Формирование учебной мотивации – это основная проблема обучения, поэтому уровень сформированности мотивов учения – это основной показатель в работе над поставленной темой.
Итак, существует большой выбор форм и методов стимулирования и мотивации познавательной деятельности. Условно можно выделить 4 блока основных методов мотивации: эмоциональные, познавательные, волевые и социальные.
Эмоциональные
- поощрение,
- порицание,
- учебно-познавательная игра,
- создание ярких наглядно-образных представлений,
- создание ситуаций успеха,
- стимулирующее оценивание,
- свободный выбор задания,
- удовлетворение желания быть значимой личностью.
Познавательные
- 1 - опора на жизненный опыт,
- 2 - познавательный интерес,
- 3 - создание проблемной ситуации,
- 4 - побуждение к поиску альтернативных решений,
- 5 - выполнение творческих заданий,
- 6 - «мозговая атака»,
- 7 - развивающая кооперация (парная и групповая работа, проектный метод).
Волевые
- предъявление учебных требований,
- информирование об обязательных результатах обучения,
- формирование ответственного отношения к учению,
- познавательные затруднения,
- самооценка деятельности и коррекции,
- рефлексия поведения,
- прогнозирование будущей деятельности.
Социальные
- развитие желания быть полезным обществу,
- побуждение подражать сильной личности,
- создание ситуации взаимопомощи,
- поиск контактов и сотрудничества,
- заинтересованность в результатах коллективной работы,
- взаимопроверка,
- рецензирование
Я всегда выбираю такой стиль общения с учащимися, чтобы они видели свои достижения, а о недостатках говорю в форме мягкого замечания. Они должны знать, что задачи, поставленные перед ними, выполнимы, с удовольствием работали в группе, а общаясь с товарищами, оказывали помощь, умели прислушиваться к их мнению.
Изучение любой темы состоит из 3 этапов: мотивационного, операционально-познавательного и рефлексивно-оценочного.
Мотивационный этап - это сообщение, почему и для чего учащимся нужно знать данную тему, какова основная учебная задача данной работы.
Этот этап состоит обычно из трех учебных действий:
1. Создание учебно-проблемной ситуации, вводящей в содержание предстоящей темы, это достигается с помощью следующих приемов:
- постановки перед учащимися задачи, которую можно решить, лишь изучив данную тему;
- рассказа учителя о теоретической и практической значимости предлагаемой темы;
- рассказа о том, как решалась эта проблема с предыдущими учащимися.
2. Формулировка основной учебной задачи как итога обсуждения проблемной ситуации. Эта задача является для учащихся целью их деятельности на данном уроке. Например, научится писать слова с проблемой выбора буквы.
3. Рассмотрение вопросов самоконтроля и самооценки возможностей по изучению данной темы.
После постановки задачи намечается и обсуждается план решения предстоящей проблемы.
1. Методы инновационного обучения русскому языку и литературы:
- метод проблемной наглядности,
- метод лингвистической аллюзии,
- метод активизации ассоциативных связей;
2. Приемы работы на уроках русского языка и литературы:
- ассоциативный,
- "немой" вопрос,
- прием составления тематической сетки готового текста и прием ее вычисления при создании текста.
- прием составления схемы развертывания микротем будущего текста и прием ее вычленения из готового текста и др.
Таким образом, организационная сторона инновационной технологии, применяемой мной на уроках, включает понятия: способ инновационного обучения, урок-дидактическая игра и урок-исследование.
Материально-дидактическая сторона инновационной технологии связана с новой функцией наглядности, обеспечивающей управление познавательной деятельностью ученика через аппарат эмоций, и с опорой на специально организованную работу со словесными ассоциациями. При этом материально-дидактическая сторона инновационной технологии включает главное понятие -инновационная опора (метафора-образ и текст с "прозрачным" ассоциативным рядом) - и результаты ее трансформации: схема-опора, рисунок (картина)-опора, крок, компакт, учебный видео клип, инновационный опорный конспект; тематическая сетка текста и др. При такой организации инновационная опора, "провоцирующая" ученика на учебное действие, на "расшифровку" системно-структурной модели в режиме продуктивного творчества, выступает ориентировочной основой умственного действия.
Так, схема-опора - это модель изучаемого материала, изображение его "устройства", главных черт, взаимоотношения частей;
Рисунок-опора - учебное средство, основанное на сюжетно-лингвистической образности, используемое и для изучения основ русского языка, и как средство развития речи учащихся на уроках обобщающего и вводного повторения в 5-м классе. При инновационном изучении русского языка с 5-го класса, начиная с 6-го класса, может использоваться на уроках других типов. Такая опорная картинка помогает "зрительно" в системе увидеть содержание материала. В инновационном обучении схемы-опоры и опоры-рисунки применяются для создания проблемной ситуации, в которой начальному моменту мышления помогает введенная в такую наглядность новая информация, новый способ ее подачи или новые условия ее действия.
Крок - "послесловие" к уроку первичного усвоения материала, составление схемы маршрута «путешествия", проделанного в классе и восстанавливаемого дома по памяти. Это дидактическое средство выполняет мнемоническую функцию, способствуя самостоятельному осознанию и анализу учебного материала с помощью учебной книги.
Компакт - производное от опоры сюжетной картинки, ее интерпретация; отображение изучаемой темы на этапе закрепления материала при значительном сокращении опорных сигналов с сохранением главного; графический "мини-портрет" изучаемой темы, обнаруживающий не только знание учеником составляющих пройденного лингвистического материала, а и понимание характера связей и отношений между ними.
Лингвистическая визитка - "визитная карточка" изучаемой части речи, например, причастия, с "именем, отчеством, фамилией" (причастие = глагол + прилагательное), "местом работы" (предложение), "занимаемой должностью" (определение, сказуемое), "домашним адресом" (Лингвистическая Вселенная, Морфологическая галактика, Действенно-признаковая орбита) и т.п.
Учебный клип - "склеивание" нескольких "кадров" в наглядный сюжет, авторская защита которого проходит на уроке творческом зачете.
Не обойтись на уроках, построенных с учётом требований ФГОС и без приемов и методов проектной технологии
С точки зрения учащегося проект – это возможность делать что-то интересное самостоятельное, в группе, самому. На уроках русского языка школьники выполняют разные проекты: создание словарей, схем, сообщения по истории слов, фразеологизмов, сочинения на лингвистические темы, проекты учебных пособий.
Считаю важным правильно и интересно начать урок. Для этого использую следующие приёмы организационного момента:
Эмоциональное вхождение в урок
Учитель начинает урок с "настройки".
Например, знакомим с планом урока. Это лучше делать в полушуточной манере. Например, так: "Сначала мы вместе восхитимся глубокими знаниями — а для этого проведем маленький устный опрос. Потом попробуем ответить на вопрос... (звучит тема урока в вопросной форме). Затем потренируем мозги — порешаем задачи. И, наконец, вытащим из тайников памяти кое-что ценное... (называется тема повторения)".
Проблема предыдущего урока
В конце урока детям предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением из-за недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и обосновать.
Применяю следующие приёмы целеполагания:
Тема-вопрос.
Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, а чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Руководить процессом отбора может сам учитель при субъект-субъектных отношениях или выбранный ученик, а учитель в этом случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность.
Подводящий диалог.
На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подводится к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.
Исключение.
Прием можно использовать через зрительное или слуховое восприятие.
Первый вид. Повторяется основа приема "Яркое пятно", но в этом случае детям необходимо через анализ общего и отличного найти лишнее.
Второй вид. Задать детям ряд загадок или просто слов с обязательным неоднократным повтором отгадок или предложенного ряда слов. Анализируя, дети легко определяют лишнее.
Домысливание.
Предлагается тема урока и слова "помощники":
Повторим
Изучим
Узнаем
Проверим С помощью слов "помощников" дети формулируют цели урока.
На этапе первичного восприятия и закрепления нового материала использую следующие приёмы:
Своя опора.
Ученик составляет собственный опорный конспект по новому материалу. Этот приём уместен в тех случаях, когда учитель сам применяет подобные конспекты и учит пользоваться ими учеников.
Замечательно, если ученики успеют объяснить друг другу свои опорные конспекты, хотя бы частично.
Отсроченная отгадка.
Используя работу над изучением этимологии слова, «говорящих фамилий», можно применять этот прием. В конце одного из уроков по числительному можно задать вопрос: «Какое числительное буквально значит «тысячища»? Следующий урок нужно начать с ответа на этот вопрос.
Вопросы к тексту.
К изучаемому тексту предлагается за определенное время составить определенное количество вопросов - суждений:
- Почему?
- Как доказать?
- Чем объяснить?
- Вследствие чего?
- В каком случае?
- Каким образом?
Прочитав абзац, учащиеся выстраивают суждения, составляют вопрос и записывают его в тетрадь.
Этот прием развивает познавательную деятельность учащихся, их письменную речь.
Для самостоятельного творческого использования сформированных умений применяю такие приёмы:
Мини-проекты.
Учебный проект как комплексный и многоцелевой метод имеет большое количество видов и разновидностей. Исследовательский мини-проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Оно включает обоснование актуальности выбранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос. Учащиеся могут сами выбрать возрастную группу для опроса в зависимости от поставленной перед ними задачи или группу для опроса определяет сам учитель (этот вариант более приемлем на первоначальном этапе, когда дети только знакомятся с такой формой работы).
Мини-исследование.
Учитель “подталкивает” детей к правильному выбору темы исследования, попросив ответить на следующие вопросы.
- Что мне интересно больше всего?
- Чем я хочу заниматься в первую очередь?
- Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
- По каким предметам у меня самые хорошие отметки?
- О чём хотелось бы узнать как можно больше?
- Чем я мог бы гордиться?
Ответив на эти вопросы, ребенок может получить совет учителя, какую тему исследования можно выбрать.
Тема может быть:
- фантастической (ребенок выдвигает какую-то фантастическую гипотезу);
- экспериментальной;
- изобретательской;
- теоретической.
Реставратор.
Учащиеся восстанавливают текстовый фрагмент, намеренно «поврежденный» учителем.
При обобщении изученного можно использовать следующие приёмы:
Группировка.
Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагается детям разделить на группы, обосновывая свои высказывания.
Повторяем с контролем.
Ученики разрабатывают списки контрольных вопросов ко всей ранее изученной теме. Возможен конкурс списков. Можно провести контрольный опрос по одному из списков и т.п.
Повторяем с расширением.
Ученики разрабатывают списки вопросов, ответы на которые позволяют дополнить знания по всей ранее изученной теме.
Пересечение тем.
Ученики подбирают (или придумывают) свои примеры, задачи, гипотезы, идеи, вопросы, связывающие последний изученный материал с любой ранее изученной темой, указанной учителем.
На этапе рефлексии деятельности использую приёмы как эмоциональной, так и интеллектуальной рефлексии.
Рисуем настроение.
Сравнить своё настроение с образом какого-либо животного (растения, цветка) и нарисовать его, можно объяснить словами.
- Красками на мокром листе нарисовать своё настроение.
- На общем большом листе группой или всем классом нарисовать красками своё настроение в виде полоски, листочка, облачка, пятнышка (в течение 1 минуты).
Дерево творчества.
По окончании дела, дня, урока дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды:
- Плоды – дело прошло полезно, плодотворно;
- Цветок – довольно неплохо;
- Зелёный листик – не совсем удовлетворён днём;
- Жёлтый листик – «пропащий день», неудовлетворённость.
Интеллектуальная рефлексия.
Техника осмысления процесса, способов и результатов мыслительной работы, практических действий. ИР способствует осмыслению помех и затруднений в данной ситуации, выступает в качестве одного из основных механизмов развития мышления, сознания и учебной деятельности.
- Выбери верное утверждение:
- - Я сам не смог справиться с затруднением;
- - У меня не было затруднений;
- - Я только слушал предложения других;
- - Я выдвигал идеи….
- Моделирование или схематизация своего понимания, действий в виде рисунка или схемы.
- Паучок (солнышко, цветочек) – фиксация ассоциативных связей любого понятия.
- Кластер (гроздь) – фиксация системного понятия со взаимосвязями.
- Табличка - фиксация знания и незнания о каком-либо понятии (может быть расположена как горизонтально, так и вертикально
Понятие Знал
Узнал
Хочу узнать
- Пометки на полях (инсерт, маркировка ) – обозначение с помощью знаков на полях возле текста или в самом тексте:
- «+» - знал,
- «!» - новый материал (узнал),
- «?» - хочу узнать
- Архивариус – вхождение в образ изучаемого понятия и написание автобиографии или сообщения о «себе» (об образе).
- Шпаргалка – информация, формулировка, правило и т. д. в сжатом виде. Составление памяток, схем или текстов для справочников.
- Ранжирование, расположение в нужном порядке понятий.
- Восстановление деформированного высказывания, правила, текста или дополнение пропущенными словами (например, когда каждое третье или пятое слово пропущены).
- Синквейн - составление четверостишья по схеме:
- первая строка – понятие, выраженное существительным,
- вторая строка – описание двумя прилагательными (причастиями),
- третья строка – 4 значимые слова, выражающие отношение к понятию,
- четвёртая строка – слово-синоним понятию, обобщение или расширение смысла.
- Карточка с заданием «Продолжить фразу»:
- - Мне было интересно…
- - Мы сегодня разобрались….
- - Я сегодня понял, что…
- - Мне было трудно…
- - Завтра я хочу на уроке…
- Варианты вопросов, которые задаются учителем в конце урока с целью содержательной рефлексии:
- - Как бы вы назвали урок?
- - Что было самым важным на уроке?
- - Зачем мы сегодня на уроке…?
- - Какова тема сегодняшнего урока?
- - Какова цель урока?
- - Чему посвятим следующий урок?
- - Какая задача будет стоять перед нами на следующем уроке?
- - Что для тебя было легко (трудно)?
- - Доволен ли ты своей работой?
- - За что ты хочешь похвалить себя или кого-то из одноклассников
- Вопросы итоговой рефлексии может задавать ученик (по желанию, по просьбе учителя…):
- - Что мы хотели выяснить на уроке?
- - Что нам удалось узнать?
- - Мы ответили на поставленный вопрос?
- - Что будем делать завтра?
- - Что было самым важным на уроке?
- - Кто хочет кого-нибудь похвалить?
- Рефлексивные сочинения (как для домашних заданий, так и для 5-7 минут в классе)
- - Примерный план рассуждений ребёнка в соответствии с этапами урока:
- - Сначала мы рассуждали так…
- - Потом мы столкнулись с проблемой
- - Затем мы наблюдали (сравнивали, делали)….
- - Мы увидели (поняли)…Значит, теперь мы будем…