Литература
-
Когнитивная компетенция как средство развития одаренности обучающихся на уроках гуманитарного цикла в условиях ФГОС 2019
Высокий познавательный интерес доказывает эффективность когнитивного подхода к учебной деятельности школьников. Развивая мышление, школьники учатся познавать мир, свою социальную значимость и, как следствие, становиться гражданином своей страны с активной жизненной позицией.
-
Семейное чтение как средство формирования читательской грамотности учащихся 2019
Самой большой своей находкой, применяемой на практике, я считаю «семейное чтение». Ситуация, в которой родители не заставляют ребенка читать, а садятся с ним рядом, дает огромный положительный эффект, у ребенка при виде книги загораются глаза. Хочу заметить, что не все родители сразу способны понять ценность данных минут для ребенка, но через неделю, через две или три все семьи включаются в марафон семейного чтения.
-
Рассказ И.А.Бунина «Господин из «Сан-Франциско» в восприятии современных школьников 2019
В статье описано, как воспринимают современные школьники шедевр И.А.Бунина, какие проблемы волнуют их особенно остро. Учитель демонстрирует, как сделать беседу с учениками композиционно стройной, направить разговор в нужном направлении, какие вопросы предложить для осмысления, какие акценты расставить. На уроке ученики познакомились с историей создания рассказа «Господин из Сан-Франциско», вспомнили сюжет, ответили на вопросы.
-
Визитка литературного музея Галимджана Ибрагимова 2019
В 2018 году прошел городской смотр-конкурс краеведческих и этнографических музеев, посвящённый 100-летию ТАССР «Мой край родной, республика моя». Музейный актив «Молодые сердца» под руководством п.д.о. Д.Р.Агзамовой занял второе место в районном этапе конкурса, который проходил в «Доме детского и юношеского туризма и экскурсий». Одним из этапов конкурса была визитка музея.
-
Формирование экологических компетенций на уроках гуманитарного цикла 2019
В настоящее время в массовой школе преобладает интеграция экологии в разные предметы, формируются экологические компетенции за счет факультативных программ экологических практикумов, кружков, проектной деятельности. Однако основу содержания экологического образования на школьном этапе составляют научные представления о различных классах экосистем, накапливаемые и формируемые в разных учебных предметах. Задача учителей гуманитарного цикла – возродить народную экологию и вернуть человека в лоно природы, но уже на более высоком, осознанном уровне.
-
По страницам произведений Самуила Яковлевича Маршака. 5-й класс 2019
Цель урока: вспомнить и повторить сказки и стихи писателя С.Я.Маршака. Задачи: прививать интерес к чтению книг; пополнять словарный запас детей через игровую, творческую деятельность; развивать воображение, внимание, мышление, культуру общения.
-
Из опыта преподавания литературного чтения детям с ограниченными возможностями здоровья 2019
В статье мы знакомим с приемами надомного и дистанционного обучения ребенка-инвалида литературному чтению в начальных классах согласно нашему опыту работы в МБОУ «СШ № 2» г.Смоленска. Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ регламентирует воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (Статья 79) [1].
-
Урок литературы в 9-м классе "Загадка Печорина" 2019
Цель урока: заинтересовать учащихся личностью странного человека - Печорина, создав проблемную ситуацию; формировать представление о психологизме в романе.
-
Звезда Вампилова 2019
Представлена презентация к викторине по произведениям Александра Вампилова.
-
Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе. «Круглый стол» «Как найти своего мальчишеского бога?» 2019
Форма мероприятия - встреча с писателем и последующее обсуждение книги в форме эвристической беседы - является эффективной. Возможность задать вопросы писателю, послушать отрывки из книги, взять книгу с автографом в руки – все это способствует привитию интереса к чтению. Само обсуждение книги построено на принципе медленного чтения «вслед за автором». Правильно составленные вопросы позволяют ученикам задуматься над важными проблемами (Как сделать свою жизнь интересной? Как преодолеть страх? Как заслужить уважение окружающих? Как научиться любить родную землю?). Материал можно использовать на уроках литературы, во время предметной недели. Материал предназначен для учащихся 12–14 лет.
-
К.Симонов «Майор привез мальчишку на лафете» 2019
Цель урока: совершенствование навыков анализа текста; развитие творческих способностей учащихся.
-
Человек и история на страницах романа Л.Н.Толстого «Война и мир»: картины войны 1805–1807 гг. Аустерлиц 2019
Учитель представляет опыт использования технологий осмысленного чтения и ИКТ при анализе эпизодов романа Л.Н. Толстого «Война и мир», посвящённых Аустерлицкому сражению, в 10-м классе. Учащиеся размышляют о том, как человек проявляет себя на войне, о взглядах Толстого,писателя и историка, открывают для себя «диалектику души».
-
Открытый урок по литературе "Проблематика повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель». 7-й класс 2019
Мы продолжаем разговор о повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель». Герой Пушкина – ничем не примечательный чиновник низшего класса. Люди, подобные ему, занимали в обществе одну из самых низших ступеней, были почти бесправными и беззащитными. Присущи ли таким людям высокие помыслы и чувства, благородство души? Сейчас этот вопрос кажется странным. Во времена Пушкина мало кто отвечал на него положительно. Пушкин не только сделал «маленького человека» героем литературного произведения, но и наделил его высокими душевными качествами. С Пушкина началась разработка одной из любимых тем русской литературы – темы «маленького человека».
-
Женская верность, воспетая поэтом К.М.Симоновым 2019
Задачи урока: на основе фактов из биографии К.М.Симонова, понимания его внутреннего мира, обосновать отражение в творчестве поэта темы «Женская верность»; через различные виды деятельности научить принимать учебную задачу, видеть проблему, анализировать, сопоставлять, работать по эталону, делать выводы и умозаключения и др.
-
Методическая разработка мероприятия «Один день армейской жизни» для учащихся 7-х классов (в рамках месячника военно-патриотического воспитания) 2019
Цель мероприятия: формирование позитивного отношения к Российской армии, развитие духовно-нравственных качеств личности, патриотизма; пропаганда здорового образа жизни.
-
Жизненный и творческий путь Эдуарда Станиславовича Платонова, современного поэта Республики Марий Эл (исследовательская работа) 2019
Сегодня появился интерес к творчеству земляков, рождённых в нашей республике, живущих в ней, которые прославили её своими талантами. Уделяется большое внимание истории культуры народов РМЭ, что содействует воспитанию подрастающего поколения в духе гордости и уважения за наше историческое наследие. Глубокого исследования по творчеству Э.С.Платонова в методической литературе нет. Это первый опыт и самостоятельное исследование. Была проведена большая работа.
-
Тексты сочинений инновационных жанров (брошюра для учащихся) 2019
В материале представлены тексты сочинений инновационных жанров: рецензия, интерпретация поэтического текста, анализ эпизода, а также тексты других жанров: эссе, литературно-критическая статья, созданные учащимися школы №5 г. Кумертау Республики Башкортостан.
-
Литературная игра по поэме А.С.Пушкина "Руслан и Людмила". 5-й класс 2019
Урок проходит в виде игры-викторины, в которой участвуют 3–4 команды (в зависимости от количества детей в классе). Игра поможет заинтересовать ребят литературой как искусством слова, пробудить творческую активность, научить работать в команде, научить слушать друг друга, замечать свои и чужие успехи и достижения, научить формулировать кратко и чётко своё мнение, научить работать с текстом произведения.
-
Мать Мария – поэт, монахиня, миссионер 2019
Цель урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством поэтессы Е.Ю.Кузьминой-Караваевой. Ответить на вопрос: кто же она мать Мария – поэт, монахиня, миссионер?
-
Защита проекта «Сказка за сказкой». Сценарий сказки «Приключения Герды» по мотивам сказки Г.Х.Андерсена «Снежная Королева» 2019
Представлен сценарий сказки «Приключения Герды» по мотивам сказки Г.Х.Андерсена «Снежная Королева».
-
Общая характеристика литературы XX века (2 часа). 11-й класс 2019
Цель урока: показать ученикам, как отражались исторические события в литературе, и как история формировала литературу.
-
Проверочная работа по литературе. Л.Н.Толстой "Война и мир". 10-й класс 2019
Представлена проверочная работа по роману Л.Н.Толстой "Война и мир". Дано 13 вариантов проверочных вопросов.
-
Организация самостоятельной творческой работы обучающихся 6-го класса на уроках русского языка и литературы в условиях интегрированного метапредметного модуля «Математика во всём» 2019
В практике педагогов МБОУ «Лицей №2» эффективно используется метапредметный модуль «Математика во всём», предусматривающий формирование положительной мотивации обучающихся к математике. На уроках русского языка и литературы также применяются математические приемы: измерение, графические методы обработки информации, сравнение, работа по алгоритму, доказательство. В статье приведены примеры заданий для самостоятельной творческой работы, в приложении технологическая карта урока с презентацией.
-
Формирование критического мышления учащихся на уроках литературы 2019
главная цель любого урока – это воспитание личности, человека, умеющего анализировать прочитанное, самостоятельно оценивать факты, явления, события и на основе полученных знаний формулировать свой взгляд на мир. Личность, в моем понимании, - человек, не боящийся мыслить. Именно этим целям служат приемы и методы образовательной технологии развития критического мышления.
-
Доклад на тему "Театральная педагогика как инновационная образовательная среда" 2019
Театральная педагогика – это не только театр, это еще одна область, в которой ученики могут почувствовать себя успешными. Социальные проблемы средствами театральной педагогики решаются очень хорошо. Главное - театральная педагогика имеет отношение к реальной ситуации понимания, переживания и образования ребенка. Театральная педагогика – такая редкая технология, которая не менее важна, чем умение работать с интерактивной доской.
-
Урок внеклассного чтения "Мои любимые сказки Пушкина". 5-й класс 2019
Цели урока: обобщить знания учащихся о сказках Пушкина; развитие умения грамотно формулировать ответ на поставленный вопрос; развивать внимание, наблюдательность, любознательность; воспитывать любовь к чтению, расширять круг детского чтения.
-
Методическая разработка урока литературы в 6-м классе И.С.Тургенев. Характеристика героев и пейзажных зарисовок в рассказе «Бежин луг» 2019
Цели: научить учащихся отбору материала для характеристики героев произведения; выработать умение работать над средствами художественной выразительности; развивать логическое и образное мышление.
-
Библиотечный час "Путешествие в мир басен Ивана Андреевича Крылова" (5-й класс, слабослышащее отделение) 2019
Представленный материал выполнен на достаточно актуальную тему, активизирующую младших школьников с нарушениями слуха к речевой деятельности. Учащимся предлагаются задания разного уровня: выразительное чтение либо чтение наизусть, в зависимости от степени их подготовленности, знание текста и фактов биографии, восприятие и истолкование (узнавание морали басен), а также узнавание басни по иллюстрациям (развитие образного мышления). Новизна разработки заключается в выборе операционной среды MS PowerPoint, что позволяет нестандартно преподнести учебный материал, разнообразить деятельность иллюстративным содержанием, в том числе выполнение учащимися заданий на бумажных носителях («Собери басню»). Работа в процессе библиотечного часа основана на совместной творческой деятельности учащихся в ходе повторения и обобщения учебного материала.
-
Литературно-краеведческий квест в реальности 2019
Цели мероприятия: развитие альтернативных форм организации образовательного процесса, продвижение книги в подростковой среде и организация чтения книг школьниками, воспитание доброты, отзывчивости, милосердия, ответственности за свои поступки; изучение объектов историко-культурной и гражданско-патриотической направленности.
-
А.Грин "Алые паруса" 2019
«Если отнять у человека способность мечтать, то отпадет одна из самых мощных побудителей причин, рождающих культуру, искусство, науку и желание борьбы во имя прекрасного будущего». (К.Паустовский)