Задачи:
- погрузить в атмосферу художественной и творческой жизни М.Ю.Лермонтова, воссоздать образ поэта как личности;
- развивать навыки творческого восприятия и выразительного чтения произведений поэта;
- воспитывать толерантность, коммуникативные навыки;
- расширять кругозор обучающихся в области искусства, через просмотр репродукций картин и прослушивание музыкальных фрагментов;
- воспитывать патриотизм и любовь к русской классической поэзии посредством прослушивания стихотворений М.Ю.Лермонтова.
Оборудование: портрет М.Лермонтова, выставка произведений поэта и о поэте, репродукции картин и рисунков Лермонтова, рисунки обучающихся, музыкальное оформление, презентация, компьютер, проектор.
На всём протяжении гостиной звучит музыка.
Ход гостиной
Слайд 1. На экране видео «Вальс» Хачатуряна из «Маскарада» (№ 1).
На фоне - сначала текст и стихи, потом - вальс в исполнении ребят.
Бал - это совершенно особенное событие в жизни человека XIX века. Бальный сезон начинался осенью и разгорался зимой, когда столичные дворяне возвращались из своих усадьб. Бал - это вершитель судеб; на балах влюблялись и ссорились, мирились, флиртовали, решали важные дела. Подъезжали кареты к праздничному освещённому подъезду. В вестибюле сбрасывали шубы и по ярко освещённой лестнице поднимались в зал, где при входе гостей встречали хозяйка и хозяин. И вот уже музыка и праздничное сияние.
Глухая полночь. Строем длинным.
Осеребрённые луной,
Стоят кареты на Тверской
Перед домом пышным и старинным.
Пылает тысячью огней
Обширный зал; с высоких хоров
Ревут смычки; толпа гостей;
Гул танца с гулом разговоров.
В роскошных перьях и цветах,
С улыбкой мёртвой на устах,
Обыкновенной рамой бала
Старушки светские сидят
И на блестящий вихрь зала
С тупым вниманием глядят.
Кружатся дамы молодые,
Не чувствуют себя самих;
Драгими каменьями у них
Горят уборы головные
По их плечам полунагим
Златые локоны летают
Одежды лёгкие, как дым,
Их лёгкий стан обозначают.
Вокруг пленительных харит
И суетится, и кипит
Толпа поклонников ревнивых:
Толкует, ловит каждый взгляд,
Шутя несчастных и счастливых
Вертушки милые творят.
Пары танцуют. Выстрел! (№ 1а) музыка резко обрывается!
Слайд 2
Выходит Ведущий 1 с подсвечником с зажжёнными свечами.
Ведущий 1.
Не просто, не в тиши, не мирною кончиной, -
Но преждевременно, противника рукой -
Поэты русские свершают жребий свой,
Не кончив песни лебединой!
(Ведущий ставит подсвечник к портрету Лермонтова и отходит на своё место).
Слайд 3.
Чтецы (читают резко, эмоционально. Сначала трагически, потом с негодованием - «Смерть поэта»).
1. Погиб поэт!
2.
- невольник чести -
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!..
3.
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один, как прежде... и убит!
4.
Убит!.. к чему теперь рыданья,
Пустых похвал ненужный хор
И жалкий лепет оправданья?
Судьбы свершился приговор!
5.
Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный, смелый дар
И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар?
6.
Что ж? веселитесь... - он мучений
Последних вынести не мог:
Угас, как светоч, дивный гений,
Увял торжественный венок.
7.
Его убийца хладнокровно
Навел удар... спасенья нет:
Пустое сердце бьется ровно.
В руке не дрогнул пистолет,
8.
И что за диво?.. издалека,
Подобный сотням беглецов,
На ловлю счастья и чинов
Заброшен к нам по воле рока;
9.
Смеясь, он дерзко презирал
Земли чужой язык и нравы;
Не мог щадить он нашей славы;
Не мог понять в сей миг кровавый,
На что́ он руку поднимал!..
10.
И он убит - и взят могилой,
Как тот певец, неведомый, но милый,
Добыча ревности глухой,
Воспетый им с такою чудной силой,
Сраженный, как и он, безжалостной рукой.
11.
Зачем от мирных нег и дружбы простодушной
Вступил он в этот свет, завистливый и душный
Для сердца вольного и пламенных страстей?
12.
Зачем он руку дал клеветникам ничтожным,
Зачем поверил он словам и ласкам ложным,
Он, с юных лет постигнувший людей?..
13.
И прежний сняв венок, - они венец терновый,
Увитый лаврами, надели на него:
Но иглы тайные сурово
Язвили славное чело;
14.
Отравлены его последние мгновенья
Коварным шепотом насмешливых невежд,
И умер он - с напрасной жаждой мщенья,
С досадой тайною обманутых надежд.
15.
Замолкли звуки чудных песен,
Не раздаваться им опять:
Приют певца угрюм и тесен,
И на устах его печать.
16.
А вы, надменные потомки,
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки,
Игрою счастия обиженных родов!
17.
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда - всё молчи!..
18.
Но есть и божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждет;
Он не доступен звону злата,
И мысли и дела он знает наперед.
19.
Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
Оно вам не поможет вновь,
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь!
Слайд 3 Звучит музыка (Начало 1) (№ 2)
Ведущий 1. Кто мог знать, что через 4,5 года оборвётся жизнь и этого юноши.
Ведущий 2. Ему оставалось всего 4,5 года. За это время ему предстояло стать великим поэтом, быть сосланным несколько раз на Кавказ, прослыть легендой Кавказской войны и погибнуть, как Пушкин, на дуэли.
Ведущий 3. В истории короткой жизни и гибели Лермонтова есть какая-то тайна, неуловимая определённость, рок. Он страдал более, чем жил.
Лермонтов (Шупер Д.)
Я сын страданья. Мой отец
Не знал покоя по конец.
В слезах угасла мать моя.
От них остался только я.
Слайды 4 Видео Е.Дога «Вальс цветов» (№ 3). На его фоне звучат стихи.
Чтец (преподаватель):
Мы открываем дверь в волшебный мир искусства,
В нём Гении живут и Музыка звучит.
В том мире никогда Душе не будет пусто,
В том мире дух поэта сегодня говорит.
Пылающей Душой он обладал. Был молод.
Он - странник одинокий. Он для России - сын.
Его судьба такая: поэзия и ноты,
Колосс Российский пылкий - свободы господин.
Бунтарь и лирик правды, и гуманист эпохи -
Он до сих пор несёт свой Величавый Крест.
Культура воспевает о Лермонтове строки,
Который нам оставил свой негасимый Свет.
Ведущий 1. Что такое для нас Лермонтов? Пожалуй, сразу и не объяснишь то ощущение гордости и одновременной грусти, которая охватывает нас, едва бросаешь взгляд на это выразительное лицо молодого, рано ушедшего от нас поэта.
Ведущий 2.
Вот он, задумчивый и дерзкий, мечтатель юных лет.
Шнуры на куртке офицерской, узоры эполет.
Его слова, вовек живые, вновь повторяй, страна:
"Недаром помнит вся Россия про День Бородина"
Именно этим стихотворением входит в наш мир Лермонтов. Входит и остаётся навсегда.
Слайд 4 (Звучит музыка (Начало 2) (№ 4)
Ведущий 1. Творческий путь Лермонтова - короткий, но очень яркий! Вся его литературная деятельность от юношеских проб пера до романа "Герой нашего времени" продолжалась чуть более 12 лет, но за это время им было написано более 400 стихотворений, около 30 поэм, 6 драм и 3 романа. Его творчество, основные мотивы которого связаны с вечными проблемами бытия и глубокими раздумьями поэта о смысле жизни, одиночестве и жажде душевной свободы, о поиске гармонии в отношениях с миром, безусловно, интересно и молодым людям 21 века.
Слайд 5 (Звучит музыка (Начало 2) (№ 4)
Ведущий 2. Начало русской родословной Лермонтовых положил выходец из Шотландии Георг Лермонт. Поступив на русскую службу в 1613 году, он был жалован земельным наделом недалеко от Костромы. Эти места и стали родиной для его потомков, в том числе для деда и отца поэта. Честно служили России Лермонтовы! Сам основатель рода ротмистр Георг Лермонт погиб в 1634 году в бою с поляками под Смоленском, сын его Петр служил саранским воеводою, участвовали Лермонтовы в Петровских походах и в Бородинском сражении.
СЛАЙДЫ 6, 7, 8 (Звучит музыка (Начало 2)(№ 4)
Ведущий 2. Среди предков поэта - декабристы, морской офицер Дмитрий Николаевич Лермонтов; герой освободительной Балканской войны 1877-78 годов Александр Михайлович Лермонтов; и даже участник гражданской войны, воевавший в Первой Конной армии, Владимир Михайлович Лермонтов.
Ведущий 1. Все представители рода обязательно стремились посвятить себя службе Отечеству. При этом множество Лермонтовых - это люди, одновременно имевшие дух жертвенного служения Отечеству и творческий талант. Замечено, что многие среди них - художники и поэты, а также люди, обладавшие особой духовной чуткостью.
Слайд 9 (Звучит музыка (Начало 2) (№ 4)
Вед 1 Юрий Петрович Лермонтов пленил свою богатую невесту Марию Михайловну Арсеньеву внешней красотой и редким добродушием. Мать Марии Михайловны Елизавета Алексеевна, принадлежавшая к богатому и влиятельному роду Столыпиных, была против этого союза. Но брак был заключен против ее воли. Семейное счастье омрачала нескрываемая недоброжелательность и постоянные ссоры Елизаветы Алексеевны со своим зятем.
Слайд 10 (Звучит музыка (Начало 2) (№ 4)
Ведущий 2. В 1817 году Мария Михайловна заболела скоротечной чахоткой и умерла в возрасте 21 года, оставив единственного сына сиротой. Вероятно, смутные воспоминания о звуках материнской песни, которая не раз звучала над его колыбелью, навеяли строки стихотворения "Ангел" (1831).
Слайд 11Звучит музыка для стихотворения "Ангел" (№ 5)
Под музыку звучит стихотворение " Ангел" (БАСАРИЯ Л.)
Звучит песня «Ангел» в исполнении обучающегося (№ 5А)
СЛАЙД 12 (Звучит музыка (Начало 2) (№ 4)
Ведущий 1. Сразу после смерти матери бабушка решительно отказала Юрию Петровичу в желании оставить сына у него, ссылаясь на бедность армейского капитана, которая не позволит дать мальчику хорошее образование. Елизавета Алексеевна увезла любимого внука в свое имение Тарханы Пензенской губернии.
СЛАЙДЫ 13, 14 (Звучит музыка (Начало 2) (№ 4)
Ведущий 2 Здесь она окружила внука заботой и лаской, не жалея средств на развитие многообразных талантов мальчика. Но семейная драма наложила свой отпечаток на характер поэта. Сердце мальчика разрывалось между доброй бабушкой и любимым отцом. Эти чувства Лермонтов выразил в стихах.
Слайд 15 (Звучит музыка А.Вивальди Адажио. Скрипка и фортепиано)(№ 6)
Под музыку звучит стихотворение "Ужасная судьба отца и сына"
Слайды 16, 17 Звучит музыка (Начало 2) (№ 4)
Ведущий 1. Для Елизаветы Алексеевны Арсеньевой ее ненаглядный внучок Мишенька был самым дорогим человеком на свете. Она во всем ему потакала. Любит играть в войну? Так вот ему и куча " солдат" из крестьянских детей. Вот лошадка живая. Катание на лодках. Походы в лес. И даже огромное путешествие на Кавказ. Вот учителя - какие бы ни были - лишь бы занимали внука. Всякий день, а пуще праздник - дым коромыслом, лишь бы Миша был весел. Позже в стихотворении " Как часто пестрою толпою окружен" Михаил Лермонтов об этом вспомнит.
Слайды 18-22 (Звучит музыка Вивальди «ЛЕТО»)(№ 7) (на слайдах «Промо-М» в Тарханах).
Под музыку звучит стихотворение «Как часто пестрою толпой я окружен»
Слайды 23, 24 Звучит музыка (Начало 2) (№ 4)
Ведущий 2. Как было принято в дворянских семьях, мальчик учился дома. В раннем детстве он слышал песни от матери, учился играть на скрипке и рояле, был силён в шахматах, свободно говорил на французском и английском языках. Он много читал, рисовал акварелью, особенно любил лепить из крашеного воска. Зимой ребята лепили фигуры из снега. Был у мальчиков и самодельный кукольный театр, для которого Мишель с 10 лет сочинял пьесы.
Слайд 25 Звучит музыка (Начало 2) (№ 4)
Ведущий 1. Миша - один сын у Юрия Петровича. Но он же и единственный внук у бабушки. Если бы не завещание Арсеньевой - забрал бы Юрий Петрович сына к себе в Кропотово. Но связала она его этой бумагой.
Лермонтов (выходит из тени вперёд, перед ведущими):
Впервые приехав к отцу, в его кабинете на стене я увидел портрет матери. На меня смотрела в глаза и нежно улыбалась мать, как бы выступив из моих мучительно-смутных снов. Я не мог глаз отвести от портрета. Казалось, и мама смотрела на меня - глаза как будто раскрылись шире, и улыбка стала живее, и лицо просветлело…
Ах, какие это были мгновения!
Ведущий 2. Он все реже атаманствовал в играх. Он начинал понимать одиночество. Все нужнее оно было ему.
Слайд 26 (Звучит песня «Белеет парус одинокий…» в исполнении преподавателя школы) (№ 8)
Слайд 27 Звучит музыка (Начало 2) (№ 9)
Ведущий 2. 1 октября 1831 г. Юрий Петрович умер, оставив в завещании теплые слова для сына: « Благодарю тебя, бесценный друг мой, за любовь твою ко мне и нежное твое ко мне внимание, которое я мог замечать, хотя и лишен был утешения жить вместе с тобою».
Лермонтов так откликнулся на его смерть:
Ты дал мне жизнь, но счастья не дал;
Ты сам на свете был гоним,
Ты в людях только зло изведал…
Но понимаем был одним.
Этим «одним» был сам Михаил.
Слайды 28, 29, 30 (Звучит музыка (Начало 2) (№ 10)
Ведущий 1. В 1827г. бабушка переехала с внуком из Тархан в Москву. Она пригласила для внука лучших преподавателей, чтобы готовить его для поступления в Благородный пансион при Московском университете. Осенью 1828 г. Лермонтов был принят в 4 класс Московского университетского благородного пансиона. Это было одно из лучших учебных заведений того времени. После Тарханского одиночества Лермонтов попал в кипучее море молодой жизни - новые товарищи, большой круг родных и знакомых. Он легко вошел в пансионскую жизнь. Среди новых товарищей он прослыл шутником и остроумцем, а также силачом. Во время послеобеденного отдыха он отличался в играх, происходивших во дворе. К широкоплечей фигуре Лермонтова очень шла пансионская форма - синий сюртук со стоячим малиновым воротником и синие брюки.
Слайд 31 Звучит музыка (Начало 2) (№ 10)
Ведущий 2. Каждую субботу в комнате у преподавателя Семёна Егоровича Раича собиралось «Литературное общество» - кружок любителей литературы. На этих собраниях они читали поэтические произведения Ломоносова, Пушкина, а также читали свои собственные стихи. Лермонтов зачитывался стихами Пушкина, увлечённый поэзией Лермонтов сам начал писать стихи и вскоре он занял в кружке по стихам - 1 место.