Литература
-
Интеллектуальная игра по роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин". 9-й класс 2019
Данная интеллектуальная игра проводится в 9-м классе после изучения романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Цель занятия - повышение интеллектуального и культурного уровня, расширение кругозора учащихся, а также проверка знаний школьников по роману «Евгений Онегин». Проходить оно будет в форме игры КВН. В ней примут участие две команды, которым предстоит сразиться в 5 конкурсах: «Разминка», «Ситуации», «Перевёртыши», «Шедевры мировой живописи» и «А помните?». Эти задания потребуют хорошего знания содержания произведения. За правильный ответ команда зарабатывает 1 балл. В конце игры подводятся итоги. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.
-
Восприятие поэтического образа через художественный как один из аспектов эстетического воспитания на уроках литературы 2019
Именно в детстве и юности закладывается та система ценностей, которой человек будет руководствоваться всю свою жизнь. И эстетическая культура не исключение. Кто и что формирует будущего человека? Слагаемых этого воспитания много: семья, окружение ребенка, СМИ, Интернет, массовая культура. И, конечно, школа. Ей, особенно в последнее время, принадлежит доминирующая роль в воспитании (в т.ч. эстетическом) ребенка. Причем школе зачастую приходится работать не «благодаря», а «вопреки». Мы живем сейчас в очень непростом мире, полном негатива и агрессии. Всё словно специально делается для того, чтобы оболванить наших детей, привить им чуждые модели поведения и ценности, обузить их мышление, сделать прагматичнее, циничнее, пошлее. Убедить в неактуальности исконных морально-нравственных человеческих ценностей.
-
Урок литературы в 11-м классе. Человек на переломе истории (по рассказу Е.Замятина «Пещера») 2019
Цели урока: выявить трагедию человеческой личности в рассказе Е.Замятина «Пещера», исследовать писательское мастерство автора; акцентировать внимание на нравственных аспектах, поставленных Е.И.Замятиным в своем произведении; учиться строить продуктивное речевое высказывание, точно и ясно выражать мысли, аргументировать собственное мнение, оценивать свою и чужую речь.
-
"В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа и мысли". А.П.Чехов 2019
Цель урока: показать, что произведения А.П.Чехова современны; расширить знания учащихся об А.П.Чехове.
-
Построение понятия «Анализ литературного произведения» через интерпретацию картины К.Петрова-Водкина «1918 год в Петрограде» 2019
Цель урока: самостоятельная выработка алгоритма аналитической работы с произведением искусства. Навыки аналитического мышления, которые в данном случае развивает литература, пригодятся любому человеку в любой области человеческого знания и деятельности.
-
Игровые технологии на уроках литературы. Своя игра по повестям Белкина 2019
Представлена презентация к Своей игре. Игра проводится по повестям Белкина А.С.Пушкина.
-
«Зачем вы меня обижаете?» Урок-исследование по повести Н.В.Гоголя «Шинель» 2019
Цели и задачи урока: ознакомить учащихся с содержанием повести «Шинель», помочь определить роль авторской позиции, выявить смысл противопоставления Акакия Акакиевича и «значительного лица», увидеть поставленную в произведении проблему маленького человека, формировать умение раскрывать смысл фантастических элементов, гуманистического содержания повести; воспитывать эмпатию, внимание к человеку.
-
Литературный квест как одна из форм современного урока (из опыта работы) 2019
Как сделать уроки литературы интереснее и разнообразнее? Как привлечь слабоуспевающих учеников к совместной деятельности на уроке? Как научить читать внимательно, обращая внимания на детали? Выручить может такая форма урока как литературный квест.
-
Мастерская формирования первичных знаний о писателе. Слово о Ломоносове 2019
Мастерская построения первичных знаний о писателе «Слово о Ломоносове» помогает сформировать представление о личности поэта, ученого, развить навыки работы с текстом. На мастерской учащиеся работают с историческими документами, воспоминаниями современников, которые показывают незаурядность личности М.В.Ломоносова, его мировоззрение, мироощущение, политические взгляды, творческую индивидуальность, определяют связь личностных особенностей ученого и поэта и его творчества. Такая работа помогает учащимся, собрав материал о жизни и творчестве М.В.Ломоносова в процессе работы на мастерской, написать небольшое интервью. Овладение приемами работы с текстом при изучении личности и творчества писателя поможет учащимся в подготовке к сочинению на ОГЭ.
-
Проект "Мой край, моя история... "Грани патриотического воспитания в период создания независимого государства" 2019
Цель: теоретически обосновать и разработать программу внеурочной деятельности «Краеведение», направленную на формирование патриотического сознания школьников.
-
Конкурс чтецов, посвящённый 200-летию А.А.Фета. Общешкольный праздник «Целый мир от красоты» 2019
Цели: вовлечь учащихся в мыслительную и познавательную активность в изучении жизни и творчества А.Фета; помочь учащимся увидеть своеобразие сложной личности поэта и проникнуть в поэтический мир лирики А.Фета; формировать познавательный интерес учащихся к культурному наследию страны и мотивацию к дальнейшему изучению русской поэзии.
-
Изобразительно-выразительные средства языка 2019
В статье приведены примеры изобразительно-выразительных средств языка: фонетические, морфемные, лексические, морфологические, синтаксические средства.
-
Можно ли руководить творчеством? 2019
В методической статье рассматриваются проблемы руководства творчеством учеников. Учитель обращается к ценному историческому педагогическому опыту Царскосельского лицея и делится собственным опытом в направлении развития креативных способностей учеников, на конкретных примерах демонстрируя удачные пути подхода к детям и результативность работы. В этой части статьи продемонстрирована работа над сочинительством басен учениками 5-го класса.
-
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование курса "Родная (русская) литература". 9-й класс 2019
В программе учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с программами начального общего образования.
-
Устное собеседование по русскому языку в 9-м классе и работа над осмысленным чтением 2019
Никто не оспорит тот факт, что интерес к чтению приходит только тогда, когда читатель владеет осмысленным чтением и у него развиты учебнопознавательная мотивация. Чтобы чтение было не только полезным, но и продуктивным, нужно научить работать с текстом. И здесь не обойтись без навыка осмысленного чтения. Осмысленное чтение - это чтение, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения.
-
Сергей Есенин: поэзия и судьба 2019
Цели урока: рассказать о судьбе С. Есенина, о зарождении и формировании его творческого таланта; показать народность творчества поэта.
-
Урок литературы в 6-м классе по рассказу И.С.Тургенева "Бежин луг" 2019
Цели урока: познакомиться с творчеством И.С.Тургенева. Помочь учащимся осознать многообразные связи русских писателей с природой. Увидеть мастерство писателя. Развивать навыки выразительного чтения и пересказа, нахождения художественно-изобразительных средств. Повторить понятие «рассказ», закрепить понимание идейно-художественных особенностей рассказа. Воспитывать у учащихся чувство прекрасного, чувство любви к русскому языку, к живой природе.
-
Внеклассное мероприятие по теме "Устное народное творчество". "Пословица недаром молвится". 5-й класс 2019
Цель мероприятия: приобщение детей к народному творчеству, привитие любви к народным традициям; развитие у учащихся мотивации к чтению на основе увлекательной игровой деятельности, умений сотрудничать при решении общих задач и творчески применять знания в новых ситуациях, развивать творческие способности детей.
-
Правописание корней с чередующимися гласными ЛАГ-ЛОЖ 2019
В русском языке есть слова, в которых выделяются корни ЛАГ-ЛОЖ. Это особенные корни! Корни ЛАГ-ЛОЖ нельзя проверять подбором однокоренного слова с ударной гласной! В корнях ЛАГ-ЛОЖ происходит чередование гласных А // О, то есть в этих корнях иногда пишется А, а иногда О.
-
Народная мудрость в сказке С.Т.Аксакова "Аленький цветочек" 2019
Цель урока: формирование нравственных убеждений через оценку героев и сопереживание им. Задачи: учить анализу художественного произведения на сюжетном, языковом, идейном уровнях; формировать умения осмысливать, воссоздавать, воспроизводить прочитанное для полноценного восприятия произведения; развивать речь, обогащая ее художественным словом, творческое мышление, воображение; через анализ художественного произведения воспитывать жизненную позицию: сочувствие, милосердие к окружающим.
-
Урок литературы по теме "Две бездны..." Философская лирика Ф.И.Тютчева 2019
Урок литературы по теме "Две бездны..." Философская лирика Ф.И.Тютчева" представляет собой урок, направленный на обобщение изученного материала, систематизацию полученных знаний, способствует восприятию материала по теме урока, развитию познавательных интересов по изучению философской лирики поэта. Урок нацелен также на развитие речевых навыков учащихся, направлен на решение проблемных задач нравственного характера, формирует навыки работы с текстами стихотворных произведений поэта.
-
Мифы в топонимике Владивостока 2019
Содержанием для организации исследовательского поиска явилась топонимика города Владивостока. Топонимический материал составляет значительную часть лексики любого языка и заслуживает того, чтобы его изучали. Общие задачи такой работы: развитие языковой культуры, коммуникативных умений, совершенствование различных форм устной и письменной речи, организация сотрудничества.
-
Растём вместе с Республикой 2019
Цель урока. формирование гражданственности и патриотизма подрастающего поколения, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, нормы общественной и коллективной жизни, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности.
-
Любовная лирика В.Маяковского 2019
Цель урока состоит в том, чтобы дать учащимся представление о любовной лирике Маяковского, о том, как поэтом воспринималось это чувство; познакомить с фактами биографии Маяковского; закрепить умение анализировать лирическое произведение; уметь обобщать; заставить учащихся задуматься о том, что значит для них это чувство, как они сами его понимают, каким оно должно быть.
-
Сравнительно-сопоставительный анализ драматургии А.П.Чехова и А.Н.Арбузова 2019
Драматурги 70-90-х гг. XX века передают самую суть человека «переходного периода» с его парадоксальным положением во времени, в пространстве, личной и внутренней жизни. Наиболее ярко в диалог с А.П.Чеховым вступил А.Н.Арбузов драматург. Он следует чеховской традиции, это происходит, на глубинном сущностном уровне и проявляется в едином ценностном взгляде на мир. Одним из первых драматургов 70-90-х гг. XX века, воспринявших чеховскую концепцию человека оказался А.Н.Арбузов. В драматургии А.Н.Арбузова, как и в поэтике А.П.Чехова, наблюдается взаимовлияние эпического и драматического начал.
-
Создание условий для развития интереса к чтению, творческой самостоятельности и духовно-нравственного воспитания обучающихся через использование формы литературно-музыкальной композиции и современных педагогических технологий 2019
Цель разработки: описание видов деятельности педагога и обучающихся при подготовке и проведении мероприятия внеурочной деятельности по литературе с использованием современных педагогических технологий, описанием форм и методов, способствующих созданию условий для раскрытия познавательных способностей, творческой самостоятельности и духовно-нравственного развития обучающихся. Содержит сценарий литературно-музыкальной композиции «Я, конечно, вернусь …», посвященной жизни и творчеству В.С.Высоцкого.
-
Открытый урок по литературному чтению для 4-го класса "Жизнь и творчество Л.Н.Толстого". Путешествие 7. Школа в Ясной Поляне 2019
Цели урока: продолжить знакомство с личностью и творчеством Л.Н.Толстого; развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; развитие умений самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу; развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации, ключевым словам; высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному; способствовать нравственному воспитанию.
-
Исследовательский проект "Святой источник" 2019
Цель проекта: ознакомление с историческим природным объектом «Святой Ключ». Целебная вода святого родника придает силы, надежду, дает духовное обновление и радость от общения с живой природой! При омовении кто-то испытывает душевное облегчение, у кого-то наступает исцеление физических болезней. Но каждый, выходя из купальни, испытывает ощущение духовного подъёма.
-
«Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа». По произведению Д.Дефо "Робинзон Крузо". 5-й класс 2019
Цель урока: определение человеческих качеств Робинзона, которые помогли ему выжить в экстремальных условиях и пригодились бы каждому современному человеку.
-
Рабочая программа курса внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО «Видза олан, мойд» («Здравствуй, сказка») 2019
Цель программы: создание условий для интеллектуального, социокультурного развития ребенка и формирования его коммуникативных и социальных навыков через игровую и проектную деятельность посредством коми языка.