Класс: 9.
Цель урока:
- выявить неповторимость «Слова о полку Игорева» с точки зрения поэтики, то есть использования выразительных средств;
- показать уникальность древнерусского автора, близость к устному народному творчеству.
Задачи:
- совершенствовать навыки аналитической работы с поэтическим текстом;
- развивать исследовательские, аналитические способности;
- способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся;
- воспитывать культуру читательского восприятия;
- развивать навыки анализа художественного текста; формировать у учащихся интерес к чтению;
- познакомить с новым термином «психологический параллелизм»;
- совершенствовать умение находить средства выразительности в тексте.
Предполагаемые результаты:
Предметные:
- формировать навыки анализа поэтического текста и летописного источника, уметь находить в тексте средства выразительности и определять их роль;
- понимать роль фольклорных образов, мотивов, приемов в произведении;
- владеть навыками выразительного чтения, анализа текста.
Личностные:
- проявлять интерес к изучаемой теме;
- осознавать успешность собственной учебной деятельности; развивать свои творческие способности;
- работать над культурой речи;
- умение вести диалог, работать в группах.
Метапредметные:
- понимать учебную задачу;
- уметь работать с тестовым материалом; выполнять учебное задание в соответствии с целями, соотносить собственные учебные действия с известным алгоритмом работы;
- уметь формулировать собственные мысли;
- выполнять аналитическую и сопоставительную работу;
- обобщать и делать выводы;
- уметь работать в группе.
Коммуникативные:
- проявлять речевые действия: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира.
Регулятивные:
- определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.
Познавательные:
- умение формулировать проблему;
- выдвигать аргументы;
- строить логическую цепь рассуждений;
- находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис;
- определять основную и второстепенную информацию;
- осмысливать цель чтения;
- выбирать вид чтения в зависимости от коммуникативной цели.
Термины и понятия:
- жанровая характеристика, летописный источник, рефрен, выразительные средства, стилистические особенности, древнерусский язык, современный русский язык, поэтическое слово, языковые средства.
Ресурсы и оборудование
- Информационные: учебник, рабочая тетрадь, карточки-задания на печатной основе
- Интегративные: презентация PowerPoint.
Методы и формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, анализ и синтез, частично-поисковый, репродуктивный, работа с текстом, работа с конспектом, схемами-таблицами.
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).
Технология изучения темы. Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Организационный этап. Обеспечить организационное начало урока, психологически подготовить и эмоционально настроить учащихся на работу |
Обеспечить организационное начало урока, психологически подготовить и эмоционально настроить обучающихся на работу.
|
Настраиваются на работу |
Мотивация учебной деятельности. Мотивировать к изучению темы, стимулировать желание изучать тему. |
Эпиграф к уроку:
Вопросы учителя:
|
Отвечают на вопросы. Пытаются сформулировать тему и цели урока. Записывают тему урока. |
Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.
|
Какие выразительные средства вам известны?
|
Примерные ответы учащихся: эпитеты, постоянные эпитеты, антитеза, метафора, олицетворение, инверсия, перифраз, сравнение, рефрен.
|
Работа над темой урока.
|
Организовать работу в группах. Распределить по 5-6 человек. Учащиеся получают отрывки из текста для работы (Первая битва князя Игоря, вторая битва, «золотое слово Святослава», плач Ярославны, побег Игоря). Должны заполнить карты ответа, отметить выразительные средства. Ответ строить по предложенному плану. Сделать вывод.
|
Необходимо распределить и организовать правильно работу в группе. |
Самостоятельная работа по группам с последующей проверкой. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания).
|
Учитель заслушивает ответы по предложенному плану: (Приложение №3)
1. Чему и кому посвящен отрывок?
Попросить детей все обобщить.
|
Выступает один человек от группы, остальные члены группы дополняют. |
Рефлексия (подведение итогов занятия.
|
Учащимся предлагается заполнить оценочные листы (смотреть Приложение 4). |
Ребята оценивают свою работу и каждого участника группы |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
|
Хочется прочитать вам полную цитату Б.Рыбакова «Автор «Слова о полку Игореве» - Пушкин XII столетия. Талантливый, разносторонний, покоряющий своим словом и современников и нас, далеких потомков. Сотни переводчиков старались переложить на разные современные языки то, что он сказал, т.е. раскрыть буквальный смысл произведения, написанного на русском языке XII века. Пять тысяч книг и исследовательских статей XIX-XX веков посвящены расшифровке глубинного смысла написанного раскрытию тех смыслов и иносказаний, неясных намеков и многозначительных умолчаний, из которых соткана узорчатая ткань этой поэмы, этого ученого трактата, этого страстного патриотического призыва к единству».
|
|
Список литературы
- Д.С.Лихачев « Слово о полку Игореве». Историко - литературный очерк.- Л., 1982 г.
- Б.Рыбаков. « Как вникнуть в сущность « Слова о полку Игореве». « ЛШ».№4. - 1990.
- Энциклопедия для детей. Т.9. Русская литература. Ч. 1 От былин до летописи.- М.: Аванта+, 2000. С. 219.
- В.И.Охотникова « Древнерусская литература». М., Просвещение. 2002.
- И.Шкляревский « Читаю « Слово о полку Игореве». - М. Просвещение, 1991 г.
- www.slovoopolku.ru
- www.hrono.ru/dokum/slovo.html
- www.pravoslavie.ru/arhiv