Он был титаном, борющимся с богами (литературно-музыкальная гостиная)

Разделы: Литература


Он был титаном, борющимся с богами"

(Вагнер)

(Вечер, посвященный творчеству композитора Людвига ван Бетховена)

Оформление:

Выставка репродукций с изображением Бетховена в разные годы.

Используются работы:

    • Портрет Бетховена работы Д. Штилера 1819 г. [рис.1]
    • Миниатюра с изображением Бетховена работы К.Хорнемана 1803 г. [рис.5]
    • Портрет работы Ш. Нейгба 1805 г. [рис.2]
    • Портрет работы Ж.В. Малера 1815 г. [рис.3]
    • Фото памятника Бетховену в Вене. [рис.4]
    • Портрет работы Штиплера. [рис.6]

Записи: Симфония № 5; “Лунная” соната; багатель “К Элизе”; “Патетическая” соната; увертюра к опере “Фиделио”.

Цитаты:

    • “Совершенно неукротимая личность”. Гёте 1812 г.
    • “Этот юный гений наверняка станет вторым Амадеем Моцартом, если продолжит так, как начал” Кристиан Готлиб Нефе 1783 г.
    • “Музыка Бетховена – это музыка о музыке” Ф. Ницше 1878 г.
    • “…Бетховен обнял вселенную мощью своей души…” Ф. Шопен.
    • “Пятая симфония Бетховена является наиболее величественным шумом, который когда- либо проникал в уши людей” Э. М. Форстер 1910 г.
    • “Мне казалось невероятным покинуть этот мир до того, как я создам все, что я был призван создать” (Бетховен принял решение не кончать жизнь самоубийством) 1802 г.

Высказывания Бетховена:

    • “Человеческий мозг не продается” 1822 г.
    • “Музыка – это электрическая субстанция, в которой дух живет, думает и изобретает” 1811 г.
    • “Музыканты делают все, что им заблагорассудится” 1812 г.

На одной из стен помещается афиша о первом выступлении Бетховена следующего содержания:

“Извещение.

Сегодня 26 марта 1778 года, придворный тенорист Бетховен будет иметь честь показать в музыкальном академическом зале двух своих учеников:

Придворную альтистку м-ль Авердони и своего шестилетнего сынишку.

Первая будет иметь честь выступать с различными красивыми ариями, а второй с разными клавирными концертами и трио. Он надеется доставить господам полное удовольствие…”

На заднем фоне, помещается силуэт человека, играющего за роялем. [рис.7]

(Начало вечера. Приглушенный свет или свечи).

Вы хорошо помните черты его лица? Волосы тучей нависающие над лицом. Они придают облику что-то демоническое. Лицо? Да, пожалуй, некрасивое. Широкое, обветренное, со следами оспы. Но в лице подкупает выражение душевной стойкости, воли, прямоты. Наверное, лоб, характерный высокий мощный лоб. И уж конечно, глаза. Они на редкость притягательные, умные, добрые, а в самой глубине их затаилось страдание…

(Громкий щелчок. Луч света освещает портрет Бетховена, описанный выше. Громко звучит начало симфонии №5, постепенно музыка смолкает).

Неистовый темперамент проявляется во всем: в жестах, в походке, в манере говорить. Ни тени аристократической утонченности, артистизма. Он – плебей. И этого не скрывает. Не даром одному из своих великосветских покровителей он однажды скажет (князю Лихновскому): “Князь, тем, чем вы являетесь, вы обязаны случайности рождения, тем, чем являюсь я, я обязан самому себе. Князей было и будет много, Бетховен – один”.

Людвиг ван Бетховен родился в 1770 году, в Германии, в Бонне. Его семья была очень музыкальной, отец и дед композитора пели в хоре. Упражняясь в музыке, мальчик часто ругался со своим отцом из-за своей любви к импровизации, а не к практике. Но его отец Иоганн не гнушался телесных наказаний, и этой угрозы было достаточно, чтобы Людвиг сосредотачивался на нудных, но необходимых гаммах. Хотя Людвиг не был вундеркиндом, он впервые выступил перед публикой на концерте в Кельне когда ему было восемь лет.

(Освещается афиша)

Желая, чтобы сын казался необыкновенным ребенком, каким был Моцарт, Иоганн объявил, что его сыну всего шесть лет. Жизнь семьи была благополучной до смерти деда в 1773 .

Пьянство отца неотвратимо вело семью к нищете, и Бетховену пришлось стать единственным кормильцем, поступив на работу в качестве помощника придворного органиста в возрасте 12 лет. Несмотря на домашние неурядицы, музыкальный дар Бетховена расцветал, и мальчик в 1877 году был отправлен в Вену. Ему было тогда 17 лет.

Австрийская столица - европейский центр музыки и культуры – открыл Бетховену новый мир. В течении нескольких месяцев, проведенных там, он, вращаясь в высших кругах общества и следуя последней моде, стал любимцем молодых светлых дам.

Знакомство с Моцартом позволило Людвигу взять несколько уроков музыки, но это плодотворное общение продлилось всего две недели. Бетховен, узнав, что его мать умерла - вернулся в Бонн. Он жил в Бонне в течении пяти лет. Композитор стал учителем музыки в семье состоятельной вдовы. Благодаря ей, он вновь вошел в круг богатых и влиятельных аристократов.

Его произведения вызвали восхищение Гайдна, который в 1792 году пригласил Бетховена в Вену. Людвиг ван Бетховен принял приглашение и навсегда покинул родной город.

Вена конца XVIII-века была готова принять 22-летнего Бетховена. Моцарт умер в 1791 году, а любящие музыку жители Вены жили в ожидании нового гения. Знакомства, заведенные в Бонне, позволили Бетховену войти в элитные круги общества. Талант композитора был оценен по достоинству, его популярность росла, и он мог получить любую сумму, которую просил, за свои сочинения и уроки музыки.

К 1800 году он стал самым популярным композитором в Вене. Он зарабатывал намного больше, чем большинство композиторов того времени, его слава распространилась далеко за пределы Австрии.

К этому времени относится написание “Патетической” сонаты, посвященной Карлу Лихновскому, одному из покровителей. Как раз, работая над ней, Бетховен понял, что теряет слух. Шок от этого известия и мог способствовать рождению драматической, если не сказать трагической музыки сонаты.

(Звучит “Патетическая” соната)

Все обследовавшие врачи сошлись в едином мнении – болезнь неизлечима, и однажды он станет абсолютно глухим.

Для человека, который доверял звуку свое благосостояние и самые глубокие чувства, это был самый жестокий приговор. “Вот уже два года, как я не участвую в общественной жизни исключительно потому, что я не могу сказать людям: я глухой” - писал Бетховен в 1801 году.

Его посещали мысли о самоубийстве, но творческая натура уберегла его от трагедии. Бетховен продолжал терять слух в течении последующих 19 лет. Он сломал свое большое фортепиано Броудвуда, сделанное в Англии, долбя по клавишам в тщетной попытке услышать свою музыку. Однако этот инструмент до сих пор используется при исполнении его произведений и застрахован на 5000000 фунтов стерлингов.

Недуг сделал его вспыльчивым и раздражительными. Его жизнь стала похожа на жизнь старого сварливого холостяка.

Несколько раз композитору представлялась возможность жениться, но ему всегда не хватало решимости столь круто изменить свою судьбу.

Бетховен и в жизни, и в музыке, был чрезвычайно эмоциональным человеком. Он часто, бурно ссорился с друзьями, а потом с таким же порывом мирился с ними. Друзья играли особенно важную роль в его жизни, так как он оставался холостяком, несмотря на желание жениться.

В конце 1792 года, когда Бетховен переехал в Вену, его описывали как “невысокого, худого, смуглого, рябого, темноглазого человека”. Может быть, именно из-за внешности композитора певица Магдалена Вильман отклонила его предложение о женитьбе в 1795 году. Он был по ее словам “уродливым и полоумным”. Это было слишком резкое суждение, так как Бетховен был в то время лишь слегка эксцентричным. Отвергнутый Магдаленой Бетховен начал влюбляться в разных девушек, принадлежавших к высшему классу.

Бетховену было уже за 30, когда он впервые серьезно влюбился. Но его возлюбленная, графиня Джульетта Гвиччарди, устала ждать, когда он сделает ей предложение, и, в конце концов, вышла замуж за другого.

Есть мнение, что именно Джульете Гвиччарди он посвятил “Лунную” сонату, написанную в 1801 году и внезапные переходы, вероятно, отражают их взаимоотношения.

(Звучит “Лунная” соната)

Название “Лунная” появилось позже, и его автором был немецкий поэт Людвиг Реллштаб, которому первая часть сонаты напомнила игру лунного света на тихих водах озера Люцерн в Швейцарии.

В 1804 году Бетховен сделал первые наброски Пятой симфонии, но законченной она оказалась лишь в 1808 году, одной из причин этого явилась привычка работать одновременно сразу над несколькими произведениями. На репетициях перед первым публичным исполнением симфонии Бетховен ссорился с оркестрантами, угрожал навсегда покинуть Вену, однако щедрое вознаграждение, полученное от богатых покровителей, убедило его остаться.

(Звучит Симфония № 5, прослушав начало, звуки стихают, музыка является фоном)

“Так судьба стучится в дверь” - описывал Бетховен выразительное начало. Первые такты и остальная часть этой симфонии отражают смятение и чувство безысходности, овладевшие Бетховеном, когда он понял, что его глухота прогрессирует.

(Громкость симфонии увеличивается).

В этот же период Бетховен ухаживал за кузиной Джульетты, Жозефиной. Ее семья воспротивилась их союзу, когда стало ясно, что Бетховен не в состоянии принять решение. Три года спустя он снова влюбился – в восемнадцатилетнюю Терезу Мальфатти, дочь одного из своих врачей, одну из самых красивых девушек Вены.

Возможно, именно ей и посвящена багатель “К Элизе”, а изменение названия возникло по ошибке переписчика. К жанру “багатель” относятся короткие, легкие пьесы для фортепиано, не трудные в исполнении.

Бетховен был первым композитором, придавшим значимость пьесе подобного жанра, и, скорее всего, учитывая ограниченные возможности ученицы – Терезы Мальфатти он и написал эту пьесу для неё.

(Звучит багатель “К Элизе”)

Обычно очень неряшливый Бетховен слегка привел себя в порядок, но это не помогло ему. Глухой, приближающийся к сорокалетию мужчина, был не подходящей партией для кокетки, которая со смехом отвергла его.

Однако Бетховен не был далек от семейных проблем. В 1815 году умер его брат, оставив сына Карла на совместное попечение вдовы и Бетховена. Судебное разбирательство по поводу опеки длилось три года. Бетховен выиграл дело, но теплые родственные отношения, связывавшие его с племянником, испортились. Тяжелые переживания привели Карла к попытке самоубийства в 1826 году. Эти события глубоко потрясли Бетховена.

Редкостью среди написанных Бетховеном произведений является единственная опера – история политического заключенного Флорестана, которого спасает его жена Леонора. С 1805 года композитор несколько раз пересматривал партитуру. Переделав в 1814 году оперу снова, он включил в нее новую увертюру, а опера вышла под названием “Фиделио”. В отличии от Моцарта Бетховен считал, что только значительные темы, такие как героизм и верность, подходят для великих произведений.

(Звучит увертюра опере “Фиделио”)

Бетховен не нуждался в деньгах, но при этом жил в полуразвалившемся доме в маленькой деревушке, что создавало впечатление крайней нищеты. Он стал отшельником из-за глухоты, все реже и реже появляясь в обществе. Он предпочитал гулять по полям рядом с деревней, там рождались его замыслы. Он продолжал дирижировать публичным исполнением своих произведений, не слыша оваций зала, спиной к которому стоял.

Последнее заказанное ему произведение Бетховен закончил примерно тогда же, когда его племянник пытался покончить с собой. 26 марта1827 года, в возрасте 57 лет великий композитор умер от цирроза печени.

Слава композитора была так велика, что на его похороны пришли более 20000 человек. На протяжении всей жизни Бетховена его музыка считалась новаторской. Он разрушал старые формы классических произведений, наполняя их новым содержанием и эмоциями. Глубина чувств, выраженная в его произведениях, положила начало романтическому периоду в истории музыки.

“Он был одиноким, потому что не мог найти второго себя. Но до самой смерти он сохранил сердечное отношение ко всем людям…” (из речи на панихиде по поводу смерти Бетховена).