А.А.Ахматова – «голос своего поколения»

Разделы: Литература

Класс: 11

Ключевые слова: поэзия Серебряного века, А.Ахматова


Класс: 11

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Планируемые результаты обучения:

Личностные

  • формулирование собственного отношения к произведениям Анны Ахматовой, их оценка;

Предметные

  • понимание связи произведений Анны Ахматовой с эпохой их написания;
  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров;
  • понимать и формулировать тему, идею, особенности поэтического течения акмеизм;
  • умение определять в произведении изобразительно-выразительные средства языка, понимать их роль в раскрытии идейно-художественного содержания произведения.

метапредметные

  • умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
  • умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Техники и технологии – кейс-технология;

  • технология сотрудничества, информационно-коммуникативная технология, здоровьесберегающая технология

Ресурс (учебники, наглядные пособия, ИКТ):

  • учебник литературы для 11 класса под ред. В.П.Журавлёва М.». Просвещение» 2013 г.);
  • портреты Анны Ахматовой;
  • аудиозапись музыкальных произведений; отрывок кинофильма «Личное дело Анны Ахматовой» (режиссёр Аранович),
  • презентация по творчеству А.Ахматовой, компьютер, видеопроектор.

Я - голос ваш, жар вашего дыханья,
Я - отраженье вашего лица.
Напрасных крыл напрасны трепетанья,
Ведь всё равно я с вами до конца.
А.Ахматова «Многим»

Технологическая цепочка урока

Этап урока и дидактическая цель урока

Содержание урока

Содержание работы учителя

Приёмы и способы

Содержание работы учащихся

1. Создание эмоционального фона урока.
Проблемный вопрос кейса

Организационный
этап распределения учащихся на три группы (задаётся личностный контекст урока), погружение участников работы личностно-ценностные смыслы, раздача списка литературы, сообщение темы урока, проблемного вопроса, формировка целей урока и прогнозируемого результата

Предмет литературы - человек и мир

  Создание условий для ссоциативного мышления

Беседа по вопросам
Какой ассоциативный ряд вы составите к слову «поэт»?
Насколько актуально, по-вашему, высказывание, что А.Ахматова
- «голос своего поколения»?

Восприятие цели урока, создание ассоциативных рядов

2. Актуализация базовых знаний. Анализ проблемной ситуации

Установочный этап

Выдача кейс-заданий группам
Осмысление кейс-
заданий. Вопросы по группам (см. после карты)

Намечает пути исследования. Помогает распределить составные части работы в группах

Вопросно-ответный диалог

Работа с литературными источниками, фильмом, интернет-ресурсами. Получение дополнительной информации

3. Тренировочный

Анализ стихотворений.
Отметить особенности  лирики акмеистов. Осмысление понятий: “Поэт – это тот, кому ничего нельзя дать и у кого ничего нельзя отнять” (А.Ахматова)

Анализ стихотворений

Обращает внимание на особенности лирики

Аналитический просмотр материалов. Знакомство с теоретическими сведениями и планом аргумента

Осознание собственного впечатления. Индивидуальная работа учеников с кейсом

4. Практический

Работа в малых группах. Усвоение новых знаний.

Формулировка тезисов, помогающих решению проблемной ситуации

Учитель-консультант

«Мозговой штурм».
Эвристическая беседа

Устное и письменное изложение результатов работы с произведением

5. Аналитический

Поиск решения проблемы.
Осознание учащимися индивидуальной позиции в ходе поиска решения проблемы.
Интерпретация текста с целью решения проблемного вопроса

Каждая группа предлагает свои версии понимания стихотворения на основе литературного  анализа

Помогает выстроить суждение

Создание устного высказывания. Оформление итогов работы.

Развёрнутое устное высказывание представителей групп по вопросам кейсов

6. Итоговый

Обобщение выступление учащихся.
Обучение умению сопоставлять различные точки зрения на проблему

Систематизация знаний.

Анализ и оценка успешности решения кейс-задачи групп, выводы учителя.

Дискуссия.

Согласитесь или опровергните высказывание. Используйте лексику из списка

Приложение 1

Приложение 2