Цель урока: Показать, как два самостоятельных искусства – литература и музыка – дополняют друг друга, делая произведения более выразительными, красочными, интересными.
Задачи урока:
- Воспитание интереса и любви к классической музыке, формирование умения слышать музыку, образного мышления, развитие богатого воображения.
- Развитие навыков грамотного, выразительного хорового пения.
- Познакомить с басней И. А. Крылова “Квартет”.
- Формирование умения анализировать, выделять главное, делать выводы (видеть мораль).
Оборудование:
- портреты И. А. Крылова и А. П. Бородина;
- иллюстрации квартета;
- стендовые цитаты;
- раздаточный материал (на столах у каждого ученика отпечатаны понятия прототип и квартет);
- грамзапись.
Оформление доски:
- дата и тема урока;
- знать определения понятий “квартет”, “басня”, “прототип”,
- эпиграф Ц. А. Кюи,
- кроссворд,
- музыкальная запись струнного квартета А. П. Бородина.
Ход урока.
Оргмомент: Со звонком учащиеся заходят и встают у своих рабочих мест.
Слово учителю музыки.
Музыкальное приветствие по тоническому трезвучию:
Здравствуйте, ребята.
Здравствуйте.
Сегодня у нас не просто урок музыки, а интегрированный урок музыки и литературы, т. е. урок объединения двух предметов. И вести будем его мы: Анджелина Владимировна и Инна Николаевна. Цель нашего урока состоит в том, чтобы показать, как два самостоятельных искусства – литература и музыка – дополняют друг друга, делая произведения более выразительными, красочными, интересными.
Наш урок я хочу начать словами композитора и музыкального критика Ц. А. Кюи:
При соединении слова с музыкой одно пополняет другое: слову музыка сообщает необыкновенную силу выражения, музыке слово – полную определённость. Соединение поэзии с музыкой может увеличить силу впечатления той и другой. Довести её до высшего предела, а это и составляет задачу искусства.
– Сегодня на уроке мы попробуем почувствовать и понять, как усиливает впечатления музыка и литература совместно.
Ещё раз прочтите про себя слова, вникните и ответьте на поставленные вопросы (вопросы на доске):
- Что сообщает слову музыка?
- Что же даёт слову музыка?
- А что даёт соединение поэзии и музыки?
– Ребята, в каких художественных произведениях звучит музыка или музыка является составной его частью?
Ответ учащихся (“ Осёл и соловей”, “Скворец”, “Кошка и соловей”, Кукушка и петух”).
– Какие музыкальные произведения написаны на основе творений поэтов?
Ответ учащихся (опера “Иван Сусанин”, “Борис Годунов”, “Руслан и Людмила”, балет “Спящая красавица”, “Щелкунчик”, увертюра “Пер Гюнт”).
– Спасибо, вы назвали музыкальные произведения, сказки поэмы, басни. Сегодня мы остановимся непосредственно на баснях.
Слово учителю литературы.
– Назовите, пожалуйста, басни, в которых темой общения главных действующих лиц является музыка?
Ответ учащихся (“Осёл и соловей”, “Скворец”, “Кошка и соловей”).
– Сегодня мы с вами знакомимся ещё с одной музыкальной басней И. А. Крылова, в которой музыка является одним из действующих лиц, она называется “Квартет”. Но чтобы начать разговор об этой басне, мы должны иметь представление о том, что это такое – квартет.
Слово учителю музыки.
Вот четыре музыканта
Замечательно играют
Этот маленький оркестрик
Все квартетом называют.
– Квартет – ансамбль из четырёх исполнителей.
Сочиняли и сочиняют музыкальные произведения с названием “Квартет”.
Классический квартет – произведение из четырёх частей для четырёх исполнителей играющих на струнных, духовых инструментах. Бывают и вокальные квартеты.
Прослушайте русскую народную песню “Как у наших у ворот”, исполненную квартетом.
(Исполняет ансамбль учителя с учениками: баян, балалайка, фортепиано, треугольник).
Слово учителю литературы.
– Известно, что почти каждая басня написана автором на основе конкретного факта, события. Можно дать совершенно точный адрес любой басни И. А. Крылова, назвать её прототип.
Прототип – реальная личность или литературный персонаж, послуживший основой для создания образа.
Не является исключением и басня “Квартет”.
Слово ученику (историческая справка):
– Впервые басня напечатана в 1811 году. В этой басне высмеян Государственный Совет в составе Мордвинова, Завадовского, Лопухина, Аракчеева, преобразованный в 1810 году Александром I. Четыре департамента совета должны были провести ряд реформ, однако всё свелось к пустым разговорам.
(Чтение басни “Квартет” учениками по ролям).
Слово учителю литературы.
Анализ басни.
– Хорошо, басню мы прослушали. А теперь я вас попрошу вернуться к первым строчкам басни.
Всего девять строк, а понять из них можно очень многое. Попробуйте найти отношение баснописца к своим героям.
- Верит ли он, что у них что-то получится?
- Какими словами он передаёт желание зверей сыграть квартет? (Затеяли).
- Какими глаголами И. А. Крылов передаёт их игру? (Ударили в смычки, дерут).
- А как сами звери относятся к тому, что они собираются делать? (Пленять своим искусством свет, Запляшут лес и горы)
- А кто же участники квартета? ( Проказница Мартышка, Осёл, Козёл, Косолапый Мишка)
- Узнав участников квартета, можно ли сказать, какая музыка у них получится?
Давайте поговорим о каждом участнике квартета отдельно.
- Первая участница квартета Мартышка. Как называет её автор? (Проказница).
- Расскажите, пожалуйста, об этом животном.
- Может, вспомните какие-либо крылатые выражения, помогающие дать ей характеристику. Подберите эпитеты.
Хорошо. Вы дали словесный портрет этой героини. А теперь давайте обратимся к музыке. Пусть она поможет создать этот образ более полно.
Слово учителю музыки.
– Прослушайте две мелодии, выберите ту, которая больше подходит и почему? (Исполняется два произведения разные по характеру).
Слово учителю литературы.
– Следующий герой – Осёл.
– Что о нём можно сказать, как о животном, какой из него выйдет музыкант?
– А теперь опять обратимся к музыке, какая она должна быть, чтобы иметь наиболее полное представление?
Слово учителю музыки.
– Прослушайте две мелодии, выберите ту, которая больше подходит и почему? (Одна мелодия в медленном темпе, другая в быстром).
Слово учителю литературы
Следующий герой – Козёл, подберите эпитеты дающие характеристику данному герою.
– Последний участник квартета – Мишка.
– Как называет его Крылов?
– Какой это герой?
– Что можно сказать о музыкальных способностях медведя?
– Кто же разоблачает их невежество?
– Кто стал их судьёй?
– А как вы думаете, почему именно он?
– Пусть опять на помощь нам придёт музыка и поможет нам увидеть соловья.
Слово учителю музыки.
– Прослушайте две мелодии, выберите ту, которая больше подходит и почему? (Одна мелодия в медленном темпе, другая в быстром).
Слово учителю литературы.
– А как в этой басне выражена главная мысль, мораль?
– А как вы поняли суть морали?
– Важно не только уметь играть или сидеть по-особому, но и иметь способности.
– Так о чём же эта басня, кого она высмеивает?
(Она разоблачает людей хвастливых, берущихся не за своё дело).
– А сейчас давайте прослушаем басню ещё раз, но на этот раз в сопровождении музыки.
(Чтение басни в сопровождении музыки)
Слово учителю музыки
– Вы прослушали чтение басни два раза, что дала музыка?
(Ответы учащихся).
– Сегодня на уроке мы ещё раз убедились в том, что музыка и литература дополняют друг друга, усиливают впечатления при прослушивании произведений.
Прослушайте струнный квартет А.П. Бородина.
– Как звучат инструменты в руках умелых музыкантов?
Закрепление новой темы “Квартет”.
Предложить ученикам решить кроссворд.
Дано ключевое слово КВАРТЕТ.
По горизонтали.
- Кто написал басню Квартет?
- На каких инструментах играли звери?
- Что представляет собой поэма Г. Свиридова, написанная памяти С.Есенина.
- Один из горе-музыкантов в басне “Квартет”.
- Высокий мужской голос.
- Каким оркестром исполняют симфонии?
Итог:
- Ещё раз повторим, что даёт музыке литература?
- Что даёт литературе музыка?
Музыка и литература дополняют друг друга, усиливает впечатления.
Исполнение песни на усмотрение учителя.