Литература
-
Урок литературы в 6-м классе "Нужно ли изучать Библию?" 2003
Представленный урок литературы является обобщающим уроком по разделу "Книги Ветхого Завета" (учебник З. Н. Новлянской, Г. Н Кудиной "Литература как предмет эстетического цикла", 6 класс общеобразовательной школы). Данная разработка может быть использована в качестве урока внеклассного чтения в 5-6-x классах, занимающихся по другим учебным пособиям.
-
Поэма А.Блока "Двенадцать" в 11-м классе. Урок как система литературных задач 2003
Урок представляет собой систему литературных задач, позволяющих постигать произведение в единстве его формы и содержания.
-
Эволюция темы "маленького человека" в русской литературе первой половины XIX в. 2003
Работа подразумевает изучение программных и внепрограммных произведений по данной теме, способствует совершенствованию познавательной активности учащихся, привитию интереса к урокам литературы и развитию речи учащихся.
-
Драгоценные россыпи поэзии Н.С. Гумилева 2003
Статья содержит исследования уникальной особенности поэзии Н.Гумилева: использование свойств и окраски драгоценных камней для создания образа лирического героя и неповторимой колористики стихотворений.
-
Урок литературы и музыки "Символический смысл тайны трех карт в повести А.С. Пушкина "Пиковая дама" и в одноименной опере П.И. Чайковского" 2003
Урок литературы и музыки "Символический смысл тайны трёх карт в повести А.С. Пушкина "Пиковая дама" и в одноимённой опере П.И. Чайковского" В интеграции литературы и музыки автор данного методического проекта видит возможность более глубокого изучения нравственно-философских проблем повести А.С. Пушкина "Пиковая дама". Пропедевтическая подача литературоведческого материала позволяет обратиться к вопросам традиций и новаторства в искусстве, что способствует изучению художественного произведения в широком культурологическом контексте.
-
Звуки и взор. Заседание редакционного совета по изданию памятного альбома (9-й класс) 2003
Цель: вырабатывать навык формулирования литературоведческого высказывания в жанре сообщения, развивать умение высказывать и отстаивать свою точку зрения.
-
Интегрированный урок литературы, русского языка, природоведения, ОБЖ "Васюткиными тропами" (по рассказу В.П. Астафьева "Васюткино озеро") 2003
Разработка интегрированного урока литературы, русского языка, природоведения, ОБЖ "Васюткиными тропами" (по рассказу В.П. Астафьева "Васюткино озеро").
-
Урок по литературе в 11-м классе на тему "Образ женщины в русской поэзии II половины ХХ в." 2003
Данная работа представляет собой обобщающий урок по литературе в 11 классе, который можно провести после изучения русской поэзии II половины ХХ века. Перед уроком учащиеся выполняли творческую работу на тему "Современная женщина". Лучшие работы зачитываются на заключительном этапе. Предварительно класс делился на три группы, каждая из которых готовила характеристику лирической героине указанного стихотворения.
-
Развитие письменной речи учащихся на уроках башкирского языка 2003
Развитие речи учеников с помощью изложений и сочинений. Конспект урока чтения в 5 классе русскоязычной школы Башкортостана.
-
Литературно-краеведческий час "Вечной памятью живы" 2003
Одна из позиций воспитательной работы в школе - воспитание гражданственности. Данное мероприятие наглядно показывает, как пробудить в ребенке патриотизм, как задеть его струны души объединенными силами искусства и краеведения.
-
Игровые и конкурсные задания на уроках внеклассного чтения 2003
Статья содержит разработки уроков внеклассного чтения в пятом классе по изучению русских и зарубежных народных и литературных сказок с использованием игровых и конкурсных заданий. Введение "соревновательного" элемента в ход уроков способствует развитию творческих способностей учащихся, выявлению уровня начитанности, степени владения теорией литературы.
-
Обобщение и систематизация сведений о причастии и причастном обороте 2003
Обобщение и систематизация сведений о причастии и причастном обороте. 2 урока.
-
Урок внеклассного чтения в 7-м классе. Повесть Н.В. Гоголя "Портрет" 2003
Представленный урок проводится с целью овладения учащимися проблемным анализом художественного произведения. В ходе урока решаются задачи по формированию вдумчивого читателя, умеющего рассуждать самостоятельно, свободно владеющего литературными понятиями: антитеза, мотив, деталь в художественном произведении. Воспитывая чувство прекрасного, учитель развивает познавательный интерес к искусству.
-
Литературный клуб "В мире духовных ценностей" 2003
Представлена работа литературного клуба в профессиональном лицее №56 г. Красноярска, заседание клуба по теме "Сын Енисея" (о В. П. Астафьева).
-
Духовно-нравственное воспитание на уроках гуманитарного профиля 2003
Методическое приложение и разработка уроков литературы и русского языка являются небольшой частью цикла "Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках гуманитарного профиля", который основывается на анализе высокохудожественных текстов с духовно-нравственной проблематикой, изучаемых на уроках литературы в каждом классе.
-
Урок по теме: "Нравственная сила добра как идея рассказов Б.Васильева". "Вы чье, старичье?", "Холодно, холодно" 2003
Урок призван способствовать становлению духовного мира старших школьников через развитие их представления о главных нравственных понятиях: добре, честности, верности и др. - через проблемное обсуждение идеи, образов и языка художественных произведений с опорой на жизненный опыт учащихся. Постижение авторской точки зрения на роль нравственности в современном мире - залог умения выпускников школ вести продуктивный диалог и отстаивать свою позицию.
-
О вещая душа моя 2003
Пропаганда русской литературы через проведение вечеров-портретов в литературных гостиных позволяет развить литературный вкус у учеников 7-8-х классов на примере творчества замечательных русских классиков. Предлагаемый литературный сценарий, посвященный жизни и творчеству русого поэта и дипломата Ф.И.Тютчева, может быть использован для внеклассной работы со школьниками.
-
Все пережить, и все-таки жить… 2003
Читателей всех времен и народов интересовали не только стихи о любви, но и их адресаты, прототипы - женщины, вызвавшие к жизни обращенные к ним послания, исполненные благоговения и восхищения.
-
Интегрированные уроки как способ формирования целостного восприятия мира 2003
Идея интегрированных уроков возникла из сопричастности некоторых школьных дисциплин друг другу. Задача современной педагогики - соединить в восприятии ребенка основные знания по каждому предмету в широкую целостную картину мира, чтобы школьник мог мыслить на планетарном, космическом уровне.
-
Душа народа в легендах родного края 2003
Самобытность, национальный колорит народов коми-пермяцкого края. Воспитание в детях любви к родному краю, к родной природе, уважение к старшим, постижение истоков национальной культуры.
-
Итоговый творческий зачет по теме: "Серебряный век русской поэзии" 2003
-
Символы в науке и поэзии 2003
Интегрированный урок литературы и химии показывает взаимосвязь и различие научного и художественного познания мира, учит видеть логические взаимосвязи между естественными и гуманитарными предметами.
-
Авторская песня как средство развития самосознания старшеклассника 2003
Авторская песня - уникальный жанр искусства, в основе которого - высокая поэзия. Знакомство с ней способствует развитию личности старшеклассника, что невозможно без осмысления учащимися личного опыта, обращения к их внутреннему миру.
-
Познавательные и творческие задания на уроках литературы в старших классах 2003
Формирование мотивации к литературе через когнитивные и креативные задания на примере романа Гончарова "Обломов". "Сквозные" темы как систематизация изученного материала.
-
Педагогическая мастерская как одна из форм организации учебного процесса 2003
Педагогическая мастерская является одной из форм организации учебного процесса, предполагающей творческую деятельность учащихся по построению собственных знаний в рамках той или иной учебной темы. Данная технология создает условия для восхождения каждого ученика к новому знанию путем самостоятельного или коллективного открытия.
-
Урок-взгляд по повести В.Распутина "Прощание с Матёрой" 2003
Урок в 11-м классе призван содействовать формированию у учащихся умения разбираться в психологии личности. Он способствует активизации мыслительного поиска проблемы путём информативно - проблемных вопросов. Урок вводит ребят в духовный мир Распутина и нравственный мир его героев.
-
Современный урок литературы в контексте других искусствоведческих предметов 2003
Тезисы: Версия реализации идей гуманитарного образования через интеграцию предметов. Литература как центральное организующее звено. Постижение учениками языка различных видов искусства и развитие художественного мышления учащихся.
-
Урок-мастерская "Каждый отвечает за свою планету…" по сказке Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц" 2003
Что из себя представляет встреча? Мы очень хотим это знать, ибо это событие создает нас как людей... А.Л. Кинтас Почему не урок? Потому что в уроке все о жизни. Почему мастерская? Потому что в мастерской - жизнь. Меня всегда привлекала технология педагогической мастерской, так как именно там происходят встречи со словом, текстом, другим человеком, автором.
-
Интегрированный урок в 10-м классе: "Наедине с совестью". Урок-мастерская "Верь в великую силу добра" (6-й класс) 2003
Интеграция - важное требование современной науки. Она создает новые обучающие технологии, обеспечивает совершенно новый психологический климат для ученика и учителя. Свидетельство этого - интегрированный урок в 10 классе "Наедине с совестью" (литература, право, психология). Мастерская "Верь в великую силу добра" (6 класс) - один из уроков в системе уроков по духовно-нравственному воспитанию личности.
-
Нестандартные приемы развития устной и письменной речи на уроках русского языка и литературы 2003
Я предлагаю вашему вниманию уроки русского языка и литературы с использованием нестандартных приемов развития устной и письменной речи (создание личностного текста и написание синквейна), которые носят воспитывающий характер. На них дети учатся лучше понимать самих себя, критически относиться к собственному поведению, стремятся понять окружающих и анализировать свои отношения с ними.