ум, внимательность, находчивость, вы настоящие знатоки литературы.
(награждаются члены команды сборниками рассказов А.П.Чехова, в листе оценивания у каждого выставлен балл, особо отличившиеся зрителя получают сладкий приз)
Учитель русского языка и литературы :
-А закончить нас необычный урок я предлагаю словами Куприна о писателе.
«Где он черпал свои образы? Где он находил свои наблюдения и сравнения? Где он выковыривал свой великолепный, единственный в русской литературе язык? Он никому не поверял и не обнаруживал своих творческих путей. Говорят, после него осталось много записных книжек; может быть , в них со временем найдутся ключи к этим сокровенным тайнам? А может быть, они и навсегда останутся неразгаданными…»
А.И. Куприн
Всего хорошего!