Литература
-
Преподавание курса "Основы философии в школе" 2003
Вся многогранная культура, обусловливающая различные цивилизации, существовавшие в прошлом и существующие в наши дни, в качестве важнейшей составляющей включает в себя ту или иную сумму философских знаний. Изучение философии - необходимая сторона процесса образования. В статье предлагается вариант программы курса "Основы философии" для учащихся 10-11 классов, а также пример урока по разделу "Русская философия"
-
Конспект урока литературы "Тема любви в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" 2003
Урок помогает учащимся понять концепцию любви по Булгакову. На уроке прослеживается идеал возлюбленной автора. Проводится аналогия с героями русской классической литературы, чтобы сделать очевиднее мысль о том, что любовь в булгаковском романе явление уникальное. На материале анализа эпизодов готовится вывод, что любовь героев - это сотрудничество и дружба, творчество и вдохновение, верность и сопереживание, самоотречение и самоотверженность, борьба и счастье.
-
Открытие сезона… Поэты Серебряного века приглашают… (Литературная гостиная в 11-м классе) 2003
Сценарий литературной гостиной для учащихся 11-х классов.
-
Урок внеклассного чтения. Работа над фрагментом из романа Дж. Ф. Купера "Последний из могикан" 2003
На уроках внеклассного чтения используется материал курса "Вокруг тебя - мир..." Курс направлен на развитие у учащихся гуманистического отношения к миру. Он помогает ориентироваться в современной культурной жизни, вырабатывать свои собственные эстетические суждения и оценки. Он даёт возможность показать социокультурные доминанты эпохи, создать её неповторимый образ.
-
А.С. Пушкин и Якутия 2003
Поэтическая форма изложения материала формирует познавательный интерес и концентрирует внимание учащихся. Она позволяет показать через изучение творчества А. С. Пушкина и представителей якутской литературы взаимосвязь и единство двух культур, русской и якутской, основа которых лежит в устном народном творчестве. Урок построен на интерактивном взаимодействии педагога и обучающихся.
-
Нетрадиционные формы промежуточного контроля знаний учащихся на уроках русского языка и литературы 2003
Нетрадиционные уроки усиливают акцент на занимательности и стимулировании интереса к содержанию предметного курса, что, бесспорно, способствует повышению качества обучения.
-
Урок литературы для 4-го класса "Обобщение знаний об авторских литературных сказках" 2003
Урок - обобщение знаний об авторских литературных сказках, целью которого является организовать деятельность детей по исследовательской работе, анализу и сравнению полученных знаний о фольклорных и авторских литературных сказках; развивать умение работать в группах; учить правильному общению и взаимодействию; воспитывать любовь к чтению и своему Отечеству на примере творчества знаменитых русских писателей.
-
Урок литературы в 9-м классе. Подготовка к сочинению "Анализ эпизода "Бал в доме" 2003
Уроки развития речи занимают одно из самых важных мест в системе преподавания литературы в 9-м классе. Подготовка к сочинению анализу эпизода - наиболее сложный вид работы, так как ученики впервые пишут сочинение данного жанра. Поэтому необходимо, чтобы урок прошел ярко, наглядно, познавательно, целенаправленно.
-
Урок-проект "Русская сказка в иллюстрациях детей" 2003
Использование проектной методики на уроках литературы позволяет учащимся глубже проникнуть в содержание произведения, полнее представить героев и связанные с ними проблемные ситуации. Проектная деятельность предполагает организовывать работу творческими группами. Это способствует развитию коммуникативных связей между детьми, помогают каждому ребенку избрать своё поле деятельности и путь реализации своих возможностей и способностей.
-
Урок литературы в 11-м классе "Два берега одной реки. Тенденции современной литературы" 2003
Урок - лекция по литературе в 11-м классе.
-
Урок литературы в 6-м классе "Нужно ли изучать Библию?" 2003
Представленный урок литературы является обобщающим уроком по разделу "Книги Ветхого Завета" (учебник З. Н. Новлянской, Г. Н Кудиной "Литература как предмет эстетического цикла", 6 класс общеобразовательной школы). Данная разработка может быть использована в качестве урока внеклассного чтения в 5-6-x классах, занимающихся по другим учебным пособиям.
-
Поэма А.Блока "Двенадцать" в 11-м классе. Урок как система литературных задач 2003
Урок представляет собой систему литературных задач, позволяющих постигать произведение в единстве его формы и содержания.
-
Эволюция темы "маленького человека" в русской литературе первой половины XIX в. 2003
Работа подразумевает изучение программных и внепрограммных произведений по данной теме, способствует совершенствованию познавательной активности учащихся, привитию интереса к урокам литературы и развитию речи учащихся.
-
Драгоценные россыпи поэзии Н.С. Гумилева 2003
Статья содержит исследования уникальной особенности поэзии Н.Гумилева: использование свойств и окраски драгоценных камней для создания образа лирического героя и неповторимой колористики стихотворений.
-
Урок литературы и музыки "Символический смысл тайны трех карт в повести А.С. Пушкина "Пиковая дама" и в одноименной опере П.И. Чайковского" 2003
Урок литературы и музыки "Символический смысл тайны трёх карт в повести А.С. Пушкина "Пиковая дама" и в одноимённой опере П.И. Чайковского" В интеграции литературы и музыки автор данного методического проекта видит возможность более глубокого изучения нравственно-философских проблем повести А.С. Пушкина "Пиковая дама". Пропедевтическая подача литературоведческого материала позволяет обратиться к вопросам традиций и новаторства в искусстве, что способствует изучению художественного произведения в широком культурологическом контексте.
-
Звуки и взор. Заседание редакционного совета по изданию памятного альбома (9-й класс) 2003
Цель: вырабатывать навык формулирования литературоведческого высказывания в жанре сообщения, развивать умение высказывать и отстаивать свою точку зрения.
-
Интегрированный урок литературы, русского языка, природоведения, ОБЖ "Васюткиными тропами" (по рассказу В.П. Астафьева "Васюткино озеро") 2003
Разработка интегрированного урока литературы, русского языка, природоведения, ОБЖ "Васюткиными тропами" (по рассказу В.П. Астафьева "Васюткино озеро").
-
Урок по литературе в 11-м классе на тему "Образ женщины в русской поэзии II половины ХХ в." 2003
Данная работа представляет собой обобщающий урок по литературе в 11 классе, который можно провести после изучения русской поэзии II половины ХХ века. Перед уроком учащиеся выполняли творческую работу на тему "Современная женщина". Лучшие работы зачитываются на заключительном этапе. Предварительно класс делился на три группы, каждая из которых готовила характеристику лирической героине указанного стихотворения.
-
Развитие письменной речи учащихся на уроках башкирского языка 2003
Развитие речи учеников с помощью изложений и сочинений. Конспект урока чтения в 5 классе русскоязычной школы Башкортостана.
-
Литературно-краеведческий час "Вечной памятью живы" 2003
Одна из позиций воспитательной работы в школе - воспитание гражданственности. Данное мероприятие наглядно показывает, как пробудить в ребенке патриотизм, как задеть его струны души объединенными силами искусства и краеведения.
-
Игровые и конкурсные задания на уроках внеклассного чтения 2003
Статья содержит разработки уроков внеклассного чтения в пятом классе по изучению русских и зарубежных народных и литературных сказок с использованием игровых и конкурсных заданий. Введение "соревновательного" элемента в ход уроков способствует развитию творческих способностей учащихся, выявлению уровня начитанности, степени владения теорией литературы.
-
Обобщение и систематизация сведений о причастии и причастном обороте 2003
Обобщение и систематизация сведений о причастии и причастном обороте. 2 урока.
-
Урок внеклассного чтения в 7-м классе. Повесть Н.В. Гоголя "Портрет" 2003
Представленный урок проводится с целью овладения учащимися проблемным анализом художественного произведения. В ходе урока решаются задачи по формированию вдумчивого читателя, умеющего рассуждать самостоятельно, свободно владеющего литературными понятиями: антитеза, мотив, деталь в художественном произведении. Воспитывая чувство прекрасного, учитель развивает познавательный интерес к искусству.
-
Литературный клуб "В мире духовных ценностей" 2003
Представлена работа литературного клуба в профессиональном лицее №56 г. Красноярска, заседание клуба по теме "Сын Енисея" (о В. П. Астафьева).
-
Духовно-нравственное воспитание на уроках гуманитарного профиля 2003
Методическое приложение и разработка уроков литературы и русского языка являются небольшой частью цикла "Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках гуманитарного профиля", который основывается на анализе высокохудожественных текстов с духовно-нравственной проблематикой, изучаемых на уроках литературы в каждом классе.
-
Урок по теме: "Нравственная сила добра как идея рассказов Б.Васильева". "Вы чье, старичье?", "Холодно, холодно" 2003
Урок призван способствовать становлению духовного мира старших школьников через развитие их представления о главных нравственных понятиях: добре, честности, верности и др. - через проблемное обсуждение идеи, образов и языка художественных произведений с опорой на жизненный опыт учащихся. Постижение авторской точки зрения на роль нравственности в современном мире - залог умения выпускников школ вести продуктивный диалог и отстаивать свою позицию.
-
О вещая душа моя 2003
Пропаганда русской литературы через проведение вечеров-портретов в литературных гостиных позволяет развить литературный вкус у учеников 7-8-х классов на примере творчества замечательных русских классиков. Предлагаемый литературный сценарий, посвященный жизни и творчеству русого поэта и дипломата Ф.И.Тютчева, может быть использован для внеклассной работы со школьниками.
-
Все пережить, и все-таки жить… 2003
Читателей всех времен и народов интересовали не только стихи о любви, но и их адресаты, прототипы - женщины, вызвавшие к жизни обращенные к ним послания, исполненные благоговения и восхищения.
-
Интегрированные уроки как способ формирования целостного восприятия мира 2003
Идея интегрированных уроков возникла из сопричастности некоторых школьных дисциплин друг другу. Задача современной педагогики - соединить в восприятии ребенка основные знания по каждому предмету в широкую целостную картину мира, чтобы школьник мог мыслить на планетарном, космическом уровне.
-
Душа народа в легендах родного края 2003
Самобытность, национальный колорит народов коми-пермяцкого края. Воспитание в детях любви к родному краю, к родной природе, уважение к старшим, постижение истоков национальной культуры.