Литература «Поэтика «Слова о полку Игореве»

Разделы: Литература

Класс: 9

Ключевые слова: Слово о полку Игореве, Древнерусская литература


Класс: 9.

Цель урока:

  • выявить неповторимость «Слова о полку Игорева» с точки зрения поэтики, то есть использования выразительных средств;
  • показать уникальность древнерусского автора, близость к устному народному творчеству.

Задачи:

  • совершенствовать навыки аналитической работы с поэтическим текстом;
  • развивать исследовательские, аналитические способности;
  • способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся;
  • воспитывать культуру читательского восприятия;
  • развивать навыки анализа художественного текста; формировать у учащихся интерес к чтению;
  • познакомить с новым термином «психологический параллелизм»;
  • совершенствовать умение находить средства выразительности в тексте.

Предполагаемые результаты:

Предметные:

  • формировать навыки анализа поэтического текста и летописного источника, уметь находить в тексте средства выразительности и определять их роль;
  • понимать роль фольклорных образов, мотивов, приемов в произведении;
  • владеть навыками выразительного чтения, анализа текста.

Личностные:

  • проявлять интерес к изучаемой теме;
  • осознавать успешность собственной учебной деятельности; развивать свои творческие способности;
  • работать над культурой речи;
  • умение вести диалог, работать в группах.

Метапредметные:

  • понимать учебную задачу;
  • уметь работать с тестовым материалом; выполнять учебное задание в соответствии с целями, соотносить собственные учебные действия с известным алгоритмом работы;
  • уметь формулировать собственные мысли;
  • выполнять аналитическую и сопоставительную работу;
  • обобщать и делать выводы;
  • уметь работать в группе.

Коммуникативные:

  • проявлять речевые действия: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира.

Регулятивные:

  • определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.

Познавательные:

  • умение формулировать проблему;
  • выдвигать аргументы;
  • строить логическую цепь рассуждений;
  • находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис;
  • определять основную и второстепенную информацию;
  • осмысливать цель чтения;
  • выбирать вид чтения в зависимости от коммуникативной цели.

Термины и понятия:

  • жанровая характеристика, летописный источник, рефрен, выразительные средства, стилистические особенности, древнерусский язык, современный русский язык, поэтическое слово, языковые средства.

Ресурсы и оборудование

  • Информационные: учебник, рабочая тетрадь, карточки-задания на печатной основе
  • Интегративные: презентация PowerPoint.

Методы и формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, анализ и синтез, частично-поисковый, репродуктивный, работа с текстом, работа с конспектом, схемами-таблицами.

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).

Технология изучения темы. Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный этап. Обеспечить организационное начало урока, психологически подготовить и эмоционально настроить учащихся на работу

Обеспечить организационное начало урока, психологически подготовить и эмоционально настроить обучающихся на работу.
-Ребята, сегодня на уроке мы продолжим изучение замечательного образца древнерусской литературы - «Слова о полку Игореве». На предыдущем занятии вы познакомились с содержанием, композицией, идейной направленностью произведения. Основная тема древнерусской литературы - тема Русской земли, её единства и независимости. Она воспевает красоту и величие Русской земли, резко осуждает тех князей, чья политика идёт вразрез с интересами страны. Но сегодня поговорим о другом.
Обратимся к эпиграфу урока.

Настраиваются на работу

Мотивация учебной деятельности. Мотивировать к изучению темы, стимулировать желание изучать тему.

Эпиграф к уроку:
Автор «Слова о полку Игореве» - это Пушкин XII cтолетия. Б.Рыбаков

Вопросы учителя:
Как вы думаете, о ком и о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?
Могли бы сформулировать тему урока?
Какие цели мы с вами поставим на этот урок? (Чтобы доказать правдивость высказывания Б.Рыбакова, необходимо проработать текст с точки зрения использования выразительных средств в «Слове..». Показать уникальность и талантливость безымянного автора)

Отвечают на вопросы. Пытаются сформулировать тему и цели урока. Записывают тему урока.

Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.
Выявить пробелы в знаниях учащихся.
Устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы.
Актуализировать знания учащихся.

Какие выразительные средства вам известны?
Даем новое понятие «психологический параллелизм» - это стилистический прием в произведениях устного народного творчества: аналогия, сближение явлений (например, явлений природы и человеческой жизни).
Словарная работа «психологический параллелизм»

Примерные ответы учащихся: эпитеты, постоянные эпитеты, антитеза, метафора, олицетворение, инверсия, перифраз, сравнение, рефрен.
Просмотр презентации, запись определения в тетрадь.

Работа над темой урока.
Развивать навыки анализа текста. Обеспечить повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания, установление уч-ся внутрипредметных и межпредметных знаний,
помочь в осмыслении уч-ся изученного материала.

Организовать работу в группах. Распределить по 5-6 человек. Учащиеся получают отрывки из текста для работы (Первая битва князя Игоря, вторая битва, «золотое слово Святослава», плач Ярославны, побег Игоря). Должны заполнить карты ответа, отметить выразительные средства. Ответ строить по предложенному плану. Сделать вывод.
Все материалы смотреть в Приложении 1 и Приложении 2 (таблица №1 для работы учителя и раздаточный материал для учащихся, таблица №2).

Необходимо распределить и организовать правильно работу в группе.

Самостоятельная работа по группам с последующей проверкой. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания).
Обеспечить развитие у школьников способности к поисково-исследовательской деятельности. Откорректировать выявленные пробелы в знаниях и способах действий уч-ся в рамках изученной темы

Учитель заслушивает ответы по предложенному плану: (Приложение №3)

1. Чему и кому посвящен отрывок?
2. Какие выразительные средства используются в этом отрывке?
3. С какой целью их использует автор?
4. Прослеживается ли в отрывке близость к устному народному творчеству?
5. В чем вы видите уникальность автора «Слова...»?

Попросить детей все обобщить.
Слово учителя:
Глубокое идейное содержание "Слова о полку Игореве" гармонически воплотилось в изумительной поэтической форме, какой мы не встретим ни в одном памятнике старинного славянского эпоса. Богатство образно-символических элементов - отличительная черта "Слова". Поэтическое олицетворение, сравнение, параллелизмы - все это в изобилии находим мы в нем. Художественные средства поэтической речи автор "Слова" использовал так, что придал своему произведению глубокую лирическую взволнованность и большое эмоциональное напряжение, то и дело высказывая свое субъективное отношение к событиям и лицам, принимавшим в событиях участие. Это делает "Слово" памятником насквозь публицистическим, агитационным, призывающим к действию, к борьбе за сплочение всех русских сил против кочевников-разорителей Русской земли. Призыв постоять "за землю Русскую", забыв личные счеты и личные временные эгоистические выгоды, звучит у нашего автора значительно энергичнее и убедительнее, чем он звучит даже у древнего летописца, также стоящего на страже интересов Русской земли в ее целом. "Слово", является сугубо прогрессивным для своего времени литературным памятником, обнаружившим силу национального самосознания наиболее передовых людей Киевской Руси.

Выступает один человек от группы, остальные члены группы дополняют.

Рефлексия (подведение итогов занятия.
Обеспечить самоанализ учащимися их деятельности на уроке и полученных новых знаний по теме урока. Научить соотносить собственный результат с поставленной целью.
Оценить работу учащихся.

Учащимся предлагается заполнить оценочные листы (смотреть Приложение 4).

Ребята оценивают свою работу и каждого участника группы

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Обеспечить понимание учащихся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Хочется прочитать вам полную цитату Б.Рыбакова «Автор «Слова о полку Игореве» - Пушкин XII столетия. Талантливый, разносторонний, покоряющий своим словом и современников и нас, далеких потомков. Сотни переводчиков старались переложить на разные современные языки то, что он сказал, т.е. раскрыть буквальный смысл произведения, написанного на русском языке XII века. Пять тысяч книг и исследовательских статей XIX-XX веков посвящены расшифровке глубинного смысла написанного раскрытию тех смыслов и иносказаний, неясных намеков и многозначительных умолчаний, из которых соткана узорчатая ткань этой поэмы, этого ученого трактата, этого страстного патриотического призыва к единству».
Необходимо дать характеристику автора, исходя из этого высказывания. Найти эпизоды в «Слове…», подтверждающие это высказывание.

Список литературы

  1. Д.С.Лихачев « Слово о полку Игореве». Историко - литературный очерк.- Л., 1982 г.
  2. Б.Рыбаков. « Как вникнуть в сущность « Слова о полку Игореве». « ЛШ».№4. - 1990.
  3. Энциклопедия для детей. Т.9. Русская литература. Ч. 1 От былин до летописи.- М.: Аванта+, 2000. С. 219.
  4. В.И.Охотникова « Древнерусская литература». М., Просвещение. 2002.
  5. И.Шкляревский « Читаю « Слово о полку Игореве». - М. Просвещение, 1991 г.
  6. www.slovoopolku.ru
  7. www.hrono.ru/dokum/slovo.html
  8. www.pravoslavie.ru/arhiv