Урок литературы по теме "Мифы и герои древних славян"

Разделы: Литература


Цели:

  • сформировать у учащихся представление о славянской мифологии и показать её образность;
  • формировать чувство патриотизма, эстетического отношения к окружающему миру; развивать воображение, логическое мышление, умение работать в группе.

Планируемые результаты.

Предметные умения: знать славянские мифы, видеть их связь с историей славянского народа, знать понятие “миф”.

Метапредметные универсальные учебные действия:

Личностные:

проявляет интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

осознает себя представителем народа,

формирует чувство прекрасного на основе знакомства с отечественной культурой.

Регулятивные:

самостоятельно оценивает правильность выполнения действия и вносит необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации.

Познавательные:

осуществляет расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и интернета;

осознанно и произвольно строит сообщения в устной форме;

осуществляет выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Коммуникативные:

слушает и отвечает на вопросы, формулирует собственные мысли, высказывает свою точку зрения.

Методические приёмы:

  • рассказ учителя,
  • беседа по вопросам,
  • составление кроссворда,
  • творческая работа в группах

Список литературы:

  1. Статья А. Баженовой “Солнечные боги славян” из книги “Мифы древних славян. Велесова книга”.
  2. Л Яхнин “Мифы и герои Древней Руси” М, “Стрекоза-пресс”, 2007.
  3. Толковый словарь русского языкы .В.И.Даль.
  4. Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов.
  5. П.И.Мельников-Печерский “В лесах”.

План урока.

1. Организационно-мотивационный момент.

2. Актуализация знаний.

3. Формирование новых знаний.

Слово учителя.

Сообщения учащихся.

Представление творческих работ (иллюстрации, мини-инсценировка, поделки из природного материала).

Беседа по вопросам.

4. Закрепление полученных знаний (записи в тетрадь в течение урока).

5. Итог урока.

6. Домашнее задание.

Слово учителя:

Издревле обширной и прекрасной была русская земля. Вот как говорилось о ней в отрывке из древней повести:

О! Светло-светлая, красно-украшенная
Земля русская наша! Дивное диво озёра твои,
Потоки бурливые.реки. ручьи.
Дубравами частыми славишься ты,
И горы твои высоки и круты,
Холмы зелены и просторны поля,
О славная русская наша земля!
Народам твоим нету счета-числа,
До синего моря ты пролегла,
От венгров до чехов, от чехов до ляхов,
От ляхов до немцев, корел и ятвягов,
А там до болгар, от болгар до буртасов.
Обширна земля - не окинешь и глазом.

Но это наша прародина, считавшаяся восточной землей славянского мира. А славянские народы населяли и север Европы, и запад, и юг.

У разных славянских племен появлялись свои мифы, легенды и предания. Наш урок - о мифах руссов, наших с вами предков.

На Русь письменность пришла в 10 веке вместе с новой верой-христианством. Старая, языческая вера искоренялась, сней уходили и устные предания славянских народов-мифы.

- Какие вопросы могли интересовать человека древности? (Как появилась земля,вода? Где впервые появился человек? Куда уходит солнце? Что такое молния и гроза? Почему идет дождь?)

- Да. Вы правы, много вопросов интересовало древних славян. Объяснение многих явлений в природе, событий в жизни человека, наши предки передавали в устной форме в виде сказок, легенд и мифов. А что такое миф?

1. Мифы – это произведения народной фантазии, объясняющие устройство мира, явления природы, смысл и причины происходящих событий.

2. Миф - древнее народное сказание о легендарных героях, богах, о явлениях природы.

Сегодня вы познакомитесь с мифами славян, узнаете имена славянских богов, сможете оценить работу каждой группы или отдельного участника группы. (Ребята одной группы сидят вокруг одной парты, на парте стоит указатель с названием группы)

Сейчас каждая группа представит свой проект о героях славянской мифологии, а остальные делают записи в тетрадях, записывая имена богов, их дела.

(Каждая группа делилась на информационную подгруппу (2 ученика) и творческую (3-4 ученика), начинается защита мини-проекта каждой группы)

Группа “Начало”

Информационная подгруппа:

Сварог – один из первобогов. Повелитель огненной стихии. Творец всего сущего. Отец ряда богов:Перуна, Даждьбога и Семаргла.

Всесильный бог Сварог создал три царства: Небеса, Землю и Подземный мир. Небеса разделил он на два неба. Первое небо-владение самого Сварога, и хранятся там все запасы воды земной. Второе небо - твердый синий купол, который опирается на края Земли. Сварог напоил Землю водой, ожила и зацвела земля. Затем неутомимый Сварог сотворил прекрасную заоблачную райскую страну Ирий - сад. Растёт там Древо жизни, соединяющее небо, землю и подземный мир. Выросло Древо жизни из семени железного дуба, в котором заключены все земные стихии:вода, огонь и воздух. Родники живой и мертвой воды поят корни дерева. Ствол стремится к небу. Гнездятся на кроне Древа и сокол быстрый, и соловей голосистый, и Див, что ведает судьбу человеческую. Окружил Сварог прекрасную страну Ирий - сад необъятной водой, что зовется Океан-море, а в самой середке лежит остров Буян. Четырехликий, смотрит Сварог сразу на все четыре стороны света, зрит, как управляют всем поставленные им боги, как чтут богов люди.

Творческая группа представляет рисунки к прозвучавшему рассказу мифа.

Вопросы к классу:

- О чём повествует рассказанный миф? Как называли славяне рай? В каких произведениях устного народного творчества говорится о мертвой и живой воде? Какую роль выполняет мертвая и живая вода в мифе?

- Чей из представленных рисунков больше соответствует вашему видению бога Сварога?

Группа “Добрый Даждьбог”

Информационная подгруппа:

Лик Даждьбога (или Дажьбога), повелителя Белого Света и Природы, светел и неуловим, как небесное сияние. Прислуживает Дажьбогу маленький старичок Время. По приказу своего владыки посылает он на землю троих богатырей - Утро, Полдень и Вечер. Круглый год стоят на страже витязи, следят, чтобы день не забывал сменить ночь. Сам Дажьбог серебряным ключом замыкает зиму, а золотым отмыкает лето. От его воли зависит, расцветет ли Древо жизни. Чтобы пришло лето теплое, посылает Дажьбог птицу весеннюю на конец белого света, в золотое царство, где живут его дети: бог солнца Хорс и солнцева сестра Заря.

(Вступает творческая группа, мини-инсценировка)

Зовет птица весенняя:

- Заря-зоренька утренняя, солнцева сестра, снаряди свою серебряную лодочку, возьми весло золотое, разбуди солнце ясное!

Тут и люди принимаются взывать к птице-посланнице божьей:

- Пташечка-ключница,
Вылети с заморья,
Вынеси два ключа.
Два ключа заветных!
Замкни зиму холодную,
Отомкни лето, лето теплое!

И откликается Дажьбог на мольбы людей, велит запрягать белых коней, посылает своего сына Хорса. И дети поторапливают солнце:

- Солнышко-ведрышко, вставай спечи.
Гляди в печь -
Не пора ли блины печь?

Выглядывает солнце. Оживает земля. Расцветает древо жизни.

Учитель:

- Ребята, как звали бога Солнца? (Хорс) Одни считают, что бог солнца у славян был Ярило, другие – Даждьбог, третьи называют Световида. Наиболее известен Даждьбог: дающий, податель земных благ. Он дал человеку главное: солнце, тепло, свет, смену дня и ночи, времен года – все то, что мы называем “весь белый свет”. А собственно бог солнца – это Хорс. От древних слов хоро, коло, обозначавших круг, знак солнца, образуются слова хоровод, колесо. Хорсу посвящены два крупных языческих праздника: летнего солнцестояния в июне, когда с горы скатывали тележное колесо, что символизировало откат солнца на зиму, и зимнего солнцестояния в декабре, когда чествовали Коляду.

Группа “Бог Велес - помощик и защитник”

Информационная группа:

Бог предков Велес сторожит счастье людское, бережет скот, его считают покровителем охотников. В дань ему оставляют на полях несколько колосков - несжатую полоску ржи. “велесу на бородку”, - говорят пахари. И Велес платит за это сполна. Не таит, не прячет он свои сокровища, а богатство его велико. Ведь каждое растение корнем под землю уходит, питается растительной силой из владений подземного бога. В древности на Руси ведали о вещей силе Велеса. Праздники зимних святок накануне Нового года посвящались богу Велесу. А славу Велесу, покровителю мудрости, дарующему избранным умение понимать язык птиц и зверей, пели вещие певцы, гусляры. Древнего певца Бояна люди называли Велесовым внуком.

Творческая группа представляет творческие работы: фигурки зверей и птиц из природного материала.

Вопросы:

- Как вы объясните выражение “понимать язык птиц и зверей”? Разве птицы и звери разговаривают?

- Как вы считаете, почему поделки из природного материала, птицы и животные, рождают в нас чувства трепета и умиления?

Группа “Перун - бог-громовик”

На море на Океане, на острове Буяне стоит дуб, спит под ним грозный бог Перун. Кудри у него серебряные, усы золотые, борода тучей по небу разметалась Рядом с ним спит его жена, богиня лета и молодости Додола. Подкрался тут к дождевой деве Огненный Змей -Змиулан. Похитил он прекрасную Додолу. И, вместе с ней пропала живительная влага, выпил воду у земли коварный Змиулан. Проснулся бог Перун, тут же громыхнул гром гремящий. В руках держит Перун пылающий меч и огненную палицу. Испугался Змиулан гнева Перуна и спрятался в корнях старого дуба. Но метнул бог-громовик стрелу огненную и расщепил дерево, а увертливый Змиулан затиснулся под огромный камень-валун. Но настиг его грозный Перун, истерзал молниями, и выпустил Змиулан Додолу. Ожила Земля, ответила живым дыханием молодой зелени. Неспроста древние славяне в засушливые дни водили “додолу”, девушку, украшенную травами и цветами, испрашивая у богини дождя.

Творческая группа представляет общий рисунок “Бой Перуна с Змиуланом”.

Вопрос к классу: Ребята, а как вы бы изобразили бой Перуна с Змиуланом?

Учитель: Огромная свита из родственников и помощников, по верованиям древних славян, сопровождает Перуна: это Гром, Молния (тетушка Маланьица), Град, Дождь, четыре ветра (в соответствии с четырьмя сторонами света). Отсюда день Перуна – четверг. И поныне существуют выражения: “после дождичка в четверг”, “чистый четверг”. Какие ещё герои встречаются в славянских мифах? (Русалки, лешие, домовые, кикиморы, болотницы). Послушайте отрывок из книги П.И. Мельникова-Печерского “В лесах”.

В светлую летнюю ночь сидит болотница одна-одинешенька и нежится на свете ясного месяца... и чуть завидит человека, зачнет прельщать его, манить в свои бесовские объятья... Ее черные волосы небрежно раскинуты по спине и по плечам, убраны осокой и незабудками, а тело все голое, но бледное, прозрачное, полувоздушное. И блестит оно и сквозит перед лучами месяца... Из себя болотница такая красавица, какой не найдешь в крещеном миру, ни в сказке сказать, ни пером описать. Глаза - ровно те незабудки, что рассеяны по чарусе, длинные, пушистые ресницы, тонкие, как уголь, черные брови... только губы бледноваты, и ни в лице, ни в полной, наливной груди, ни во всем стройном стане ее нет ни кровинки. А сидит она в белоснежном цветке кувшинчика с котел величиною... Хитрит, окаянная, обмануть, обвести хочется ей человека - села в тот чудный цветок спрятать гусиные свои ноги с черными перепонками. Только завидит болотница человека - старого или малого - это все равно, - тотчас зачнет сладким тихим голосом, да таково жалобно, ровно сквозь слезы молить - просить вынуть ее из болота, вывести на белый свет, показать ей красно солнышко, которого сроду она не видывала. А сама разводит руками, закидывает назад голову, манит к себе на пышные перси того человека, обещает ему и тысячи неслыханных наслаждений, и груды золота, и горы жемчуга перекатного... Но горе тому, кто соблазнится на нечистую красоту, кто поверит льстивым словам болотницы: один шаг ступит по чарусе, и она уже возле него: обвив беднягу белоснежными прозрачными руками, тихо опустится с ним в бездонную пропасть болотной пучины...

- Что рисовало вам ваше воображение во время прослушивания этого отрывка? Какие чувства вы испытывали?

Подведение итогов.

- Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

- Работа какой группы вам понравилась?

- Как вы оцениваете свою работу в группе и на уроке? Что ты узнал о себе, работая в группе?

- Как вы считаете, помогают ли нам славянские мифы проникнуться уважением к нашим предкам-славянам, любовью к своей стране? (Учащиеся обмениваются мнениями).

Мифы дают нам ощущение родины, предоставляют нам возможность почувствовать свою самобытность. Каждый из нас - личность, а вместе мы - народ, Родина.

Домашнее задание (на выбор):

1. Приготовить иллюстрацию к славянским мифам.

2. Составить кроссворд (на основе записей в тетрадях).