Цель урока: совершенствовать знания о творчестве Николая Алексеевича Некрасова; активизировать внимание учащихся на значимости роли природы в его произведениях, изучив отрывок из поэмы “Дедушка Мазай и зайцы”.
Задачи.
Предметная.
1. Учить анализировать художественные произведения, выделяя в них основную мысль.
2. Развивать умения выделять из текста выразительные средства языка.
3. Учить составлять характеристику главного героя, пользуясь сплошным и выборочным чтением.
Деятельностно – коммуникавная. Cовершенствовать умение самостоятельно работать с книгой, в паре, в группе.
Ценностно – ориентационная. Развивать познавательный интерес к окружающей природе через содержание модульного курса “Здоровье”.
Методы.Организация и осуществление учебно-познавательной деятельности, стимулирование и мотивация учения, контроля и самоконтроля в обучении.
Тип урока.Урок изучения нового материала.
I. Организационный момент.
1.Проверка готовности учащихся:
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке,
Книжка, ручка и тетрадка?
2.Эмоциональное настроение:
Орешек знаний твёрд, но всё же
Мы не привыкли отступать
Нам расколоть его поможет
На чтении девиз: “Хочу всё знать?”
II. Проверка домашнего задания.
Домашнее задание: 1 группа – выразительное чтение стихотворения Н. А. Некрасова “Не ветер бушует над бором…”
2 группа – выразительное чтение стихотворения Н. А. Некрасова “Не ветер бушует над бором…” + образные средства языка поэтического произведения.
Фронтальный опрос домашнего задания.
- Какое произведение мы изучали на прошлом уроке?
Ответ ребёнка. На прошлом уроке мы изучали отрывок из поэмы Н. А. Некрасова “Мороз, Красный нос”.
- Какая здесь основная мысль?
Ответ ребёнка. Мороз – Воевода дозором обходит владенья свои. (Ребята объясняют эти строки).
- Чему оно учит?
Ответ ребёнка. Зима так же прекрасна, как и любое время года.
Работа с текстом произведения. Индивидуальный опрос письменного домашнего задания.
Задание 1 группы: | Задание 2 группы: |
Выписать эпитеты. | Выписать олицетворение. |
Ответы детей. | Ответы детей |
Мосты ледяные. | Солнце играет, |
Шумные воды. | Обходит дозором, |
Голая земля. | Мороз шагает |
Косматая борода. | Мороз хвастливую |
Хвастливая песня. | Песню поёт. |
2 учащихся отвечают у доски – выразительное чтение стихотворения.
Задание ребятам: соревновательный характер прочтения стихотворения посредством постановки логического ударения, интонационной окраски чтения, правильного произношения слов.
Задание ребятам: оценить выразительность чтения, эмоциональную передачу содержания текста.
Ответ учащихся. При выразительном чтении учащиеся обращают внимание на технику чтения, голосовое воспроизведение, на пунктуационные знаки препинания.
Проблемный вопрос – вывод.
- Почему автор называет Мороза – Воеводой?
Ответы учащихся.
- Дети называют Мороза Воеводой потому, что он похож на сказочного царя, который строит дворцы изо льда, мосты ледяные, убирает своё царство в алмазы, жемчуг, серебро.
- А я бы сравнил Воеводу с Егерем. Потому, что Егерь хозяин лесов, а мороз – хозяин зимы. Егерь охраняет лес от браконьеров, а мороз охраняет царство метелей, пурги.
- Воевода – военачальник, правитель у славянского народа. На Руси известен с XX века. В Российском государстве – во главе полка, отряда (конец XV – начало XVIII века), города (середина XVI века – 1775), провинции (1719 – 75).
Проверка работающих индивидуально по тексту.
- Что такое эпитеты?
Ответ ребёнка. Слова, которые называют характерные признаки предметов, явлений, отвечают на вопрос какой?, какая?, какое?, какие?, называются эпитетами.
- Что такое олицетворение?
Ответ ребёнка. Слова, употреблённые в переносном значении и характеризующие неодушевленные предметы как живые существа.
Учащиеся зачитывают выполненное задание.
Анализ ответов учащихся самими учащимися.
- Ответ дан полный. Олицетворения и эпитеты выделены правильно и обосновано.
III. Беседа (диалог ) с учащимися.
- Какие стихи Некрасова кроме этого вам запомнились?
Ответ ученика. “Перед дождём”, “Железная дорога”,
“Мороз, Красный нос”.
- Почему?
Ответ ученика. Только очень внимательный человек мог заметить красоту окружающей природы и словесно донести её прелесть читателям.
- Какая единая тема звучит в этих произведениях?
Ответ ученика. В этих стихотворениях звучит тема божественной красоту окружающей природы.
Итог. Только очень хороший человек мог написать стихи, которые затронули нашу душу. Уметь слушать стихи и слышать – значит слышать душу поэта, работу его ума и сердца. Таков Некрасов – он любит и крестьянских детей, и природу родного края и всё, что его окружает. Иначе он бы не заметил красоту и выразительность серой, пасмурной погоды в стихотворении “Перед дождём”, скрытые для человеческого взгляда позолоты осени, бодрящей усталые силы здоровым, ядрёным воздухом в стихотворении “Железная дорога” и алмазное, жемчужное, серебряное царство Мороза – Воеводы в поэме “Мороз, Красный нос”.
Красоту и гармоничность природы можно передать не только словом, как это делают писатели и поэты.
- Люди какой профессии тоже могут передать красоту природы?
Ответ ученика. Художники – красками, музыканты – нотами.
ТСО.
- Прослушаем произведение известного композитора П. И. Чайковского из цикла “Времена года”.
- Посмотрим на иллюстрацию художественного полотна И. И. Шишкина “Зима в лесу”.
- Подумайте, какая тема объединяет все эти произведения.
IV. Сообщение темы урока.
Слово учителя.
- Сегодня на уроке мы продолжим тему природы и познакомимся ещё с одним из произведений Некрасова “Дед Мазай и зайцы”.
V. Объяснение нового материала.
Проблемный вопрос. Какая основная мысль прослеживается в отрывке “Дед Мазай и зайцы”
Первичное выразительное чтение учеником. (Ученик-помощник).
Беседа по проблемным вопросам и анализ стихотворения. (групповая работа).
Ответ учащихся.
- Я считаю, что в отрывке Некрасова “Дед Мазай и зайцы” основная мысль – это дружба деда Мазая и зайцев.
- Мне кажется, что основная мысль заключается в том, как дед Мазай приходит на помощь к зайцам.
- Я считаю, что основная мысль отрывка – доброе отношение деда Мазая к зайцам, потому, что я где-то читал, что доброта человека измеряется отношением любви к животным.
- По моему глубокому убеждению, основная мысль – это описание природы в момент половодья.
- Чтобы понять главную мысль этого отрывка, нужно разобраться в трудных словах и выражениях.
Самостоятельное прочтение текста самими учащимися.
- Мы уже говорили о широкой и многогранной душе поэта. Данное произведение ещё раз подчёркивает внимательность поэта к окружающей действительности.
VI. Словарная работа. (работа в парах).
Задание для учащихся
- Выделить трудные слова.
- По мере возможности истолковать.
Слова: дичь, горемыка, силок, гурьбой, нахлынут, низменном крае.
- О каком событии рассказал Некрасов в этом отрывке?
Ответ ученика. О страшном стихийном явлении – половодье.
- А что такое половодье?
Работа со словарем. Половодье – весенний разлив реки от таяния снега.
- Мы уже говорили о широкой и многогранной душе поэта. Данное произведение ещё раз подчёркивает, насколько поэт был внимателен ко всему, что окружает нашу действительность.
Анализ стихотворения.
- От чьего лица ведётся рассказ о природе?
Ответ ученика.
Рассказ о природе ведётся от лица главного героя – деда Мазая.
- Какой дед Мазай? Нарисуйте его словесный портрет.
- Понравился ли он вам?
- Чем?
- Как бы вы поступили в данной ситуации?
Задание учащимся. Составить характеристику главного героя с опорой на текст по плану:
- Внешний вид героя.
- Действие деда при экстримальной ситуации.
- Совет деда Мазая зайцам.
- Отношение к природе.
- Основная мысль данного произведения – это
- Что такое половодье.
- Продолжить мысль деда Мазая: “Взял бы я вас, да…”
- Перечислить добрые поступки деда Мазая.
- Выразительное чтение стихотворения или отрывок наизусть.
- Выразительное чтение стихотворения + характеристика главного героя с цитатами из текста.
- Написать сочинение на тему “Мы спасены!”
Ответы учеников
VII.Рефлексия.
VIII. Дифференцированное домашнее задание.