Литература
-
Урок-тест по литературе 2005
Урок способствует формированию навыка работы с тестами по литературе и навыка разбора эпизода, что является и формой подготовки к сочинению данного типа (анализ эпизода).
-
Литературная гостиная "Поэзия любви в творчестве Петрарки, Ф. Тютчева, В. Высоцкого" 2005
Поэзия – прекрасный материал для духовного, нравственного и эстетического воспитания учащихся. Стихи Петрарки, Тютчева, Высоцкого о любви позволяют ученикам понять, что любовь – всеобъемлющее, многоликое и сложное чувство. Разобраться во взаимоотношениях влюбленных позволяют не только стихи, но и письма и воспоминания современников.
-
Урок внеклассного чтения в 7 классе по рассказу В.М. Шукшина "Мастер"на тему: "Целый мир от красоты…" 2005
Основными свойствами человеческой души являются нравственность, совестливость, любовь к человеку. Учителям-словесникам отводится очень важная роль воспитателя подрастающего поколения. Рассказы Шукшина обращают внимание на актуальные проблемы духовности. Поэтому не случайно обращение к творчеству именно этого писателя.
-
Урок литературы в 11 классе по теме: "Кто он, Павел Мечик?"(по роману А.А. Фадеева "Разгром") 2005
Данный урок требует от учащихся внимательного прочтения художественного произведения, выявляет уровень критического мышления ученика, способность формировать и аргументированно отстаивать свою точку зрения, а также креативно решать поставленную проблему. Используемый метод - эвристическая беседа с элементом диспута - прививает интерес не только к литературе и истории, но и помогает формированию гуманистической и гражданской позиции старшеклассника.
-
Конспект урока по теме: "Стили речи" 2005
Урок "Стили речи" проводится в 7-м классе перед изучением творчества Н.В.Гоголя. Количество учебных часов в неделю - 4. Поэтому часто провожу уроки словесности; это экономит время и позволяет глубже изучать тему. В основе данного урока - работа по тексту с элементами лингвистического анализа. Небольшие по объему тексты (отрывки из художественного произведения, статьи и автобиографии) позволяют увидеть и сопоставить стилевые различия. Полученные на предыдущих уроках знания о стилях речи закрепляются практически. Лингвистический анализ позволяет обращать внимание на конкретное слово, выяснить причину его употребления. Повторяется пройденный материал: грамматические категории глагола, виды наречий по значению, структура словосочетаний, лексическое значение слова, устаревшие слова и их употребление. На уроке проводятся различные виды работ: чтение и анализ, разбор ключевых слов и понятий, ответы на вопросы, творческая работа. Уроки такого типа нравятся ребятам и позволяют разнообразить учебный процесс.
-
Урок развития речи "Идет-гудет Зеленый Шум…" Н. Некрасов (интегрированный урок русского языка и литературы в 5 классе) 2005
В методической разработке интегрированного урока развития речи в 5-м классе с использованием национально-регионального компонента сделана попытка адаптации материала к уровню развития учащихся среднего звена и привития интереса к познанию родного края, его особенностям, воспитанию чувства патриотизма, любви к своей малой родине. Урок нацелен на развитие творческих способностей учащихся, расширение их кругозора, повышение интеллектуального уровня и художественного вкуса.
-
Анализ лирического стихотворения на уроках литературы 2005
Анализ лирического стихотворения - работа сложная. Перед учеником стоит трудная задача - написать о том, как он понимает лирическое произведение. Роль учителя не менее сложная. Универсального ключа к любому стихотворению нет, и педагог должен найти в каждом отдельном случае такой ключ. В течение нескольких лет я использую на уроках логические схемы, которые помогают мне организовать работу учащихся. При разборе стихотворения выстраивается определенная схема, которая помогает понять стихотворения, сделать анализ более осмысленным.
-
Литературный бал "Твой XVIII век" 2005
В течение нескольких лет работаю над темой "Нестандартные формы и методы работы как средство повышения уровня знаний и развития интереса к предмету" и внеклассную работу по литературе считаю составной частью своей деятельности. Предлагаю Вашему вниманию сценарий литературного бала "Твой XVIII век", который проводила в параллели восьмых классов после изучения соответствующего раздела литературы (работаю по программе А.Г. Кутузова). Конечно, подготовка к такому мероприятию требуется огромная, но затраченные силы и время, безусловно, окупаются.
-
Урок литературы в 9-м классе по теме: "Проблема лидерства"(на примере комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль") 2005
Изучая комедию Д.И. Фонвизина "Недоросль", мы выполнили задачу предметную: проанализировали эпоху, основные образы комедии, разобрались в проблемах классицизма, языковых и сюжетно-композиционных особенностях пьесы. А что дальше? Неужели фраза Митрофана "Не хочу учиться:" станет для ребят единственным запомнившимся моментом из текста? Ведь девятый класс особенный - предпрофильный, и надо учить ребят делать выбор (самое трудное в жизни). Значит необходимо поставить в изучении комедии не точку, а многоточие, даже "многовопросие". И мы провели урок "Проблема лидерства (на примере комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль")". Урок получился не просто ярким и запоминающимся, а современным и нужным ребятам, а текст комедии прозвучал как одно из современных произведений.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме: "Поэтический мир Марины Цветаевой" 2005
Поэзия Марины Цветаевой противостоит не времени, не миру, а живущей в ней пошлости и серости. Она летописец своей эпохи. Данный урок знакомит с образом лирического героя, близкого к лирическому "Я", и показывает разнообразие тем и мотивов поэтических произведений Марины Цветаевой.
-
Урок литературы в 5-м классе по теме: "Мальчик у Христа на елке" Ф.М. Достоевского как святочный рассказ 2005
Рождество Христово - светлый праздник, нашедший яркое отражение в святочных рассказах, которые удивительным образом соединили в себе бытовое и бытийное, сиюминутное и вечное. Цель данного урока - познакомить учащихся с жанровыми особенностями святочного рассказа; через приобщение к классической литературе, классической музыке способствовать нравственному и эстетическому воспитанию учащихся
-
Сценарий музыкально-литературной композиции по творчеству С.А. Есенина "Душа моя — поле безбрежное" 2005
"Душа моя - поле безбрежное" - это сценарий музыкально-литературной композиции по творчеству С.А.Есенина. Содержание материала рассчитано на учащихся старших классов. Композиция выполняет задачу расширить представление школьников о художественном мире поэта, воздействовать на сознание и чувства, как участников творческого мероприятия, так и зрителей.
-
Лабораторная работа на уроках словесности 2005
С целью создания условий для непосредственного общения читателя с художественным текстом на уроке литературы мы предлагаем использовать практику проведения лабораторных работ. Лабораторные работы позволяют увлечь читателя самим процессом чтения, а также развивают навыки самостоятельной работы с текстом: письменное выполнение заданий по тексту развивает речь школьника, формирует умение лаконично и точно излагать свои мысли.
-
Урок-конференция к 200-летию казахского поэта XIX в. Махамбета Утемисова по теме: "Певец во стане казахских воинов" 2005
Одна из современных форм проведения урока – пресс-конференция – помогает систематизировать знания учащихся о поэте, создает благоприятную атмосферу для свободного общения, приобщает к богатому духовному наследию казахского народа. Материал предназначен для учащихся 9–10-х классов. Вопросы были рассчитаны на знание биографии поэта, его творчества, места поэта в истории народа. В ходе пресс-конференции звучат поэтические строки из наследия Утемисова, подтверждающие ответы участников пресс-центра.
-
Развитие интеллектуальных способностей старшеклассников в системе внеклассной деятельности 2005
Интеллектуальный клуб "ВУНДЭР" создан шесть лет назад. Основной формой игры является интеллектуальная игра "Что? Где? Когда?", кроме того создана богатая методическая копилка с разработками других форм (сюжетных викторин, ролевых игр, литературных балов, брейн-рингов). Деятельность клуба позволяет расширить возможности контрольно-диагностической работы через результаты участия детей в играх клуба по различным проблемам и повысить интерес детей к поиску информации различного направления и использования ее в познавательных целях.
-
Открытый урок (мастерская) по русскому языку (развитие речи), литература: "Родники" 2005
Каким должен быть педагогический процесс в своем существе? Как полнее помочь становлению и социализации полноправного члена общества? Эти вопросы встают сегодня перед каждым педагогом. Весьма привлекательна идея представить педагогическую деятельность как "целостный процесс вызревания духа человека". Духовное сегодня становится предметом исследования всех сфер деятельности человека, в том числе и педагогики. Урок-мастерская "Родники" ставит своей задачей дать ценностную ориентацию глубинным свойствам внутренних процессов человека на совершенные образы, помогает раскрытию духовного начала личности. Может быть использован как развитие речи по русскому языку, на уроках этики, как внеклассное мероприятие, на родительском собрании совместно с учащимися, для педагогического коллектива - все это опробовано, имеет положительный результат.
-
Урок в 6 классе по теме: "Строки из застенок" 2005
Цели: * Ознакомить учащихся произведениями, написанными в немецко-фашистских концлагерях, тюрьмах. * Формировать навыки выразительного чтения. * 3.Воспитать у учащихся чувство патриотизма и гражданского долга, уважение к памяти защитников Отечества.
-
"Сон Обломова"— мир заспанной и поэтической души 2005
Урок по теме «Cон Обломова» предназначен для 10-го класса. Он входит в систему уроков по изучению романа И.А. Гончарова «Обломов». Анализируя одну из самых интересных и загадочных глав романа «Обломов», выявляя основные аспекты жизни обломовцев, ученики приходят к выводу о двойственной природе героя. Соединение поэтического сознания и бездеятельности, апатии в главном герое помогают учащимся глубже проникнуть в идею всего произведения, осознать многогранность трактовки самого Обломова.
-
Заключительные уроки по творчеству А. Блока: "Изучение поэмы "Двенадцать" 2005
Представлены конспекты двух уроков по поэме А. Блока "Двенадцать".
-
Библиотечный урок "Человек на войне" 2005
Основная идея урока - прививать любовь к Родине, воспитывать чувство гордости за человека на войне. Такие уроки возвращают к событиям войны не только для того, чтобы вновь и вновь показывать трудный путь нашего народа, но и для того, чтобы опыт прошлого предостерег от катастрофических ошибок в будущем.
-
Литературная игра для старшеклассников по произведениям И.С. Тургенева 2005
Литературная игра - это эффективная форма контроля знаний и умений учащихся. Школьников привлекает творческий характер заданий, неформальная обстановка. Данная форма урока позволяет систематизировать знания учащихся, сформировать умение работать в творческой группе, вызвать интерес к изучаемому предмету. Данная литературная игра может быть организована в 10 классе как итог изучения темы "Творчество И.С.Тургенева". Проведению игры предшествует серьезная подготовительная работа, так как учащиеся должны вспомнить то, что изучили в 5-9 классах ("Муму", "Ася", "Первая любовь").
-
Урок внеклассного чтения по литературе в 6 классе по теме: "Имен таинственная власть" 2005
Данная форма проведения урока может быть итогом по крупному разделу темы или как внеклассное мероприятие в рамках предметной недели. Учащиеся знакомятся с миром древнерусских христианских имен, именами-трансформерами, с их историей, своеобразием, значением; развивать умение работать с научно-популярной литературой, отбирать материал по предложенной теме, выступать перед аудиторией; развивать интерес к особым "словам-именам".
-
Роман Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". Дети в романе. Урок в 10-м классе 2005
Основные цели урока - познакомить учащихся с изображением детей на страницах романа, через судьбы детей в романе показать преступность общества, покидающего в беде детей воспитывать в учащихся чуткость и сострадание к чужой беде; отрабатывать навык работы с художественным текстом; развивать монологическую речь учащихся; учить делать выводы по своей микротеме.
-
Памяти Андрея Баранова… Урок литературы в 11-м классе о жизни и творчестве композитора, музыканта, барда Андрея Баранова 2005
На уроке учащиеся знакомятся с личностью и творчеством А. Баранова, использут музыкальные инструменты, в том числе, национальные.
-
Урок-концерт в 5 классе по теме: "В гостях у дедушки Крылова" 2005
Основные цели урока - развивать и совершенствовать навыки и умения выразительного чтения, инсценирования, анализа игры "артистов"; обобщить знания учащихся по теме "Басня"; вызвать интерес к басням, желание читать их.
-
Биоадекватная методика преподавания на уроках литературы в 10-м классе 2005
Биоадекватная методика преподавания учебных дисциплин представляет собой совокупность скоординированных действий учителя и ученика, целью которых является мотивация и активизация целостных динамичных мыслеформ по учебной дисциплине и навыков инструментальной работы с ними. При этом используется системная организация физиологических, интеллектуальных, психических функций учащихся. В данной статье обобщен опыт работы автора в использовании б/а методики на уроках литературы.
-
Урок-презентация книги "Подснежник" 2005
Представлена стенограмма открытого урока-презентации книги "Подснежник".
-
Конспект урока литературы в 11 классе на тему: "Любовная лирика Есенина" 2005
Разработка урока, направленного на показ динамики развития любовной лирики Есенина, совершенствование навыков выразительного чтения, воспитание интереса к произведениям русской литературы, любовь ко всему земному
-
Урок литературы в 6 классе по теме: «"Анализ произведения М. Пришвина "Кладовая солнца"» 2005
Цель урока: на основе прочитанного учить выделять черты характера главных героев, анализировать поступки детей, их поведение в природе; повторить теорию литературы (портрет, эпитет, олицетворение); развивать мышление, устную речь, пополнять словарный запас.
-
Взаимоотношения человека и природы в философском понимании В.П. Астафьева 2005
Разрыв тесной связи человека с природой, в результате которого происходит нравственное оскудение людей и увеличение природных катаклизмов, - одна из основных тем в творчестве В. П. Астафьева. Еще раз взглянув на эту проблему не только с точки зрения человека, но и с точки зрения природы, обобщив философские взгляды автора, определим место человека в этом мире.