Хозяйка салона. Я рада приветствовать вас в своем литературном салоне. Наши встречи стали уже традиционными, и каждая из них доставляет истинное наслаждение от встречи с огромной страной, которая зовется Поэзия серебряного века. (Слышится звон колокольчиков.) Слышите, вновь звучат серебряные колокольчики? Прошло уже сто лет, но их звучание вновь волнует сердца, приобщает к прекрасным страницам русской поэзии все новые и новые поколения.
(Звучит I часть Второго концерта для фортепьяно с оркестром С. Рахманинова.)
Литературовед. Да, но сегодня было бы уместнее говорить не о колокольчиках, а о набатном колоколе. Поэт, о котором нам хочется вспомнить, пришел в поэзию под лозунгами: “Пушкин стар для современья!” и “Долой Пушкина с парохода современности!”
Не случайно и название литературного направления, активным сторонником которого он становится, – футуризм – от немецкого futurum – будущее; это группа, “объединенная ненавистью к прошлому”. Цель футуристов – создание искусства будущего. “Пощечина общественному вкусу” – так называется их манифест.
Студентка. (Чтение стихотворения “Кузнечик”)
Крылушкуя золотописьем
Тончайших жил,
Кузнечик в кузов пуза уложил
Прибрежных много трав и вер.
“Пинь, пинь, пинь!” – тарарахнут зинзивер.
О, лебедиво!
О, озари!
Современник. При жизни Велемир Хлебников был известен узкому кругу. Так называемые “почитатели” его без удержу твердили о новом поэтическом языке Хлебникова, постичь который сумеют лишь избранные или в далеком будущем. Испуганный читатель невольно останавливался, сурово предупрежденный, что встретится с новаторством исключительным, что понять Хлебникова невозможно.
Бобэоб пелись губы,
Вээоми пелись взоры,
Пиээо пелись брови,
Лиэээй – пелся облик,
Гзи – гзи – гзэо пелась цепь.
Так на холсте каких–то соответствий
Вне притяжения жило лицо
Футурист. Но позвольте, говоря словами поэта, “не странен кто же?” Стихи Хлебникова требуют не безоглядного отрицания или восхищения. Может, в вас просто не хватает честного внимания? Да, в ней нелегко отделить главное и ценное от засоряющего и запугивающего, металл поэзии от шлака. В стихах Хлебникова есть металл высочайшей пробы. Правдивый А.Блок пишет в 1912 году в своем дневнике: “Подозреваю, что значителен Хлебников…” Как заметил В.Маяковский, “…его биография – пример поэтам . и укор поэтическим дельцам”.
Что же значительного в его биографии?
Современница. “Мы встретились с Велемиром осенью 1903 года на вступительных экзаменах в Казанском государственном университете. Был он застенчив, знакомств почти не поддерживал. Приходил в наше семейство почти ежедневно, садился в уголке, и бывало так, что за целый вечер не проронит ни звука; сидит, потирает руки, улыбается, слушает. Слыл он чудаком. Но как широк был круг его интересов! Рисование, иностранные языки, орнитология, математика, русская и мировая история! Еще летом 1903 года, после окончания Третьей Казанской гимназии, он побывал месте с отцом в геологической экспедиции в Дагестане. А в последних классах гимназии он посылает свои произведения М.Горькому. С замечаниями писателя на полях рукопись возвращена юному поэту. ( Из воспоминаний В.И.Дамперовой.)
Чтец. (Под фонозапись голосов птиц читается стихотворение “Там, где жили свиристели”.)
Там, где жили свиристели,
Где качались тихо ели,
Прилетели, улетели
Стая легких времирей.
Где шумели тихо ели,
Где поюны крик пропели,
Пролетели, улетели
Стая легких времирей.
В беспорядке диком теней,
Где, как морок старых дней,
Закружились, зазвенели
Стая легких времирей.
Ты поюнна и вабна,
Душу ты пьянишь, как струны,
В сердце входишь, как волна!
Ну же, звонкие поюны,
Славу легких времирей!
Литературовед. “Там, где жили свиристели” – одно из первых стихотворений Хлебникова. В нем ощущается ученичество у символистов – утонченная музыкальность, таинственность, но чувствуется и хлебниковская любовь к словотворчеству: времиреи от “ время” и “ реять”, времирь сходно с нашим “снегирь”, поюны – так названо лицо по его действию – “пой”. Шум леса, полет и пение птиц, душу природы улавливает поэт, изображая не впечатление, а сам шум елей, тихую тень птичьего лета. Птицы, их повадки всегда занимали Хлебникова, да и первой публикацией его была научная работа о кукушке. Те, кто встречался с поэтом, не раз писали, что во внешнем облике его было что–то птичье – контур, манера держаться и двигаться. Отсюда, может быть, и его мировосприятие приобретает вид миропоэтического.
Чтец. (Под музыку И.Стравинского “Пляска избранницы из балета “Весна священная”.)
Песнь смущенного.
На полотне из камней
Я черную хвою увидел.
Мне казалось, руки ее нет костяней,
Стучится в мой жизненный выдел.
Так рано? А странно: костяком
Прийти к вам вечерком
И, руку простирая длинную,
Наполнить созвездьем гостиную.
Хозяйка салона. Нелегки дороги этого поэта, как и судьбы многих. В 1908 году Велемир Хлебников переезжает из Казани в Петербург.
Сокурсник. Он пытается найти свое призвание на естественном отделении физико–математического факультета Петербургского университета, затем переводится на восточный факультет, а вскоре – на славяно–русское отделение историко–филологического факультета. А через 3 года, в 1911 году, он исключен за невнесение платы за обучение. Так завершилось пребывание в стенах учебных заведений.
Хозяйка салона. Но мне кажется, настоящее образование он все–таки получил – в “башнях” Вячеслава Иванова. На квартире уже известного поэта на Таврической улице, где по средам собирались писатели, музыканты, философы, художники: А.Блок, Ф Сологуб, Д.Мережковский, М.Кузмин, Ремизов, Мейерхольд, Сомов… Определяющей для Хлебникова стала встреча с братьями Бурлюками, Алексеем Крученых, Владимиром Маяковским.
Гостья салона. Помните ли, что пишет о нем Лиля Брик? “У Хлебникова никогда не было ни копейки денег, одна смена белья, брюки рваные, вместо подушки – наволочка, набитая рукописями. Где он жил – не знаю… Писал Хлебников постоянно и написанное запихивал в наволочку или терял… Читать свои вещи вслух он совершенно не мог, ему делалось нестерпимо скучно, он начинал и в середине стихотворения способен был сказать “и так далее…” и остановиться”.
Чтец.
Мне мало надо!
Краюшку хлеба
И каплю молока.
Да это небо,
Да эти облака.
Чтец.
Отказ
Мне гораздо приятнее
Смотреть на звезды,
Чем подписывать
Смертный приговор.
Мне гораздо приятнее
Слушать голоса цветов,
Шепчущих: “Это он!” –
Склоняя головку,
Когда я прохожу по саду,
Чем видеть темные ружья
Стражи, убивающей
Тех, кто хочет
Меня убить.
Вот почему я никогда,
Нет, никогда не буду Правителем!
Литературовед. Хлебников свято верил в свое предназначение. Поэтому его не удивило предложение имажинистов С.Есенина и А. Мариенгофа, приехавших в Харьков, где в то время жил и Хлебников, совершить обряд посвящения в “Председатели земного шара”. Ему и в голову не приходило, что это может быть подвох или розыгрыш. По воспоминаниям Мариенгофа, Хлебников стоял на сцене босой, в холщовой рясе, со скрещенными руками и, глядя в затаившийся зал невидящими глазами, повторял “верую!” после каждого четверостишия, читаемого Есениным. Узнав же, что это всего лишь глупая шутка, розыгрыш, балаган, Велемир был расстроен и опечален.
Хозяйка салона. В апреле 1916 года Хлебников призван на военную службу рядовым запасного полка в Царицыне. Условия службы мучительны: “ Опять ад перевоплощения поэта в лишенное разума животное… Таким образом, побежденный войной, я должен буду сломать свой ритм и замолчать как поэт. (из письма Н.Кульбину, июнь 1916 года)
Современник поэта.
Свобода приходит нагая,
Бросая на сердце цветы,
И мы, с нею в ногу шагая,
Беседуем с небом на ты.
Мы, воины, строго ударим
Рукой по суровым щитам:
Да будет народ государем
Всегда, навсегда, здесь и там!
Пусть девы поют у оконца,
Меж песен о древнем походе,
О верноподданном Солнца –
Самодержавном народе.
Реформатор в поэзии, Хлебников встречает революцию с энтузиазмом, гордится тем, что в своих числовых пророчествах предсказал год ее свершения. “Единая община земного шара видится ему, мечтает он о создании “общего письменного языка, общего для всех народов третьего спутника Солнца”.
Русь, ты вся поцелуй на морозе!
Синеют ночные дорози.
Синеют молнией слиты уста.
Синеют вместе тот и та.
Ночами молния взлетает
Порой их ласки пары уст.
И шубы вдруг проворно
Обегает, синея, молния без чувств.
А ночь блестит умно и черно.
Потомок поэта. Холодный и голодный январь 1922 года. На заснеженном перроне Московского вокзала стоит человек, высокий, похожий на длинноногую задумчивую птицу. Человек в парусиновых брюках, выцветшей с заплатами на рукаве рубашке. За плечами – мешок из наволочки. Он растерянно смотрит вокруг глазами провидца.
Еще раз, еще раз
Я для вас
Звезда.
Горе моряку, взявшему
Неверный угол своей ладьи
И звезды:
Он разобьется о камни,
О подводные мели.
Горе и вам, взявшим
Неверный угол сердца ко мне:
Вы разобьетесь о камни
И камни будут надсмехаться
Над вами,
Как вы надсмехались
Надо мной.
Студентка. (Под звуки “Шутки” Баха) И все же:
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно,
О, засмейтесь усмеяльно!
О, рассмешищ надсмеяльных – смех усмейных смехачей!
Смейево, смейево,
Усмей, осмей, смешики, смешики,
Смеюнчики, смеюнчики.
О. рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Все участники выстраиваются на авансцене. Перекличка поэм:
“Марина Мнишек”, “Внучка Малуши”, “Песнь мне”, “Журавль”, “Вила и леший”, “Мария Вечора”, “ И и Э”, “Гибель Атлантиды”, “Шаман и Венера”, “Сельская очарованность”, “Жуть лесная”, “Хаджи – Тархан”, “Дети Выдры”, “ Олег Трупов”, “Ошибка смерти”, “Война в мышеловке”, “Ночь в окопе”, “Ладомир”, “Три сестры”, “Азы из узы”, “Гаршин”, “Царапина по небу”, “Ночь перед Советами”, “Прачка”, “Уструг Разина”, “Зангези”.
Литературовед. В 1922 году учащаются приступы малярии, поэт тяжело заболевает, у него отнимаются ноги. 28 июля поэт Велемир Хлебников умирает. В 1960 году его прах перенесен в Москву и похоронен на Новодевичьем кладбище.
(Под звон колокольчиков гости салона прощаются друг с другом.)
При проведении салона использованы репродукции картин современников Хлебникова:
В Кандинского “Композиция 7”, М. Врубеля “Демон сидящий”, К.Малевича “Скачет красная конница”, Н. Гончаровой “Испанка”, Н. Пиросмани “Дворник”, К. Юона “Новая планета”.