Введение в тему урока, цели.
Позвольте мне открыть сегодняшний урок замечательными словами К. Бальмонта:
“Это все… не случайные совпадения. Это проявление закона, действующего неукоснительно, только действия закона мало нами изучены”.
Это слова о звуках, об их смысле. Звук в творчестве поэта не самоцель, а интуитивная находка. Ни один истинный поэт никогда не поставит перед собой такую цель использовать в произведении столько-то и таких-то звуков для раскрытия данной темы и идеи. Правда, есть отдельные исключения например, формалистические изыски поэтов-футуристов, о творчестве которых мы поведем разговор в 11 классе.
Сегодняшний урок позволит нам вникнуть в проявление этого закона, действующего неукоснительно по схеме “звук смысл”.
Тема урока: (пишем формулировку темы).
Цели нашей работы таковы: мы должны, опираясь на имеющиеся знания, углубить и расширить их по теме “Приемы словесно-звуковой инструментовки”; должны учиться “видеть” работу звуковых средств изобразительности в произведениях поэтов и писателей; должны учиться использовать звуковые средства в своем творчестве.
Основная часть урока (теоретико-практическая)
Назовите главные слова в формулировке темы.
Как по-другому в учебнике А.И. Горшкова называются звуковые средства художественной изобразительности?
Посмотрите на данный синонимический ряд:
Звуковые средства художественной изобразительности приемы звуковой изобразительности ассонанс и аллитерация звукопись приемы словесно-звуковой (словесной, звуковой) инструментовки.
В учебниках разных авторов, например, Львовой, Солганика, Горшкова, мы найдем разные термины но обозначают они одно и то же. Значит, ими можно смело пользоваться как синонимами.
Что нам больше всего знакомо из обозначенной темы? (Аллитерация и ассонанс).
Что такое аллитерация?
Давайте посмотрим на предмет аллитерации знаменитый пушкинский фрагмент о мазурке из романа “Евгений Онегин”.
Мазурка раздалась. Бывало,
Когда гремел мазурки гром,
В огромной зале все дрожало,
Паркет трещал под каблуком,
Тряслися, дребезжали рамы:
Теперь не то, и мы, как дамы,
Скользим по лаковым доскам.
Прочитайте выразительно эти строки. А знаете ли вы, что такое мазурка?
Само слово “мазурка” польское. Мазурка это популярный в XIX веке танец, особенно его любили танцевать военные. Практически ни один великосветский бал не обходился без мазурки.
Правда, по происхождению танец крестьянский, народный. Название свое получил по имени народности мазуров.
Это танец, основанный на характерном “подпрыгивающем” ритме. Тактовый акцент может располагаться не только на первой, но и на второй и на третьей доле такта.
Пусть нам поможет оценить роль звукописи в прочитанном пушкинском отрывке фрагмент из мазурки М. Глинки к опере “Иван Сусанин” (звучит фрагмент).
Отвечают учащиеся. (Аллитерация в пушкинской фразе).
А присутствует ли здесь ассонанс? Приведите примеры. Какова его стилистическая роль?
Вывод: аллитерация и ассонанс звучат в едином ансамбле, налицо метод естественного наложения одного на другое.
Обратим внимание на следующие термины:
звукоподражание
звуковой символизм
фоника текста
Да, звук можно использовать для подражания всему чему угодно.
Послушайте отрывок из стихотворения В. Каменского “Чурлю-журль”.
Звенит и смеется,
Солнится, весело льется
Дикий, лесной ручеек
Своевольный мальчишка:
Чурлю-журль,
Чурлю-журль.
Звенит и смеется.
И эхо живое несется
Далеко в зеленой тиши,
Корнистой глуши:
Чурлю-журль,
Чурлю-журль.
Что мы услышали? (Журчание ручейка). Запишите строку, передающую журчание ручейка. Затранскрибируйте ее.
Что и как помогает услышать журчащий ручеек? (Плеск воды, лопанье пузырьков, звон струек).
Продолжите мысль: “Звук может символизировать…”
Прочитайте свои миниатюры (сочиненные к сегодняшнему уроку) и постарайтесь показать, как тема вашей зарисовки раскрывается с помощью звуковых средств художественной изобразительности. (Темы миниатюр: “Шепот листьев”, “Звон сосулек”, “Шум дождя”, “Бульканье воды” и пр.)
Итак, ассонанс и аллитерацию мы умеем находить, умеем неплохо определять стилистическую роль звукописи.
Теперь давайте поднимемся еще на одну ступеньку. Как же поэты создают “союз волшебных звуков, чувств и дум”? (А. Пушкин, “Евгений Онегин”).
А используют они для этого приемы словесно-звуковой инструментовки.
Материал, предложенный в таблице, дополнит учебник А.И. Горшкова.
Приемы словесно-звуковой инструментовки |
Примеры |
Использование согласных одного вида (в разных словах). | Тихострунное треньканье балалайки. (Н. Гоголь) |
Звуковое сближение согласных при “переменчивости” гласных. | Ах, как тошнит от тебя, тишина. (А. Вознесенский) |
Два согласных одинаковой характеристики рядом. | Зенькал звоночек и тарабанил с деревьями гром. (А. Белый) |
Подбор созвучных слов. | Морозом выпитые лужи хрустят и хрупки, как хрусталь. (И. Северянин) |
Использование гласных при поддержке согласных. | Несли не хоронить, несли короновать. (А. Вознесенский) |
Перестановка согласных. | Ломота и томленье. (Н. Матвеева) |
Работа с таблицей: первые три примера (на доске) разберем вместе. Три оставшиеся предложения учащиеся вносят в таблицу самостоятельно.
Закрепление нового (приемы словесно-звуковой инструментовки).
Вернемся к пушкинскому фрагменту. Какие из приемов, перечисленных в таблице, мы здесь можем увидеть? Приведите примеры.
(Согласные одного вида в разных словах. Два согласных одинаковой характеристики рядом. Использование гласных при поддержке согласных.)
Поэты неустанно трудятся, находя наиболее яркое звуковое выражение мысли. Следующее высказывание В. Брюсова я рекомендую вам записать.
В. Брюсов говорил:
“Верь в звук слов:
Cмысл тайн в них”.
Эти слова вы можете использовать, выполняя ЛАТ на олимпиадах, включать в экзаменационное сочинение по соответствующей теме, использовать при ответе на уроке, анализируя стихи.
Например, рукописи А.С. Пушкина отразили его стилистическую правку. Сравните черновой и окончательный вариант отдельных известнейших пушкинских строк.
Черновые наброски |
Печатный лист |
Морозной пылью
серебрится Его соболий воротник… |
бобровый воротник |
Сквозь
печальные туманы Пробирается луна… |
Сквозь волнистые туманы |
И горек был холодный их привет | небратский их привет |
Любви печальную
тревогу Я слишком, может быть, узнал. |
Любви безумную
тревогу Я безотрадно испытал. |
Какие приемы словесно-звуковой инструментовки определили яркую фонику строки в окончательном варианте? Что можете сказать об этих приемах? (Часто встречаются.)
Творческая лаборатория
А теперь открываем нашу творческую лабораторию. На уроках литературы мы изучаем роман Л.Н. Толстого “Война и мир”. Давайте и сегодня обратимся к этому роману и посмотрим на отдельные его страницы через призму сегодняшней темы.
Как вы думаете, имеем ли мы на это право? Где мы видим звукопись в “Войне и мире”?
Обратимся к заключительному эпизоду Аустерлицкого сражения. Посмотрим фрагмент из фильма режиссера Сергея Бондарчука.
Давайте сосредоточим внимание на работе звукорежиссера и ответим на вопрос: “Удачно ли решил звукорежиссер в этом фрагменте поставленную задачу: передал музыку боя”?
А вот звуковое решение Толстого Л.Н. Какие средства звуковой изобразительности и как раскрывают тему и идею фрагмента?
Своими наблюдениями поделится с нами Иванова Оля, которая готовила индивидуальное задание к уроку (Том 1, гл. 18).
Вновь обратимся к мазурке. Теперь это отрывок из “Войны и мира”. Назовем его “Мазурка Денисова и Наташи”. (Том 2, гл. 12).
Выразительное чтение учителем эпизода:
Волшебница, все со мной сделает! сказал Денисов и отстегнул саблю. Он вышел из-за стульев, крепко взял за руку свою даму, приподнял голову и отставил ногу, ожидая такта. Только на коне и в мазурке не видно было маленького роста Денисова, и он представлялся тем самым молодцом, каким он сам себя чувствовал. Выждав такт, он сбоку, победоносно и шутливо, взглянул на свою даму, неожиданно пристукнул одною ногой и, как мячик, упруго отскочил от пола и полетел вдоль по кругу, увлекая за собой свою даму. Он неслышно летел половину залы на одной ноге и, казалось, не видел стоявших перед ним стульев и прямо несся на них; но вдруг, прищелкнув шпорами и расставив ноги, останавливался на каблуках, стоял так секунду, с грохотом шпор стучал на одном месте ногами, быстро вертелся и, левою ногой подщелкивая правую, опять летел по кругу. Наташа чутьем угадывала то, что он намерен был сделать, и, сама не зная как, следила за ним отдаваясь ему. То он кружил ее на правой, то на левой руке, то, падая на колена, обводил ее вокруг себя и опять вскакивал и пускался вперед с такой стремительностью, как будто он намерен был, не переводя духа, перебежать через все комнаты; то вдруг опять останавливался и делал опять новое и неожиданное колено. Когда он, бойко закружив даму перед ее местом, щелкнул шпорой, кланяясь перед ней, Наташа даже не присела ему. Она с недоумением уставила на него глаза, улыбаясь, как будто не узнавая его.
Что ж это такое? проговорила она.
Задание учащимся: подчеркните слова, которые создают фонику текста.
Слушаем вторую половину музыкального фрагмента мазурки.
Вопрос к учащимся: что слышится в мазурке? (Стук и щелканье каблуков; звон и звяканье шпор; шорох развевающихся женских нарядов; повороты, шелест вееров; шуршание бальных женских туфелек по паркету и др.)
Представьте, что вы на балу… Вы с замиранием сердца ждете: выберут вас или нет, пригласят ли на танец… А, может, танец уже завладел вами полностью…
Какие приемы словесно-звуковой инструментовки преобладают в отрывке? Какова их стилистическая роль? (Гласные при поддержке согласных; два согласных одной характеристики рядом; одинаковые согласные в разных словах.)
Самостоятельная творческая работа. Предлагаю выполнить всем творческую работу: проанализировать звуковые средства художественной изобразительности, которые помогли Толстому зримо и ярко нарисовать мазурку Денисова и Наташи. (Выбирая тему творческой работы, возвращаемся к эпиграфу: “Это все… не случайные совпадения”.)
Чтение учащимися своих работ. Давайте прочитаем, что у вас получилось. Можно прочитать наиболее удачные, на ваш взгляд, фрагменты.
Домашнее задание
На дом предлагаю творческое задание: “Роль звукописи в стихотворениях русских поэтов: А. Блока, А. Ахматовой, С. Есенина, В. Брюсова и др.” (стихи по выбору учителя и учащихся). (Учитель кратко комментирует задание.)
Список литературы
1. Горшков А.И. Русская словесность. От
слова к словесности. 1011-е классы. М.:
Просвещение, 1997.
2. Львова С.И. Уроки словесности. 59-е классы. М.,
2000.
3. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Кохтев Н.Н. Русский
язык для школьников 59-х классов. Путешествие в
страну слов. М., 1995.
4. Солганик Г.Я. Русский язык. 1011-е классы.
Стилистика. М., 1995.