Теоретическое обоснование применения современной технологии личностно-ориентированного подхода на уроках русского языка и литературы в условиях ФГОС

Разделы: Русский язык, Литература

Классы: 5, 6, 7

Ключевые слова: современные технологии обучения


Наше современное общество совершенствуется, продвигается и прогрессирует настолько быстро, что побуждает сегодня учителя русского языка умудряться молниеносно приспосабливаться к появляющимся условиям, добывать наилучшие способы разрешения наиболее трудных и сложных задач. Современный учитель русского языка обязан демонстрировать гибкость, ловкость и творчество, проявляя фантазию и используя опыт и компетенции, не запутаться в ситуации нечеткости, умудриться организовать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оказаться нравственным.

Можно сказать, что на данном этапе развития общества перед школой и перед учителями появилась задача всестороннего развития и становления ученика как личности, располагающей необходимым набором знаний, умений, навыков и качеств, помогающих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни. В связи с этим, современному учителю целесообразно постоянно осваивать все новые и новые педагогические технологии, помогающие раскрывать и реализовывать новые требования ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт).

Разбираясь в понятиях, можно сказать, что технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. Технологией называется система методов, приёмов совершения технических операций, выполнения каких-либо производственных процессов.

Многие исследователи рассматривают педагогические технологии с позиции научной организации труда, педагога (Ш. А. Амонашвили, Н. Ф. Талызина, В. А. Сластенин). В методике преподавания языков к современным технологиям обучения относят, в частности, метод проектов (проектная технология), обучение в сотрудничестве, центрированный на ученике подход, использование технических средств обучения, использование языкового портфеля.
Можно назвать педагогическую технологию совершенствованной и продуманной во всех частях конструкцию сплоченной учебной и педагогической деятельности по проектированию, формированию и осуществлению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.

Сильно востребованным в современном образовательном процессе является применение в обучении приемов и методов и средств, которые моделируют умения самостоятельно находить новые знания, икать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и логические умозаключения. Современные методики ФГОС в рамках учебного предмета побуждают решать проблемы, связанные с формированием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это наталкивает учителей русского на поиск новых форм и методов обучения, но постоянное обновление содержания образования и его пополнение новыми способами реализации современных педагогических технологий на уроках русского языка.

Стоит понять, в чём суть ФГОС? С чего должен начинать учитель? Как грамотно реализовать образовательную программу? Какие современные технологии, методы и приёмы использовать? Как трансформировать традиционное обучение, направленное на приумножение уже имеющихся знаний, умений, навыков, в процесс развития личности ребенка.

Модифицируются цели и подходы к обучению, применяемые методики и технологии. Одним из принципиальных отличий ФГОС является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, иначе говоря, - формирование «умения учиться».

Поэтому для эффективной организации процесса обучения современный учитель русского обязан самостоятельно конструировать систему предметного обучения, уметь гибко и дифференцированно реформировать методику преподавания своего предмета в соответствии с познавательными возможностями своих учеников, совершенствовать приемы и средства педагогической техники.

В современной школе главенствующим подходом обучения является системно - деятельностный, при котором ученики становятся главными «действующими лицами» на уроке. Они самостоятельно ведут поиск, в процессе которого приобретается и обогащается опыт целеполагания, достижения поставленных целей, их рефлексивной самоорганизации и самооценки, опыт коммуникативного воздействия друг с другом. Главный принцип деятельностного подхода - научить учиться - был обозначен ещё Л. Н. Толстым: «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые, научившись копировать, умели бы сделать самостоятельное приложение этих сведений».

Современный учитель ставит акцент на развитие творческих способностей и продуктивного мышления ребёнка, формирование приемов результативной деятельности, привития навыков исследовательской и проектной работы, развития логического мышления, формирования умения работы со справочной и научной литературой, с современными источниками информации. Очень важно обучить школьника основам самообразования, демонстрировать практическую направленность знаний, получаемых на уроках русского языка, учить анализировать прочитанное, находить тему и проблему текста, мыслить широко, перспективно, определять главенствующую роль, место и значимость языка в общечеловеческой культуре.

Новой задачей урока русского языка становится решение проблем самими школьниками через самостоятельную поисково - познавательную деятельность. Проблемный характер урока уверенно можно расценивать как уход от репродуктивного подхода. Добавление большего объема самостоятельной деятельности на уроке способствует приобретению умения разрешения проблем, развивает информационную компетентность при работе с текстом. Еще К. Д. Ушинский, отражая суть урока, заложил принцип системно - деятельностного подхода: «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал».

Современный урок русского языка ушел от традиционного урока через внедрение в процесс обучения новых педагогических технологий, что помогает искоренить навсегда однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, даст условия для смены видов деятельности обучающихся, способствует реализации принципов личностного - ориентированного обучения.

Мы согласны с мнением Б. Ц. Бадмаева о том, что «Учитель не только дает знания по своему предмету, он не только и не просто «учитель - предметник», а учитель с большой буквы - воспитатель, готовящий в течение школьных лет и подготовивший к выпуску из школы Гражданина». Его отношения с детьми организованы на основе личностного, а не формально-делового подхода.

Учителя русского языка современной должны «учить детей учиться», развивать в их личности механизмы самосознания, саморегуляции, что в широком смысле слова предполагает способность преодолеть собственную ограниченность не только в учебном процессе, но и в любой человеческой деятельности. Это помогает раскрыть в каждом ребенке «умения думать и действовать творчески», выявить в личности каждого ученика творческое начало через творчески - продуктивную деятельность с учетом мотивационно - аксиологических сторон личности.

Также современные учителя на уроках выступают не источником учебной информации, а организаторами и координаторами творческого учебного процесса, направляют деятельность учеников в нужное русло, при этом принимают индивидуальные способности каждого ученика. Задачей учителя русского языка сегодня является включение самого ученика в учебную деятельность, организацию процесса самостоятельного овладения детьми нового знания, применение полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем.

На современном этапе века высоких технологий учителя русского языка должны выделить следующие, на наш взгляд, элементы эффективности личностно-ориентированного урока:

  1. Определение учениками в начале урока не только темы и цели, но и структуры организации учебной деятельности при помощи заранее подготовленного плана – конспекта, который четко, ясно и логично изложить содержание материала. Поэтому ученики на каждом этапе урока активны, вовлечены в реальные взаимодействия, осознанно принимают и понимают материал.
  2. Создание положительного эмоционального настроя на работу у всех учеников в ходе урока. Акцентирование внимания на развитие мотивационной сферы, так как образовательный процесс должен сопровождаться позитивными эмоциями.
  3. Постоянная актуализация субъектного опыта учащихся, способствующая установлению связей прошлого опыта и нового знания.
  4. Организация заданий, где ученики смогут проявить познавательную активность и достигнут успеха.
  5. Повышение степени самостоятельности в учебной деятельности, реализация технологии сотрудничества, сочетание фронтальной работы с классом с групповыми формами деятельности.
  6. Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса.

Таким образом, данная технология является главной по значимости и при ее использовании на уроках русского языка ожидания по повышению качества образования, предполагают осознанную ориентацию учителя на личность учащегося, и сама личностная ориентация как процесс взаимодействия учителя и ученика является сущностью их развития. Личностно – ориентированная педагогическая технология, применяемая на учителями русского языка современной школы помогает сформировать функционально грамотную личность, так как ведущую роль играют не столько предметные результаты, сколько личностные и метапредметные, что полностью соответствует новому стандарту.