Открытый урок литературы по теме: "Н.А. Некрасов "Дедушка Мазай и зайцы"

Разделы: Литература, Начальная школа


Цель урока: совершенствовать знания о творчестве Николая Алексеевича Некрасова; активизировать внимание учащихся на значимости роли природы в его произведениях, изучив отрывок из поэмы “Дедушка Мазай и зайцы”.

Задачи.

Предметная.

1. Учить анализировать художественные произведения, выделяя в них основную мысль.

2. Развивать умения выделять из текста выразительные средства языка.

3. Учить составлять характеристику главного героя, пользуясь сплошным и выборочным чтением.

Деятельностно – коммуникавная. Cовершенствовать умение самостоятельно работать с книгой, в паре, в группе.

Ценностно – ориентационная. Развивать познавательный интерес к окружающей природе через содержание модульного курса “Здоровье”.

Методы.Организация и осуществление учебно-познавательной деятельности, стимулирование и мотивация учения, контроля и самоконтроля в обучении.

Тип урока.Урок изучения нового материала.

 I. Организационный момент.

1.Проверка готовности учащихся:

    Проверь, дружок,
    Готов ли ты начать урок?
    Всё ль на месте, всё ль в порядке,
    Книжка, ручка и тетрадка?

2.Эмоциональное настроение:

Орешек знаний твёрд, но всё же
Мы не привыкли отступать
Нам расколоть его поможет
На чтении девиз: “Хочу всё знать?”

II. Проверка домашнего задания.

Домашнее задание: 1 группа – выразительное чтение стихотворения Н. А. Некрасова “Не ветер бушует над бором…”

2 группа – выразительное чтение стихотворения Н. А. Некрасова “Не ветер бушует над бором…” + образные средства языка поэтического произведения.

Фронтальный опрос домашнего задания.

  • Какое произведение мы изучали на прошлом уроке?

Ответ ребёнка. На прошлом уроке мы изучали отрывок из поэмы Н. А. Некрасова “Мороз, Красный нос”.

  • Какая здесь основная мысль?

Ответ ребёнка. Мороз – Воевода дозором обходит владенья свои. (Ребята объясняют эти строки).

  • Чему оно учит?

Ответ ребёнка. Зима так же прекрасна, как и любое время  года.

Работа с текстом произведения. Индивидуальный опрос письменного домашнего задания.

Задание 1 группы: Задание 2 группы:
Выписать эпитеты. Выписать олицетворение.
Ответы детей. Ответы детей
Мосты ледяные. Солнце играет,
Шумные воды. Обходит дозором,
Голая земля. Мороз шагает
Косматая борода. Мороз хвастливую
Хвастливая песня. Песню поёт.

2 учащихся отвечают у доски – выразительное чтение стихотворения.

Задание ребятам: соревновательный характер прочтения стихотворения посредством постановки логического ударения, интонационной окраски чтения, правильного произношения слов.

Задание ребятам: оценить выразительность чтения, эмоциональную передачу содержания текста.

Ответ учащихся. При выразительном чтении учащиеся обращают внимание на технику чтения, голосовое воспроизведение, на пунктуационные знаки препинания.

Проблемный вопрос – вывод.

  • Почему автор называет Мороза – Воеводой?

Ответы учащихся.

  1. Дети называют Мороза Воеводой потому, что он похож на сказочного царя, который строит дворцы изо льда, мосты ледяные, убирает своё царство в алмазы, жемчуг, серебро.
  2. А я бы сравнил Воеводу с Егерем. Потому, что Егерь хозяин лесов, а мороз – хозяин зимы. Егерь охраняет лес от браконьеров, а мороз охраняет царство метелей, пурги.
  3. Воевода – военачальник, правитель у славянского народа. На Руси известен с XX века. В Российском государстве – во главе полка, отряда (конец XV – начало XVIII века), города (середина XVI века – 1775), провинции (1719 – 75).

Проверка работающих индивидуально по тексту.

  • Что такое эпитеты?

Ответ ребёнка. Слова, которые называют характерные признаки предметов, явлений, отвечают на вопрос какой?, какая?, какое?, какие?, называются эпитетами.

  • Что такое олицетворение?

Ответ ребёнка. Слова, употреблённые в переносном значении и характеризующие неодушевленные предметы как живые существа.

Учащиеся зачитывают выполненное задание.

Анализ ответов учащихся самими учащимися.

  • Ответ дан полный. Олицетворения и эпитеты выделены правильно и обосновано.

III. Беседа (диалог ) с учащимися.

  • Какие стихи Некрасова кроме этого вам запомнились?

Ответ ученика. “Перед дождём”, “Железная дорога”,

“Мороз, Красный нос”.

  • Почему?

Ответ ученика. Только очень внимательный человек мог заметить красоту окружающей природы и словесно донести её прелесть читателям.

  • Какая единая тема звучит в этих произведениях?

Ответ ученика. В этих стихотворениях звучит тема божественной красоту окружающей природы.

Итог. Только очень хороший человек мог написать стихи, которые затронули нашу душу. Уметь слушать стихи и слышать – значит слышать душу поэта, работу его ума и сердца. Таков Некрасов – он любит и крестьянских детей, и природу родного края и всё, что его окружает. Иначе он бы не заметил красоту и выразительность серой, пасмурной погоды в стихотворении “Перед дождём”, скрытые для человеческого взгляда позолоты осени, бодрящей усталые силы здоровым, ядрёным воздухом в стихотворении “Железная дорога” и алмазное, жемчужное, серебряное царство Мороза – Воеводы в поэме “Мороз, Красный нос”.

Красоту и гармоничность природы можно передать не только словом, как это делают писатели и поэты.

  • Люди какой профессии тоже могут передать красоту природы?

Ответ ученика. Художники – красками, музыканты – нотами.

ТСО.

  • Прослушаем произведение известного композитора  П. И. Чайковского из цикла “Времена года”.
  • Посмотрим на иллюстрацию художественного полотна И. И. Шишкина “Зима в лесу”.
  • Подумайте, какая тема объединяет все эти произведения.

IV. Сообщение темы урока.

Слово учителя.

  • Сегодня на уроке мы продолжим тему природы и познакомимся ещё с одним из произведений Некрасова “Дед Мазай и зайцы”.

V. Объяснение нового материала.

Проблемный вопрос. Какая основная мысль прослеживается в отрывке “Дед Мазай и зайцы”

Первичное выразительное чтение учеником. (Ученик-помощник).

Беседа по проблемным вопросам и анализ стихотворения.  (групповая работа).

Ответ учащихся.

  1. Я считаю, что в отрывке Некрасова “Дед Мазай и зайцы” основная мысль – это дружба деда Мазая и зайцев.
  2. Мне кажется, что основная мысль заключается в том, как дед Мазай приходит на помощь к зайцам.
  3. Я считаю, что основная мысль отрывка – доброе отношение деда Мазая к зайцам, потому, что я где-то читал, что доброта человека измеряется отношением любви к животным.
  4. По моему глубокому убеждению, основная мысль – это описание природы в момент половодья.
  • Чтобы понять главную мысль этого отрывка, нужно разобраться в трудных словах и выражениях.

Самостоятельное прочтение текста самими учащимися.

  • Мы уже говорили о широкой и многогранной душе поэта. Данное произведение ещё раз подчёркивает внимательность поэта к окружающей действительности.

VI. Словарная работа. (работа в парах).

Задание для учащихся

  • Выделить трудные слова.
  • По мере возможности истолковать.

Слова: дичь, горемыка, силок, гурьбой, нахлынут, низменном крае.

  • О каком событии рассказал Некрасов в этом отрывке?

Ответ ученика. О страшном стихийном явлении – половодье.

  • А что такое половодье?

Работа со словарем. Половодье – весенний разлив реки от таяния снега.

  • Мы уже говорили о широкой и многогранной душе поэта. Данное произведение ещё раз подчёркивает, насколько поэт был внимателен ко всему, что окружает нашу действительность.

Анализ стихотворения.

  • От чьего лица ведётся рассказ о природе?

Ответ ученика.

Рассказ о природе ведётся от лица главного героя – деда Мазая.

  • Какой дед Мазай? Нарисуйте его словесный портрет.
  • Понравился ли он вам?
  • Чем?
  • Как бы вы поступили в данной ситуации?

Задание учащимся. Составить характеристику главного героя с опорой на текст по плану:

      1. Внешний вид героя.
      2. Действие деда при экстримальной ситуации.
      3. Совет деда Мазая зайцам.
      4. Отношение к природе.

    Ответы учеников

    VII.Рефлексия.

      1. Основная мысль данного произведения – это
      2. Что такое половодье.
      3. Продолжить мысль деда Мазая: “Взял бы я вас, да…”
      4. Перечислить добрые поступки деда Мазая.

    VIII. Дифференцированное домашнее задание.

      1. Выразительное чтение стихотворения или отрывок наизусть.
      2. Выразительное чтение стихотворения + характеристика главного героя с цитатами из текста.
      3. Написать сочинение на тему “Мы спасены!”