Можно ли руководить творчеством? (Часть 2)

Разделы: Литература

Класс: 7


Уроки творчества не стоит искусственно «вклинивать» в учебный процесс. Им всегда можно «найти место», где логично подытоживается пройденное, где закрепляются полученные знания. Как уже говорилось, изучение басен Крылова мы завершаем сочинительством собственных басен. И прямо-таки напрашивается после изучения од М.В.Ломоносова попытаться написать свою оду. Например, этот учебный год в нашей школе юбилейный – школе 80! – и как нам было ни выразить своё восхищение высоким одическим стилем! После творческого напряжения мысли в зачаровывающей тишине аудитории никто и никогда не забудет, что оды пишутся высоким стилем в честь какого-либо значительного события или лица. 80-летний юбилей школы – явление значительное, а юбилей художественной школы – уникальное. Это хорошо чувствуют наши чуткие к прекрасному дети, поэтому и писали поздравления в стихах. О.Бальзак точно подметил: «Можно быть учёным с учёными, но с художниками нужно быть поэтом!» А я бы добавила: «В художественной школе надо становиться поэтом!»

Радует меня, учителя словесности, и то, что дети осмыслили, запомнили, как в своё время М.В.Ломоносов мастерски раздвигал границы своего поэтического видения, и в фокусе его внимания оказывались не только фигура деятеля, кого чествовал, не только событие, восхваляемое в годовщину, а нечто ещё более значимое: дела, заслуги адресата, например, взлёт наук или установившийся при этом деятеле мир. Теперь черёд моих воспитанников: поздравляя школу, восславить законы красоты, преклониться перед творчеством, служителями которого они уже стали, подчеркнуть роль юных, вступающих на этот путь. Вот пример такого расширения границ осмысления в оде семиклассницы:

Я гимн пропела бы с усладой
На день восшествия искусств,
Но что-то мне вдруг помешало
В альбом излить наплывы чувств.

Отдавая должное терпению своих учителей, автор другой оды восхищается тем, как

…из болтливых, малых пятиклашек,
Творцов, порой крикливых и смешных,
Восстали юноши - не знали раньше краше! -
И девушки со взором Афродит.

Итак, рассматривая работы моих творцов, я с удовлетворением констатирую факт: попытки писать в диапазоне Ломоносова удались.

Известно, что на молодых современников М.В.Ломоносов возлагал свои надежды на процветание России. Мои юные авторы од гордо назвали себя «избранными Олимпом», и чувствуется, что это не гордыня, а понимание своей ответственности на избранном пути. Подобная мысль в оде шестиклассницы:

Искусство, словно корни, нас растит.
Как воины, мы за искусство бьёмся.

На этой высоте «парения мыслей» рождаются высокие образы храмов, чертогов, Олимпа, ку́знецы талантов. Они выписываются словами высокого стиля, придают слогу оттенок приподнятости, торжественности, эмоциональной возвышенности. Как правило, эти оттенки сочетаются с наплывами лирики:

Вечор гулял в садах Лицея.
Горят огнями фонари, -

так начинает свою оду любимой школе наша семиклассница. Интересно, откуда, по какому наитию, всплыло в детской головушке – устаревшее поэтическое наречие «вечор»? Вероятно, оттуда же, откуда на этом уроке в рукописях детей появились такие торжественные стилистически окрашенные слова высокого стиля: стезя, пристанище богов, Олимп, очи, бренный, зрячий, взор, обет, услада, лелеет, россыпи и многие подобные. Из античной литературы. Из устного народного творчества: из сказок, народных песен. Из древнерусской литературы: церковнославянизмы, устаревшие: архаизмы, историзмы. Из русской классики. Из недавно выученных од Ломоносова.

Разумеется, не всем пишущим сразу даётся работа с формой стихотворения. Чаще всего учителя ожидает кропотливая индивидуальная работа, трудоёмкое редактирование, правка текста, требующая деликатного подхода. К примеру, в первом варианте авторской рукописи имели строки:

Здесь каждое творенье чувствами пылает,
А мы, поленья,
Вновь искрим.

Образ есть. Форма оставляет желать лучшего. Предстоит ещё раз объяснить ребёнку, что такое ритм, что такое стихотворный размер, что такое стопы. Затем попросим вычертить схему написанного. Получилось вот что:

_́ _́ _ _ _ _́ _ _́ _ _ _ _́ _


_ _ ́_ _ ́_


_́ _ _́

Наглядно, что стихотворный размер не выдержан. Первая строка длиннее других, смысла в таком утяжелении нет. Совместными усилиями: путём перестановки слов, замены не вписывающихся по длине слов на более короткие, объединения второй и третьей строчек в одну - получаем отредактированный вариант:

Творенья наши чувствами пылают
А мы, поленья словно, вновь искрим.

Вычертим теперь схему:

_ _́ /_ _́ /_ _́ /_ _ /_ _́ /_


_ _́/ _ _́/ _ _ ́/_ _́ /_ _́/

Вместе с автором убеждаемся, что теперь чередование ударных и безударных слогов стало упорядоченным. Ученица сама видит, что хаотично собранные ею слова после некоторых наших манипуляций полились стройным ямбом.

Так неназойливо ученик приобщается к прекрасному, синтезируя собственный опыт с общекультурным, соизмеряя с ним свои возможности.

В заключение предлагаю коллегам посмотреть результат работы этого года с учениками МЦХШ при РАХ – проект «Поздравление с юбилеем».

Приложение