Литература
-
Задания на проверку осознанного чтения 2023
В условиях стремительно развивающегося общества, модернизации современного образования появилась проблема формирования у обучающихся не столько теоретических, сколько практических знаний, умений, навыков. Выяснилось, что предметные знания обязательно должны сочетаться с практическими умениями и навыками и что перед овладением каждым знанием необходимо обязательно мотивировать учащихся. Современное образование предполагает перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков, как основной цели обучения, на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий. Формировать данные общеучебные умения призваны компетентностно-ориентированные задания – это задания, которые имеют и учебное, и жизненное обоснование, не вызывают у думающего ученика безответного вопроса: «А зачем мы это делаем?» Таких задач в учебниках, учебных пособиях, дидактических материалах немного. Поэтому учитель вынужден постоянно создавать такие задания самостоятельно. Предлагаю вашему вниманию несколько компетентностно-ориентированных заданий, направленных на формирование осознанного чтения у учащихся.
-
Кроссворд по роману А.С.Пушкина "Дубровский" 2023
Предложен кроссворд к уроку литературы по роману А.С.Пушкина "Дубровский".
-
Легенды и мифы Древней Греции. Литературная игра “Куб” 2023
Цель игры: обобщить и проверить знания учащихся, полученные на уроках и при самостоятельном изучении легенд и мифов.
-
Демонстрационный вариант диагностической работы по читательской грамотности для обучающихся 6-х классов 2023
В демонстрационном варианте представлены примерные типы и форматы заданий диагностической работы для независимой оценки уровня подготовки обучающихся, не исчерпывающие всего многообразия типов и форматов заданий в отдельных вариантах диагностической работы.
-
Цикл уроков по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети" 2023
Цикл уроков литературы в 10-м классе по изучению романа И.С.Тургенева "Отцы и дети". Соответствует учебникам базового уровня и требованиям новых ФГОС. Данная разработка содержит презентации к четырём урокам и позволяет проанализировать проблематику, структуру произведения, охарактеризовать главных героев, их взаимоотношения. Презентации содержат схемы, вопросы для обсуждения и качественный иллюстративный материал.
-
Литературные шедевры в кинематографе (сопоставительный анализ литературного произведения и его экранизации как приём повышения мотивации обучающихся к чтению) 2023
Как же пробудить интерес к чтению? Как воспитать читающую личность, осознающую надобность читательской культуры для него самого в дальнейшем? Автор статьи считает что, один из способов – это привлечение к изучению литературного произведения близких ему видов искусств, в частности, кино.
-
Разработка урока литературы "Рифма. Способы рифмовки. Ритм. Стихотворная и прозаическая речь". 5-й класс 2023
Цель урока: познакомить обучающихся с различием стихотворной и прозаической речи; добиться усвоения понятий «рифма», «прозаическая речь», «стихотворная речь», «ритм», «речитатив», «рэп»; формировать умение строить текст определённой композиционной формы.
-
Применение современных методов на уроке – требование времени! 2023
В данной статье рассматривается необходимость изучения новых педагогических технологий учителем-предметником. Используя различные методы и приёмы, мы помогаем современному ребёнку просто и наглядно усвоить довольно большой объём информации.
-
Доклад на семинар "Использование соцсетей как средство изучения русского языка и литературы" 2023
В статье речь пойдет о том, как можно использовать всеобщее увлечение социальными сетями в обучающих целях на уроках русского языка и литературы на примере наиболее популярных у подростков социальных сетей.
-
Волшебная сила музыки в рассказе Андрея Ткачёва «Лебедь, или Вечер Сен-Санса». Урок внеклассного чтения в 9-м классе 2023
Автор статьи приглашает обучающихся к разговору о внутреннем мире человека, свободной и духовной личности, меняющейся под воздействием силы музыки. Организуя аналитическую беседу, педагог ведёт обучающихся к глубокому постижению авторской идеи, к пониманию читателем авторской позиции, выраженной в произведении.
-
Конспект урока по теме "Значение семьи и семейных ценностей воспитании ребенка в комедии Д.И.Фонвизина "Недоросль"" 2023
Произведение «Недоросль» Д.И.Фонвизина – благодатная почва для формирования личной позиции школьника о семье, семейных ценностях. Чтобы «раскрыть» произведение автором были сформированы цели урока: определить значение понятий «семья», «семейные ценности», проанализировать комедию с точки зрения влияния семьи и семейных ценностей; создать комфортную ситуацию для творческого выражения учащихся, способствовать осознанному отношению к семейным ценностям.
-
Интеллектуальная игра "Поле чудес" по теме "Дядя Федор, пес и кот – герои повести-сказки Э.Успенского" 2023
Интеллектуальная игра «Поле чудес» по теме «Дядя Федор, пес и кот – герои повести-сказки Э.Успенского» проводится как итоговое занятие по внеклассному чтению. В программу входят две игры. Первая из них предназначена для учащихся 1–2-х классов, вторая – для учащихся 3-го класса. Цель: формировать познавательный интерес и любовь к книге и чтению.
-
"И долго буду тем любезен я народу..." Викторина по творчеству А.С.Пушкина 2023
Подготовлены вопросы для проведения викторины по творчеству А.С.Пушкина.
-
Конспект урока литературного чтения в 1-м классе на тему «Добрый сказочник Чуковский. "Телефон"» 2023
Цель урока: продолжить знакомство с произведениями раздела «И в шутку и всерьез» (К.Чуковский «Телефон»); формировать навыки чтения целыми словами; организовать совместную деятельность учащихся с целью инсценирования литературного произведения.
-
Развитие связной речи у детей с ОНР посредством использования мнемотаблиц 2023
Для детей с общим недоразвитием речи характерны: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, дефектное произношение звуков. Большинство из них страдает нарушениями памяти, внимания, несовершенством логического мышления. Научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни – очень трудно. Дети лучше запоминают факты, предметы, явления, события, близкие их жизненному опыту, и их зрительная память практически не отличается от нормы. Учитывая этот факт, педагоги ищут всё новые пути совершенствования наглядности. Наряду с общепринятыми приёмами использования наглядности, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна. К таким приёмам относятся приёмы мнемотехники.
-
Актуальные проблемы преподавания литературы в 5-м классе 2023
Проблемы преподавания литературы в пятом классе – это важная и актуальная тема в современной образовательной системе. В данной статье рассмотрено несколько ключевых аспектов, с которыми сталкиваются учителя и ученики при изучении литературы на этом этапе обучения.
-
Тема природы в произведении Н.А.Некрасова «Саша» (отрывок из поэмы) 2023
Представлена презентация по теме "Тема природы в произведении Н.А.Некрасова «Саша» (отрывок из поэмы)".
-
Знакомство с героями романа И.С.Тургенева "Отцы и дети" 2023
Цель урока: приблизить героя к читателю, сделать живыми; научить ребят видеть детали и их роль в раскрытии авторского замысла; подойти к пониманию вопроса: за что Павел Петрович так невзлюбил Базарова; продемонстрировать и объяснить некоторые особенности Тургенева-художника: лаконизм, тайная психология.
-
Методические рекомендации к урокам по творчеству А.Платонова в 11-м классе. Тема: "Пророчество А.П.Платонова в повести «Котлован». Урок по повести А.П.Платонова «Котлован»" 2023
Цель урока: познакомить с биографией писателя и его творчеством; проанализировать повесть А.П.Платонова «Котлован».
-
"Поэзия, опалённая войной". Урок в 5-м классе. К.М.Симонов "Майор привёз мальчишку на лафете" 2023
Цели урока: дать общую характеристику поэзии военных лет; краткое знакомство с жизнью и творчеством К.Симонова; работа над выразительным чтением; наблюдение над сюжетом в лирическом произведении.
-
Дидактический материал для изучения романа Л.Н.Толстого "Война и мир" 2023
Как сделать так, чтобы ребята читали с интересом? Ведь именно интерес является основным стимулом деятельности ребенка, его обучения, развития. Задача учителя – вовлечь обучающихся в активную творческую деятельность, где участники процесса обучения взаимодействуют друг с другом, строят диалоги и самостоятельно получают знания. В формировании вышеуказанных умений мне помогают карточки, которые я даю для домашнего чтения, чтобы оно превратилось в поисковую осмысленную работу.
-
Библиотечное занятие для начальной школы "БиблиоКонфеты – ешь конфеты и читай!" 2023
Конфетный фантик изобрел Томас Эдисон в 1872 г., тот самый, который создал печатную машинку, фонограф, электросчетчик и кинокамеру. Это его «несерьёзное изобретение» мало кто помнит, но получилось так, что его стали использовать кондитеры. Вот с тех пор и надели «сладкие матрёшки яркие одёжки» и получили «имена». Как цветок для привлечения бабочек должен иметь яркую, красивую окраску, так и конфета радует красочной обёрткой, звучным, притягательным названием.
-
Как организовать исследовательскую деятельность учащихся? (из опыта работы) 2023
Подготовкой к научно-исследовательской деятельности является в нашей школе проектная деятельность, в которую вовлечены все учащиеся (с 5 по 9 классы). Главная идея проектной деятельности состоит в том, что ребенок выполняет ту работу, которая выбрана им самим. Проектное обучение усиливает истинное учение со стороны учащегося. Часто из проектных работ вырастают научно-исследовательские.
-
«Чтение – вот лучшее учение» 2023
Чтение учит мыслить, в этом и заключается развитие человека как культурно-языковой личности.
-
Внеклассное мероприятие по литературе по теме "Пословицы". 5-й класс 2023
Цели мероприятия: в игровой форме закрепить знания учащихся по литературе; развивать интерес к чтению, память, речь, внимание, коммуникативные навыки учащихся; научить работать в команде.
-
Открытый урок литературы в 5-м классе по басне И.А.Крылова "Волк на псарне" 2023
Цель урока: дать представление учащимся об историческом и общечеловеческом смысле басни И.А.Крылова «Волк на псарне».
-
«Сатиры смелый властелин… Фонвизин, друг свободы…». «Недоросль» (сцены). Проблема воспитания истинного гражданина. Классицизм 2023
Цель урока: ознакомить учащихся с личностью Д.И.Фонвизина, крупнейшего русского драматурга и сатирика второй половины XVIII века, основателя русского реалистического театра, кратко ознакомить с пьесами «Бригадир» и «Недоросль»; на примере жизни и деятельности Фонвизина воспитывать у учащихся твёрдость убеждений, упорство в достижении поставленной цели.
-
К проблеме преподавания произведений русской и зарубежной литературы в старших классах 2023
Литература – один из немногих предметов в курсе школьного образования, который касается души, учит сопереживать, помогать понять и простить, развить качества гуманной личности. Иными словами, литература — единственный предмет в школьном курсе, который говорит о душе и для души. И именно литература и её преподавание требует тщательной разработки общей концепции, определяющей направление развития методической науки, способствующей реализации стандарта образования. Согласно стандарту образования, приоритетными направлениями в методике преподавания литературы считают формирование представлений о специфике литературы в ряду других искусств, читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса и т.д. Прежде всего, эти направления касаются школьного курса литературы старших классов. При всем многообразии программ, методических пособий и рекомендаций трудно отдать предпочтение какому-либо из этих направлений. Но неизменным остается изучение отечественной литературы в курсе мирового литературного процесса. И это очень важно, так как для старшеклассника особенно ценно восприятие художественного произведения как целостной системы, базирующейся на единстве содержания и формы. Вспомним, что на этом пастулате базируется художественно-исторический метод, предложенный В.М.Жирмунским, который предполагает раскрытие социальной обусловленности событий и характеров, отношение к действительности как к факту социальному, и тем самым историческому.
-
Технологическая карта урока литературы в 5-м классе на тему "Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова "Бородино" 2023
Цель урока: научиться понимать художественный текст на примере стихотворения М.Ю.Лермонтова "Бородино".
-
Виртуальный литературный музей 2023
Задачи мероприятия: формировать художественную культуру; развивать самостоятельность и формировать исследовательские способности учащихся; развивать устную речь учащихся, воображение; воспитывать любовь к литературному наследию.