Литературная гостиная. Верлибр: рождение или возрождение

Разделы: Литература, Внеклассная работа

Классы: 9, 10, 11

Ключевые слова: поэзия, поэзия Серебряного века, Верлибр


Мероприятие для учащихся 9-11 классов.

Оформление:

  • кресла, диваны, столики.
  • На столах свечи в канделябрах, таблички с фамилиями верлибристов - С.Есенин, В.Хлебников, Олег Осипов, Владимир Бурич, Александр Бригинец и др.
  • На экран выведены слова Олега Борушко:
    По Пути
    нельзя пройти быстрее
    или медленнее
    Путь - ведёт
  • Слова А.Блока:
    Она пришла с мороза,
    Раскрасневшаяся,
    Наполнила комнату
    Ароматом воздуха и духов,
    Звонким голосом
    И совсем неуважительной к занятиям
    Болтовней.

Ход мероприятия

Вступление. 4 ученика декламируют строчки верлибристов.

1-й ученик: Валерий Сафинский (г.Калуга)

свобода
это когда
можешь
а другой
нет
если могут все
это анархия
так нас учили
такими мы выросли

2-й ученик: Александр Бригинец (г.Киев)

Сердце мое -
штрафной батальон
куда я изгоняю
все свои
сомнения

3-й ученик: Владимир Бурич (г.Москва)

Я заглянул к себе ночью
И увидел
Что меня там нет
И я понял
Что меня может
Не быть

4-й ученик: Александр Бригинец

Ни единой
Непорабощенной
мысли
У каждой
свой
хозяин

1-й Ведущий: В 1976 году в полемическом пылу поэт Давид Самойлов писал: «Свободный стих - для лентяев, для самоучек. Для мистификаторов (когда без точек и запятых). Ндо быть слишком уверенным в собственной ценности, чтобы посметь изъясняться свободным стихом, отыдите, нерадивые!»

По сегодняшним меркам такое заявление кажется слишком уж категоричным. Но тогда.в середине 70-х 20 века (как и несколько десятилетий подряд до этого) верлибр был запретной «диссидентской» формой. Обвинительный акт верлибру состоял из двух основных пунктов: 1) он - пагубное влияние Запада, 2) писать так проще простого.

2-й Ведущий: В самом деле, на западе верлибр - одна из равноправных поэтических форм. И только у нас раздавались окрики вроде самойловского. Но всё же верлибр был в русской литературе и возрождается. Им не пренебрегали Александр Блок, Сергей Есенин, Велимир Хлебников, Марина Цветаева

1-й Ученик:

Велимир Хлебников
Когда умирают кони - дышат,
Когда умирают травы - сохнут,
Когда умирают солнца - они гаснут,
Когда умирают люди - песни поют.

1-й Ведущий: Любопытно, что некоторые литературоведы утверждают, будто фольклор во многом состоит из верлибров- это загадки, пословицы, даже такое крупное произведение, как «Слово о полку Игореве».

2-й ученик

Не пристало ли нам, ратья
Начат старыми словами
Печальные повести о походе Игоревом,
Игоря Святославича?
Пусть начнется же песнь эта
По былинам нашего времени,
А не по замышлению Бояна.

2-й Ведущий: Когда стали сняты запреты, свободный стих не мог не выйти на литературную сцену и не заявить о себе. И есть книги верлибристов: Геннадия Алексеева, Валерия Липневича, Владимира Бурича и др. собратьев по перу. Вышла первая антология верлибра «Время Икс»(1989), сборник «Русский свободный стих»(1990). Проводятся фестивали верлибристов.Фестивали позволили обсудить проблемы верлибра, наметить пути его реабилитации.

1-й Ведущий: За последнее время наметились основные трактовки жанра:

  • Верлибр - это подвид стиха;
  • Верлибр - промежуточная форма между стихом и прозой;
  • Верлибр - особый вид литературы (ни стихи, ни проза)

2-й Ведущий: Александр Бригинец, лауреат I Всесоюзного фестиваля верлибра «Кольчугинская весна» им. В.Хлебникова и I Международного фестиваля свободного стиха «Европейский дом» делит верлибр на 3 ветви: «поэтическая проза», «тексты-конструкции», «философская миниатюра». И те стихи, которые прозвучали в литературной гостиной, относятся к «философской миниатюре».

Послушайте ещё ряд верлибров.

3-й ученик:

Олег Осипов

Трагедия

Солдата
взяли в плен
Солдат
нарушил приказ
Последнюю пулю
послал врагу

1-й Ведущий: Польский поэт Тадеуш Ружевич. За плечами Ружевича была суровая жизненная школа: в годы Второй мировой войны был рабочим в родном городке Радомско. В 1943-1944 годах был в партизанском отряде и сражался с гитлеровцами, сотрудничал с подпольной печатью. За многие годы вышло в свет более 20 стихотворных сборников поэта, несколько книг рассказов, драмы, репортажи, киносценарии. Имя Ружевича получило мировую известность. Стих Ружевича - свободный, безрифменный. Для него поэтическое творчество- это «действие», а не писание красивых стихов. Не стихи, а факты». Переводил с польского языка стихи Тадеуша Ружевича крупнейший верлибрист Владимир Бурич.

4-й ученик: На лоне природы (стих Ружевича, перевод Бурича)

Четырнадцатилетний мальчик
Каору Сузуки
сделал себе в Токио харакири
у него украли
любимую птицу
и жизнь его стала
пустой невыносимой

посмотрите на этого типа
режущего вилкой яичницу на бифштексе
он утратил
честь и гражданство
плюнул на совесть веру
и спокойно сел пообедать
ибо понятия не так уловимы
как птицы
а мать природа
терпима и не отличает
хорошего от плохого
Не надо пожимать плечами

2-й ведущий: В российской критике споры о месте верлибра в русской поэзии не утихают. Достаточно показательна, например, статья Кирилла Анкудинова в «Литературной газете» (2017) «Наблюдать умирание ремёсел». По его мнению, «в верлибре слово может быть "носителем информации" плюс образом; однако поэзия помнит о том, что была синкретическим искусством, и слово - нота или сочетание нот незримой партитуры стиха (попытайтесь пропеть верлибр). … Поэтическая индивидуальность обеспечивается просодией, то есть звучанием стиха; верлибр умерщвляет просодию; лирическое слово в верлибре, вместо того, чтобы держаться на просодической волне, или идёт камнем ко дну прозы, или прицепляет к себе воздушный шар приторной образности».

С другой стороны, Дмитрий Чернышев определяет верлибр как высшее достижение литературы со времён «ритмической речи богов».

В процессе развития русского верлибра в конце 20 и начале 21 века возникло множество споров вокруг проблемы так называемого свободного стиха и верлибра.

В.Бурич предложил стиховедам отказаться от термина «верлибр» (фр. - vers libre), как не вполне точного.

1-й ученик: Прочитаю свободный стих, сочиненный учеником 11 класса:

Пришел рассвет
Открыл я глаз один
Потом второй
Услышал звуки за окном
Пора вставать чтоб
в школу поспешить

1-й Ведущий:

Томас Элиот писал]: «Автор верлибра свободен во всём, если не считать необходимости создавать хорошие стихи».

Обратите внимание на слова О.Борушко, которые можно взять за эпиграф состоявшейся гостиной.

Пусть Путь ведет дальше: в новое, неведомое, которое так стремимся мы познать!

О российском 28 фестивале Свободного стиха, основателем и организатором которого является - поэт, филолог Юрий Орлицкий, можно узнать из «Независимой газеты» в статье «Верлибр с точки зрения», ссылка на экране:

https://www.ng.ru/ng_exlibris/2021-04-21/9_1075_festival.html?id_user=Y

Используемый материал

  1. Избранная лирика. Тадеуш Ружевич. М. «Молодая гвардия», 1980.
  2. «Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР», журнал, 1989, №11.
  3. https://ru.wikipedia.org/wiki/Свободный_стих.