Информационные процессы стали важнейшей составляющей жизнедеятельности человека. Огромное количество информации необходимо осваивать и современным школьникам. Задача педагога – сделать так, чтобы новый материал был качественно переработан обучающимися. Метод визуализации учебной информации помогает решить обозначенную проблему.
Визуализация – это наглядный способ представления любой информации, которая лучше усваивается учащимися, если есть опора на зрительный образ. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» — манифест, провозглашающий ценность и эффективность визуальной коммуникации. Использование на уроке технологий визуализации делает урок более информативным, результативным, творческим.
Использование наглядности не инновация в педагогике, каждый учитель вооружен таблицами, схемами, опорными конспектами, презентациями, фрагментами кинофильмов, интерактивными тренажерами, нужно отметить, что проверенные временем ресурсы работают, их не стоит списывать со счетов. Но современный школьник не только должен воспринимать информацию, изложенную учителем, но и определённым образом её перерабатывать, структурировать. И здесь незаменимыми оказываются новые средства визуализации: скрайбинг, инфографика, визуальные конспекты. Их задача - представить учебный материал, дополнить его, обеспечить логичность в изложении информации, продемонстрировать взаимосвязь между текстом и графическими изображениями, способствующими активному восприятию информации.
Инфографика - графический способ подачи информации, данных и знаний, целью которого является быстрота и четкость изложения. Инфографика расширяет коммуникационные возможности, способствует тому, чтобы учебная информация стала интереснее и доступнее для целевой аудитории: текстовая информация сводится к минимуму, её заменяют условные обозначения, визуальные метафоры, рисунки- символы.
Как же этот инструмент визуализации можно применить на уроках русского языка?
Орфографические и пунктуационные правила, языковые нормы, словарные слова органично вписываются в компактные и яркие информационные схемы-изображения. Учитель, представляя новый материал или обобщая изученное, может сам составить инфографику к уроку или воспользоваться материалами интернет-ресурсов, но наиболее эффективной будет инфографика, составленная самими обучающимися. Здесь важны несколько моментов: осмысление информации обучающимся, структурирование материала, выбор графических символов и обозначений. Незаменима разъяснительная графика при подготовке к экзаменам: обучающимся необходимо вспомнить весь изученный материал, подача фактов о русском языке в компактном виде способна решить эту проблему, ведь правила орфографии и пунктуации будут даны сжато, доступно.
Визуальный конспект - это еще один инструмент визуализации, позволяющий «включиться» во взаимодействие с информацией через фиксацию смыслов. С помощью визуального конспекта обучающийся может зафиксировать материал лекции, параграфа, подготовиться к докладу или выступлению, перевести объёмные учебные статьи в живой и понятный вид. Визуальный конспект будет эффективен при групповой работе на уроке, когда обучающиеся готовят коллективный ответ, здесь они могут представить коллаж мнений.
Составление визуального конспекта требует от обучающегося владения навыками функционального чтения: понимание прочитанного (услышанного); работа с полученной информацией (интерпретация, оценка). При составлении визуального конспекта обучающийся должен уловить суть полученной информации, выделить в ней главное, затем структурировать информацию - установить связи между выделенными основными смыслами, а затем представить информацию через визуальные образы. Примером визуального конспекта может служить ментальная карта - форма записи данных, когда главная тема находится в центре листа, а связанные с ней понятия располагаются вокруг в виде древовидной схемы.
Ещё один вид визуального конспекта - лента времени, позволяющая получить визуальную картинку о том, как в хронологии развивалось какое-либо событие. Составление ленты времени уместно на уроках литературы при изучении биографии писателя, приём позволит зафиксировать и жизненный путь автора, и значимые исторические события, повлиявшие на его творчество.
Продуктивным приёмом визуализации представляется скрайбинг - новейшая техника презентации (от английского "scribe" - набрасывать эскизы или рисунки); искусство отражать свою речь, звучащий текст в рисунках, процесс происходит параллельно с чтением, с докладом говорящего. Речь выступающего иллюстрируется "на лету" рисунками фломастером на белой доске (или листе бумаги); получается как бы "эффект параллельного следования", когда мы и слышим и видим примерно одно и то же, при этом графический ряд фиксируется на ключевых моментах аудиоряда. Используя скрайбинг, можно просто и доступно рассказать о сложном, интересно объяснить практически любой материал, проиллюстрировать прочитанное. Скрайбинг бывает "ручной" и "компьютерный". Ручной - классический: голос за кадром рассказывает о чем-либо, рука в кадре рисует изображения, иллюстрирующие устный рассказ. В таком скрайбинге используются, как правило, листы бумаги или презентационная доска, цветные карандаши, маркеры, фломастеры, кисти и краски, а также элементы аппликации. Компьютерный скрайбинг можно создать с помощью сервиса PowToonи программы VideoScribe. Для скрайбинга используют различные типы изображений: рисунки, пиктограммы, символы, отдельные ключевые слова (надписи, лозунги), схемы и диаграммы. Скрайбинг может умещаться как на одном листе бумаги, так и на нескольких. В идеале, глядя на скрайб-рисунки, слушатель должен воссоздать в памяти услышанный рассказ и воспроизвести его. На уроках литературы скрайбинг оживляет восприятие произведения, развивает интерес к изучению литературных произведений, воображение, ассоциативное и логическое мышление школьников. При создании визуального контекста актуализируются навыки чтения и анализа художественного произведения.
Использование инструментов визуализация вызывает интерес у обучающихся, происходит эффективное восприятие информации, идей и понятий; развиваются способности обучающихся мыслить критически, генерировать и развивать идеи, наблюдается улучшенное запоминание и воспроизведение информации.