Основные темы рассказа Л.Н. Толстого "Севастополь в декабре месяце"

Разделы: Литература


Цели урока: определить основные темы рассказа: человек и война, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита Отечества; раскрыть образы защитников Севастополя.

Ход урока

1. Вступление.

Узнав о поражении Крымской армии под Инкерманом, Л.Н. Толстой записывает в своём дневнике: “Дело предательское, возмутительное... Ужасное убийство. Оно ляжет на душе многих!”

Но Толстой уверен в силе духа русского солдата и продолжает: “ Велика моральная сила русского народа. Много политических истин выйдет наружу и разовьётся в нынешние трудные для России минуты. Чувство пылкой любви к Отечеству, восставшее и вылившееся из несчастий России, оставит надолго следы в ней. Те люди, которые теперь жертвуют жизнью, будут гражданами России и не забудут своей жертвы”.

Поражение под Инкерманом не было решающим. Всё должен был решить Севастополь. Оборона города длилась почти год. Первой бомбардировке город подвергся 5 октября 1854 года.

2. Сообщение учащихся о ходе Крымской войны 1853-1856 годов.

В России правит Николай I. Цель внешней политики – вытеснение Турции из Европы. Император провозгласил Россию покровительницей православных народов (болгар, сербов), находящихся под властью султана. 21 июня 1853 года русские войска были введены в дунайские княжества (Валахию, Молдавию). 16 октября 1853 года Турция объявила России войну. Русская дипломатия не смогла предвидеть то, что на стороне Турции выступят Англия, Франция, Сардиния.

В сентябре1854 года войска европейской коалиции высадились в Крыму. В октябре началась бомбардировка Севастополя. Одиннадцать месяцев длилась его героическая оборона. Подписанный в марте 1856 года в Париже мирный договор воспринимался в России как поражение. Крымская война оказалась последней для Николая I. 18 февраля 1855 года он умер. Суров был приговор современников.

Не Богу ты служил и не России,
Служил лишь суете своей,
И все дела твои, и добрые, и злые,
Всё было ложь в тебе, все призраки пустые:
Ты был не царь, а лицедей.

Так в 1856 году написал Ф.И. Тютчев.

3. Рассказ ученика об участии Л.Н. Толстого в Крымской войне.

С 1852 года Толстой находился на Кавказе, где участвовал в войне с горцами. В январе 1854года по просьбе писателя его переводят в Дунайскую армию. 7 ноября он прибыл в Севастополь. В письме брату Сергею писал: “...Я просился в Крым отчасти для того, чтобы видеть эту войну... а больше из патриотизма”. Толстой понимал, что “война идёт не за город, а за родину”.

Толстому было 25 лет, когда он отправился в действующую армию. Зачем? Позже устами князя Андрея Болконского он скажет: “...Я иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь – не по мне!” (“Война и мир”, т.I, ч.I, гл.V). Итак, с 1854 года Толстой девять месяцев сражался в Севастополе. Большую часть времени он – на четвёртом бастионе, в самом опасном месте.

“Он был в полном смысле душой батареи...Это был редкий товарищ, честнейшая душа, и забыть его решительно невозможно”,- вспоминает бывший товарищ Толстого по обороне Севастополя.

В июле 1855 года Л.Н. Толстой награждён орденом святой Анны 4-й степени с надписью “За храбрость”, а в конце года – серебряной медалью “За защиту Севастополя”. По окончании Крымской кампании получил бронзовую медаль “В память войны 1953-1856”.

4. Работа над текстом рассказа.

Ребята, перечитайте описание утра в начале рассказа “Утренняя заря только что...глухо бьёт восьмая стклянка” и сопоставьте его с пейзажем в финале. Какое настроение создаёт описание природы?

- В начале рассказа настроение ожидания – ожидания нового дня, радости, “неумолкаемый гул моря” - продолжение жизни. Будто и нет войны. Но изредка слышатся выстрелы, нарушающие тишину утра. В конце рассказа описывается вечер. Немного грустно. Но пейзажи зари и заката очень схожи. Если вначале мы слышали шум моря, то теперь “по воде разносятся звуки какого-то старинного вальса”, и “звуки выстрелов с бастионов”, которые странно вторят звукам вальса.

Итак, мы в Севастополе. “Не может быть, чтобы при мысли, что и вы в Севастополе, не проникли в душу чувства какого-то мужества, гордости и чтобы кровь не стала быстрее обращаться в ваших жилах”. Как вы думаете, почему так пишет автор?

Каковы ваши первые впечатления?

- Отвратительный беспорядок, все суетятся, перепуганы. Странно смешались лагерная и городская жизни. Красивый город и грязный бивуак.

А если ближе вглядеться в лица движущихся людей по улице? Найдите в тексте, как об этом пишет Толстой? (“Но вглядитесь ближе в лица этих людей...по камешкам перепрыгивает через улицу”) Описание солдат, офицера, девушки.

Это первое впечатление. Но мы идём дальше по городу. Посещаем госпиталь, отправляемся на бастион.

- Мы разочарованы, потому что ни на одном лице не увидим следов суетливости, растерянности, готовности к смерти. Мы видим будничных людей, спокойно занимавшихся будничным делом.

- В госпитале дурно пахнет, потому что там около пятидесяти тяжело раненых больных. Солдат ранен в ногу, собирается на выписку, на боль не жалуется. Даже в бою не почувствовал, как потерял ногу: “...как он ударит меня по ноге, ровно как в яму оступился. Глядь, а ноги нет...Оно первое дело, ваше благородие, не думать много: как не думаешь, оно тебе и ничего”.

- Другой раненый в нестерпимых страданиях ожидает смерти. Немного дальше видим старого солдата без руки, он поправился, сидит бодро.

- Там же мы видим на койке страдальческое, бледное и нежное лицо женщины, на котором играет во всю щеку горячечный румянец. У неё нет ноги. “Это нашу матроску...в ногу задело бомбой, она мужу на бастион обедать носила”, - услышим мы.

Л.Н. Толстой пишет: “Вы начинаете понимать защитников Севастополя; вам становится почему-то совестно...”. Почему становится совестно?

Дальше комната, в которой делают перевязки и операции. Толстой предупреждает: “Теперь, ежели нервы ваши крепки...Вы увидите там докторов с окровавленными по локти руками...” (зачитывается этот эпизод)

Пока мы видим войну “в настоящем её выражении” - в крови, в страданиях, в смерти.

Выйдя из “дома страданий” испытываем отрадное чувство, вдыхаем свежий воздух, размышляем, что значат смерть и страдания. Но скоро всё забудется, потому что над головой чистое небо, светит солнце, обращаем внимание на красивый город, церковь. Даже похороны офицера кажутся нам “весьма красивым зрелищем”.

В городе всё говорит о твёрдости духа, самоуверенности и безопасности жителей. Город продолжает жить своей жизнью.

О чём говорят моряки и офицеры в трактире? (зачитайте диалог)

Как они говорят о четвёртом бастионе? Помните, что существует два мнения об этом бастионе. Какие?

А где же говорится о геройстве защитников Севастополя? На четвёртом бастионе, может быть? Давайте отправимся туда. Но прежде чем попасть на четвёртый бастион, мы пройдём через необитаемые улицы, где нет вывесок, стёкла в окнах выбиты, крыши пробиты. Встречаются солдаты с носилками, по дороге попадаются капли крови. Неприятно поражают свист ядра или бомбы. Вспомните описание города вначале рассказа.

Перечитайте описание дороги на четвёртый бастион. Что нас поражает, пугает? Обратите внимание на слово “спокойно”, употребляемое Толстым в этом эпизоде (“спокойно прохаживается”, “спокойно свёртывает”, “спокойно говорит”).

Как ведут себя солдаты, офицеры на батарее?

-Движения спокойны, тверды, неторопливы. Простота и упрямство – главные черты, составляющие русскую силу. На каждом лице отпечаток опасности, злобы, страдания, сознание своего достоинства и высокой мысли и чувства.

- В душе каждого таится чувство злобы, мщения врагу и одушевление, проявление чувства. Раненый матрос трогательно просит прощение у своих товарищей: “Простите, братцы!” - “И так каждый день”, - говорит морской офицер. Нас удивляет стойкость этих людей, бесстрашие. Каждый “...исполняет своё дело, какое бы оно ни было”, - пишет автор.

“Итак, вы видели защитников Севастополя на самом месте защиты и идёте назад, почему-то не обращая внимания на ядра и пули, продолжающие свистать по всей дороге до разрушенного театра, - идёте со спокойным, возвысившимся духом”, - читаем в тексте. Что хотел подчеркнуть этими словами Толстой?

- Лев Толстой убеждает нас, что русский народ сильный, выносливый, терпеливый. Севастополь не взять врагу. Севастополь несокрушим. И не из-за множества брустверов, траншей, а в том, “что называется духом защитников Севастополя”. Защитники Севастополя всё делают так просто и так усиленно, что убеждаешься: “они ещё могут сделать во сто раз больше...они всё могут сделать”. А для этого у них есть особая “высокая побудительная” причина. И эта причина, лежащая в глубине души каждого, - любовь к Родине.

Перечитайте эпизод от слов “эта причина есть чувство...которой героем был народ русский”. Эти последние слова Толстого звучат как гимн русскому народу.

Как вы думаете, ребята, почему Л.Н. Толстой обращается к читателю напрямую: “Вы подходите...”, “Вы смотрите...”?

Завершением работы над рассказом “Севастополь в декабре месяце” Л.Н.Толстого будет домашнее задание. Написать письмо очевидца обороны Севастополя:

1. письмо солдата с фронта (мальчики I варианта);

2. письмо офицера с фронта (мальчики II варианта);

3. письмо сестры милосердия (девочки).

Презентация.