Использование краеведческого материала в 5–6-х классах как средство формирования метапредметных результатов

Разделы: Русский язык, Литература

Классы: 5, 6

Ключевые слова: краеведение, ФГОС, межпредметные связи


Новый ФГОС отмечает, что у учащихся должны быть сформированы метапредметные результаты.

Как их сформировать, используя краеведческий материал? Проанализируем ситуацию. В начальной школе есть пропедевтический курс «Окружающий мир» Плешакова («Школа России»), в котором изучению родного края отведено до 3 часов в 4 классе. На основной ступени – краеведение с другими предметами, где оно является базой для освоения теоретических вопросов. В курсе истории с 7 по 9 классы по 2 часа. Некоторые школы для реализации духовно – нравственного направления внеурочной деятельности по ФГОС взяли краеведение, с нынешнего года 1 ч в 8 кл. региноведения. Этого, конечно, недостаточно.

В последнее время наблюдается тенденция потери интереса к предметам гуманитарного цикла, а значит, низка мотивация. Обусловлено это самой реальностью, способной дать ученику объемное представление о мире (компьютер, Интернет). С другой стороны у меня накоплен большой методический материал, поэтому работу по краеведению начинаю с 5 класса. Материал по краеведению является составной частью уроков, кроме внеклассного чтения, а также становится языковым материалом при изучении других предметов. Он способствует развитию метапредметных результатов: анализировать условия учебной задачи; планировать пути и выбирать средства для решения достижения цели; составлять план решения проблемы, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью, формировать компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Данная тема моего опыта актуальна тем, что в Кировской области большое внимание уделяется краеведению (проводится областной конкурс исследовательских работ «Отечество», конкурсы по линии библиотек, разработана программа «Литературное краеведение», во многих школах работают музеи…). В 2017 году при проверке метапредметных результатов у учащихся 3 и 7 классов рекомендовано «…выделить определённое количество часов на изучение регионального компонента (культурно-исторической специфики) Кировской области».

Цель работы - приобщение к лучшим образцам художественной литературы Вятского края; воспитание любви и уважения к нравственным ценностям вятской культуры, развитие социально-активной и творческой личности.
Краеведческий материал на уроках в 5-6 классах сочетается с активными методами обучения, исследовательской и проектной деятельностью, современными технологиями (информационно-коммуникационными, критического мышления, смыслового чтения) и используется на любом этапе урока.

Использую следующие формы работы:

  • интервью у родных (при изучении и подготовке к сочинению «Малые жанры фольклора» в 6 классе, Бунин «Косцы» (5 класс) - о сенокосе, при подготовке к проекту о народных промыслах (6 класс). Учащиеся расспрашивают родных о жизни в военные и послевоенные годы, изучая рассказы Астафьева и Распутина (6 класс); берут интервью у ветеранов труда, «детей войны». Собранный материал является основой будущих творческих работ;
  • экскурсии по деревне. В 5 классе начинаю работу со знакомства с историей родной деревни. Учащиеся узнают, чьё имя носит главная улица ( Виктор Малков - выпускник нашей начальной школы, односельчанин, служивший на подводной лодке «Л – 19». Это последняя субмарина, погибшая в годы второй мировой войны), а также о достопримечательностях деревни. Дома пишут сочинение о своей улице;
  • В 6 классе при изучении темы «Диалектные слова» использую сказку Тамары Копаневой «Откель в Кукарку кружева пришли»;
  • Познакомившись с творчеством Гоголя, учащиеся записывают интересные истории из жизни близких;
  • Внеклассное чтение по повести Лиханова «Последние холода» даёт возможность узнать об эвакуированных ленинградцах в деревни нашей округи;
  • творческие работы на основе краеведческого материала («Мой любимый уголок природы», «Мой (я) дедушка (бабушка)», «История моей семьи в Великой Отечественной войне», «Моя любимая речка Пижма», «Военная страница биографии», «Трудное детство» и другие ;
  • создание дидактического материала (тестов, диктантов, изложений). Большинство уроков провожу с использованием цельных текстов, что позволяет обратить внимание ребят на вопросы развития родного края. Тематика текстов разнообразна: история, люди, прославившие родной край; наши односельчане, очерки крестьянского быта, нравственные основы сельской жизни, природа родного края… и другие.
  • исследовательские работы и проекты («Происхождение имён (фамилий) жителей деревни, улицы (учащихся школы)», «Ремёсла и промыслы нашей деревни», «Народные умельцы», «Красная книга нашего сельского округа», «Книга памяти Лесниковского сельского поселения» и др.);
  • активные формы (урок – путешествие на почтовую станцию – внеклассное чтение «Мотив дороги в творчестве Пушкина» 6 класс, урок – сказка при изучении русских народных сказок в 5 классе и др.)
    сообщения («Говоров и Бородино» при изучении стихотворения Лермонтова «Бородино», «Местные мастера – умельцы» - сказ «Левша» Лескова);
  • создание презентаций («Наш земляк – Маршал Говоров», «Из земли родимой вятской» о местном поэте Ешенгулове Е.А., «Лесниковская сторонка», «Здесь самое синее небо» о местном поэте Мирошине В.Г., и др.);

Во внеклассной деятельности проводим экскурсии в школьный музей, музейные и библиотечные уроки, встречи с местными поэтами, ветеранами, «детьми войны», КТД, уроки мужества.

В результате работы над вышеуказанной темой созданы системы работы на уроках русского языка и литературы с использованием краеведческого материала в 5-6 классах, разработки уроков и внеклассных мероприятий.

Мои учащиеся успешно участвуют в олимпиадах по русскому языку и литературе, мероприятиях краеведческой направленности. 2016-2017 уч. год - 3 победителя Всероссийской олимпиады по русскому языку, 2- Международной «Эверест», 2017-2018 – 2 победителя Международной олимпиады «Эверест» по русскому языку и литературе, 3- Международного конкурса «Игра слов», 2 призёра муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников, 3 призёра Всероссийского фестиваля «И мы в рядах Бессмертного полка», 2018-2019 - 2 призёра в «Эвересте», 1 призёр муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников. 1 призёр районного конкурса творческих работ, посвящённых 100-летию Советского района «С любовью к малой родине».
Более успешно работают с текстом. Об этом свидетельствуют итоги ОГЭ по русскому языку. (2016, 2018: «5» - 1, «4» - 3).
Вот так я работаю над формированием метапредметных результатов, используя краеведческий материал.