История создания романа «Евгений Онегин». Композиция романа, его особенности. 9-й класс

Разделы: Литература

Класс: 9

Ключевые слова: А.С.Пушкин, «Евгений Онегин», композиция романа


«И даль свободного романа
Я сквозь магический кристалл
Еще не ясно различал.»
(Пушкин А.С.)

(История создания романа «Евгений Онегин». Композиция романа, его особенности).

Цель: организовать работу над романом, чтобы самое задушевное создание поэта стало «любимым спутником» всей последующей жизни учащихся.

I. История создания романа «Евгений Онегин»

У каждого писателя всегда есть произведения, которые являются венцом его творчества. Когда звучит имя писателя, то рядом мы всегда называем это произведение. Оно отражает все помыслы писателя, всю его суть.

При упоминании Л.Толстого мы вспоминаем…

  • М.Ю. Лермонтов…
  • Н.А.Некрасов…

А если звучит имя поэта А.С.Пушкина?

Роман «Евгений Онегин»

Заканчивая в 1830 году главу романа, расставаясь со своими героями, Пушкин писал:

Промчалось много, много дней
С тех пор, как юная Татьяна
И с ней Онегин в смутном сне
Явилися впервые мне,
И даль свободного  романа
Я сквозь магический кристалл
Еще не ясно различал (50 строфа)

Эти слова прекрасно характеризуют длительность работы Пушкина над романом и сложную эволюцию его замысла и образов. Чтобы понять идею и замысел романа, нужно знать историю создания романа.

Сообщение учащегося.

Над  ним он начал работать в Кишинёве 9 мая 1823 года. Закончив восьмую (девятую) главу в сентябре 1830 года, Пушкин на другой день составил план полного издания романа, озаглавил каждую из них и разбил весь роман на 3 части:

Онегин

Часть I. Предисловия.

1 песнь. Хандра. Кишинёв, Одесса, 1823г.

2 песнь. Поэт. Одесса, 1824г..

3 песнь. Барышня. Одесса, Михайловское, 1824г.

Часть 2.

4 песнь. Деревня. Михайловское, 1825г.

5 песнь. Именины. Михайловское, 1825г.

6 песнь. Поединок. Михайловское, 1826г.

Часть 3.

7 песнь. Москва. Михайловское, П.Б. Малинники. 1827030

8 песнь. Странствие. Павловское, Москва, 1829.Балд.

9 песнь. Большой свет. Болдино.

Кишинёв 1823 год 9 мая. Болдино 1830 год 25 сентября.

7 лет 4 месяца 17 дней.

Обратите внимание, что этот  план  расходится с окончательным текстом романа: в нём нет главы о странствии Онегина.

А теперь вы откроете окончательный текст романа.

 Была написана 10 глава, содержание которой охватывало начало движения декабристов (Пушкин сжёг эту главу, оставив в зашифрованном виде отдельные отрывки); написано письмо Онегина к Татьяне, которого раньше не было в романе.

- Почему поэт сжег целую главу?

- Какие у него на это были причины?

Наша цель: понять, почему нарушена композиция романа.

Вспомните биографию поэта.

- За что Пушкин был отправлен на юг?

То обстоятельство, что поэт работал над «Евгением Онегиным» долгие годы, сыграло свою роль. Шло время, совершались значительные события в мире, в стране, в жизни самого писателя.

Большая часть произведения создавалась после восстания декабристов. Заканчивал роман уже и тот, и не тот человек, который его начинал.

Пушкин, находясь на Кавказе в 1829 году, объяснял «довольно подробно все, что входило в первоначальный его замысел, по которому…, Онегин должен был или погибнуть на Кавказе, или попасть в число декабристов».

Роман был задуман из 12 глав. Это и была та «даль свободного романа», которая рисовалась в воображении Пушкина.

-Что ещё было написано Пушкиным за те же годы (1823-1830)? («Цыганы», «Борис Годунов», «Повести Белкина», «Маленькие трагедия», а также стихотворения).

II. Проблемная исследовательская беседа

- Что вы помните о героях романтических поэм: «Кавказская пленница», «Цыганы»?

- Какой образ создал поэт?

- Пушкин задумывался о судьбе молодого человека, разочарованного в жизни, не удовлетворенного действительностью. Однако в рамках романтического произведения характер и взгляды героя почти не объяснялись. Прошлое оставалось туманным. Причины разочарованности неясными.

В новом произведении – «Евгении Онегине» – тоже молодой человек разочарован. В этом мы видим связь с романтическими поэмами. Однако он изображён совсем иными приёмами: подробно описано его воспитание, образование, среда, в которой Евгений родился и живет. Поэт не только рисует его разочарованность, но ставит своей целью объяснить причины, её породившие. Итак, проблема, волновавшая Пушкина в романтических произведениях, остаётся и в « Евгении Онегине».

- Только ли Пушкина волновала судьба молодого человека его времени или и другие писатели тоже обращались к этой теме?

- Грибоедов показал в «Горе от ума» будущего декабриста. С другой стороны, в комедии изображены типичные карьеристы.

Однако в жизни встречались не только люди таких крайних позиций. Многие молодые дворяне не умели, не способны были найти цель жизни. Образование, ум, честность не позволяли им жить, «на старших глядя», по совету Фамусова. В них уже пробудилось критическое отношение к действительности, они уже отошли от старого, но ещё не смогли вступить на путь борьбы. Это было своеобразным распутьем, на котором многие так и оставались до конца жизни.

Итак, « Евгений Онегин» - роман о судьбе молодого человека 10-х -20-х годов 19 века. Для выполнения свободного замысла Пушкину нужно было найти новую форму произведения.

III. Жанр

- В еще необычность «Евгения Онегина»?

- Роман.

- Что такое роман?

Сообщение учащегося.

Мы привыкли к тому, что роман – это проза.

- А у Пушкина?

Пушкин написал не просто роман, а роман в стихах.

В одном из писем конца 1823 года Пушкин сообщает другу: «… Я теперь пишу не роман, а роман в стихах - дьявольская разница!..».

В этих словах заключено не только указание на факт написания романа, но и дана косвенная характеристика его жанра и замысла.

Действительно разница, потому что, обращаясь к жанру романа, жанр объективного повествования, поэт сохраняет в нем ярко выраженное личное, лирическое начало, и стихотворная форма поддерживает это лиризм.

Писать стихами – это значило для Пушкина принципиально иначе. Один из исследователей творчества Пушкина Благой замечает о «Евгении Онегине»: «Это в высшей степени своеобразный и, если угодно, даже парадоксальный образец лирического эпоса, в котором лирическая и эпическая стихия проникают друг в друга, оставаясь вместе с тем совершенно равноправными одна по отношению к другой, в котором лирический голос поэта – «наблюдение ума» и «заметы сердца» - способствует эпической широте и правде рисуемых образов и картин».

Итак, найдено определение жанра нового произведения. Называя его роман в стихах, Пушкин ощущал новаторский характер своего труда.

IV. Онегинская строфа

Надо было обдумать форму романа в стихах. Поэт обращается к четырёхстопному ямбу, любимому размеру. Но он решил, что такой вариант не годится для длинного повествования (получается однообразные и короткие фразы).

Надо было найти новую строфу. Она должна быть ёмкой, чтобы в неё можно было внести цельное тематическое единство (эпизод, пейзаж, портрет и т.д.). Ёмкость строфы зависит и от её величины. Значит, она должна быть достаточно длинной. Но в длинной строфе скучна однообразная рифмовка. И Пушкин (находит) изобретает новую строфу.

Читаем 1 строфу I главы.

- Что такое рифма?

- Рифма - повтор звуков, связывающих окончание двух и более строк.

Выделяем рифмы первых 4 строк, устанавливаем, что в строфе 14 строк. Обозначить рифмы буквами. Рассматривая рифмовку каждой строфы, получаем следующую схему (записать в тетради и на доске):

Строки

1 - 4: а-б-а-б-прекрасные рифмы

5 - 8: в-в-г – г - смежные

9 - 12: д-е-е-д – опоясывающие

13 - 14: ж-ж – смежные рифмы

Такая строфа гибка, изящна и в то же время достаточно объёмна. Она вошла в теорию и историю поэзию как «онегинская». Она точно соблюдается в романе, кроме письма Татьяны письма Онегина и песни девушек.

Обратите внимание, рифмующие строки имеют одинаковое количество слогов:

1–4:

5–8:

9–12:

13–14:

9–8–9–8

9–9–8–8

9–8–8–9

8–8

В романе 369 строф, не считая писем, заключённых в строфическую форму. Всё это свидетельствует не только о филигранном мастерстве поэта, но и о его кропотливой, упорной работе над стихом.

Д/З. Прочитать I главу романа.

Объяснить значение новых слов (лорнет, боливар, кавалергард)

Вопросы:

1. Каково воспитание, образование, круг чтения, интересы Онегина?

2. Как Онегин проводил время?

3. С кем он был близок?

4. Счастлив ли Онегин?

5. Почему он охладел ко всему?

6. Кто же виноват в том, что Онегин стал таким?

 Список использованной литературы

1. «В мире литературы» под редакцией А.Г.Кутузова. М.: «Дрофа», 2005. Марацман В.Г., Роман А.С.
2. Пушкина в школьном изучении. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983. – 159 с.
3. Пушкин в школе. Пособие для учителей, студентов, учащихся старших классов. Сост.В.Я.Коровина. – М.:РОСТ,1999.
4. Пушкин А.С., Собрание сочинений в 10 томах, тт. 4 и 5 Гослитиздат, М. 1960.
5. Русская литература. Учебник для девятого класса средней школы. М.: «Просвещение», 2005.

Использованные материалы и интернет-ресурсы

1. http://infourok.ru/russkij-jazyk-i-literatura.html

2. http://www.zavuch.ru/search/?