Литература
-
Урок литературы в 11-м классе по теме: "Поэтический мир Марины Цветаевой" 2005
Поэзия Марины Цветаевой противостоит не времени, не миру, а живущей в ней пошлости и серости. Она летописец своей эпохи. Данный урок знакомит с образом лирического героя, близкого к лирическому "Я", и показывает разнообразие тем и мотивов поэтических произведений Марины Цветаевой.
-
Урок литературы в 5-м классе по теме: "Мальчик у Христа на елке" Ф.М. Достоевского как святочный рассказ 2005
Рождество Христово - светлый праздник, нашедший яркое отражение в святочных рассказах, которые удивительным образом соединили в себе бытовое и бытийное, сиюминутное и вечное. Цель данного урока - познакомить учащихся с жанровыми особенностями святочного рассказа; через приобщение к классической литературе, классической музыке способствовать нравственному и эстетическому воспитанию учащихся
-
Сценарий музыкально-литературной композиции по творчеству С.А. Есенина "Душа моя — поле безбрежное" 2005
"Душа моя - поле безбрежное" - это сценарий музыкально-литературной композиции по творчеству С.А.Есенина. Содержание материала рассчитано на учащихся старших классов. Композиция выполняет задачу расширить представление школьников о художественном мире поэта, воздействовать на сознание и чувства, как участников творческого мероприятия, так и зрителей.
-
Лабораторная работа на уроках словесности 2005
С целью создания условий для непосредственного общения читателя с художественным текстом на уроке литературы мы предлагаем использовать практику проведения лабораторных работ. Лабораторные работы позволяют увлечь читателя самим процессом чтения, а также развивают навыки самостоятельной работы с текстом: письменное выполнение заданий по тексту развивает речь школьника, формирует умение лаконично и точно излагать свои мысли.
-
Урок-конференция к 200-летию казахского поэта XIX в. Махамбета Утемисова по теме: "Певец во стане казахских воинов" 2005
Одна из современных форм проведения урока – пресс-конференция – помогает систематизировать знания учащихся о поэте, создает благоприятную атмосферу для свободного общения, приобщает к богатому духовному наследию казахского народа. Материал предназначен для учащихся 9–10-х классов. Вопросы были рассчитаны на знание биографии поэта, его творчества, места поэта в истории народа. В ходе пресс-конференции звучат поэтические строки из наследия Утемисова, подтверждающие ответы участников пресс-центра.
-
Развитие интеллектуальных способностей старшеклассников в системе внеклассной деятельности 2005
Интеллектуальный клуб "ВУНДЭР" создан шесть лет назад. Основной формой игры является интеллектуальная игра "Что? Где? Когда?", кроме того создана богатая методическая копилка с разработками других форм (сюжетных викторин, ролевых игр, литературных балов, брейн-рингов). Деятельность клуба позволяет расширить возможности контрольно-диагностической работы через результаты участия детей в играх клуба по различным проблемам и повысить интерес детей к поиску информации различного направления и использования ее в познавательных целях.
-
Открытый урок (мастерская) по русскому языку (развитие речи), литература: "Родники" 2005
Каким должен быть педагогический процесс в своем существе? Как полнее помочь становлению и социализации полноправного члена общества? Эти вопросы встают сегодня перед каждым педагогом. Весьма привлекательна идея представить педагогическую деятельность как "целостный процесс вызревания духа человека". Духовное сегодня становится предметом исследования всех сфер деятельности человека, в том числе и педагогики. Урок-мастерская "Родники" ставит своей задачей дать ценностную ориентацию глубинным свойствам внутренних процессов человека на совершенные образы, помогает раскрытию духовного начала личности. Может быть использован как развитие речи по русскому языку, на уроках этики, как внеклассное мероприятие, на родительском собрании совместно с учащимися, для педагогического коллектива - все это опробовано, имеет положительный результат.
-
Урок в 6 классе по теме: "Строки из застенок" 2005
Цели: * Ознакомить учащихся произведениями, написанными в немецко-фашистских концлагерях, тюрьмах. * Формировать навыки выразительного чтения. * 3.Воспитать у учащихся чувство патриотизма и гражданского долга, уважение к памяти защитников Отечества.
-
"Сон Обломова"— мир заспанной и поэтической души 2005
Урок по теме «Cон Обломова» предназначен для 10-го класса. Он входит в систему уроков по изучению романа И.А. Гончарова «Обломов». Анализируя одну из самых интересных и загадочных глав романа «Обломов», выявляя основные аспекты жизни обломовцев, ученики приходят к выводу о двойственной природе героя. Соединение поэтического сознания и бездеятельности, апатии в главном герое помогают учащимся глубже проникнуть в идею всего произведения, осознать многогранность трактовки самого Обломова.
-
Заключительные уроки по творчеству А. Блока: "Изучение поэмы "Двенадцать" 2005
Представлены конспекты двух уроков по поэме А. Блока "Двенадцать".
-
Библиотечный урок "Человек на войне" 2005
Основная идея урока - прививать любовь к Родине, воспитывать чувство гордости за человека на войне. Такие уроки возвращают к событиям войны не только для того, чтобы вновь и вновь показывать трудный путь нашего народа, но и для того, чтобы опыт прошлого предостерег от катастрофических ошибок в будущем.
-
Литературная игра для старшеклассников по произведениям И.С. Тургенева 2005
Литературная игра - это эффективная форма контроля знаний и умений учащихся. Школьников привлекает творческий характер заданий, неформальная обстановка. Данная форма урока позволяет систематизировать знания учащихся, сформировать умение работать в творческой группе, вызвать интерес к изучаемому предмету. Данная литературная игра может быть организована в 10 классе как итог изучения темы "Творчество И.С.Тургенева". Проведению игры предшествует серьезная подготовительная работа, так как учащиеся должны вспомнить то, что изучили в 5-9 классах ("Муму", "Ася", "Первая любовь").
-
Урок внеклассного чтения по литературе в 6 классе по теме: "Имен таинственная власть" 2005
Данная форма проведения урока может быть итогом по крупному разделу темы или как внеклассное мероприятие в рамках предметной недели. Учащиеся знакомятся с миром древнерусских христианских имен, именами-трансформерами, с их историей, своеобразием, значением; развивать умение работать с научно-популярной литературой, отбирать материал по предложенной теме, выступать перед аудиторией; развивать интерес к особым "словам-именам".
-
Роман Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". Дети в романе. Урок в 10-м классе 2005
Основные цели урока - познакомить учащихся с изображением детей на страницах романа, через судьбы детей в романе показать преступность общества, покидающего в беде детей воспитывать в учащихся чуткость и сострадание к чужой беде; отрабатывать навык работы с художественным текстом; развивать монологическую речь учащихся; учить делать выводы по своей микротеме.
-
Памяти Андрея Баранова… Урок литературы в 11-м классе о жизни и творчестве композитора, музыканта, барда Андрея Баранова 2005
На уроке учащиеся знакомятся с личностью и творчеством А. Баранова, использут музыкальные инструменты, в том числе, национальные.
-
Урок-концерт в 5 классе по теме: "В гостях у дедушки Крылова" 2005
Основные цели урока - развивать и совершенствовать навыки и умения выразительного чтения, инсценирования, анализа игры "артистов"; обобщить знания учащихся по теме "Басня"; вызвать интерес к басням, желание читать их.
-
Биоадекватная методика преподавания на уроках литературы в 10-м классе 2005
Биоадекватная методика преподавания учебных дисциплин представляет собой совокупность скоординированных действий учителя и ученика, целью которых является мотивация и активизация целостных динамичных мыслеформ по учебной дисциплине и навыков инструментальной работы с ними. При этом используется системная организация физиологических, интеллектуальных, психических функций учащихся. В данной статье обобщен опыт работы автора в использовании б/а методики на уроках литературы.
-
Урок-презентация книги "Подснежник" 2005
Представлена стенограмма открытого урока-презентации книги "Подснежник".
-
Конспект урока литературы в 11 классе на тему: "Любовная лирика Есенина" 2005
Разработка урока, направленного на показ динамики развития любовной лирики Есенина, совершенствование навыков выразительного чтения, воспитание интереса к произведениям русской литературы, любовь ко всему земному
-
Урок литературы в 6 классе по теме: «"Анализ произведения М. Пришвина "Кладовая солнца"» 2005
Цель урока: на основе прочитанного учить выделять черты характера главных героев, анализировать поступки детей, их поведение в природе; повторить теорию литературы (портрет, эпитет, олицетворение); развивать мышление, устную речь, пополнять словарный запас.
-
Взаимоотношения человека и природы в философском понимании В.П. Астафьева 2005
Разрыв тесной связи человека с природой, в результате которого происходит нравственное оскудение людей и увеличение природных катаклизмов, - одна из основных тем в творчестве В. П. Астафьева. Еще раз взглянув на эту проблему не только с точки зрения человека, но и с точки зрения природы, обобщив философские взгляды автора, определим место человека в этом мире.
-
Разработка урока детской литературы по теме "Удивительные приключения в книгах В.В. Бианки" 2005
Урок по учебной дисциплине "Детская литература" содержит элементы интеграции с предметами "Выразительное чтение" и "Методика преподавания чтения" и предназначен для студентов отделения начальных классов средних специальных учебных заведений.
-
Сценарий поэтической гостиной по творчеству Н. Гумилева 2005
Сценарий поэтической гостиной, посвященной творчеству поэта "серебряного века" Николая Гумилева расширяет знания учеников об этом периоде развития русской культуры, побуждает обратиться к творчеству поэта и его современников, делает их непосредственными участниками внеурочной литературной деятельности школы. Сочетание разных видов искусств оформляет биографические и мемуарные материалы о поэте. Судьба поэтов рубежа XIX и XX становится ближе, понятнее.
-
Воспитание нравственных качеств учащихся путем интеграции учебной и внеучебной работы 2005
Воспитание - это питание человека всеми достижениями человеческой культуры. Воспитание - второй важнейший после обучения элемент. Оба эти процесса представляют собой процессы целенаправленного влияния на ребенка. Для развития человека требуется организация двух взаимосвязанных процессов - обучения и воспитания. На взаимосвязи этих двух процессов построена работа с классом.
-
Конспект урока "Путь духовной эволюции главного героя рассказа А.П. Чехова как пример работы с цветом на уроках литературы 2005
Некоторые темы позволяют использовать цвет не только как вспомогательное средство, но и как основу урока, с помощью которого достигается его цели. Так, предлагаемый конспект урока-размышления "Путь духовной эволюции главного героя рассказа А.П.Чехова "Ионыч" строится на основе комментированного чтения и ассоциативного рисования.
-
Интегрированный урок: литература + ИЗО. "Портрет Пушкина" 2005
Данный урок литературы и ИЗО в 6 классе проводится как урок развития речи (2 часа). Урок разработан для класса, где есть группа детей, выделенных для компенсирующего обучения, поэтому для них предусмотрена работа на карточках. Работа в группах позволяет "слабым" ученикам учиться у "сильных" составлять и редактировать предложения. Итогом их работы стали сочинения, написанные на черновиках и прочитанные всему классу для того, чтобы остальные увидели результат.
-
Живопись и музыка на уроках русской классической литературы в IX—XI классах 2005
Изучение русской литературы в связи с произведениями других видов искусств обогащает духовный мир человека, расширяет кругозор, воспитывает чувство прекрасного. Мной разработаны уроки, где рассматриваются вопросы взаимосвязи литературы, музыки, живописи в русском искусстве. Развитие навыков самостоятельного общения с книгой, выступлений ученика перед аудиторией - задача моей работы. Выделение главной мысли, умение выразить её последовательно и красиво - еще одна цель работы; поэтому мы постоянно обращаем внимание на составление простого и сложного планов по теме.
-
Урок-путешествие по сказкам Г.Х. Андерсена 2005
Урок-путешествие можно провести после изучения раздела "Сказки" в 5-м классе. Ребята глубже знакомятся с творчеством Г.Х. Андерсена, выявляется их читательский интерес, творческие способности, умение логически мыслить. Необычная форма урока делает его занимательным, способствует формированию навыков групповой работы.
-
Урок литературы в 9-м классе по теме: "А счастье было…"(по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин") 2005
Урок литературы в 9-м классе был проведен как обобщающий, итоговый. Мне как учителю было важно, чтобы дети поняли, что это не история о несчастной любви и не рассказ о судьбе дворянина-аристократа 20-ых годов XIX века. Проблематика романа гораздо шире - философия потребления мира человеком, которая, в конечном итоге, делает его самого несчастным. При таком прочтении романа поступки героев Лермонтова, Достоевского, Толстого буду г учащимся более понятны. Евгений Онегин не будет воспринят как герой только своей эпохи. В России всегда было превосходство духовного над материальным. Литературные герои будут страдать, пока не осознают это.
-
Анна Ахматова. Жизнь и творчество. Поэма "Реквием" 2005
Предлагается сценарий-конспект открытого урока, проведенного в 11-м классе и посвященного жизни и творчеству Анны Андреевны Ахматовой. Использовались компьютер и мультимедийный проектор. Урок сопровождался презентацией PowerPoint, включающей 25 слайдов с портретами и фотографиями, документальными материалами, текстами писем и стихов, музыкой Моцарта, Бетховена, подлинным голосом А.Ахматовой. На уроке учащиеся отвечали на вопросы теста и олимпиады по творчеству А.Ахматовой. Файл презентации выложен на сайте автора www.literator.noka.ru.