Класс: 8.
Предмет: литература и музыка.
Количество времени: 45 минут (один урок).
Тема урока: «Образы богатырей в литературе и музыке».
Тип урока: «Открытие» новых знаний.
Зрительный ряд: мультимедийная презентация PowerPoint c видео- и аудиофрагментами.
Литературное произведение: стихотворение К.Бальмонта «Живая вода».
Музыкальный ряд: Моцарт В.А. «Dona nobis pacem!», А.П.Бородин «Богатырская симфония» I часть (фрагмент, главная партия), песня Олега Медведева «Марш Трансвааль», песня А.Пахмутовой и Н.Добронравова «Богатырская наша сила» (группа Стаса Намина «Цветы»).
Видеоряд: песня Олега Медведева «Марш Трансвааль», песня А.Пахмутовой и Н.Добронравова «Богатырская наша сила».
Оборудование (ТСО): синтезатор YAMAHA, экран, мультимедийный проектор, компьютер.
Материалы: 4 указателя для обозначения цвета команды, вешалка с элементами костюмов для инсценировки (шляпы, шпаги, вееры, шарфы, кружевные воротники).
На уроках музыки (3 часа) предварительно был освоен материал: выучены распевка «Dona nobis pacem», песня Олега Медведева «Марш Трансвааль».
На уроке литературы (1 час) предварительно был освоен материал: Былины как фольклорный жанр. Особенности былинного героя-богатыря. Образы богатырей в литературе XIX века. На дом было задано: вспомнить изученное о былинах и былинных героях.
Структура дидактической цепочки «цель-задачи-результат»
Цель урока: познакомить восьмиклассников с особенностями трактовки образа богатырей в музыке и в стихотворении К.Бальмонта «Живая вода».
Задачи урока:
- показать особенности трактовки образа богатырей у К.Бальмонта;
- дать начальное представление о символизме в литературе;
- познакомить учащихся с особенностями передачи образа богатырей в музыкальных произведениях XIX и XX вв.;
- создать условия для развития умений анализа поэтического текста;
- развить у обучающихся умения анализировать, синтезировать и критически осмысливать материал на основе освоения художественного текста и музыки;
- совершенствовать навыки коллективной и индивидуальной исследовательской деятельности.
Личностный результат:
- обучающиеся оценят собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины успехов и неудач;
- сформируются нравственные ориентиры в отношении места богатырей в нашей современной жизни.
Метапредметные результаты:
Получат практическую возможность:
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками;
- контролировать время на выполнение заданий;
- ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
- формулировать собственное мнение;
- на основе текста аргументировать свою точку зрения;
- корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей;
- строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- анализировать текст с выделением существенных и несущественных признаков;
- определять душевное состояние героев произведений;
- оценивать утверждения, исходя из своих представлений о мире;
- слушать и слышать мнение других людей,
- излагать свои мысли о музыке и её выразительных средствах;
- выражать свое отношение к произведениям искусства.
Технологии деятельного типа, используемые на уроке:
- Технология обучения на основе познавательно-творческих ситуаций (действенная включённость, рефлексия, самостоятельное освоение текстов культуры).
- Технология организации индивидуальной и коллективной мыследеятельности (диалоговое общение и взаимодействие, проблемность содержания, анализ, синтез и критическое осмысление).
- Технология контекстного обучения (игровое моделирование, системность содержания, культурно-исторический и социальный контекст).
Методы обучения:
- создание проблемных ситуаций;
- эмоционально-образное погружение;
- активизация восприятия, воображения и творческого мышления;
- анализ художественных впечатлений;
- создание ситуаций творческого поиска, познавательно-творческих ситуаций.
Формы обучения: сочетание групповой и индивидуальной познавательной и творческой деятельности.
Сокращения: УМ – учитель музыки, УЛ – учитель литературы.