Владимир Владимирович Маяковский… Читатели старшего поколения хорошо знают “агитатора, горлана, главаря” и сразу вспоминают:
Я всю свою
Звонкую силу поэта
Тебе отдаю, атакующий класс…
Партия и Ленин –
близнецы-братья, —
кто более
матери истории ценен?
Мы говорим Ленин,
подразумеваем – партия,
Мы говорим партия,
подразумеваем Ленин…
Читайте,
завидуйте,
Я –
гражданин
Советского Союза!
Школьники тоже вспоминают: “Знаем, знаем,
что-то про широкие штанины и про паспорт. И еще
все это непонятно и как-то коряво”.
Как преодолеть сложившиеся стереотипы? Как
убедить, что Маяковский – талантливый поэт?
Проникновенный лирик? Поэт могучей метафоры,
точного и неожиданного сравнения? Мне кажется,
разговор нужно повести по-другому. В мастерской.
Обязательный элемент мастерской – осознание
конфликта. В мастерской человек сам строит свой
путь познания, а главное – переживает добытые
знания.
1. Пишем слово “новояз” и подбираем к нему смысловые ассоциации. Получаем приблизительно следующее: новый язык, новое искусство, новое слово, новый мир, новое мышление, будущее.
Обязательное условие работы в мастерской –
выступление всех участников. Учащиеся слушают
своих одноклассников и записывают понравившиеся
слова. Этот прием называется социализацией.
Социализация проводится на каждом этапе
мастерской.
Предлагаем выписать из следующих ниже
высказываний ключевые слова.
Б. Л. Пастернак говорил об этом поэте: “…новизна
времени была … в крови. Весь он был странен
странностями эпохи. Он с детства был избалован
будущим”.
М. И. Цветаева была убеждена, что “Маяковский –
первый новый человек нового мира, первый
грядущий. Кто этого не понял, не понял в нем
ничего”.
Получаем следующее: новизна времени, избалован
будущим, новый человек, новый мир, первый,
грядущий.
Итак, начало есть. Мы включились в творческий
процесс и подготовились к восприятию нового
слова.
2. Слушаем стихотворение “Ночь”. Просьба к учащимся – прислушаться к чувствам, которые возникнут у них во время чтения стихов.
Читаем несколько раз, а затем определяем, какие
чувства у нас вызвало стихотворение или
определяем свои впечатления.
Получаем, например: страх, ужас, пестрота,
страдание, одиночество.
Учащиеся слушают своих одноклассников. Мы просим
записывать понравившиеся слова и фразы, с тем
чтобы использовать их в дальнейшей работе. Часто
“Ночь” вызывает агрессию, чтобы преодолеть это
чувство, нужно нарисовать стихотворение.
Устраиваем выставку рисунков. Все
представленные работы объясняются (это может
сделать автор или кто-либо из участников
мастерской).
3. Пишем слово “Нате!” и подбираем к нему
ассоциации.
Получаем примерно: пощечина, удар, вызов, дайте,
плевок, возьмите.
Слушаем стихотворение “Нате!”
Задание группам: определить основные образы
стихотворения.
Получаем обычно: я, поэт, они, толпа.
После того, как свое мнение выскажут все группы,
читаем стихотворение несколько раз, выписываем
слова, определяющие названные образы. Получаем
следующую запись:
Я, поэт,
бесценных слов и мот транжир,
бабочка поэтиного сердца,
грубый гунн, открыл
столько стихов-шкатулок,
захохочу и плюну.
обрюзгший жир, устрица, грязные,
они, толпа,
толпа озвереет, ощетинит лапки,
стоглавая вошь
4. Читаем отрывок из поэмы “Облако в штанах”:
Вашу мысль,
мечтающую на размягченном мозгу,
как выжиревший лакей на засаленной кушетке,
буду дразнить об окровавленный сердца лоскут,
досыта изидеваюсь, нахальный и едкий…
…Не верю, что есть цветочная Ницца!
Мною опять славословятся
Мужчины, залежаннные как больница,
И женщины, истрепанные как пословица.
Получаем следующее:
Я, поэт
окровавленный сердца лоскут,
нахальный и едкий, в душе ни
одного седого волоса, красивый
двадцатидвухлетний.
они, толпа
размягченный мозг, выжиревший лакей
на засаленной кушетке,
чинная чиновница.
Проводим социализацию.
5. Манифест футуристов заключает этот этап работы.
Задание: выписать ключевые слова.
См.: “Пощечина общественному вкусу”
Весь собранный материал позволяет перейти к первому варианту сочинения “Слово о Владимире Маяковском”. Такая работа формирует навык письма, развивает воображение, дает эмоциональный всплеск. Сочинения получаются разные, некоторые ученики по-прежнему не воспринимают Маяковского, но многие отмечают необычные метафоры, яркие и точные эпитеты, более понятным становится мир поэта. Звучат все сочинения. Мы просим записать понравившиеся слова и фразы, они будут необходимы при создании второго варианта сочинения.
6. Читаем стихотворение “Скрипка и немножко нервно”. Обычно оно вызывает сильные чувства, поэтому мы записываем слова, выражающие эти чувства, а также понравившиеся слова.
Результат проведенной работы приблизительно
такой: удивление, нежность, встреча родственных
душ, любовь, открытие, я — хороший, враждебный
человеку мир, мы ужасно похожи.
Высказываются все участники мастерской.
7. Аналогичная работа проводится со стихотворением “Хорошее отношение к лошадям”.
8. Последняя работа — второй вариант сочинения, теперь оно называется “Для тех, кто не желает читать Маяковского”.
Происходит то, что французские методисты называют разрывом: в работах появляется совсем другой Маяковский.
“Иначе говоря, бабочка поэтиного сердца
прикрывается броней, скрывается от грязной
толпы. И чтобы не обидели, не посмеялись, нужно
ударить первому, нужно оскорбить самому. Мир
страшный и враждебный человеку и поэту, но есть
те, кто нуждается в защите. Те, кого он может
спасти”.
«А собственно говоря, почему вы не желаете его
читать? Маяковский скучный? Однообразный? Унылый?
Не соглашусь ни с одной характеристикой! Или вам
не нравится его эмоциональность и жесткая
реалистичность? Это дело вкуса. Не буду
навязывать свое мнение, но так прямо и открыто не
писал до него никто. Интересно знать именно его
взгляд на базовые вещи, интересующие всех поэтов.
Взять хотя бы призыв «сбросить с корабля
современности» классиков русской литературы!
Маяковский очень разный: грубый, нежный,
откровенный, ранимый… Именно таких поэтов
интересно читать».
9. Работа в мастерской заканчивается рефлексией, которая позволяет оценить итоги собственного труда, обменяться мнениями, определить свое отношение к поэту.