Формирование продуктивной деятельности с младшем школьном возрасте без сомнения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности.
На современном этапе реконструкции образования все больше отмечается значимость проблемы повышения качества образования. Это можно отнести как к содержанию, целям образования, так и к методам и формам обучения, направленным на формирование личности, способной к самостоятельным действиям, саморазвитию, к самореализации. Данная точка зрения является актуальной задачей современной педагогики. Приоритетом для российского образования является обеспечение современного качества образования. При этом, важно соответствовать актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства в целом. Это и будет, на мой взгляд, рациональной организацией процесса обучения [1,17].
Современная образовательная политика дает возможность выбора учебных программ, организаций, учебно-методических комплектов, обновления информационной нагрузки разного рода требуют от учащихся умения рационально располагать своими интеллектуальными, временными ресурсами, разумно строить учебную деятельность. В последствии этих изменений необходим переход к продуктивному образованию.
Данная проблема в педагогической практике является сложной. Это связано с недостаточной теоретической подготовкой педагогов к решению данной проблемы. Результат исследования работы учителей в плане формирования продуктивной деятельности показывает, что у большей части учителей низкий уровень знаний и умений, связанных с изучением и формированием продуктивной деятельности учащихся.
Требования современного, российского образования к педагогу и ученикам ведут к огромным энергетическим и умственным затратам. Следовательно, перед школой стоит проблема, обеспечить характер образования, который будет гарантировать выпускнику социальную устойчивость, способствовать применять свои знания и опыт в самостоятельной жизни. Современное образование считает важным обеспечить формирование продуктивных видов деятельности. Сформировать личность, готовую к самообразованию, саморазвитию и самовоспитанию. Одним из способов решения сложившейся проблемы является гуманность образовательного процесса, направленная на формирование у учащихся продуктивных видов деятельности. Создателем гуманной педагогики в науке является Ш.А.Амонашвили. Под гуманностью он подразумевает уважение к личности каждого школьника.
Состояние проблемы формирования продуктивной деятельности младших школьников в практике работы, нельзя читать удовлетворенным. Поэтому, современные образовательные организации призваны к созданию необходимых психолого-педагогических условий для личностного развития каждого ребенка.
Использование продуктивной деятельности в образовании приводит, в конечном счете, к самостоятельной учебной деятельности учащихся.
Деятельностью называется система различных форм реализации отношений субъекта к миру объектов. Так определял понятие «деятельность» создатель одного из вариантов деятельностного подхода в психологии Алексей Николаевич Леонтьев.
Современная теория и практика начинают строить дидактику на ином (личностном) понимании продуктивной деятельности, которая должна быть доступна каждому школьнику. Если учащийся добивается успеха в школе, то и в жизни он добьется успехов.
Продуктивная деятельность играет важную роль и в развитии личности школьника. Она формирует жизненный опыт, новые взаимоотношения в социуме, развивает учебную мотивацию и определяет самооценку учащегося.
В педагогической науке процессы формирования продуктивной деятельности были раскрыты в работах (М.А.Балабан, М.И.Башмакова, И.Бем, З.И.Калмыкова, Н.В.Кузьмина, И.Я.Лернер, И.П.Подласый, А.В.Хуторской и др.). Подробно изучены педагогические условия организации формирования продуктивной деятельности учащихся (Г.Н.Мирошникова); продуктивное учение как модель демократизации учебного процесса (Н.Б.Крылова) и др.
Формировать продуктивные виды деятельности учащихся важно на всех этапах школьного обучения. Согласно мысли Л.С.Выготского, обучение в школе выдвигает творчество в центр сознательной деятельности ребенка. [3]
Исследованием этого вопроса занимались многие известные психологи, такие как: Ж.Пиаже, А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин, Л.В.Занков, В.В.Давыдов, Р.С.Немов, Е.И.Рогов, они углубили теорию формирования продуктивной, творческой, деятельности. Научно обосновали процесс решения задач субъективно-творческого характера, обосновали условия, способствующие и препятствующие нахождению правильного решения. [3]
По мнению Л.С.Выготского, литературное творчество является самым характерным для младшего школьного возраста.
Проблема формирования продуктивных видов деятельности лежит на стыке обучения, воспитания и развития личности и является важнейшим аспектом современного образования. Необходимо обозначить, какие психолого-педагогические условия поспособствуют эффективному формированию у младших школьников продуктивной деятельности на уроках литературного чтения.
В работе С.В.Кульневич выделены условия, благоприятствующие развитию творчества детей. «Такими условиями являются:
1. Раннее физическое и интеллектуальное развитие детей.
2. Создание обстановки, опережающей развитие ребенка.
3.Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения сил, когда ребенок добирается до «потолка» своих возможностей.
4. Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одни делом и т.д.
5. Умная, доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.
6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству» [2, c.62].
Для эффективного процесса формирования продуктивной деятельности на уроках литературного чтения, на мой взгляд, следует вооружить детей необходимым объемом знаний по предмету, а также необходимыми приемами деятельности. Далее, сформировать у младших школьников необходимые способы действий. Необходимо разработать и реализовать комплекс задач, субъективно-творческого характера.
Одним из способов формирования продуктивной деятельности на уроках литературного чтения является сочинение басни. Басня способствует активизации познавательной деятельности учащихся, а также повышает интерес и учащихся к предмету и мотивацию. [3]
Для того, чтобы обучить детей сочинению басни необходимо строить работу в несколько этапов. На первом этапе составления басни, необходимо познакомить учащихся с басней, как литературным жанром. В литературоведении басня определяется как аллегорический рассказ нравоучительного характера. Представленная в басне «картина человеческой жизни» отражает совершенно особое соотношение добра и зла, свойственное только этому жанру художественной литературы [7, с 195].
Выделить, на втором этапе, существенные признаки басни. Такие признаки, как наличие морали (нравоучения) и аллегории (иносказания). Находим вместе с детьми мораль в пословицах и поговорках. Не обязательным для басни является стихотворная форма (например, басни Л.Н.Толстого написаны в прозе). [5, 170]
На третьем этапе придумывание героев басни. В баснях часто действующими лицами являются животные, но этот признак не выступает в качестве обязательного (персонажами басни могут быть и люди).
Определяем архетипы персонажей. Выбирая героев, подумаем о том, какими чертами характерами отличаются они от природы.
Сюжет басни, это четвертый этап работы. Описываем конфликт между персонажами достаточно подробно, чтобы суть проблемы была понятна читателю. Кроме того читателю должно быть интересно каким образом будет разрешен конфликта.
На пятом этапе составляем полный текст басни и название. Название должно быть связано с общим содержанием басни, а также должно быть интересным, чтобы привлечь внимание читателя.
Прочитаем басню от начала до конца, и убедимся, что все части согласуются друг с другом. Это будет шестой этап работы над составлением басни учащимися.
Также способом формирования продуктивной деятельности на уроках литературного чтения является сочинение волшебной сказки. С целью обучения детей самостоятельному сочинению сказки, мы выделим, вместе с детьми, признаки сказки. Отметим, чем же сказка отличается от других произведений художественной литературы.
Основанием для выделения особого сказочного мира как способа эстетического познания человека и окружающей его жизни послужили следующие обнаруженные В.Я.Проппом закономерности: во-первых, при всем разнообразии содержания большинство волшебных сказок обладает единой структурой; во-вторых, постоянным, повторяющимся элементом волшебной сказки являются функции действующих лиц (их выделено 31) и набор действующих ролей (их 7). Названные элементы, как подчеркивает Пропп, в каждой конкретной сказке не обязательно присутствуют все. Их комбинации могут быть различными. Но специфика отражения мира в жанре волшебной сказки задается именно этими элементами: «Все сказуемые дают композицию сказок, все подлежащие, дополнения и другие части фразы определяют сюжет» [4, с 88].
Исследователь Д.Ю.Соколов предлагает схематически представить модель сказочного мира следующим образом:
- «Какая-то беда в начале и счастливый конец.
- Наличие помощников и вредителей.
- Трансформация героя – к концу сказки он не такой , как в начале. Обычно он становится сильнее и значимей.
- Иное царство. Оно где-то далеко, там другие законы, и там есть что-то очень нужное, за чем приходится туда идти.
- В то время, как герой трансформируется, остальные персонажи остаются более-менее при своем, и само иное царство не изменяется. То есть по следам падчерицы может пройти мачехина дочка, и она встречается с тем же.
- Из иного царства приносится клеймо, отметка о том, что герой там побывал.
- Герой один. При всех друзьях и помощниках он идет один и женится потом один.
- Побеждает дурак и лентяй.
- Минимальный срок, за который герой может чего-то достичь (пока семь пар сапог не износится).
- Предопределенность, размеченная сцена. Дракон заранее знает, что его убьет именно этот герой, уже заранее известно, куда надо пройти, что сделать, кто кому что скажет и что нужно отвечать.
- Запреты нарушаются. Приказы выполняются. Герой чаще слушается, чем наоборот.
- Отсутствие выбора.
- Предательство родных» [6, с 50-51]
Таким образом, внедрение в практику умения самостоятельно работать над составлением художественных произведений способствует эффективному формированию продуктивных видов деятельности младших школьников на уроках литературного чтения. Данное умение обусловлено требованиям Федерального государственного образовательного стандарта к реализации системно-деятельностного подхода при обучении, развитии и воспитании младших школьников. При этом, включение продуктивной деятельности на уроках закономерно способствует развитию учебной мотивации и умению учиться.
Список литературы
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года [Текст] // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2002. – №1. – 10-21 с.
- Кульневич С.В. Совсем необычный урок [Текст] / С.В.Кульневич. – Воронеж: Фобос, 2006. – 159с.
- Методика преподавания литературы: учебник для студ. Пед. вузов / О.Ю.Богданова, С.А.Леонов, В.Ф.Чертов; под ред. О.Ю.Богдановой. – 5-е изд., испр. – М.: Академия, 2011.
- Пропп В.Я. Морфология <волшебной> сказки. Исторические корни волшебной сказки (Собрание трудов В.Я.Проппа.) Комментарии Е.М.Мелетииского, А.В.Рафаевой. Составление, научная редакция, текстологический комментарий И.В.Пешкова. – М.: Издательство «Лабиринте, 1998. - 512 с.
- Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения» — М.: Просвещение, 1979. — 431 с.
- Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия. - Изд. 2-е, исправленное и дополненное. - М.: Независимая фирма «Класс», 2000. - 160 с.
- Энциклопедический словарь юного литературоведа. – М.: Педагогика, 1987. – 416 с.