Цели:
- научить ребят понимать текст, находить и открывать интересное для себя в рассказах о животных, природе.
- беречь животных, окружающую нас природу.
Оборудование:
- выставка рисунков учащихся выполненных на уроке ИЗО – учитель Насонова Н.П.
- карта – маршрут путешествия,
- декорации к инсценированию, костюмы,
- заяц-беляк несколько картинок, репродукций.
ХОД УРОКА
I. Вступительное слово учителя.
– Сегодняшний урок внеклассного чтения я хочу
начать с вопроса. Чему мы можем удивляться? (Ответы
учащихся). Хорошо, молодцы!
Вспомните, пожалуйста, мы с вами на уроке
русского языка подбирали синонимы к слову
удивляться. Что значит удивляться? (Радоваться,
восхищаться, восторгаться, благоговеть,
умиляться). Это замечательные слова, молодцы!
А что вы, ребята, можете сказать о человеке,
который умел восхищаться, благоговеть? Какой он? (Добрый,
чуткий, любознательный, открытый людям, миру)
Сегодня мы продолжим разговор о М.М. Пришвине. Вот
кто умел удивляться, и своими открытиями,
наблюдениями замечательными рассказами умел
удивлять людей, читателей.
Вы, ребята, любите путешествия, походы? Мы сегодня
на уроке отправимся за открытием, в поход за
удивлением, а поможет нам Пришвин и его рассказ
“Синий лапоть”. Познакомьтесь с маршрутом
похода (называю пункты остановок на карте).
Готовность к походу проверяю вопросами (за правильный ответ ученик получает зайчика):
– Как называли мелкий хворост? (Грачевник)
– В какое время года исчезли зайцы? (Осенью)
– С чем связали местные жители исчезновение
зайцев? (С вырубкой леса)
– Какое слово я пропустила? Найдите пропущенное
слово:
“Родионыч был такой _________, что лучше всякой гончей мог найти зайца” (искусник).
– Гончие, кто такие? (Охотничья собака особой
породы)
– Просиял когда? Что это значит, просиял? (Просиял
– засветиться, переносное стать радостным,
приветливым счастливым)
– Молодцы, к походу готовы, отправляемся.
II. Игра-путешествие.
1. Зимняя поляна.
Сжато, емко передать содержимое рассказа – по цепочке, по 1-2 П. Учащиеся передают друг другу “Снежный ком”
2. Домик лесника или охотника-профессионала.
– У него в гостях ученые, я вас познакомлю:
- Профессор биологии Синицын С.Л.
- Профессор математики Ларионов Д.В.
- Ученые лингвисты: Бусыгина С.А., Жарникова Ю.Н.
– Можно задать вам вопрос. Вы читали рассказ Пришвина “Синий лапоть”? Что вас, как ученых удивило?
Биолог рассказывает о зайце-беляке; математик объясняет понятие "аршин", лингвист – "гомонили", "дом с мезонином", следопыт – "конфуз", "лапоть".
- Аршин – русская мера длины 0,71 м, художественное понятие 2 аршина, больше чем в математике.
- Гомонили (просторечие) громко, шумно разговаривать, кричать + по тексту.
- Мезонин – надстройки над серединой по тексту дома.
- Конфуз – (разг.) состояние смущения, неловкости.
- Лапоть – плетеная обувь изо льна, но в шутку в разговоре так могут назвать человека совершенно некультурного, необразованного.
– Ребята, мы сейчас с вами все запоминаем, т.к. у нас походные условия, слова запишем на следующем уроке. А о лапте потолкуем в конце урока. Спасибо ученым.
3. Лесная галерея.
Выставка работ учащихся, подготовленная учителем ИЗО – Н.П. Насоновой. Я представляю ей слово. 1-2 ученика говорят, почему выбрали этот сюжет, цвет и т.д., Н.П. оценивает работы.
4. Привал. Пень-муравейник.
Мальчики идут переодеваться, девочки пересказывают “Синий лапоть”:
а) от лица рассказчика.
б) от лица зайца.
5. Индивидуальная работа: кроссворд (для слабоуспевающих)
КРОССВОРД.
По вертикали:
1. Как по-другому называется мелкий хворост?
2. Кто такой Родионыч?
3. Как называют охотничью собаку?
4. То, чем охотятся.
5. Кто такой синий лапоть?
По горизонтали:
1. Кто написал рассказ “Синий лапоть”?
2. По какому знаку обнаруживают охотники
животного зимой?
3. Заячий хвостик на языке охотников.
Ответы:
по вертикали: 1. Грачевник. 2. Следопыт. 3.
Гончая. 4. Ружье. 5. Заяц;
по горизонтали: 1. Пришвин. 2. След. 3. Цветок.
6. Инсценировка.
Показывают мальчики. Все остальные
придумывают название увиденному. (Cцена охоты)
Музыка (музыканты подбирали самостоятельно
произведения и комментировали).
6. Финиш.
– Так почему же рассказ называется “Синий лапоть”?
Информация из книги “Крылатые слова”: "синий чулок", "синяя борода", "синяя птица" и "синий лапоть".
- необыкновенный;
- необычный;
- смешливый.
– Похож наш заяц на лапоть? Ведь лаптем называют в разговоре некультурного, необразованного человека. (Заяц неординарный, его надо беречь!)
Строки из “Моя родина” Пришвина.
III. Итоги урока. Оценки.
Литература, используемая для урока:
- “Литература в школе” №5, 95 г., стр. 34 О дневниках Пришвина.
- Стр. 71 "Откроем прекрасные стороны души человеческой". Урок по дневник. записям.
- №3, 96 г. Книга М.П. – но не о природе, а о революции.
- Стр. 108 Пришвин “Времена года” 5 класс.