Урок зарубежной литературы в 10-м классе по роману М. Митчелл "Унесенные ветром" или "Как выжить в эпоху перемен?"

Разделы: Литература


(До занятия роман Митчелл “Унесенные ветром” должен быть прочитан учащимися)

1.

Учитель обращает внимание учащихся на строки, записанные на доске:

“Уж носятся сомнительные слухи,
Уж новизна сменяет новизну…”

 

Учащимся предлагается подумать:

  • когда были написаны эти строки?
  • какие перемены (“новизны”) происходили тогда?
  • перу какого великого поэта принадлежат эти строки?(Пушкину А.С.)
  • какие у него были основания написать это?
  • какие исторические перемены происходили при жизни Александра Сергеевича?

2.

Учитель обобщает все предположения, высказанные учащимися. Он перечисляет времена и страны, где хозяйничал “ветер перемен” (например, Русь в Х в., Великобритания в XVI в., Европа во времена Наполеона, США в эпоху гражданской войны, Россия при социалистической революции, гражданской войне и НЭПе, Россия сейчас и др.)

3.

Учитель:

Одна из известнейших книг, запечатлевших эпоху перемен – роман М. Митчелл “Унесенные ветром”. Для нас с вами ценно, что кроме изображения широкой панорамы американского Юга времен гражданской войны, точного и тонкого отображения человеческих взаимоотношений, в романе показаны те, кого “унес ветер перемен” и те, кто устоял перед бурей. Автор рисует правдивые образы людей, справившихся с испытанием, и тех, кого “унес ветер перемен”, и дает нам, читателям, возможность учиться на их опыте.

Справка о Маргарет Митчелл и романе “Унесенные ветром”:

– годы жизни (1990-1949); репортер;

– всю жизнь провела в Атланте, штат Джорджия;

– дед – плантатор, участник гражданской войны;

– год выхода романа “Унесенные ветром” - 1936;

– роман получил Пулицеровскую премию (номинировался вместе с произведениями Фолкнера и Дос Пассоса);

– достоверность реалии романа (написан по документам и семейным хроникам);

– М. Митчелл погибла в автокатастрофе;

– роман переведен на 37 языков, продано 30 млн. экземпляров.

4.

Класс делится на две группы.

Задание первой группе:

Найдите персонажей романа, которые не смогли приспособиться к изменившейся действительности. Какой образ жизни они вели до войны, и что с ними произошло после? Какими чертами характера обладают эти персонажи? Каковы их жизненные принципы? Какие качества их личности не позволили им приспособиться к переменившейся жизни?

Задание второй группе:

Найдите персонажей романа, которые смогли приспособиться к изменившейся действительности. Какой образ жизни они вели до войны, и что с ними произошло после? Какими чертами характера обладают эти персонажи? Каковы их жизненные принципы? Какие качества их личности позволили им приспособиться к переменившейся жизни?

Дается время на обсуждение (7 – 10 минут)

Спикеры обеих групп отвечают на поставленные вопросы. Учитель конспектирует их сообщения на доске, заполняя таблицу:

  Унесенные “ветром перемен”

Устоявшие перед “ветром перемен”

Черты характера    
Жизненные принципы    
Что не позволило (позволило) приспособиться    

5.

Учитель подводит итог: он сравнивает две группы персонажей романа по трем параметрам, опираясь на заполненную таблицу.

Учитель:

– Итак, сравнив людей, которые смогли добиться успеха в изменившихся жизненных условиях, с теми, у которых это не получилось, мы видим, что они очень отличаются друг от друга. Можно ли это знание использовать в жизни? Каким образом?

– Что общего между ситуацией, в которой оказались персонажи романа “Унесенные ветром” и настоящим моментом в нашей жизни?

– Кто оказался успешнее всех в изменившихся обстоятельствах? Хотели бы вы добиться таких же результатов? Устраивает ли вас средства, при помощи которых эти результаты достигнуты?

6.

Учитель:

В центре романа – фигура Скарлетт О?Хара. Роман в целом может оцениваться по-разному, но Скарлетт неизбежно вызывает интерес читателя (а позднее – зрителя знаменитой экранизации романа). Меняется Юг, меняются ценности, условия жизни, и меняется Скарлетт.

  • В каких обликах предстает перед нами Скарлетт?
  • Чем вызваны перемены?
  • Насколько эти перемены глубоки?
  • Есть ли в характере Скарлетт что-либо, остающееся неизменным? Что это?

7.

Многие мудрецы высказали свою точку зрения по поводу того, как жить в эпоху перемен. Соотнесите их мысли с образом Скарлетт. Подтверждает или опровергает этот образ мысли классиков?

“Только тот имеет силу создать новое, у кого есть смелость быть абсолютно отрицательным” (Л. Фейербах)

“Сохраняют благополучие те, чей образ действия отвечает особенностям времени, и утрачивают благополучие те, чей образ действия не отвечает особенностям времени” (Н. Макиавелли)

“В эпоху народной жизни, носящей название переходных, дело мыслящего человека, истинного гражданина своей родины – идти вперед, несмотря на трудности и часто грязь пути, не теряя ни на миг из виду тех идеалов, на которых построен весь быт общества” (И. Тургенев)

В чем сила и слабость Скарлетт О?Хара?

8. Домашнее задание:

написать эссе “Какие черты Скарлетт О?Хара помогли бы мне добиться успеха в жизни?”