Литература
-
Интегрированный урок технологии и литературы в 6-м классе по теме: "Соединение деталей из древесины" 2005
Изучение способов обработки древесины, освоение приемов соединения деталей "в полдерева". Ознакомление учащихся с историческим литературным прошлым деревянного зодчества, развитие речи, обогащение словарного запаса школьников. В проведении урока широко используются информационные технологии: электронные ресурсы сети Интернет, функции компьютера в качестве иллюстратора, различные программы при подготовке материала к уроку.
-
Использование игр на уроках словесности. Литературный турнир-урок 2005
Статья содержит схему и методические рекомендации по проведению литературных турниров, которые являются сравнительно новой формой урока и позволяют повысить интерес учащихся к изучаемым произведениям, а так же активизировать их работу на уроке и творческое осмысление программного материала.
-
Внеклассное мероприятие по литературе (литературно-музыкальная гостиная "Поэты не рождаются случайно…") 2005
Сегодня мы будем говорить о поэзии поэзий - авторской песни. Говоря об авторской песни, часто имеют в виду движение, объединяющее поэтов, композиторов, исполнителей и почитателей этого жанра. Наверное, не столь важно, как назвать - авторская, или самодеятельная или бардовская песня. Главное - глубоко содержательное поэтическое слово и душевное, щемящее сердце своей простотой наивностью, чистотой и мелодичностью звучание гитары. Музыкальная гостиная знакомит посетителей с творчеством Игоря Талькова.
-
Двойники (урок внеклассного чтения в 10-м классе по повести Н.С. Лескова "Леди Макбет Мценского уезда") 2005
В течение ряда лет я работаю над темой "Формирование нравственных понятий на уроках русского языка и литературы". Цель моей работы - найти и систематизировать способы, с помощью которых можно так подать нравственное понятие, чтобы учащийся смог его эмоционально пережить. Только в этом случае СЛОВО - нравственное понятие - будет понято и принято. Чтобы слово было понято, я использую для его толкования различные словари (этимологический, морфемный, толковый), а также схемы и рисунки. Восприятие абстрактного понятия осуществляется через создание образа. Чтобы слово было принято, оно должно звучать на уроке, иногда с элементами театрализации. В уроке используется деталь (яркая конструктивная, чаще предметная). Такая деталь скрепляет все части урока в единое целое.
-
"История прекратила течение своё…"(урок-размышление по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина "История одного города") 2005
Урок "История прекратила течение свое" является обобщающим после изучения романа Салтыкова-Щедрина "История одного города", а также всего творчества писателя. При подготовке и проведении обобщающего урока учитель преследует многочисленные цели: приблизить к юному читателю произведения Салтыкова-Щедрина, открыть в них важный человеческий смысл; углубить восприятие читателей-учеников; повторить такие литературоведческие понятия, как утопия и антиутопия, различные виды комического (сарказм, гротеск, гипербола), эзопов язык. Все это позволит доказать, что роман Салтыкова-Щедрина имеет гораздо большее значение, нежели пересмешничество минувшего; попытаться открыть в произведении Щедрина важный человеческий смысл; уловить в сатирических образах писателя не только смех над тем, как можно извратить, изуродовать свою жизнь и даже свой облик, но и слезы о том, как легко и незаметно человек способен отказаться от своего высокого предназначения и безвозвратно потерять себя. Данный урок рассчитан на 2 часа, и проводить его целесообразно в форме урока-размышления.
-
Интегрированный урок русского языка и литературы в 8-м классе: "России славный сын"(повторение грамматического материала: простое и составное глагольное сказуемое) 2005
Мы предлагаем фрагменты урока, а также подборку текстов и заданий, которые помогут систематизировать и обобщить изученное о простом и составном глагольном сказуемом и предоставят нашим ученикам возможность соприкоснуться с жизнью известного поэта, углубить и расширить представление о многогранной деятельности М. В. Ломоносова.
-
"Я была тогда с моим народом…" (по поэме А.Ахматовой "Реквием") 2005
Данная работа представляет собой подробную разработку урока (2 часа), предлагает комплексный подход к изучению произведения. Aнализ поэмы А.Ахматовой "Реквием" позволяет обнаружить глубокую взаимосвязь литературы, истории, изобразительного искусства, музыки, показать влияние общественной жизни страны на судьбу поэта. Активное участие детей в подборке материалов для урока, безусловно, способствует расширению их кругозора, активизации познавательной деятельности.
-
Урок-размышление на тему: "Лучше жить бедняком, чем разбогатеть с грехом" (Роберт Бёрнс стихотворение "Честная бедность") 2005
Роберт Бернс - поэт огромного дарования, доискивался до правды во всем: в сфере чувств и в мире социальных отношений. Центральным лирическим героем песен Бёрнса был простой человек. Значение слов честь и достоинство. Смешные строчки в стихотворении. Метафоры. Прием антитезы. Роберт Бёрнс воплощал в своем творчестве мечту лучших людей народа о светлом будущем. В IXX веке песню Бёрнса называли "английской Марсельезой". "Бёрнс - это чистый родник поэзии" - так отзывался о творчестве поэта И. С. Тургенев.
-
Литературное краеведение — одна из форм модернизации литературного образования: опыт, поиски, проблемы 2005
Успех происходящей сейчас модернизации российского образования во многом зависит от того, насколько успешно проходит процесс разработки региональных программ, рассчитанных на 2001 - 2005 учебные года, как идет становление национально - региональной системы образования как особого субъекта общественной практики.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме: "Авторская песня". Литературно-музыкальный вечер, посвященный памяти В.С. Высоцкого 2005
Данный материал предназначен для уроков по теме "Авторская песня," А также может быть использован как самостоятельное мероприятие, посвященное творчеству В.С. Высоцкого.
-
Урок внеклассного чтения по теме: "Ах, зачем война бывает, ах, зачем нас убивают?"(по повести К.Д.Воробьева "Убиты под Москвой") 2005
Урок воспитывает высокие патриотические качества и напоминает, что “Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации”.
-
Формирование единого образовательного и воспитательного пространства на уроках русского языка и литературы 2005
Слова К. Паустовского о "золотой розе", которую выковывает писатель, как нельзя точнее характеризуют процесс педагогического творчества учителя - словесника. Годами и десятилетиями он идет к своему мастерству. В статье представлены размышления о современном подходе к преподаванию русского языка и литературы, огромном воспитательном потенциале данных предметов, определены приоритеты: привитие интереса к изучаемому предмету и воспитание учащихся, чему должны способствовать нетрадиционные формы и методы работы.
-
Возвращенный писатель "золотого века" 2005
Мы предлагаем познакомить учащихся с Осипом Ивановичем Сенковским, или Бароном Брамбеусом, писателем пушкинской поры, о котором несправедливо умалчивалось долгое время. В современном литературоведении принято различать автора биографического и автора в его художественном воплощении. Автор в первом значении - творческая личность, существующая во внехудожественной плоскости и имеющая собственную биографию. Автор во втором значении - создатель, находящийся во внутритекстовой плоскости. Первый урок - знакомство с автором вне текста (Осипом Ивановичем Сенковским) - целесообразно провести в форме лекции "Возвращённый писатель "золотого века". Второй урок - знакомство с автором внутри текста (Бароном Брамбеусом) - предлагаем провести в форме урока-беседы, урока-диспута, а также в форме лекции "О.И.Сенковский и Барон Брамбеус: архитектоника литературной маски писателя". Третий урок - в форме эвристической беседы позволит учащимся поразмышлять о мифологеме судьбы в произведениях О.И. Сенковского и А.С. Пушкина в аспекте дихотомии "Запад-Восток".
-
"Песнь о вещем Олеге "Пушкина и "Смерть Шанфария" Сенковского как инварианты мифологемы судьбы (в аспекте дихотомии "Запад—Восток") 2005
Если считать объектом исследования мифологему судьбы, а субъектами - Пушкина и Сенковского, то, благодаря своим произведениям "Песнь о вещем Олеге" и "Смерть Шанфария", они представили отношение западного и восточного человека к идее судьбы, помогли понять образ мышления и менталитет людей поляризованного целого. В результате исследования была выявле-на инвариантность мышления князя Олега из языческой Руси и витязя Шанфария из доисламской Аравии. Эта общность составила объективное содержание этих восприятий, так как инвариантность служит основой адекватного отражения сущности объекта.
-
О.И. Сенковский и Барон Брамбеус: архитектоника литературной маски писателя 2005
Целью данной работы является раскрытие смысловой структуры литературной маски Оси-па Ивановича Сенковского (1800 - 1858) - прозаика, учёного-востоковеда, журналиста. С 1833 г. рождается его вымышленное имя - Барон Брамбеус. Литературная маска Осипа Ивановича Сенковского, насколько нам известно, никогда не становилась предметом специального филологического исследования. Очень важно понять, каким образом рождается псевдоним и какова архитектоника "ложного имени" писателя, так как литера-турное произведение - целая система, состоящая из основного текста произведения и окружающих его компонентов.
-
Уроки-мультимедиа литературы 2005
Данная форма уроков занимает особое место в моей методической копилке. В течение последних двух лет разрабатываю цикл уроков-слайдов по литературе. Удачен, на мой взгляд, урок "Проблемы нигилизма и пути его преодоления в произведениях А.С. Пушкина" в 9-м классе. Интересно наблюдать развитие проблемы скитальчества, нигилизма на протяжении 8, 9, 10 и 11 классов, отсюда и идея о создании цикла уроков.
-
Тема урока: "Соня Мармеладова: святая или грешница?" (по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание") 2005
Дальнейшее развитие навыка работы с текстом. Умение анализировать материал и делать выводы. Попробовать прочитать роман с христианской позиции. Подготовка к письменной работе (выстраивание логических цепочек, обобщение).
-
По повести Н. Лескова "Левша": "Судьба русского гения" 2005
Статья рассматривает самобытность русского характера. Проанализированы центральные эпизоды прооизведения. Много внимания уделено языку автора.
-
По роману И. Бунина "Жизнь Арсеньева": "Горький и сладкий сон прошлого" 2005
В статье проанализирована "Жизнь Арсеньева" Бунина. Уделяя внимание самым интересным эпизодам, рассмотрен язык произведения. Указано на трагичность судьбы самого писателя.
-
От названия произведения к его проблематике. Ассоциативный анализ названия романа М.А. Шолохова "Тихий Дон" 2005
На уроке проводится ассоциативный анализ названия романа. В результате работы выделяются ключевые темы произведения, которые позволяют определить основные проблемы, поставленные автором романа. В основе урока-исследования лежит актуальная проблема реализации на уроках литературы в школе III ступени методов и приемов инновационной технологии критического мышления. Использование приемов технологии критического мышления позволяет вывести работу над текстом на более высокий уровень осмысления его проблематики; предоставляет возможность учащимся испытать особое чувство рождения субъективного, личностного восприятия художественного произведения, видение новой стороны в знакомом объекте. Развитие ассоциативного мышления учащихся должно стать одним из ведущих методов на уроках литературы, так как создаёт ситуацию успеха и, таким образом, приближает к произведению, вызывает познавательный интерес к чтению, что отвечает целям и задачам гуманитарного образования.
-
Свободолюбивый характер Мцыри 2005
Урок обобщения и систематизации знаний учащихся в рамках темы. Целью урока является закрепить навыки рассуждения.
-
Образ Елески в рассказе Д.Н. Мамина-Сибиряка "Зимовье на Студеной" 2005
Урок направлен на постижение идеи художественного произведения через раскрытие образа главного героя, обучение анализу эпизода, подготовку к сочинению. Отрабатывается навык работы с текстом, закрепляются основные литературоведческие термины. Представленный материал может быть использован как в классах с повышенной обучаемостью, так и с учащимися, имеющими трудности в обучении.
-
Интегрированный урок основы информатики + литература по теме: "Энциклопедии. Техническое средство информационного поиска" 2005
Представленный интегрированный урок основ информатики и предмета литературы в 5-м классе знакомит учащихся с одним из технических средств получения информации - компьютером и предполагает выполнение следующих технологический операций, умений и навыков: осуществление алгоритма поиска информации в конкретной информационно-поисковой системе - "Детской мультимедийной интерактивной энциклопедии Кирилла и Мефодия".
-
Экология природы — экология языка — экология души (экологическое воспитание и образование средствами родного языка и литературы) 2005
Школа должна воспитывать человека со-природного, отзывчивого, а для этого необходима гуманизация и гуманитаризация учебного процесса. К сожалению, в современной школе наблюдается такая ситуация, когда уроки родного языка стали неинтересными и трудными для большинства учащихся. Причина этого в оторванности учебного предмета от жизни самих учеников, в том, что большая часть лингвистической информации, получаемой на уроках, не может быть применена ими в повседневной жизни. Обучение русскому языку и литературе, формирование экологического (в широком смысле слова) мировоззрения должны быть непрерывно связаны с усвоением культуры русского народа. Средством реализации воспитательных функций русского языка и формирования этнокультуроведческой, экологической компетенции может быть изучение творческого наследия народа, освоение его векового опыта в разных областях жизни.
-
Урок литературы в 5-м классе по теме: «"Восприятие, истолкование и анализ стихотворения И. Северянина "В парке плакала девочка"» 2005
Задача урока - научить ребят анализировать поэтический текст с точки зрения языка и содержания, показать выразительную функцию инверсии, многосоюзия, научить адекватно понимать поэтический текст, давать свое истолкование прочитанному, воспитывать умение сопереживать, развивать творческие способности учеников, устную и письменную речь.
-
Интегрированный урок по истории, философии, литературе: "Человек как философское понятие" 2005
Тема человека всегда волновала умы людей. Каждая эпоха в истории человечества предлагала свой способ объяснения человека. Со сменой исторической эпохи прежние представления о человеке не исчезали, они продолжали жить и активно использоваться. Используя методику логического понятийного анализа и знания ключевых философских понятий, можно расширить возможности учащихся при работе с литературным текстом.
-
Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная 2005
Настоящий урок может быть проведен в 10-ом или 11-ом классе как итог изучения лирики М. Ю. Лермонтова. Основой исследовательской работы является методика, подробно изложенная мной в статье “Звукообразы в лирике А.С. Пушкина” (сб. “Проблемы изучения анаграмм” - М.; Пенза, 1995. - С.97-105).
-
Сценарий литературно-музыкальной гостиной, посвященной поэту-песеннику Сергею Есенину: "Родился я с песнями в травном одеяле…" 2004
Поэзия С. Есенина удивительно "земная", близкая каждому, удивительно напевна и музыкальна. Есенинская песня звучит по всей земле, его поэзия не перестаёт привлекать внимание композиторов, покоряя своей страстной любовью к Родине, к жизни, к природе, к своему народу и его песням. Литературно-музыкальная гостиная "Родился я с песнями в травном одеяле..." посвящена 110-летию со Дня рождения великого русского поэта-песенника С.А. Есенина.
-
О стареющей информации и о том, как научить учиться (модель школы XXI века) 2004
В статье предлагается модель школы XXI века: как научить учиться, как формировать два типа личностной информационной системы для обработки информации, чтобы дети выдерживали эмоциональные, интеллектуальные и физические нагрузки, оставаясь здоровыми. Дано описание методов и их использование на уроках в школе и в кружке "Юный мыслитель".
-
Интегрированный урок в 8-м классе "литература + французский язык" по теме: "Виктор Гюго – классик французской литературы" 2004
Интегрированный урок внеклассного чтения в 8-м классе "литература + французский язык", посвященный творчеству Виктора Гюго, содержит несколько этапов: заочную экскурсию по достопримечательностям Парижа, обзор произведений классика, театрализованные представления. На русском и французском языках представлены сцены из романов: "Отверженные", "Собор Парижской Богоматери". Урок пробуждает у учащихся интерес к творчеству французского писателя.