Литература
-
Формирование читательской компетенции учащихся 2019
Как поддержать читательский интерес в средних и старших классах? Как способствовать его появлению и развитию? Над этими вопросами работают все учителя, а учителя русского языка и литературы в особенности.
-
Методическая разработка внеклассного (интегрированного) мероприятия "Рукотворные мерки в литературных произведениях". 6–7-е классы 2019
Цель внеклассного мероприятия: формирование представления о единстве школьных дисциплин в понимании целостности окружающего мира.
-
Урок развития речи. Подготовка к написанию сочинения-описания музыкального произведения 2019
Представлен конспект урока подготовки к написанию сочинения-описания музыкального произведения.
-
Мультимедийный творческий проект на уроках литературы в условиях цифровизации образовательного процесса 2019
Представлен алгоритм работы по организации выполнения МТП литературоведческого характера.
-
Особенный герой В.М.Шукшина (на примере рассказов «Дядя Ермолай», «Экзамен», «Срезал»). 2 часа 2019
Цели мастерской: актуализировать понятие об образе-персонаже и образе автора, системе художественных приемов создания образа героя; углубить, обогатить и расширить восприятие образов «чудиков»; показать специфику словопользования общенародного языка в создании образа главного героя.
-
Главная тема произведения В.П.Астафьева "Васюткино озеро". Методика преподавания литературы в коррекционных классах 2019
Главная тема произведения «Васюткино озеро» - преемственность поколений. Находясь вдали от близких и родного дома, оставшись один на один с суровой и величавой природой, Васютка борется за выживание. Его поддерживали мудрость деда, навыки, сформированные отцом-рыбаком, доброта матери. Он выжил, благодаря знаниям, которые получил от них. Помогло также самообладание, сила духа и смелость. Дети часто не прислушиваются к мнению родителей, спорят с ними, поэтому данная тема рассказа актуальна и в наши дни.
-
Иосиф Бродский «Пилигримы». Диалог в пространстве культуры 2019
Цели урока: совершенствование навыков анализа лирического произведения; знакомство с новым подходом к анализу лирического произведения, в основе анализ звуко-цветовых соответствий; постижение поэтического мастерства Бродского.
-
Юмористический и сатирический талант А. П. Чехова. Урок литературы в 5-м классе 2019
Цель урока: показать талант А.П.Чехова как юмориста и сатирика, выявить цель юмора и сатиры Чехова, проанализировать речь героев и их поведение.
-
Система духовно-нравственного воспитания на уроках и во внеурочной деятельности школьников 5–8-х классов «Дар любви» (представлена на региональный этап конкурса "За нравственный подвиг учителя 2019 г." 2019
Проект направлен на включение в систему духовно-нравственного воспитания школьников новых традиций культуры благотворительности и популяризации благотворительной деятельности среди населения разных социальных слоев, во-вторых, на интеграцию предмета «Литература» и основ православной культуры с помощью включения возможных тем в календарно-тематическое планирование на основе программных и внеклассных литературных произведений, комплекса мероприятий и праздников, которое равно может включить в свою сферу педагогической деятельности как учитель русского языка и литературы, так и учитель истории и ОРКЭС, в-третьих, на включение школьников в экскурсионную деятельность по святыням дмитровской земли как раннюю профориентацию и исследовательско-краеведческую деятельность.
-
Интеллектуальная игра по роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин". 9-й класс 2019
Данная интеллектуальная игра проводится в 9-м классе после изучения романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Цель занятия - повышение интеллектуального и культурного уровня, расширение кругозора учащихся, а также проверка знаний школьников по роману «Евгений Онегин». Проходить оно будет в форме игры КВН. В ней примут участие две команды, которым предстоит сразиться в 5 конкурсах: «Разминка», «Ситуации», «Перевёртыши», «Шедевры мировой живописи» и «А помните?». Эти задания потребуют хорошего знания содержания произведения. За правильный ответ команда зарабатывает 1 балл. В конце игры подводятся итоги. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.
-
Восприятие поэтического образа через художественный как один из аспектов эстетического воспитания на уроках литературы 2019
Именно в детстве и юности закладывается та система ценностей, которой человек будет руководствоваться всю свою жизнь. И эстетическая культура не исключение. Кто и что формирует будущего человека? Слагаемых этого воспитания много: семья, окружение ребенка, СМИ, Интернет, массовая культура. И, конечно, школа. Ей, особенно в последнее время, принадлежит доминирующая роль в воспитании (в т.ч. эстетическом) ребенка. Причем школе зачастую приходится работать не «благодаря», а «вопреки». Мы живем сейчас в очень непростом мире, полном негатива и агрессии. Всё словно специально делается для того, чтобы оболванить наших детей, привить им чуждые модели поведения и ценности, обузить их мышление, сделать прагматичнее, циничнее, пошлее. Убедить в неактуальности исконных морально-нравственных человеческих ценностей.
-
Урок литературы в 11-м классе. Человек на переломе истории (по рассказу Е.Замятина «Пещера») 2019
Цели урока: выявить трагедию человеческой личности в рассказе Е.Замятина «Пещера», исследовать писательское мастерство автора; акцентировать внимание на нравственных аспектах, поставленных Е.И.Замятиным в своем произведении; учиться строить продуктивное речевое высказывание, точно и ясно выражать мысли, аргументировать собственное мнение, оценивать свою и чужую речь.
-
"В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа и мысли". А.П.Чехов 2019
Цель урока: показать, что произведения А.П.Чехова современны; расширить знания учащихся об А.П.Чехове.
-
Построение понятия «Анализ литературного произведения» через интерпретацию картины К.Петрова-Водкина «1918 год в Петрограде» 2019
Цель урока: самостоятельная выработка алгоритма аналитической работы с произведением искусства. Навыки аналитического мышления, которые в данном случае развивает литература, пригодятся любому человеку в любой области человеческого знания и деятельности.
-
Игровые технологии на уроках литературы. Своя игра по повестям Белкина 2019
Представлена презентация к Своей игре. Игра проводится по повестям Белкина А.С.Пушкина.
-
«Зачем вы меня обижаете?» Урок-исследование по повести Н.В.Гоголя «Шинель» 2019
Цели и задачи урока: ознакомить учащихся с содержанием повести «Шинель», помочь определить роль авторской позиции, выявить смысл противопоставления Акакия Акакиевича и «значительного лица», увидеть поставленную в произведении проблему маленького человека, формировать умение раскрывать смысл фантастических элементов, гуманистического содержания повести; воспитывать эмпатию, внимание к человеку.
-
Литературный квест как одна из форм современного урока (из опыта работы) 2019
Как сделать уроки литературы интереснее и разнообразнее? Как привлечь слабоуспевающих учеников к совместной деятельности на уроке? Как научить читать внимательно, обращая внимания на детали? Выручить может такая форма урока как литературный квест.
-
Мастерская формирования первичных знаний о писателе. Слово о Ломоносове 2019
Мастерская построения первичных знаний о писателе «Слово о Ломоносове» помогает сформировать представление о личности поэта, ученого, развить навыки работы с текстом. На мастерской учащиеся работают с историческими документами, воспоминаниями современников, которые показывают незаурядность личности М.В.Ломоносова, его мировоззрение, мироощущение, политические взгляды, творческую индивидуальность, определяют связь личностных особенностей ученого и поэта и его творчества. Такая работа помогает учащимся, собрав материал о жизни и творчестве М.В.Ломоносова в процессе работы на мастерской, написать небольшое интервью. Овладение приемами работы с текстом при изучении личности и творчества писателя поможет учащимся в подготовке к сочинению на ОГЭ.
-
Проект "Мой край, моя история... "Грани патриотического воспитания в период создания независимого государства" 2019
Цель: теоретически обосновать и разработать программу внеурочной деятельности «Краеведение», направленную на формирование патриотического сознания школьников.
-
Конкурс чтецов, посвящённый 200-летию А.А.Фета. Общешкольный праздник «Целый мир от красоты» 2019
Цели: вовлечь учащихся в мыслительную и познавательную активность в изучении жизни и творчества А.Фета; помочь учащимся увидеть своеобразие сложной личности поэта и проникнуть в поэтический мир лирики А.Фета; формировать познавательный интерес учащихся к культурному наследию страны и мотивацию к дальнейшему изучению русской поэзии.
-
Изобразительно-выразительные средства языка 2019
В статье приведены примеры изобразительно-выразительных средств языка: фонетические, морфемные, лексические, морфологические, синтаксические средства.
-
Можно ли руководить творчеством? 2019
В методической статье рассматриваются проблемы руководства творчеством учеников. Учитель обращается к ценному историческому педагогическому опыту Царскосельского лицея и делится собственным опытом в направлении развития креативных способностей учеников, на конкретных примерах демонстрируя удачные пути подхода к детям и результативность работы. В этой части статьи продемонстрирована работа над сочинительством басен учениками 5-го класса.
-
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование курса "Родная (русская) литература". 9-й класс 2019
В программе учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с программами начального общего образования.
-
Устное собеседование по русскому языку в 9-м классе и работа над осмысленным чтением 2019
Никто не оспорит тот факт, что интерес к чтению приходит только тогда, когда читатель владеет осмысленным чтением и у него развиты учебнопознавательная мотивация. Чтобы чтение было не только полезным, но и продуктивным, нужно научить работать с текстом. И здесь не обойтись без навыка осмысленного чтения. Осмысленное чтение - это чтение, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения.
-
Сергей Есенин: поэзия и судьба 2019
Цели урока: рассказать о судьбе С. Есенина, о зарождении и формировании его творческого таланта; показать народность творчества поэта.
-
Урок литературы в 6-м классе по рассказу И.С.Тургенева "Бежин луг" 2019
Цели урока: познакомиться с творчеством И.С.Тургенева. Помочь учащимся осознать многообразные связи русских писателей с природой. Увидеть мастерство писателя. Развивать навыки выразительного чтения и пересказа, нахождения художественно-изобразительных средств. Повторить понятие «рассказ», закрепить понимание идейно-художественных особенностей рассказа. Воспитывать у учащихся чувство прекрасного, чувство любви к русскому языку, к живой природе.
-
Внеклассное мероприятие по теме "Устное народное творчество". "Пословица недаром молвится". 5-й класс 2019
Цель мероприятия: приобщение детей к народному творчеству, привитие любви к народным традициям; развитие у учащихся мотивации к чтению на основе увлекательной игровой деятельности, умений сотрудничать при решении общих задач и творчески применять знания в новых ситуациях, развивать творческие способности детей.
-
Правописание корней с чередующимися гласными ЛАГ-ЛОЖ 2019
В русском языке есть слова, в которых выделяются корни ЛАГ-ЛОЖ. Это особенные корни! Корни ЛАГ-ЛОЖ нельзя проверять подбором однокоренного слова с ударной гласной! В корнях ЛАГ-ЛОЖ происходит чередование гласных А // О, то есть в этих корнях иногда пишется А, а иногда О.
-
Народная мудрость в сказке С.Т.Аксакова "Аленький цветочек" 2019
Цель урока: формирование нравственных убеждений через оценку героев и сопереживание им. Задачи: учить анализу художественного произведения на сюжетном, языковом, идейном уровнях; формировать умения осмысливать, воссоздавать, воспроизводить прочитанное для полноценного восприятия произведения; развивать речь, обогащая ее художественным словом, творческое мышление, воображение; через анализ художественного произведения воспитывать жизненную позицию: сочувствие, милосердие к окружающим.
-
Урок литературы по теме "Две бездны..." Философская лирика Ф.И.Тютчева 2019
Урок литературы по теме "Две бездны..." Философская лирика Ф.И.Тютчева" представляет собой урок, направленный на обобщение изученного материала, систематизацию полученных знаний, способствует восприятию материала по теме урока, развитию познавательных интересов по изучению философской лирики поэта. Урок нацелен также на развитие речевых навыков учащихся, направлен на решение проблемных задач нравственного характера, формирует навыки работы с текстами стихотворных произведений поэта.