Планы-конспекты уроков русского языка в 6-м классе и литературы в 9-м классе

Разделы: Русский язык, Литература


Цель:

  • раскрыть красоту, благородство, искренность чувств поэта;
  • раскрывать высокие эстетические чувства учащихся, идеалы красоты и гармонии;
  • углубить представления об интимной лирике, психологизме пушкинских стихотворений;
  • проследить эволюцию темы любви в творчестве Пушкина;
  • совершенствовать навыки анализа лирического текста.

Оборудование:

  • На доске - дата, название темы, эпиграф; портрет Пушкина; портреты “муз” Пушкина с выдержками из его стихов, посвященных им; план урока (краткий ход урока); список литературы.
  • Тексты стихотворений на каждой парте.
  • Магнитофон для прослушивания аудиокасеты с записями романсов на стихи Пушкина.

Ход урока

  1. “Я вас любил…”  Устный журнал, посвященный женщинам, любовь к которым стала источником пушкинского вдохновения. (Краткий рассказ учащихся об избранницах Пушкина Е.П.Бакуниной, Е.И.Голициной, А.М.Колосовой, Е.С.Семеновой, Е.К.Воронцовой, М.Н.Раевской, З.А.Волконской, Е.Н.Ушаковой и Елизаветы Н.Ушаковой, Н.А.Олениной, Е.М.Завадовской, А.О.Россет-Смирновой, А.П.Керн, Н.Н.Гончаровой).
  2. Выразительное чтение любимых стихов Пушкина о любви.
  3. Чтение и анализ стихотворений
    1. “Я помню чудное мгновенье…”
    2. Вопросы:

      • В чем особенность композиции этого стихотворения? (Четко делится на три части: 1ч. – рассказ-воспоминание о любви; 2ч. – угасание любви, опустошение души, оскуднение жизни; 3ч. – счастье, восторг от ощущения полноты бытия, вызванного новой встречей с возлюбленной).
      • Что необходимо для этого лирического стихотворения? (Оно сюжетное).
      • Можно ли обозначить события, связанные с жизнью Пушкина? (Учащиеся называют факты биографии поэта, вспоминают даты).
      • Какие художественные приемы использует Пушкин в этом стихотворении? (Эпитеты, сравнения, антитеза, инверсия).
    3. “На холмах Грузии…”
    4. Вопросы:

      • Какая эволюция лирического чувства наблюдается в этом стихотворении?
      • Какой смысл имеют понятия “грустно и светло”, “печаль моя светла”? Как называется этот поэтический прием? (Оксюморон).
      • При помощи каких поэтических средств во второй строфе выражается нарастание светлого чувства любви, переполняющего душу поэта?
    5. “Я вас любил…”
    6. Вопросы:

      • Когда мы уже обращались к этому стихотворению? (Когда изучали тему свободы в творчестве Пушкина).
      • Каков же идейный смысл этого стихотворения? (Свобода выбора в любви, невозможность навязывания своей любви).

      Вывод: Все стихотворения о любви и, в частности, три последние, в единый цикл объединяет высокое чувство любви, преклонение перед женщиной, возлюбленной, чувство, переполняющее душу полнотой бытия, обостренным восприятием мира. Вместе с тем каждое стихотворение – свой неповторимый мир, в каждом из них свой эмоциональный колорит, свои оттенки развития чувства любви.

      Любовь для Пушкина – прекрасное, животворящее начало жизни; чувство, которое приподнимает человека над обыденностью, созидает его душу по законам красоты и гармонии, помогает по-настоящему ощутить полноту и многообразие жизни.

      Тема любви занимает в творчестве Пушкина важное место. Мы можем сделать вывод, что в развитии ее явно выделяются несколько этапов:

      Ранний, когда поэт видел в любви только страдания, воспевая готовность умереть ради любви – это лицейские стихи, посвященные бесчисленным старшим сестрам своих лицейских товарищей, в которых, кстати, были тайно влюблены все лицеисты (сестра Бакунина, Дельвига и др.).

      Следующий этап знаменателен тем, что поэт научился ценить не только внешнюю, но и внутреннюю красоту. Это целый цикл стихов, посвященный известным артисткам оперы и балета Колосовой, Истоминой, московской поэтессе Шимашевой.

      Всегда присутствовали в творчестве поэта отзывы на легкий флирт, симпатии, так называемые “стихи в альбом”.

      Пройдет любовь, умрут желанья,
      Разлучит нас холодный свет;
      Кто вспомнит тайные свиданья,
      Мечты, восторги прежних лет?
      Позволь в листах воспоминанья
      Оставить им свой легкий след.

      Или

      Надпись на стене больницы:
      Вот здесь лежит больной студент,
      Его судьба неумолима.
      Несите прочь медикаменты:
      Болезнь любви неизлечима!

      Отдельным циклом можно обозначить стихи, посвященные серьезному чувству, вызванному удивительной гармонией внешней красоты и душевного обояния. Вы можете познакомиться с воспоминаниями одной из таких женщин - Анны Петровны Керн (“Воспоминания о Пушкине”, издательство Москва, “Советская Россия”, 1987 г. или издание 1983 г., Пермь “Воспетые Пушкиным – обо всех адресатах любовной лирики Пушкина).

      И вершина любовных чувств, их апогей – в стихах, посвященных Наталье Николаевне Гончаровой, жене поэта.

      Даже Пушкинская проза, обращенная к ней, звучит как музыка: “Гляделась ли ты в зеркало и уверовалась ли, что с твоим лицом ничего сравнить нельзя на свете, а душу твою я люблю более твоего лица”. Какое женское сердце не растет от таких слов, которые не нуждаются ни в каких комментариях?

      А уж поэтическое признание “мадонна” счастлива была бы получить любая женщина (стр.45 – прочитать).

  4. Музыкальное воплощение стихотворений Пушкина о любви. Талантливейшие русские композиторы Глинка, Алябьев, Даргомыжский почувствовали музыкальность и лиричность пушкинских стихов, многие из которых стал романсами. Исполнить их сочли за счастье не только оперные певцы, но и эстрадные.
  5. Послушайте романсы на стихи Пушкина.

    (Прослушивание записей)

    Ну, а то, что сказано музыкой, в словесном дополнении не нуждается.

    (Глинка (Лемешев), Даргомыжский (Карен Готт)).

  6. Сообщение оценок, их комментирование.
  7. Домашнее задание: выучить 1 стихотворение о любви; прочитать учебник стр. 197-207.

Урок русского языка в 6 классе

Тема: Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных

Цели:

1. Закрепить и углубить знание правила правописания н и нн в суффиксах прилагательных.

2. Отработать навыки применения этого правила.

3. Развивать общеучебные умения

    -нахождение и объяснение изученных орфограмм;

    -синтаксический разбор сложного предложения;

    -морфологический разбор прилагательного;

    -разбор слова по составу.

4. Воспитывать любовь к прекрасному, умение видеть его и понимать.

Развитие речи: текст, тема, идея, активизация словаря учащихся.

Оборудование: выставка хохломы (иллюстраций, изделий), карточки с заданием.

Ход урока

1. Сообщение темы, цели урока.

2. Опрос:

    1) Случаи написания двух н в суффиксах прилагательных.

    2) Случаи написания одной н в суффиксах прилагательных.

    3) Правописание н и нн в суффиксах кратких прилагательных.

3. Запись предложения для анализа.

Величественна и прекрасна наша Родина, но еще лучше и богаче делают ее искусные руки народных умельцев.

Задания:

    1) Найти и выделить изученные орфограммы.

    2) Характеристика предложения

    3) Морфологический разбор прилагательного (народных).

    4) Разбор слова по составу (народных).

4. Что же это за искусные мастера? Каким образом они делают нашу страну и жизнь красивее? О ремеслах на Руси расскажут нам ребята. Но сначала давайте определим лексическое значение слова ремесло, подберем однокоренные слова.

Ответы учащихся: ремесло, мн.ч. ремесла. Профессиональное занятие – изготовление изделий ручным, кустарным способом. Однокоренные слова: ремесленник, ремесленничать, ремесленный.

5. Сообщения учащихся о различных ремеслах (3 ученика).

Запись предложения – вывода.

Издавна славились на Руси деревянных, глиняных, железных, кожевенных, льняных дел мастера.

6. Рассказ учителя:

Самым распостраненным материалом было дерево. Мы с вами много говорили о чудесах деревянного зодчества, о деревянных игрушках, о деревянной посуде.

Сегодня добрым словом мы вспомним кудесников, которые обыкновенную осиновую плошку превращали в золотой луг, на поварешке заставляли алеть ягоду клюкву, которую клюет хохлатая птица-золотое перо.

Древнее это ремесло - хохломская роспись. О ней пойдет у нас с вами речь. И пусть этот урок будет для вас сюрпризом, открытием. Посмотрите на удивительную роспись на этой ложке. Не покажется ли вам вкуснее малиновый кисель, если вот из этой расписной миски вы будете его черпать такой ложкой?

А ведь такая посуда всегда была украшением бедного крестьянского быта. Никто не знает точно, когда зародилось это ремесло на Руси. Кто называет XVII век, кто XVIII. Центром этого древнего искусства стали поволжские деревеньки и поселения Нижегородской губернии. Готовые изделия везли в торговый центр – Хохлому. Здесь выставляли этот удивительный товар напоказ. Поэтому и стали называть эту роспись хохломской или просто хохломой.

Главный цвет хохломы – золото, т.к. золото всегда в народе было олицетворением счастливой, богатой, красивой жизни:

  • Золото не горит, а чудеса творит;
  • Золото веско, а к верху тянет.

Желтый цвет мастера получали так: покрывали дерево льняным маслом, прогревали в печи, и масляная пленка превращалась в золотистый лак. Это был фон, а дальше уже наносились вручную нужные цвета (зеленый, красный, черный).

Пропустите строчку и запишите несколько предложений.

7. Комментированное письмо (трудные орфограммы н и нн в суффиксах прилагательных).

В древние времена в село Хохлому, что под Нижним Новгородом, в базарный день тянулись длинные возы с деревянной посудой. Торговые ряды загорались золотом, яркими многоцветными узорами. На боках блинного блюда жила лесная сказка, бесчисленные травяные завитки опаясывали пузатый бочонок, огненным жаром горели ларцы и шкатулки. В разные концы света уезжали отсюда диковинные хохломские ложки да плошки.

Вопросы к классу:

- Что вы можете сказать об этих предложениях? (Текст).

- Докажите. (Все предложения связаны между собой по смыслу).

- Тема?

- Идея?

- Как озаглавим?

Запись заголовка на пропущенной строчке.

8. Буквенный диктант (с подготовкой к творческой работе).

    1) Народное творчество.

    2) Роскошный рисунок.

    3) Старинное ремесло.

    4) Нарядный орнамент.

    5) Огненная хохлома.

    6) Диковинный узор.

    7) Бесчисленные завитки.

    8) Лесная сказка.

    9) Блинное блюдо.

    10) Многоцветная глазурь.

9. Творческая работа. Сочинение-описание. (Предмет описания выбирают на выставке).

1 и 2 группа работают самостоятельно, 3 – сочинение по готовым словосочетаниям, 4 – списать готовый текст, вставить н и нн в суффиксы прилагательных.

Словосочетания: огненный хвост, травяной рисунок, фигурная ножка, цветной узор, бесчисленные завитки, диковинные цветы, драгоценная память, лесная сказка, нарядная чашка, вкусный кисель, пшеничные пироги, многоцветная глазурь, травяной орнамент.

Текст:

В старин(н)ой народн(н)ой легенде говорится, что поселился в лесн(н)ом краю за Волгой веселый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, деревян(н)ую посуду вырезал. Варил себе пшен(н)ую кашу и птиц кормил. Прилетела как-то поклевать каши птица Жар. Задела огнен(н)ым крылом чашку с кашей, и чашка стала золотой.

10. Чтение образцов сочинений.

11. Оценки, подведение итогов, задание на дом: 52, доработать сочинение.