Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 5-9 классов составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО на основе следующих нормативных документов:
1. Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями, внесенными Федеральными законами от 04.06.2014 г. № 145-ФЗ, от 06.04.2015 г. № 68-ФЗ (ред. 19.12.2016));
2. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. Приказов Министерства образования и науки России от 08.06.2015 г. № 576, от 28.12.2015 г. № 1529, от 26.01.2016 г. № 38, от 21.04.2016 г. № 459, от 29.12.2016 г. № 1677);
3. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 1577 от 31.12.2015 г. «О внесении изменений в федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г.»;
4. Приказа Министерства труда Российской Федерации от 18.10.2013 г. № 544н (с изм. от 25.12.2014 г., в ред. Приказа Минтруда РФ от 05.08.2016 г. № 422н) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 г. № 30550);
5. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 (в ред. Приказов Минобрнауки РФ от 13.12.2013 г. № 1342, от 28.05.2014 г. № 598, от 17.07.2015 г. № 734) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067);
6. Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08 апреля 2015 г. № 1/15);
7. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / под ред. А.Я. Данилюка, А.М. Кондакова, В.А. Тишкова. – М.: Просвещение, 2010.
8. Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации от 09.07.2016 г. № 637-р
9.Основной образовательной программы основного общего образования и учебного плана МОУ Александрово-Заводской СОШ;
10. Программы курса «Литература». 5-9 классы / авт.- сост. Г.С.Меркин, С.И.Зинин. – 3-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014. (Инновационная школа).
Данная программа предполагает работу с учебниками УМК Г.С.Меркина, С.А.Зинина, В.А.Чалмаева.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литература»
Личностные результаты освоения учебного предмета:
5 класс
У обучающегося будут сформированы:
- мотивация к освоению содержания предмета «Литература», интерес к содержанию художественных произведений;
- эмоциональное отношение к поступкам и характерам героев литературных произведений различных жанров и форм;
- представления о таких нравственных понятиях, как патриотизм, героизм и защита Родины, ответственность человека за свою судьбу, великодушие и совестливость, сострадание и милосердие, толерантность и др.;
- интерес к собственному миру чувств на основе сопоставления «Я» с героями литературных произведений;
- первоначальная нравственная оценка поступков героев доступных по жанру произведений;
- умение выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении, творческой деятельности;
- готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, адекватное понимание причин успешности в учебной деятельности;
- интерес к чтению как особому способу изображения действительности, передачи чувств и мыслей героев;
- ответственное отношение к учению, выражение положительного отношения к процессу познания;
- оценивание своих и чужих поступков.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- интереса к культуре и истории своего народа, страны;
- положительного отношения к процессу познания;
- уважительного отношения к литературе.
6 класс
У обучающегося будут сформированы:
- внимание, удивление, желание больше узнать;
- ответственность за родных и близких, за свое дело, понятия о деятельной любви, сердечности и совестливости, смелости, коллективизме;
- чувство сопричастности своему народу, принятия его культурных традиций, представления о сметливости, талантливости и щедрости русского человека; оптимизме и нравственном здоровье народа;
- основы для самовыражения в творческой деятельности;
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- понятия определяющей роли литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;
- умения анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
7 класс
У обучающегося будут сформированы:
- осознание эстетической ценности русской литературы;
- восприятие художественного текста как произведения искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
- уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека;
- потребность в общении с художественными произведениями, отношение к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
- готовность анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом;
- умение оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики;
- готовность к самообразованию.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- понятия о значении литературы в процессе получения школьного образования;
- понятия определяющей роли литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;
- способности понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
- оценивания своих и чужих поступков.
8 класс
У обучающегося будут сформированы:
- эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира;
- нравственные чувства и нравственное поведение, осознанное и ответственное отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенсвованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знания основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества);
- способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
- умение оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- интериоризации гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
- осознания эстетической ценности русской литературы.
9 класс
У выпускника будут сформированы:
- оценка собственной учебной деятельности: свои достижения, самостоятельность, инициатива, ответственность, причины неудач;
- готовность к самообразованию;
- чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России;
- гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества.
Выпускник получит возможность для формирования:
- понятия ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к ней;
- осознания значения семьи в жизни человека и общества, принятия ценностей семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи;
- эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, через творческую деятельность эстетического характера.
Метапредметными результатами изучения предмета «Литература» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
5 класс
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
- под руководством учителя формулировать проблему (тему) и цели урока;
- под руководством учителя анализировать условия и пути достижения цели;
- удерживать цель деятельности до получения её результата;
- под руководством учителя составлять план решения учебной проблемы;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, - в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;
- правильно, бегло и выразительно читать художественные, публицистические и учебные тексты;
- выразительно читать отрывки наизусть;
- принимать учебную задачу, отбирать способы ее достижения, корректировать установленные правила работы с художественным текстом в зависимости от учебной задачи;
- принимать установленные правила работы с текстом, работать со словарями учебника;
- осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала каждого раздела программы;
- соотносить внешнюю оценку и самооценку.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять планирование своей и коллективной деятельности на основе осознаваемых целей;
- прогнозировать, корректировать свои действия с учетом поставленных задач;
- работать с учебником и дополнительной литературой во внеурочное время;
- проявлять инициативу при ответе на вопросы и при выполнении заданий;
- выполнять самостоятельную работу в тетради;
- адекватно оценивать действия окружающих и свои действия.
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
- в диалоге с учителем вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную: адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
- осмысливать, характеризовать изучаемое в школе или прочитанное самостоятельно художественное произведение;
- пересказывать текст по плану;
- выделять смысловые части текста и составлять простой план литературного произведения;
- объяснять роль художественных средств, а также информацию, заложенную в выразительных средствах произведения, формулировать выводы;
- письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы, сочинения по картине;
- выявлять авторское отношение к героям;
- высказывать собственное суждение об иллюстрациях.
Обучающийся получит возможность научиться:
- пересказывать близко к тексту небольшие по объему и разные по жанру тексты, формулировать выводы;
- участвовать в обсуждении содержания и основной мысли текста;
- ориентироваться в словарях и справочниках, в контролируемом пространстве Интернета;
- проявлять инициативу в поиске дополнительной информации;
- создавать художественные тексты разных жанров в устной и письменной форме;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;
- сопоставлять произведения разных видов искусства.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
- принимать участие в групповом обсуждении заданий, в том числе творческих;
- участвовать в коллективных инсценировках;
- проявлять интерес к общению и групповой работе;
- проявлять инициативу, самостоятельность в групповой работе;
- использовать различные речевые средства для передачи своего впечатления;
- выражать свои мысли в устной и письменной форме.
Обучающийся получит возможность научиться:
- выражать свое мнение о явлениях жизни, отраженных в литературных произведениях;
- уважать мнение собеседников;
- принимать участие в подготовке и проведении инсценировок;
- проявлять инициативу и самостоятельность в построении коммуникации;
- контролировать свои действия в коллективной работе;
- оценивать групповую работу и результаты коллективной деятельности.
6 класс
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
- формулировать тему (проблему) и цели урока;
- анализировать условия и планировать пути достижения цели;
- устанавливать целевые приоритеты, составлять план решения учебной задачи;
- оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»);
- осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»).
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать условия выполнения учебной задачи;
- выделять альтернативные способы достижения цели;
- осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный
контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»);
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе;
- строить сообщение в устной форме;
- находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;
- выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте.
Обучающийся получит возможность научиться:
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;
- обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
- устанавливать и вырабатывать разные точки зрения;
- аргументировать свою точку зрения;
- задавать вопросы;
- осуществлять контроль;
- составлять план текста.
Обучающийся получит возможность научиться:
- продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).
7 класс
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
- производить контроль;
- самостоятельно работатьпо плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
- самостоятельно вырабатыватькритерии оценки и определятьстепень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;
- осуществлять познавательную рефлексию;
- целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
- анализировать достижения цели;
- устанавливать целевые приоритеты;
- принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
- адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.
Обучающийся получит возможность научиться:
- самостоятельно ставить новые учебные цели, задачи;
- при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
- выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
- адекватно оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
- прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей;
- принимать решения в проблемных ситуациях;
- применять основы саморегуляции.
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации;
- пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, схемами, приведенными в учебной литературе;
- строить сообщения в устной и письменной форме на лингвистическую тему;
- находить в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, поисковых систем, медиаресурсов;
- записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
- создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя.
- основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
- давать определение понятиям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственные связи;
- основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
- структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную мысль текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
- работать с метафорами – понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построение на скрытом уподоблении, образном сближении слов.
Обучающийся получит возможность научиться:
- воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;
- находить самостоятельно разные способы решения учебной задачи;
- осуществлять сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);
- строить логическое рассуждение как связь суждений об объекте (явлении);
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- смысловому восприятию текста;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;
- организовывать исследование с целью проверки гипотез;
- делать умозаключения и выводы на основе аргументации.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
- осуществлять взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстовое высказывание;
-осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
- оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;
- вступать в диалог.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию;
- продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
- оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
- в совместной деятельности четко формулировать цели группы и позволять ее участникам проявлять собственную инициативу для достижения этих целей;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач;
- организовывать деловое сотрудничество;
- в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действий.
8 класс
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
- осуществлять контроль в констатирующей и предвосхищающей позиции;
- корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения.
Обучающийся получит возможность научиться:
- адекватно оценивать трудности, свои возможности;
- оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений (убедительно, ложно, истинно, существенно, не существенно);
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литературы (включая электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета;
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, классификацию изученных объектов по заданным критериям;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов).
Обучающийся получит возможность научиться:
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты;
- подводить анализируемые объекты (явления) под понятие на основе распознавания объектов;
- ставить проблему, аргументировать ее актуальность;
- выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий;
- устанавливать аналогии.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
- организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
- работать в группе;
- осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнера, уметь убеждать;
- осуществлять коммуникативную рефлексию.
Обучающийся получит возможность научиться:
- вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка;
- устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями для принятия эффективных совместных решений;
- осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;
- оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижений целей в совместной деятельности.
9 класс
Регулятивные УУД:
Выпускник научится:
- применять основы прогнозирования;
- осуществлять основы саморегуляции эмоциональных состояний.
Выпускник получит возможность научиться:
- прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
Познавательные УУД:
Выпускник научится:
- проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- использовать знаково-символические средства, в т.ч. схемы (включая концептуальные) для решения учебных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
- понимать структуру построения рассуждения как связь простых суждений об объекте (явлении);
- обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);
- подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Коммуникативные УУД:
Выпускник научится:
- отображать в речи содержание совершаемых действий в форме громкой социализированной и внутренней речи;
- устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечить обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.
Выпускник получит возможность научиться:
- с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- в совместной деятельности четко формулировать цели группы и позволить её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.
Предметные результаты изучения учебного предмета «Литература».
Среди планируемых предметных результатов освоения учебного предмета «Литература» можно выделить:
1) результаты, которые формируются опосредованно, в ходе образовательного процесса, они носят личностный характер и не выносятся на контроль:
- осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального удовлетворения;
- восприятие литературы как одной из основных культурных ценностей народа (отражающей его менталитет, историю, мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом);
- обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;
- развитие способности понимать литературные художественные произведения, воплощающие разные этнокультурные традиции.
2) результаты, которые формируются непосредственно на каждом уроке в ходе чтения и анализа художественных произведений; они выносятся на контроль:
- воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
- овладение процедурами эстетического и смыслового анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Предметные результаты второй группы могут быть конкретизированы на уровне предметных умений.
В примерной программе по литературе приведены наиболее важные из них:
- определять тему и основную мысль произведения (5–6 кл.);
- владеть различными видами пересказа (5–6 кл.), пересказывать сюжет; выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу (6–7 кл.);
- характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики (5–6 кл.); оценивать систему персонажей (6–7 кл.);
- находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции (5–7 кл.); выявлять особенности языка и стиля писателя (7–9 кл.);
- определять родо-жанровую специфику художественного произведения (5–9 кл.);
- объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений (7–9 кл.);
- выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними (5–7 кл.), постепенно переходя к анализу текста; анализировать литературные произведения разных жанров (8–9 кл.);
- выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения (в каждом классе – на своем уровне);
- пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями (в каждом классе – умение пользоваться терминами, изученными в этом и предыдущих классах) как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;
- представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы (в каждом классе – на своем уровне); вести учебные дискуссии (7–9 кл.);
- собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии (в каждом классе – на своем уровне);
- выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения (в каждом классе – на своем уровне);
- выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению (5-9 класс);
- ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой (5–9 кл.); пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете (5–9 кл.) (в каждом классе – на своем уровне).
Читательские, речевые умения развиваются на протяжении всего курса изучения литературы в основной школе, многие формируются в начальной школе, поэтому в 5 классе эти умения развиваются, совершенствуются. При этом овладение тем или иным умением проходит три основные этапа или уровня:
- выполнение учебного действия под руководством учителя и самостоятельно по образцу;
- выполнение действия самостоятельно по алгоритму (памятке, рекомендациям); на этом этапе обучающийся знает последовательность действий, которая приведёт к нужному результату, может самостоятельно оценить результат своей деятельности;
- использование приобретённых знаний и умений в самостоятельной учебной и практической деятельности.
По мере усложнения предметного содержания появляются новые виды учебной деятельности или увеличивается степень самостоятельности в овладении уже известными видами деятельности. Уровень усвоения умения каждым обучающимся проверяется с помощью диагностических работ.
Планируемые результаты изучения литературы объединены в следующие блоки:
- читательская деятельность: эмпатия и воображение, читательские и аналитические умения, формируемые в ходе работы с художественным текстом; умения, связанные с формированием основ смыслового чтения в ходе работы с научно-популярными текстами;
- литературно-творческая деятельность: умения, связанные с творческой переработкой, интерпретацией исходного текста: творческий пересказ, редактирование, сочинения в разных жанрах, стилизация, художественная интерпретация, сообщение, дискуссия.