А.К.Толстой. Идейно-тематические и художественные особенности лирики. (Разработка урока)

Разделы: Литература

Класс: 10

Ключевые слова: биография, А.К.Толстой


Для специальности: 34.02.01 Сестринское дело.

Вид занятия: Урок открытия нового знания.

Цели занятия: Формирование знаний о творчестве поэта 19 века А.К.Толстом, умений анализировать художественное произведение в единстве формы и содержания.

Задачи

Ι. Образовательные:

  • организовать работу студентов по усвоению знаний об А.К.Толстом, тематикой и проблематикой лирики поэта;
  • формировать умение анализировать текст художественного произведения (проблематика, сюжетно-композиционные особенности, своеобразие художественных образов);
  • формировать умение выражать свои мысли, делать выводы.

ΙI. Развивающие: 

  • развивать устную речь студентов, навыки анализа образа литературного героя (умение видеть мир чувств и переживаний);
  • формировать собственное отношение к событиям и героям, способствуя развитию активной жизненной позиции, умения отстоять собственную точку зрения;
  • развивать умение обобщать изученное.

ΙII. Воспитательные:

  • воспитывать чуткое отношение к художественному слову;
  • гуманное отношение к человеку;
  • уважительное отношение к истории России, истории прошлых поколений.

Личностные УУД: формирование уважительного отношения к иному мнению, воспитание правильного отношения к чувствам другого человека, душевную чуткость и внимание; развитие мышления, внимания; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.

Метапредметные результаты:

  • регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию;
  • познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста; выразительно читать текст.
  • коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других, применение знаний в жизни.

Методы: эвристический, частично-поисковый, метод самостоятельной работы с текстом, метод мотивации учебной деятельности.

Приемы: диалог, комментированное чтение, фронтальный опрос, работа в группах.

Средства обучения: компьютер, презентация, тексты, карточки-задания

Литература:

  • Толстой А. К. Полное собрание стихотворений в двух томах. Ленинградское отделение, 1984
  • Литература. Учебник для студентов сред. проф. учеб. завед./Под редакцией Г.А.Обернихиной. – М.: «Академия», 2014

Электронные ресурсы:

План-хронокарта

Этап урока

Деятельность студентов

Деятельность преподавателя

Время

1.Мобилизующий

Эмоционально и психологически настраиваются на урок

Организует работу студентов, используя прием «Афоризмы». Создает эмоциональный настрой на работу

3 мин

2. Целеполагание

С помощью преподавателя формулируют тему и цели урока

Помогает обучающимся сформулировать тему и цели урока, используя приемы «Необъявленная тема», «Домысливание»

4 мин

3. Момент осознания обучающимися недостаточности существующих знаний

Высказывают то, что знают по теме урока

Организует работу с помощью приема «Корзина идей», проводит параллель с ранее изученным материалом

3 мин

4. Объяснение нового материала

Внимательно слушают материал, выступают с индивидуально подготовленными выступлениями, составляют опорный конспект

Объясняет материал с помощью приема «Лекция с ассистентом», «Лекция-диалог»; отвечает на вопросы, появляющиеся у студентов в ходе работы

25 мин

5. Закрепление материала

Работают в группах, получив одинаковые задания, после выполнения работы представляют отчеты

Формулирует задания, инструктирует о способах их выполнения. Оказывает помощь.

50 мин

7. Домашнее задание (самостоятельная внеаудиторная работа)

Записывают домашнее задание

Информирование обучающихся о домашнем задании, дает инструктаж по его выполнению.

2 мин

8. Рефлексия

Оценивают свою активность на уроке, выражают свои эмоции

Оценивает продуктивность урока. Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке

3 мин

Ход урока

1. Мобилизующий этап

На экране с помощью проектора выведены афоризмы:

  • Век живи — век учись! И ты, наконец, достигнешь того, что, подобно мудрецу, будешь иметь право сказать, что ничего не знаешь.
  • Гони любовь хоть в дверь, она влетит в окно.
  • Единожды солгавши, кто тебе поверит?
  • Если на клетке слона прочтешь надпись «буйвол», не верь глазам своим.
  • Если хочешь быть счастливым, будь им.
  • Лучше скажи мало, но хорошо.
  • Не робей перед врагом: лютейший враг человека - он сам.
  • Никто не обнимет необъятного.
  • Самый отдаленный пункт земного шара к чему-нибудь да близок, а самый близкий от чего-нибудь да отдален.
  • Смотри в корень!
  • Что скажут о тебе другие, коли ты сам о себе ничего сказать не можешь?

Преподаватель задает вопрос: «Знаете ли вы, кому принадлежат данные высказывания?»

Студенты высказывают свои мысли, преподаватель подводит обучающихся к ответу о том, что эти слова принадлежат Козьме Пруткову. Далее преподаватель знакомит студентов со следующей информацией:

К.П.Прутков – равноправный член семьи реально живших русских литераторов. Его имя занимает законное место в литературном алфавите наряду с подлинными именами его главных «опекунов»: А.К.Толстого и братьев Алексея, Владимира и Александра Михайловичей Жемчужниковых. Они называли себя «лицами, создавшими и разработавшими литературную личность Козьмы Пруткова».

Своим «талантом» К.Прутков обязан прежде всего А.К.Толстому.

2. Целеполагание

Прием «Необъявленная тема».

  • Преподаватель называет имя поэта, творчество которого будет изучаться на уроке, студенты самостоятельно формулируют тему.

Прием «Домысливание».

  • Студенты самостоятельно формулируют цели урока, используя слова-подсказки: повторим, изучим, узнаем, проанализируем…

3. Момент осознания обучающимися недостаточности существующих знаний

Прием «Корзина идей»

  • Студентам предлагается высказать все, что они знают по теме урока.

4. Объяснение нового материала

Материал для лекции

Родился в Петербурге в семье графа К.П.Толстого. После развода родителей вместе с матерью и дядей жил в их родовом имении в Черниговской губернии

1827 г. Путешествие за границу, посещение И.Гёте

1834 г. Служба в Московском архиве Министерства иностранных дел. Знакомство с Н.В.Гоголем (у В.А.Жуковского)

1837 г. Служба в русской миссии при германском сейме во Франкфурте-на-Майне

1840 г. Служба в отделении Его Императорского Величества канцелярии, занимающимся вопросами законодательства

1841 г. Издание фантастической повести «Упырь» под псевдонимом «Краснорогский». Повесть заслужила благожелательный отзыв В.Г.Белинского

1843 г. Получил придворное звание камер-юнкера

1851 г. Постановка комедии А.Толстого и А.Жемчужникова «Фантазия», впоследствии включённой в собрание сочинений Козьмы Пруткова. Знакомство с Софьей Андреевной Миллер

1854 г. Возникновение Козьмы Пруткова — созданной А.К Толстым и его двоюродными братьями Александром, Алексеем и Владимиром Жемчужниковыми сатирической маски тупого и самовлюблённого бюрократа Николаевской эпохи

1857 г. Отход от «Современника», сближение со славянофилами, дружба с И.С.Аксаковым

1861 г. Отставка

1862 г. Публикация драматической поэмы «Дон Жуан»

1866–1870 гг. Написание драматической трилогии:

  • «Смерть Иоанна Грозного»,
  • «Царь Фёдор Иоаннович»,
  • «Царь Борис»;

произведения «Князь Серебряный»

1867 г. Выход сборника стихов, подводившего итог более чем 20-летней творческой работы

Конец 1860-х гг. Создание ряда баллад, сатир и неоконченной драмы «Посадник» из жизни древнего Новгорода

27 сентября (10 октября) 1875 г.

Умер в своём имении Красный Рог Черниговской губернии

Материал для индивидуальных сообщений

Основные темы, жанры и образы в творчестве А.К.Толстого

Тема любви

Тема любви занимала большое место в творчестве Толстого. В любви Толстой видел основное начало жизни. Любовь пробуждает в человеке творческую энергию. Самое ценное в любви - родство душ, духовная близость, которую не в силах ослабить расстояние. Через всю любовную лирику поэта проходит образ любящей духовно богатой женщины.

Основным жанром любовной лирики Толстого стали стихотворения романсового типа.

С1851 года все стихотворения были посвящены одной женщине Софье Андреевне Миллер, которая впоследствии стала его женой, она была единственной на всю жизнь любовью А.Толстого, его музой и первым строгим критиком. Вся любовная лирика А.Толстого с 1851 года посвящена ей.

Стихотворение "Средь шумного бала", благодаря музыке Чайковского, превратилось в знаменитый романс, который был очень популярен и в XIX, и в XX веках.

Тема природы

Многие произведения А.К.Толстого строятся на описании своих родных мест, своей Родины, вскормившей и вырастившей поэта. В нем очень сильна любовь ко всему «земному», к окружающей природе, он тонко ощущает её красоту. В лирике Толстого преобладают стихотворения пейзажного типа.

В конце 50-60 годов в произведениях поэта появляются восторженные, народно-песенные мотивы. Отличительной чертой лирики Толстого становится фольклорность.

Особенно привлекательна для Толстого весенняя пора, расцветающие и оживающие поля, луга, леса. Любимым образом природы в поэзии Толстого является «веселый месяц май». Весеннее возрождение природы исцеляет поэта от противоречий, душевных терзаний и придает его голосу нотки оптимизма:

В стихотворении «Край ты мой, родимый край» Родина у поэта ассоциируется с величием степных скакунов, с их безумными скачками на полях. Гармоничное слияние этих величественных животных с окружающей природой, создают у читателя образы безграничной свободы и необъятных просторов родного края.

В природе Толстой видит не только неумирающую красоту и врачующую истерзанный дух современного человека силу, но и образ многострадальной Родины. Пейзажные стихотворения легко включают в себя раздумья о родной земле, о битвах за независимость страны, о единстве славянского мира. («Ой стоги, стоги»)

Основной жанр: пейзаж (включающий философские раздумья.

Основные образы: весенний месяц май, образ многострадальной Родины, образы безграничной свободы и необъятных просторов родного края.

Особенность: фольклорность, народность поэзии Толстого (стихотворения в стиле народных песен).

Многие лирические стихотворения, в которых поэт воспевал природу, положены на музыку великими композиторами. Чайковский высоко ценил простые, но глубоко волнующие произведения поэта и считал их необыкновенно музыкальными.

Сатира и юмор

Юмор и сатира всегда были частью натуры А.К. Толстого. Веселые розыгрыши, шутки, проделки молодого Толстого и его двоюродных братьев Алексея и Владимира Жемчужниковых были известны на весь Петербург. Особенно доставалось государственным чиновникам высшего ранга.

Жалобы.

Позже Толстой стал одним из создателей образа Козьмы Пруткова – самодовольного, глупого чиновника, начисто лишенного литературного дара. Толстой и Жемчужниковы составили биографию вымышленного горе-литератора , выдумали место работы, знакомые художники написали портрет Пруткова.

От имени Козьмы Пруткова они писали и стихи, и пьески, и афоризмы, и исторические анекдоты, высмеивая в них явления окружающей действительности и литературы. Многие верили, что такой писатель действительно существует.

Афоризмы Пруткова пошли в народ.

Сатирические его стихотворения пользовались большим успехом. Любимыми сатирическими жанрами А.К.Толстого были: пародии, послания, эпиграммы.

Сатира Толстого поражала своей смелостью и озорством.Свои сатирические стрелы он направлял и на нигилистов («Послание к М.Н.Лонгинову о дарвинизме», баллада «Порой веселой мая…» и др.), и на государственный порядок («Сон Попова»), и на цензуру, и мракобесие чиновников, и даже на самую русскую историю («История государства Российского от Гостомысла до Тимашева»).

Самым известным произведением данной тематики является сатирическое обозрение «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» (1868). В 83 четверостишиях изложена вся история России (1000 лет) с призвания варягов до правления Александра II. А.К. дает меткие характеристики русским князьям и царям, описывая их попытки улучшить жизнь на Руси. А заканчивается каждый период словами:

Земля наша богата
Порядка ж снова нет.

Тема истории России

Основные жанры: баллады, былины, поэмы, трагедии. В этих произведениях развернута целая поэтическая концепция русской истории.

Историю России Толстой делил на два периода: домонгольский (Киевская Русь) и послемонгольский (Московская Русь).

Первый период он идеализировал. По его убеждению, в древности Русь была близка к рыцарской Европе и воплощала высший тип культуры, разумного общественного уст­ройства и свободного проявления достойной личности. На Руси не было рабства, существовало народовластие в форме веча, не было деспотизма и жестокости в управлении страной, князья относились с уважением к личному достоинству и свободе граждан, русский народ отличался высокой нравственностью и религиозностью. Высок был и международный престиж Руси.

Баллады и поэмы Толстого, рисующие образы Древней Руси, пронизаны лиризмом, они передают страстную мечту поэта о духовной независимости, восхищение цельными героическими натурами, запечатленными народной эпической поэзией. В балладах «Илья Муромец», «Сватовство», «Алеша Попович», «Боривой» образы легендарных героев и исторические сюжеты иллюстрируют мысль автора, воплощают его идеальные представления о Руси.

Монголо-татарское нашествие повернуло течение истории вспять. С 14 века на смену вольностям, всеобщему согласию и открытости Киевской Руси и Великого Новгорода приходят холопство, тирания и национальная замкнутость России Московской, объясняемые тяжким наследием татарского ига. Устанавливается рабство в виде крепостного права, уничтожено народовластие и гарантии свободы и чести, возникают самодержавие и деспотизм, жестокость, моральное разложение населения.

Все эти процессы он относил в первую очередь к периоду правления Ивана III, Ивана Грозного, Петра Великого.

XIX век Толстой воспринимал как прямое продолжение позорного «московского периода» нашей истории. Поэтому критике со стороны поэта подвергались и современные российские порядки.

Основные образы поэзии

Образы народных героев (Илья Муромец, Боривой, Алеша Попович) и правителей (князь Владимир, Иван Грозный, Петр I)

Любимым жанром поэта была баллада

Наиболее распространенный в творчестве Толстого литературный образ – это образ Ивана Грозного (во многих произведениях - баллады «Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин», роман «Князь Серебряный», трагедия «Смерть Иоанна Грозного»). Эпоха правления этого царя - это яркий пример «московщины»: казни неугодных, бессмысленная жестокость, разорение страны царскими опричниками, закрепощение крестьян. Кровь стынет в венах, когда читаешь строки из баллады «Василий Шибанов» о том, как слуга сбежавшего в Литву князя Курбского привозит Ивану Грозному послание от хозяина.

Для А.Толстого была характерна личная независимость, честность, неподкупность, благородство. Ему были чужды карьеризм, приспособленчество и высказывание мыслей, противных его убеждениям. Поэт всегда честно говорил в глаза царю. Он осуждал державный курс русской бюрократии и искал идеал в истоках русской демократии древнего Новгорода. Кроме того, он решительно не принимал и русский радикализм революционеров-демократов, находясь вне обоих станов.

Ретроград, монархист, реакционер – такими эпитетами награждали Толстого сторонники революционного пути: Некрасов, Салтыков-Щедрин, Чернышевский. А в советское время великий поэт был низведен до положения второстепенного поэта (мало издавался, не изучался в курсе литературы). Но как ни старались предать забвению имя Толстого, влияние его творчества на развитие русской культуры оказалось огромно (литература – стал предтечей русского символизма, кино -11 фильмов, театр – трагедии прославили русскую драматургию, музыка -70 произведений, живопись – картины, философия - взгляды Толстого стали основой для философской концепции В.Соловьева).

5. Закрепление материала

1) Аналитическая работа с текстом стихотворения «Слеза дрожит в твоём ревнивом взоре…»

Выразительное чтение наизусть заранее подготовленным учащимся

1. Аналитическая беседа

  1. Как отразилась в стихотворении идейно-эстетическая концепция красоты?
  2. Докажите, что поэт считает природу, любовь и искусство проявлениями идеальной красоты мира.
  3. Почему поэт видит несовершенство мира в разобщённости этих проявлений красоты?
  4. В чём смысл призыва поэта слиться «в одну любовь»?

Обобщение преподавателя

— Идея «слияния» душ после смерти прослеживается во многих лирических произведениях поэта, но особенно явственно звучит в элегии «Слеза дрожит в твоём ревнивом взоре…». Стихотворение пронизано тоской по прекрасному, грустью по неповторимой ценности земного, реальной человеческой любви. Любовь — это божественное мировое начало, которое недоступно разуму, но может быть прочувствовано человеком в его земной любви.

2. Аналитическая работа (в группах)

Алгоритм работы

1) Прослушайте исполнение аудиозаписи романса «Средь шумного бала, случайно…».

2) Какое место занимает положенное на музыку стихотворение в творчестве поэта?

3) Каковы ключевые образы стихотворения, как они взаимосвязаны? Определите тему и главную мысль романса. Каковы особенности его сюжета?

4) Как отражается в стихотворении образ времени? Что в жизни лирического «я» — воспоминание, а что является реальностью? Что необходимо для гармонии прошлого и настоящего?

5) Попытайтесь охарактеризовать музыкальную сторону романса.

6) Оцените артистическую манеру исполнителя романса, и инструментальное сопровождение. Как они помогают понять мысли и чувства поэта и композитора?

7. Домашнее задание

1. Написать сочинение-рассуждение (миниатюру) «Моё восприятие лирики А.К.Толстого».

2. Выучите одно из понравившихся вам стихотворений А.К.Толстого «Тщетно, художник, ты мнишь, что тво­рений своих ты создатель!..», «Меня во мраке и в пыли...», «Двух станов не боец, но только гость случайный.», «Против течения», «Средь шумного бала, случайно.», «Колокольчики мои, цветики степные.», «Когда природа вся трепещет и сияет.», «То было раннею весной.», «Тебя так любят все; один твой тихий вид.».

8. Рефлексия

Прием «Продолжи фразу»

Карточка с заданием «Продолжить фразу»:

  • Мне было интересно…
  • Мы сегодня разобрались….
  • Я сегодня понял, что…
  • Мне было трудно…
  • Завтра я хочу на уроке…