(До занятия роман Митчелл “Унесенные ветром” должен быть прочитан учащимися)
1.
Учитель обращает внимание учащихся на строки, записанные на доске:
“Уж носятся сомнительные слухи,
Уж новизна сменяет новизну…”
Учащимся предлагается подумать:
2.
Учитель обобщает все предположения, высказанные учащимися. Он перечисляет времена и страны, где хозяйничал “ветер перемен” (например, Русь в Х в., Великобритания в XVI в., Европа во времена Наполеона, США в эпоху гражданской войны, Россия при социалистической революции, гражданской войне и НЭПе, Россия сейчас и др.)
3
.Учитель:
Одна из известнейших книг, запечатлевших эпоху перемен – роман М. Митчелл “Унесенные ветром”. Для нас с вами ценно, что кроме изображения широкой панорамы американского Юга времен гражданской войны, точного и тонкого отображения человеческих взаимоотношений, в романе показаны те, кого “унес ветер перемен” и те, кто устоял перед бурей. Автор рисует правдивые образы людей, справившихся с испытанием, и тех, кого “унес ветер перемен”, и дает нам, читателям, возможность учиться на их опыте.
Справка о Маргарет Митчелл и романе “Унесенные ветром”:
– годы жизни (1990-1949); репортер;
– всю жизнь провела в Атланте, штат Джорджия;
– дед – плантатор, участник гражданской войны;
– год выхода романа “Унесенные ветром” - 1936;
– роман получил Пулицеровскую премию (номинировался вместе с произведениями Фолкнера и Дос Пассоса);
– достоверность реалии романа (написан по документам и семейным хроникам);
– М. Митчелл погибла в автокатастрофе;
– роман переведен на 37 языков, продано 30 млн. экземпляров.
4.
Класс делится на две группы.
Задание первой группе:
Найдите персонажей романа, которые не смогли приспособиться к изменившейся действительности. Какой образ жизни они вели до войны, и что с ними произошло после? Какими чертами характера обладают эти персонажи? Каковы их жизненные принципы? Какие качества их личности не позволили им приспособиться к переменившейся жизни?
Задание второй группе:
Найдите персонажей романа, которые смогли приспособиться к изменившейся действительности. Какой образ жизни они вели до войны, и что с ними произошло после? Какими чертами характера обладают эти персонажи? Каковы их жизненные принципы? Какие качества их личности позволили им приспособиться к переменившейся жизни?
Дается время на обсуждение (7 – 10 минут)
Спикеры обеих групп отвечают на поставленные вопросы. Учитель конспектирует их сообщения на доске, заполняя таблицу:
Унесенные “ветром перемен” | Устоявшие перед “ветром перемен” |
|
Черты характера | ||
Жизненные принципы | ||
Что не позволило (позволило) приспособиться |
5
.Учитель подводит итог: он сравнивает две группы персонажей романа по трем параметрам, опираясь на заполненную таблицу.
Учитель:
– Итак, сравнив людей, которые смогли добиться успеха в изменившихся жизненных условиях, с теми, у которых это не получилось, мы видим, что они очень отличаются друг от друга. Можно ли это знание использовать в жизни? Каким образом?
– Что общего между ситуацией, в которой оказались персонажи романа “Унесенные ветром” и настоящим моментом в нашей жизни?
– Кто оказался успешнее всех в изменившихся обстоятельствах? Хотели бы вы добиться таких же результатов? Устраивает ли вас средства, при помощи которых эти результаты достигнуты?
6.
Учитель:
В центре романа – фигура Скарлетт О?Хара. Роман в целом может оцениваться по-разному, но Скарлетт неизбежно вызывает интерес читателя (а позднее – зрителя знаменитой экранизации романа). Меняется Юг, меняются ценности, условия жизни, и меняется Скарлетт.
- В каких обликах предстает перед нами Скарлетт?
- Чем вызваны перемены?
- Насколько эти перемены глубоки?
- Есть ли в характере Скарлетт что-либо, остающееся неизменным? Что это?
7
.Многие мудрецы высказали свою точку зрения по поводу того, как жить в эпоху перемен. Соотнесите их мысли с образом Скарлетт. Подтверждает или опровергает этот образ мысли классиков?
“Только тот имеет силу создать новое, у кого есть смелость быть абсолютно отрицательным” (Л. Фейербах)
“Сохраняют благополучие те, чей образ действия отвечает особенностям времени, и утрачивают благополучие те, чей образ действия не отвечает особенностям времени” (Н. Макиавелли)
“В эпоху народной жизни, носящей название переходных, дело мыслящего человека, истинного гражданина своей родины – идти вперед, несмотря на трудности и часто грязь пути, не теряя ни на миг из виду тех идеалов, на которых построен весь быт общества” (И. Тургенев)
В чем сила и слабость Скарлетт О?Хара?
8. Домашнее задание:
написать эссе “Какие черты Скарлетт О?Хара помогли бы мне добиться успеха в жизни?”