Урок-игра по литературе по произведениям А.П. Чехова. 10-й класс

Разделы: Литература

Класс: 10


Урок – игра по литературе по произведениям А.П.Чехова. (10 класс)

Цели :

  1. Познакомить учащихся с правилами игры «Что? Где? Когда?», учить работать командой.
  2. Расширить знания учащихся по творчеству А.П.Чехова, учить отвечать полными, развёрнутыми ответами, уметь слушать друг друга.
  3. Воспитывать любовь к литературе, к Родине, к творчеству А.П.Чехова.

Оборудование: Проектор, экран, портрет А.П.Чехова на доске, высказывания о писателе на створках доски, вопросы в конвертах, юла со стрелкой, фишки, для отвечающих из зала.

Произведения, которые должны быть прочитаны учащимися: «Лев и солнце», «Бабы», «Роман с контрабасом», «Человек в футляре», «Учитель словесности», «Дурак», «Словотолкователь для барышень», «Лошадиная фамилия», «Крыжовник», «Ванька», «Хамелеон».

Правила игры

  1. играет команда из 8 человек
  2. перед тем как ответить , нужно посовещаться и выслушать все версии
  3. ответ должен быть полным, с аргументами, жюри может задавать уточняющие вопросы
  4. выкрикивать нельзя, т.к. ответ не будет засчитан
  5. можно дополнять ответ зрителя из зала, за что можно получить фишку от жюри
  6. ответ оценивается по пятибалльной системе

Жюри: Три человека – учитель русского языка и литературы, библиотекарь, знаток творчества произведений А.П.Чехова.

У жюри бланк с фамилиями учащихся, в котором они будут позже выставлять баллы каждому игроку, бланк для оценок команды за каждый ответ, фишки для зрителей, если будут дополнения.

Ход урока.

Слово учителя:

- Сегодня у нас необычный урок, мы проведём его в форме игры «Что? Где? Когда?». (слайд 1) Много уроков подряд мы знакомились с произведениями Антона Павловича Чехова, отмечали художественные особенности рассказов, узнавали истории создания отдельных произведений, давали характеристики героям. Наш сегодняшний урок приурочен к 150-летию писателя (слайд 2) ,эпиграфом к игре я взяла строки Льва Николаевича Толстого , который сказал , что Чехов – это « несравненный художник жизни.» (слайд 3)

Ведущий :

- Для начала давайте посмотрим , как по-разному изображали художники и фотографы А.П.Чехова. Мы совершим пятиминутную виртуальную экскурсию в портретную галерею писателя.

4 слайд – художник И.Э.Браз «А.П.Чехов» 1898г. - изобразил его задумчивым, в любимом, обшитым зелёным сукном кресле

5 слайд – художник В.А.Серов «А.П.Чехов» 1902г.- глубоко задумчивым, печальным

6 слайд - художник Н.П.Чехов (брат) «А.П.Чехов» начало 1880-х г.- молодым, с пышной шевелюрой, смотрящим вдаль

7слайд – фото С.Линдена «Ялта. А.П.Чехов» 1904г.- строго одетым и серьёзным

8 слайд – фото «А.П.Чехов» 1898г. – озорно засунувшим руки в карманы и с лёгкой , еле уловимой улыбкой на губах

9 слайд – фото «Ялта. А.П.Чехов» 1898г.- этаким интеллигентом в белом костюме, без очков на чём-то сосредоточенный

10 слайд- фото Ф.Орлова «Ялта. А.П.Чехов» - со сложенными на коленях руками, спокойным и трогательным

11 слайд – обратите внимание – это рукописный текст самого А.П.Чехова со знаменитой подписью писателя, но особо завораживает образ автора, который , как волшебник ,своей палочкой вычерчивает на гранитной плите послание потомкам.

12 слайд – фото С.Исаковича 1874г. Таганрог - это первая фотография писателя, где мы видим большую и дружную семьюЧеховых.

Ведущий:

- И так, давайте начнём игру. Перед вами 9 конвертов с вопросами, шесть из них содержат вопрос , связанный с одним из изученных вами и прочитанных произведений, один – это блиц -вопрос, ещё один – это вопрос с иллюстрациями и ещё один – шуточный «Исправь ошибку». Всего вам хорошего, успехов, крутите юлу!

Вопрос № 1 .

Сгруппируйте пары героев из одного произведения и назовите само произведение.

А) княжна Бибулова, Степан Иванович Куцын, Кузька, Рахат-Хелам, Смычков, Матвей Савич

Б) Беликов, Прохор Петрович, Варенька, граф Нулин, Марьяшка Крыткина, Майка,

Вопрос № 2.

Где прошла встреча героев рассказа «Роман с контрабасом»? Как они решили проблему, которая у них возникла?

Вопрос № 3.

Почему в конце рассказа Дурак» главный герой произносит фразу :

- Ахнул и с той поры умней стал…

Что этим он хотел сказать?

Вопрос № 4.

Что не смог пережить Беликов и чем закончилась эта история?

Вопрос № 5.

Кто написал эти строки и кому они посвящены? Каков их смысл?

В знак дружбы двух монархий-
России и Ирана,
Из уваженья к вам, почтеннейший посол,
Я сам себя б разрезал, как барана,
Но, извините, я – осёл.

Вопрос № 6.

Блиц-турнир

Отвечайте словами из рассказа «Словотолкователь для барышень»

  • А) Что такое плотская любовь?
  • Б)…братская любовь?
  • В)…физическая любовь?
  • Г)…духовная любовь?
  • Д)…животная любовь?
  • Е) Что называют гражданским браком?
  • Ё) Кто такие мужья?
  • Ж) Кто такие холостяки?
  • З) Что такое распутная жизнь?

Вопрос № 7.

Объясните смысл заключительной фразы Никитина из рассказа «Учитель словесности»

- Бежать отсюда, бежать сегодня же, иначе я сойду с ума?

Можно привести аргумент Машеньки.

Вопрос № 8.

Узнайте название произведения по иллюстрации.

Вопрос № 9.

Найдите ошибки в названии произведений А.П.ЧЕХОВА и исправьте их.

  1. «Письмо к учёному собрату»
  2. «Упитанный и тощий»
  3. «Жалобная песня»
  4. «Терапия»
  5. «Прапорщик Пришибеев»
  6. «Дама с кошечкой»
  7. «Трамвай № 6»
  8. «Шиповник»
  9. «Учитель математики»
  10. «Дом с балконом»
  11. «Человек в коробке»
  12. «Альбатрос»
  13. «Три брата»
  14. «Умный»

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

Ведущий:

- Пока жюри подводит итоги, у нас есть ещё интересная страничка под названием «А вы знаете, что…». Давайте с ней познакомимся.

А ВЫ ЗНАЕТЕ, ЧТО…?

  1. У А.П.Чехова около 50 произведений связано с медициной.
  2. В названии трёх рассказов писатель использовал музыкальные инструменты- «Роман с контрабасом», «Скрипка Ротшильда», «Свирель».
  3. Ряд произведений был экранизирован- «Цветы запоздалые», «Анна на шее», «Попрыгунья», «Невеста», «Медведь», «Дама с собачкой», «Свадьба», «Человек в футляре», «Душечка», «Степь», «Дуэль», «Скучная история», «Моя жизнь» и другие.

Ведущий :

- Сегодня вы показали хорошие знания произведений Антона Павловича Чехова. Вы проявили свой ум, внимательность, находчивость, вы настоящие знатоки литературы.

(награждаются члены команды сборниками рассказов А.П.Чехова, в листе оценивания у каждого выставлен балл, особо отличившиеся зрителя получают сладкий приз)

Учитель русского языка и литературы :

-А закончить нас необычный урок я предлагаю словами Куприна о писателе.

«Где он черпал свои образы? Где он находил свои наблюдения и сравнения? Где он выковыривал свой великолепный, единственный в русской литературе язык? Он никому не поверял и не обнаруживал своих творческих путей. Говорят, после него осталось много записных книжек; может быть , в них со временем найдутся ключи к этим сокровенным тайнам? А может быть, они и навсегда останутся неразгаданными…»
А.И. Куприн

 Всего хорошего!

Презентация.

Ответы.