Цели:
- наблюдение за эволюцией лирического героя в поэзии А.А.Блока в разных циклах его лирики;
- развитие умения анализировать поэтический текст, определять динамику лирического сюжета стихотворения;
- воспитание уважения к историческому и культурному прошлому России.
Оборудование:
- презентация «Эволюция лирического героя в поэзии А.А.Блока»;
- дидактический материал (тексты стихотворений А.А.Блока);
- электронная доска.
Ход урока
I. Организационный момент
Определение задач урока:
- актуализировать основные литературоведческие понятия, необходимые для раскрытия темы;
- провести наблюдения за развитием образа лирического героя в стихотворениях разных циклов;
- обобщить полученные результаты наблюдений и сформулировать суть и направление эволюции образа лирического героя поэзии А.А.Блока.
II. Актуализация опорных знаний
- Можем ли мы идентифицировать образ лирического героя и автора?
- Раскройте смысл понятия «лирический герой»
- Может ли лирический герой отражать характер и мироощущение автора?
- Что такое «эволюция лирического героя» в вашем понимании?
III. Обобщение изученного
Учитель: понаблюдаем за эволюцией лирического героя в поэзии Александра Блока, в разных циклах его лирики.
Образ лирического героя в «Стихах о Прекрасной Даме»
Стихотворение «Предчувствую Тебя…» (1901)
Предчувствую Тебя. Года проходят мимо —
Всё в облике одном предчувствую Тебя.
Весь горизонт в огне — и ясен нестерпимо,
И молча жду,— тоскуя и любя.
Весь горизонт в огне, и близко появленье,
Но страшно мне: изменишь облик Ты…
- Как представлен лирический герой стихотворения? (Отрок, инок, рыцарь Прекрасной Дамы, ожидающий грядущего преображения жизни)
- Какова в его представлении героиня? (Недосягаемый идеал, лучезарный образ)
- Понаблюдаем за динамикой чувств лирического героя. (Предчувствует встречу с Прекрасной Дамой; томится в ожидании; тоскует и любит; боится встречи, разочарования в мечте; нетерпелив, чувствует приближение мечты…; чувства страха и тревоги усиливаются)
Стихотворение «Мы встречались с тобой на закате…»
1.Мы встречались с тобой на закате.
Ты веслом рассекала залив.
Я любил твое белое платье,
Утонченность мечты разлюбив.2.Были странны безмолвные встречи.
Впереди — на песчаной косе
Загорались вечерние свечи.
Кто-то думал о бледной красе.3.Приближений, сближений, сгораний —
Не приемлет лазурная тишь…
Мы встречались в вечернем тумане,
Где у берега рябь и камыш…
- Какие черты реальной действительности и земной девушки проступают сквозь лик Закатной Девы и Прекрасной Дамы? (Весло, залив, белое платье, песчаная коса, рябь, камыш, берег, белый стан, золотое весло)
- Какова динамика чувств лирического героя? (Любит земную девушку; мечта об идеале отошла на второй план; мечта о Вечной Женственности, столкнувшись с реальной действительностью, умирает)
- Образы-символы угасания мечты? (Вечерние свечи, голоса панихиды)
Лирический герой в цикле «Распутья» (1902 – 1904)
Слово учителя о цикле «Распутья и об этапах пути его лирического героя. Главная идея трёхтомного цикла – трагический путь лирического героя, тесно связанного со своим временем.
Стихотворение «Я был весь в пёстрых лоскутьях…» (1903)
1.Я был весь в пестрых лоскутьях,
Белый, красный, в безобразной маске.
Хохотал и кривлялся на распутьях,
И рассказывал шуточные сказки.2.Развертывал длинные сказанья
Бессвязно, и долго, и звонко —
О стариках, и о странах без названья,
И о девушке с глазами ребенка.3.Кто-то долго, бессмысленно смеялся,
И кому-то становилось больно.
И когда я внезапно сбивался,
Из толпы кричали: «Довольно!»
- Каково состояние и настроение лирического героя? (Одиночество; находится на распутье; хохочет и кривляется от отчаяния)
- Как выражается отношение окружающих к лирическому герою? (Смеются, не понимают, жалеют, сострадают, отторгают)
Стихотворение «Я вышел в ночь – узнать, понять…» (1902)
Я вышел в ночь - узнать, понять
Далекий шорох, близкий ропот,
Несуществующих принять,
Поверить в мнимый конский топот.
Дорога, под луной бела,
Казалось, полнилась шагами.
Там только чья-то тень брела
И опустилась за холмами.
И слушал я - и услыхал:
Среди дрожащих лунных пятен
Далёко, звонко конь скакал,
И легкий посвист был понятен...
- Какова тема стихотворения? (Тема стихотворения – поиски смысла жизни, попытка разгадать мир, заглянуть за черту земной жизни)
- Каков лейтмотив? (Мотив пути, движения, мотив ожидания и боязнь разочарования)
- Назовите ключевые образы стихотворения. (Ключевые образы – образ лирического героя и образ дороги)
- Покажите «движение чувств» лирического героя.
Рассмотрим цикл стихотворений А.А.Блока «Город» (1904–1908)
Слово учителя. «И меня поглотили дома…» – так говорит о себе лирический герой цикла «Город». Город и его дома мрачны, серы, туманны. Изображён мрачный колорит Петербурга. Герой предчувствует надвигающуюся беду…
Стихотворение «Вися над городом всемирным» (1905)
Вися над городом всемирным,
В пыли прошедшей заточён,
Ещё монарха в утре лирном
Самодержавный клонит сон.И предок царственно-чугунный
Всё так же бредит на змее,
И голос черни многострунный
Ещё не властен на Неве.Уже на домах веют флаги,
Готовы новые птенцы,
Но тихи струи невской влаги,
И слепы тёмные дворцы.
- Каким видит город лирический герой в начале стихотворения? (Безмятежным и умиротворённым)
- Как меняется восприятие города? (Лирический герой предчувствует «бурю»; «лик свободы явлен», веют флаги; надвигается нечто страшное и неизбежное)
Новое содержание образа лирического героя в цикле «Город»
Стихотворение «Холодный день» (1906)
Мы встретились с тобою в храме
И жили в радостном саду,
Но вот зловонными дворами
Пошли к проклятью и труду.
Мы миновали все ворота
И в каждом видели окне,
Как тяжело лежит работа
На каждой согнутой спине...
- Каковы реалии быта лирического героя? (Тяжёлый труд, согбенные спины, низкий потолок», чердак, «колодезь двора»)
- Есть ли надежда на удачу, счастье? (Надежда иллюзорна)
Стихотворение «В октябре» (1906)
1.Открыл окно. Какая хмурая
Столица в октябре!
Забитая лошадка бурая
Гуляет на дворе.2.Снежинка легкою пушинкою
Порхает на ветру,
И елка слабенькой вершинкою
Мотает на юру.3.Жилось легко, жилось и молодо —
Прошла моя пора.
Вон — мальчик, посинев от холода,
Дрожит среди двора…
- В чём видит лирический герой выход из бедственного положения? (Выход только в мечте и надежде)
- Какими образами-символами представлены надежда и мечта? (Образы звезды, крыльев, полёта)
- Внутреннее состояние лирического героя в финале стихотворения? (Надежда на счастье недостижима. Рождается предчувствие смерти)
Образ лирического героя и его восприятие окружающего мира в цикле «Страшный мир» (1909 – 1916)
Слово учителя. В Городе царят беспросветность, безнадёжность. Только зреющие в народе силы протеста, кажется, могут что-то изменить…
Стихотворение «Поднимались из тьмы погребов…» (1904)
Поднимались из тьмы погребов.
Уходили их головы в плечи.
Тихо выросли шумы шагов,
Словеса незнакомых наречий.
Скоро прибыли толпы других,
Волочили кирки и лопаты.
Расползлись по камням мостовых,
Из земли воздвигали палаты.
Встала улица, серым полна,
Заткалась паутинною пряжей.
Шелестя, прибывала волна,
Затрудняя проток экипажей.
Скоро день глубоко отступил,
В небе дальнем расставивший зори…
- Как представлен лирический герой? (Он находится во власти стихии - он ей подчинён – он заворожён и восхищён)
- В каких образах-символах проявляется надежда на обновление и духовное обогащение, связанное с революцией? (Нарастающий шум шагов, палаты вместо погребов, прибывающие волны, потоки, город-море, зори в дальнем небе)
- Что за «новые люди» привлекают внимание лирического героя? (Люди-труженики, творцы завтрашнего дня)
Стихотворение «Идут часы, и дни, и годы…» (1910)
Идут часы, и дни, и годы.
Хочу стряхнуть какой-то сон,
Взглянуть в лицо людей, природы,
Рассеять сумерки времен...
Там кто-то машет, дразнит светом
(Так зимней ночью, на крыльцо
Тень чья-то глянет силуэтом,
И быстро спрячется лицо).
Вот меч. Он - был. Но он - не нужен.
Кто обессилил руку мне? –
- В каком контексте лирический герой размышляет о времени и о жизни? (В философском контексте: время быстротечно; всё проходит и остаётся в прошлом)
- Каков смысл образа меча? (Были годы испытаний, когда меч приходил на помощь. Но насилие лирический герой не приемлет)
- Какова позиция лирического героя? (Человек должен прожить жизнь достойно, не пресмыкаться, потому что он Человек!)
Нарастание противоречий в душе лирического героя стихотворения «Незнакомка» (1906)
По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух…
И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.
И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.
- Как относится лирический герой к бездуховному и обыденному окружающему миру? (Он одинок; испытывает явное отвращение ко всему, что происходит вокруг; утратил веру в красоту, духовность, добро)
- Как меняется внутреннее состояние героя при виде Прекрасной Незнакомки? (Образ Незнакомки – символ красоты, романтики, высоких чувств. Лирический герой теперь понимает, что для него не всё потеряно. Он может вырваться из мира рутины, обыденности и тоски)
Постепенное рождение сильной, мужественной личности в лирике Александра Блока
Слово учителя. В 1907 году Александр Блок создал цикл из 11 стихотворений, который назвал «Заклятие огнём и мраком». Для этого цикла характерна общая жизнеутверждающая идея, рождение сильной, мужественной личности в его лирике.
Стихотворение «О, весна без конца и без краю…» (1907)
О, весна! без конца и без краю —
Без конца и без краю мечта!
Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном щита!
- Как герой относится к жизни, к миру? Герой принимает жизнь в любых её проявлениях)
- Что характерно для внутреннего состояния героя? (Он одухотворён, сердце наполняет любовь; сущность его бытия – в радостях и трудностях жизни; он готов сражаться за лучшее и светлое)
IV. Рефлексия
- Можем ли мы утверждать, что в лирическом герое стихотворений А.А.Блока отразились биографические черты самого поэта? Если да, то какие?
- Назовите этапы эволюции образа лирического героя Блока.
- В чём выражается поступательность развития образа лирического героя?
- К каким средствам художественной выразительности прибегал поэт, показывая динамику образа лирического героя?
V. Домашнее задание
- Прочитать поэму А.А.Блока «Двенадцать».
- Написать сочинение-миниатюру на тему «Мои первые впечатления от прочтения поэмы А.А.Блока «Двенадцать».