В рамках проекта “Диалоги о России” в 2003/2004 учебном году мы начали использовать технологию интегративных образовательных экспедиций с четвероклассниками с первых уроков литературы.
“Живое знание” (В.П. Зинченко), полученное в ходе экспедиций позволяет:
- по-новому организовать образовательное пространство одного урока или цикла уроков;
- создавать особую атмосферу события гимназистов, педагогов и родителей, превращать урок в жизни ребенка в “урок жизни для него” (Н.Е. Щуркова);
- пробуждать интерес к литературе, к личности писателя и его творческому наследию путем изучения родных мест его детства, через знакомство с любимыми предметами. Происходит момент озарения, ближе становится каждое его слово, прочитанное во время экспедиции или после нее;
- пережить момент вдохновения при создании творческих работ: стихов, рассказов, журналистских заметок, рисунков, художественных фотографий.
В рабочей учебной программе по литературе в 5-м классе нами запланировано четыре экспедиции:
Раздел программы | Тематика и маршрут экспедиции |
Устное народное творчество | “Загадки дома наших предков” (Экспедиция в Слободской краеведческий музей и в дом-усадьбу Бакулева) |
Духовная литература | “Духовные святыни Вятской земли” (Экскурсия в Свято-Трифоновский монастырь и монастырскую библиотеку) |
Литературные сказки. Знакомство с творчеством Л.Дьяконова, Е.Чарушина |
“Сказки наших дворов” (Экскурсия в дом-музей Хохрякова, Кировский художественный музей им. братьев Васнецовых) |
Творчество Вятских писателей | “Игрушка на все времена” (Экскурсия в
дом творчества современных мастериц дымковской
игрушки, экспедиция в деревню Дымково). “Я леплю дымковскую игрушку” (Урок-мастерская в Кировском художественном музее) |
В экспедиции принимают участие как гимназисты, так и их родители. Уже состоялась первая экспедиция в г. Слободской и дом-музей Бакулева.
Технологии ИОЭ предполагала следующие этапы работы учителя и ученика по подготовке экспедиции:
1. Подготовительный этап: обсуждение цели и задач экспедиции. В ходе этого этапа мы знакомились с понятием “экспедиция”, а также собирали исторический и географический материал по планируемому маршруту. Перед тем, как отправиться в Слободской, была организована обучающая экспедиция по городу Кирову, которая называлась “Звуки осеннего города”. Одним из ее творческих результатов стало сочинение-миниатюра “Звуки осеннего города”.
Звуки осеннего города
Я иду по парку. Осенью здесь очень красиво. Все в золотом одеянии. Почти все листья не на деревьях, как это было летом, а у моих ног. Они ярко-желтые, красноватые. Листья словно шепчутся, шелестят под моими ногами. Все деревья готовятся уснуть на целых три холодных зимних месяца. Птички, теперь их не так много, потому что уже холодает. Они допевают последние песенки перед длинной зимой. Весь город суетится, люди покупают теплую одежду. В этом году довольно холодный сентябрь, и скоро мы скажем: “Октябрь уж наступил”.
Карина Чернышова
Осень в городе
Да, город это не природа. На природе осенью тихо, спокойно, а в городе одни машины шумят и деревьев мало. Только в парках сохраняется тишина. Вот именно туда мы и отправимся любоваться осенью, слушать, как шуршат листья под ногами, как осеннее солнце пробивается через желтую листву, делая ее золотой. Очень красива Вятка осенью. Посмотрим на реку с высокой набережной, она переливается на солнце, а когда пасмурно и только выглядывает полоска света, то в реке эта полоска отражается, как в зеркале. В парках целые ковры из листьев: желтых, оранжевых, красных и даже конопатых. Наш город красив в любое время года. А осень раскрашивает его особыми красками, делая незаметными грязные улицы.
Анна Якимова
2. Теоретический этап включал цикл уроков по теме: “Устное народное творчество. Жанр пословицы, поговорки, загадки”, на которых произошло знакомство с понятиями: “устное народное творчество”, “фольклор”, “жанры устного народного творчества”. На уроке “Загадки в моей жизни” мы рассмотрели алгоритм создания загадки как иносказания, замысловатого вопроса, который обязательно требует ответа. Мы вышли на новое и сложное понятие “иносказание”, определили, что именно этот прием и делает загадку загадкой. Работая с термином, с алгоритмом загадки, мы перешли к разговору о языке литературного произведения, о способах обогащения литературы образными средствами языка.
В конце урока мы попытались систематизировать знакомые загадки и пришли к выводу, что загадки помогают познать быт людей прошлых веков, повадки животных, узнать все о “старых” вещах, “старой жизни” (Иван Крекнин) – таким образом мы определили цель нашей будущей экспедиции: увидеть, как рождается загадка.
3. Экспедиционный этап. Объектом экспедиции стал дом-музей Бакулева в Слободском, где восстановлен быт деревенской избы XIX века. Каждый предмет быта был загадкой для наших “современных” детей. Поэтому, проходя по дому, гимназисты должны были не только слушать экскурсовода, но и запоминать названия предметов быта: рукотерник, корыто, ступа с пестиком, анучи, кудель, самопрялка, зыбка, медник, корчага, ухват, помело.
После экскурсии состоялась игра “Угадай загадку”, но загадки были не простые, а связанные с тем, что дети увидели в доме-усадьбе.
- Где спали дети Бакулевых? (На печке)
- Чем занималась бабушка и что она делала своей ногой? (Она вязала и в то же время качала ногой люльку ребенка)
- Как называется предмет, в который закладывают угли и которым разглаживают одежду? (Утюг)
- Русская красавица
Сережками прославилась
Весною только оживет
Лечебный сок нам всем дает. (Береза) - Опустилася она, как старушка старая.
Плачет горькими слезами прямо на листву
Кто она такая? (Ива) - Стоит голова, в нее сложишь дрова.
Дрова прогорают и дом нагревают. (Печь) - По волнам едет большой плуг,
За плугом волны не идут. (Утюг) - Как называется большой стеклянный сосуд с узким горлышком и широким дном? (Маслобойка)
- Сверху дыра,
Снизу дыра,
А по середине
Огонь да вода. (Самовар)
В экспедиции были не только гимназисты, но и их родители, которые тоже побывали в музее. Таким образом, и дети, и родители увидели, как рождалась загадка в устном народном творчестве. Дети радовались, что они быстрее взрослых отвечали на самые сложные вопросы.
4. Исследовательский этап включал систематизацию материала, выполнение каждым учеником своего задания: были у нас свои журналисты, художники, фотографы.
Закончилась экспедиция уроком-мастерской “Я сочиняю загадку”. Владение теоретическим материалом уроков по устному народному творчеству и знание загадок из дома Бакулева позволили гимназистам стать настоящими творцами “мастерской слова”, умеющими работать с такими понятиями, как эпитет, метафора, инверсия.
– Все рушится под его тяжестью. (Время)
Павел Любкин
– Светит, а не светлячок.
Есть ядро, а не солнце. (Люстра)
Екатерина Щеголева
– Две черные ножки, худое тулово.
За тулово берут, ногами хватают. (Ухват)
Иван Крекнин
– Горит, а не от электричества. (Солнце)/
Денис Анисимов
– Без колес, а ездит,
Без руля, а управляема,
Без коробки передач, а набирает скорость,
Что это? (Лыжи)
Антон Мазеев
– В доме малое окно –
Видишь мир через него. (Телевизор)
Руслан Гизатуллин
– Он серый, маленький, клубком катается, грибы
собирает и нам улыбается? (Еж)
Анна Якимова
Экспедиция пробудила интерес к устному народному творчеству, духовно обогатила всех участников поездки, помогла подружиться как детям, так и родителям.