Учебник: Г.С.Меркина. Москва. «Русское слово». 2014.
Цели:
образовательные:
- анализ отрывков повести;
- понятие «фантастики» как художественного приема.
развивающие:
- развивать любовь к слову, связную речь учащихся, логику высказывания, навыки выразительного осмысленного чтения, творческие проявления;
воспитательные:
- воспитывать вдумчивого, проницательного читателя;
- воспитывать интерес к народным традициям, национальной культуре.
Планируемые результаты:
- Предметные: анализировать текст, применяя уместные литературоведческие понятия, выразительное и осмысленное чтение.
- Метапредметные:
- личностные: определять общие для всех правила поведения; определять правила работы в группе, оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей), устанавливать связь между целью деятельности и её результатом;
- регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке, формулировать учебные задачи, высказывать своё предположение на основе учебного материала, осуществлять самоконтроль;
- познавательные: находить ответы на поставленные вопросы, используя свой жизненный опыт; уметь определять уровень усвоения материала;
- коммуникативные: уметь выражать свои мысли, владеть диалогической и монологической формой речи.
Оборудование: мультимедийная презентация
Ход урока
1. Оргмомент
- Начнем наш урок небольшой игрой. (Слайд 3)
Отгадайте три предмета:
1. Приспособление, предназначенное для полетов нечистой силы в образе женщины. (метла)
2. Волшебный кусок плотной ткани, также служащий для перемещения в пространстве сказочных персонажей. (ковер-самолет)
3. Печатный текст, напечатанная на бумаге информация, представленная в виде сброшюрованных, переплетенных или скрепленных иным образом листов. (книга)
Как связаны эти предметы? что у них общего?( Предполагают, что на ковре, метле можно полететь, можно открыть книгу и тоже перенестись во времени и пространстве и т.д. Кроме того, все эти предметы помогают нам переноситься из реального мира в мир фантазии, выдумки.)
2. Мотивация учебной деятельности
- А почему, по-вашему, я начала урок с этой игры? - (Потому что мы читаем «Ночь перед Рождеством», а в этой повести очень много выдумки, нереального).
- Можно ли Н.В.Гоголя назвать мастером фантазии? (Да, конечно, его повесть вся соткана из вымысла, много необычных ситуаций)
- А есть ли в повести моменты, ситуации, близкие нашей жизни? (Их также очень много)
3. Целеполагание
- Вы правы, и сегодня на нашем уроке мы и рассмотрим, как связаны «Фантастика и реальность на страницах повести « Ночь перед Рождеством». Что такое реальное и фантастическое? Мы определим, что реального и фантастического в отрывке, который мы прочтем сегодня на уроке. И как автор использует фантастику, когда рисует реальное?
4. Актуализация знаний
Беседа по прочитанному
- С одной стороны, когда мы читали отрывки, заметили, что повесть эта похожа на сказку. Что фантастического вы встретили в уже прочитанном? (Сказочные фантастические существа: черт, ведьма, фантастические ситуации: черт крадет месяц, ведьма летает на метле и собирает звезды и т.д.)
- А что такое «фантастика» - с. 230 (слайд 4) - читаем и записываем понятие в тетрадь.
- С другой стороны, в повести действуют и обычные люди. Каких героев мы отнесем к обычным деревенским людям? (красавица Оксана, кузнец Вакула, Чуб, деревенские парни и девушки). При чтении каких эпизодов вам было смешно? (когда автор рассказывает о картине, где Вакула нарисовал, как черта бьют чем попало и выгоняют из ада; Солоха, прячет друг от друга своих кавалеров, а дьяк и Чуб оказываются в одном мешке и т.д.) Итак, нам было и смешно, и интересно.
- Как вы думаете, ребята, с какой целью писатель рисует своих героев так, чтобы нам было смешно? (Высмеивает недостатки героев)
- А теперь давайте вспомним, какие персонажи встретились в повести?
Кому принадлежат эти фразы: (слайд 5-6)
- ... спрятал в карман свой месяц, вдруг по всему миру сделалось так темно, что не всякий бы нашел дорогу к шинку... (Черт).
- ... Все было видно, как днем. Не успел выйти за дверь - и вот, хоть глаз выколи! (Чуб).
- …. долго еще принаряживалась и жеманилась перед небольшим в оловянных рамках зеркалом и не могла налюбоваться собою... (Оксана).
- .... Чего бы я не дал, чтобы узнать, что у нее на сердце, кого она любит! (Вакула).
- .. парубок Кизяколупенко видел у нее сзади хвост величиной не более бабьего веретена, что она еще в прошлый четверг черной кошкой перебежала дорогу… (Солоха).
- …. крепко занят был галушками…. (Пацюк).
- Каких людей изображает автор? (черт мстительный, любят погулять, выпить, легкомысленных, хвастливых( Оксана), упрямых, трусливых).
5. Этапы реализации темы
- Работа с текстом
- Предтекстовая работа - (слайд 7)
- Перед чтением нового отрывка, мы познакомимся с одной исторической личностью. В повести Вакула встречается с царицей, Екатериной II - гравюра Н И.Уткина с. 228-230 - сообщение учащегося.
Живопись и повесть « Ночь перед Рождеством» - иллюстрация А.П.Бубнова - с. 198
- Кого мы видим на картине? Что вы знаете о Коляде?
Текстовая работа - (слайд 8)
1) Диалог Оксаны и Вакулы о черевиках царицы.
- Выразительное чтение отрывка «Колядование» с. 191-192 «Кучи девушек с мешками вломились в хату Чуба... – ... когда-то любил более всех».
- Молодежь выходит колядовать, и к Оксане приходят девушки и парубки. Какой разговор происходит между Оксаной и Вакулой?
- Потом мы узнали, что Вакула решил полететь в Петербург на Черте. О чем они говорят ?
2) Диалог Черта и Вакулы.
- Чтение отрывка «Полет Вакулы в Петербург». с. 213-215 «Сначала страшно показалось Вакуле... - .... да веди к запорожцам!»
Послетекстовый этап
Работа в группах - Сообщения по прочитанному.
1 группа - карточка с вопросами - «Вакула на небе».
- Что интересного, удивительного увидел Вакула на небе? Какие фантастические персонажи встречаются, какие фантастические ситуации рисуются?
С помощью каких изобразительно-выразительных средств он рисует то, что увидел Вакула?
2 группа - карточка с вопросами - «Петербург».
- Как автор описывает Петербург? Что чувствует Вакула при виде столичного города?
3 группа - «Дворец царицы».
- Опишите дворец царицы.
- Какие эмоции испытывает Вакула, оказавшись во дворце?
4 группа - «Встреча с царицей».
- Какой вы представляете Екатерину II ? Как она обращается с кузнецом? Какие выводы вы можете сделать о царице?
6. Выводы по теме урока
– Итак, давайте определим, что реального, что фантастического в прочитанном и заполним таблицу (Работа в тетрадях ) - (слайд 9)
Фантастическое |
|
Петербург |
Полет Вакулы на черте |
- Сегодня мы выявили где реальность, а где фантастика. Как вы думаете, почему Гоголь переплетает реальную жизнь с фантастикой? (Описанные события происходят в самую волшебную ночь года. Автор изображает жизнь народа, который верил в преданья и поверья, в ведьм и чертей, также, как и в Христа. Ведь и сама повесть написана в духе народных традиций, это народное произведение).
Без фантастики произведение не было бы таким интересным и смешным. Смех, как мы увидели и в предыдущих главах, является оружием автора, он высмеивает человеческие пороки, отрицательные качества людей.
- А каким вы увидели Вакулу сегодня? (ловким, целеустремленным, способным сдержать свое слово, готовым на все ради любви).
- Значит фантастика помогла автору подчеркнуть достоинства героя. А читателя заставила задуматься над прочитанным и сделать определенные выводы.
7. Рефлексия
Продолжите предложения: (слайд 10)
- Я сегодня на уроке узнал…
- Я хорошо понял…
- Я научился…
- Я доволен…
8. Домашнее задание
(слайд 11) Нарисовать иллюстрацию к повести, приготовиться ее защитить.