Современные технологии в обучении русскому языку и литературе (технология медленного чтения, технология «выращивания» слов)

Разделы: Русский язык, Литература

Ключевые слова: технология медленного чтения, технология «выращивания» слов


В пояснительной записке Стандартов второго поколения сказано, что за период обучения ребенка в школе русский язык оказывает универсальное воздействие на формирование его личности и является формой хранения и усвоения различных знаний. Отсюда следует, что формирование языковой личности ученика – важнейшая задача обучения русскому языку и литературе в средней школе. Еще почти век назад В.А.Сухомлинский утверждал, что «чтение – это окошко, через которое дети видят мир и познают самих себя» [2, с.169]. Трудно не согласиться с мнением великого педагога. Действительно, на первый план в качестве важнейшей цели обучения русскому языку и литературе  выдвигается формирование умений и навыков речевого общения, читательской культуры ученика и одновременное формирование его личности через кропотливую работу с текстами классических произведений. Значит, текст является как основой для упражнения в развитии связной речи, так и своего рода знаковой системой по формированию мышления обучающихся.

Цель работы: внедрение в образовательный процесс таких методов и приемов, которые помогут сформировать у обучающихся определенные УУД, а также развивать творческие способности школьников.

Задачи:

  • углубить представления учителей о действенных современных технологиями;
  • побудить коллег к использованию в практике работы стратегий замедленного чтения и «выращивания» слов.

Актуальность. «Читать и не понимать - то же, что совсем не читать», - утверждал Ян Амос Коменский в своем знаменитом труде «Великая дидактика». Значит, раскрытие ценностных смыслов художественного произведения  невозможно при чтении текста «поверх»: необходим содержательный анализ всех уровней его художественной формы.

Чтобы определить слагаемые педагогической технологии, необходимо ответить на ряд  вопросов:

  • какие элементы ее составляют;
  • в какой взаимосвязи они находятся;
  • какие общие и специфические функции каждого элемента.

Остановимся на технологиях, которые применяем в собственной практике для достижения высоких результатов деятельности.

Чтобы обучающийся смог приблизиться к высшему уровню дешифровки» авторского замысла, ему необходимо уметь «разговаривать» с текстом, поэтому, если мы говорим о культуре речи современных школьников, следует понимать, что любую культуру необходимо тщательно возделывать, а для этого нужен арсенал специальных инструментов, одним из которых может стать технология медленного чтения.

Цель технологии: формирование читательской компетенции обучающихся.

Задачи:

  • формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста;
  • развитие интереса к процессу чтения и потребности читать;
  • формирование эстетического вкуса;
  • овладение речевой и коммуникативной культурой;
  • развитие творческих способностей детей.

О медленном чтении писали такие ученые, как М.О.Гершензон, Д.С.Лихачев, А.В.Западов, однако термин «медленное чтение» принадлежит литературному критику М.О. Гершензону. Исследователь утверждал, что необходимо «видеть сквозь пленительность формы видение художника» и что литературное произведение при медленном чтении «вызывает в читателе сложные реакции вкуса, чувствительность и воображение» [1, с. 18, 57].

Следует отметить, что в научной литературе термин «медленное чтение» имеет несколько синонимов: «сlose reading» (пристальное чтение, внимательное, тщательное прочтение), «замедленное чтение» (Н.М.Шанский), «тихое чтение» (В.В.Чичерин), «чтение пешком» (А.Г.Горнфельд), многократное перечитывание (А.Б.Есин).

Во многом технология медленного чтения вошла в педагогическую практику благодаря статье Н.Я.Эйдельмана «Учитесь читать!» как альтернатива скорочтению и призывала культивировать вдумчивое чтение. «Медленное чтение, - писал Н.Я.Эйдельман, - это старинный термин: это такая ситуация, когда читатель не только скользит по поверхности стиха, повести, романа (впрочем, по поверхности прекрасной!), но и погружается в изумительные глубины» [4, с. 12]. Согласно мнению автора, читать медленно - значит читать с частыми и постоянными остановками у слова или стиха, где в качестве «лежачего полицейского», замедляющего чтение, выступает какой-то внешний аспект, размыкающий текст, обращающийся к социальному, историческому, культурному контексту.

Приведем пример использования этой технологии на уроке литературы в 5 классе при изучении рассказа А.П.Чехова «Злоумышленник». Уже в первых строках произведения в в качестве лежачих полицейских выступают незнакомые слова и детали, которые «работают» на раскрытие образа Дениса Григорьева.

«Перед судебным следователем стоит маленький, чрезвычайно тощий мужичонко в пестрядинной рубахе и латаных портах. Его обросшее волосами и изъеденное рябинами лицо и глаза, едва видные из-за густых, нависших бровей, имеют выражение угрюмой суровости. На голове целая шапка давно уже нечесанных, путаных волос, что придает ему еще большую, паучью суровость. Он бос».

В процессе чтения учитель объясняет значение слов «пестрядинный» и «латаные порты», после чего задает следующие вопросы:

- О чём свидетельствуют детали портрета мужика?»

Детали портрета

О чём говорит портрет мужика

Латаные порты

Бедность мужика

Чрезвычайно тощий

Трудная, голодная жизнь

Пестрядинная рубаха

Рубахи из пестрядины – одежда простолюдина

Изъеденное рябинами лицо

Тяжёлые болезни

Обросшее волосами лицо, нависшие брови, нечёсаные, путаные волосы

Детали напоминают о том, как выглядели первобытные люди, свидетельствуют о дремучести

Угрюмая суровость, паучья

Паук – символ дикости

- Почему в тексте употреблено слово мужичонка, а не мужик? (Слово «мужичонка» передаёт впечатление о герое как о жалком и ничтожном человеке).

На наш взгляд, технология медленного чтения используется  для пробуждения у детей и подростков  интереса к чтению. Специфика её заключается в том, что, читая текст, ребенок знакомится с ним медленно, постоянно возвращаясь к предыдущей информации, анализируя ее, сопоставляя не только с тем опытом, который представлен автором, но и со своим личным. Таким образом, школьник погружается в текстовую информацию, осуществляет ее анализ, интерпретирует, оценивает.

Однако вместо погружения может случиться и барахтанье на мелководье. К сожалению, многие слова и выражения не понятны современному школьнику, поэтому необходимо вести последовательную работу по обогащению и совершенствованию словарного запаса  обучающихся.

В соответствии с ФГОС ОО одним из метапредметных результатов освоения учебной программы является «умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью» (ФГОС ООО часть II, 10.9,10; стр.6.). В связи с этим следует рассматривать работу по «выращиванию» слов  [3, с. 38]  как одну из важнейших в преподавании русского языка и литературы.

Несмотря на то, что теоретическим аспектам по обогащению словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся в методике преподавания РЯШ уделено большое внимание и наработан ценный практический опыт, актуальность этой проблемы не перестает быть значимой, что обусловлено социокультурными переменами в мире, в котором живут носители языка.

Цель технологии «выращивания» слов состоит в количественном увеличении слов и качественном совершенствовании словарного запаса обучающихся.

Задачи:

  • обучить  умению правильно использовать в речевом контексте новые слова;
  • сделать речь более точной и выразительной;
  • воспитать у подрастающего поколения потребность выбирать уместные для каждого случая языковые единицы.

Алгоритм работы по расширению словарного запаса может быть следующим: сначала незнакомое слово рассматриваем вне контекста, говорим о его значении, этимологии, стилистической окраске. Далее приводим отрывки из художественных текстов и предлагаем обучающимся составить развернутые предложения с включением этих лексем, чтобы выявить оттенки их значений.

Приведем пример использования этой технологии на уроке литературы в 5 классе при изучении произведения Н.А.Некрасова «Крестьянские дети».

Опять я в деревне. Хожу на охоту,
Пишу мои вирши - живётся легко.
Вчера, утомлённый ходьбой по болоту,
Забрёл я в сарай и заснул глубоко.
Проснулся: в широкие щели сарая
Глядятся весёлого солнца лучи.
Воркует голубка; над крышей летая,
Кричат молодые грачи;
Летит и другая какая-то птица -
По тени узнал я ворону как раз;
Чу! шёпот какой-то... а вот вереница
Вдоль щели внимательных  глаз!

В данном фрагменте обучающимся встретились два незнакомых слова: «вирши» и «вереницей». Значение первого объяснено в учебнике, кроме того, о его смысле несложно догадаться через  подбор синонимов; учителю лишь необходимо обратить внимание на стилевую окраску слова.  Восстановить же значение лексемы «вереницей» из контекста сразу не предоставляется возможным, поэтому обучающимся целесообразно задать следующие вопросы:

- Проследите, почему появляется это слово. Что предваряет появление крестьянских ребятишек? (рассказ о птицах)

- Каким образом могут летать птицы? (поодиночке, стаей, вереницей, клином в виде треугольника, друг за другом, один за другим).

После, чтобы проверить предположения, предлагаем прочесть строки из стихотворения Максима Гуттуева «Над снегом талым»:

Над снегом талым
Вереницей
Сквозь облачную пелену
Издалека летят к нам птицы,
Пророча скорую весну.

- Назовите глаголы, передающее действие, которое может совершать вереница (тянуться, двинуться, уходить, проследовать, плыть, выйти, продвигаться, отправляться, таять, вылететь, предстать)

- Посмотрите значение слова «вереница» в «Толковом словаре» (Стадо, стая, станица, рой. (Абрамов Н.Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. Издательство: АСТ 2008).

- Какое из слов в стихотворении Некрасова можно использовать в качестве синонима?

- В каких фрагментах художественного текста слово «вереница» употреблено в прямом значении, а к каком (их) в переносном?

Адам Мицкевич. Когда пролетных птиц несутся вереницы

Когда перелетных птиц несутся вереницы
От зимних бурь и вьюг и стонут в вышине,
Не осуждай их, друг! Весной вернутся птицы
Знакомым им путем к желанной стороне.

Игорь Северянин «Элегия»

Я ночь не сплю, и вереницей
Мелькают прожитые дни.
Теперь они,
Как небылицы

С.Я.Маршак «Ледоход»

Лед идет, лед идет!
Вереницей длинной
Третьи сутки напролет
Проплывают льдины

Следующий этап работы – подбор ассоциаций и эпитетов к предложенным словам и составление на их основе собственных текстов.

- Подберите к следующим именам существительным не менее 4–5 эпитетов, попытавшись охарактеризовать предмет с разных сторон (длинной, бесконечной, пестрой, бесчисленной, непрерывной, спокойной, унылой, тающей в дали, блестящей, мрачной, жалкой, непрестанной, печальной, безликой, яркой)

Заключительный этап – создание текста с включением нового слова, например:

Вереницей друг за другом улетают птицы к югу.

Так постепенно обучающиеся накапливают материал, и слово входит в их активный словарный запас.

В заключение отметим, что рассмотренные технологии позволяют совершенствовать у обучающихся  определенные УУД, однако в методической традиции существует немало других эффективных приемов и подходов, которые служат единой цели - формированию портрета выпускника основной школы, определенного Стандартами второго поколения.

Список используемой литературы

  1. Гершензон М.О. Видение поэта. – М.: Госиздат, 1919г. – 80 с.
  2. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Киев: Радянська школа, 1969 г. - 288 с.
  3. Шолпо И.Л. Как научить подростка читать. – М.: ЛомоносовЪ, 2009г. – 619 с.
  4. Эйдельман Н.Я. Учитесь читать! // Знание - сила. 1979. № 8. с. 12.