Мастерская построения знаний по литературе "А сам-то господин Базаров, собственно, что такое?"

Разделы: Литература


Задача мастера на этом занятии – организовать самостоятельную работу обучающихся по систематизации имеющихся знаний и построению знаний новых; дать участникам мастерской возможность усомниться в уже известном (к моменту начала работы каждый “знаком” с Базаровым, каждый так или иначе отнёсся к нему), откорректировать, а может быть, и пересмотреть свои позицию по отношению к герою Тургенева.

I этап

Вниманию участников предложены выдержки из романа “Отцы и дети”: “Лицо…выражало самоуверенность и ум”, “чудесный малый, такой простой”, “слуги привязались к нему”, “ничего не уважает”, “в пошлости никто не упрекнул бы его”, “волосатый”, “бездонная пропасть самолюбия”, “имеет смелость ни во что не верить” и т. п. (цитаты выбраны из текста романа таким образом, чтобы противоречивость характеристик была заметна). Все ассоциации, вызванные цитатами, все комментарии выносятся на доску; они особенно важны для мастера, так как позволяют определить качество прочтения учениками текста, степень заинтересованности романом, его героями. Не возникает сомнения, что речь идёт о Базарове, но на вопрос “Что это за человек?” большинство участников отвечать не решаются: высказаны предположения, заданы другие вопросы. Итак, цель работы выявлена: не стремясь к однозначной оценке, попытаться разрешить загадку, предложенную автором романа: “А сам-то господин Базаров, собственно, что такое?” Сейчас тему мастерской выносим на доску и записываем в тетради.

II этап

Размышляем над непривычностью формулировки: почему, рассуждая о центральном герое романа, Тургенев вместо “кто” говорит “что”? Результаты групповой работы выносим на общее обсуждение, в итоге которого приходим к выводу, что замена местоимений не свидетельствует о неуважительном, негативном отношении автора к герою, но отражает принципиальную позицию Тургенева: Базаров важен не столько как конкретный человек, сколько как тип, общественное явление, реалия времени.

III этап

Определив источники информации, которые помогут найти ответ на вопрос мастерской (самохарактеристика Базарова, авторские оценки, мнения о Базарове окружающих, суждения о нём литературных критиков), приступаем к групповой работе с текстом. Задача группы – проанализировать определённую сюжетную линию (Базаров и Павел Петрович, Базаров и Одинцова и т.д.), выявить роль этого сюжетного взаимодействия в раскрытии образа главного героя. Коллективно определяем направления наших изысканий: характеризуя героя в первую очередь как типичного нигилиста, особое внимание уделяем его социально-политическим, философским, эстетическим и нравственно-этическим взглядам. Самостоятельно отобрав для работы наиболее важные, информативные отрывки, участники группы выносят на совместное обсуждение результаты своих наблюдений. Затем группы обмениваются выводами. Результатом этого этапа работы становится таблица “Взгляды Базарова” (см. Приложение).

IV этап

Отмечаем явное несоответствие жизненной программы Базарова и его реальных поступков. Обращаемся к материалам критических работ (XIX и XX вв.) и выдержкам из статьи И.С. Тургенева “Гамлет и Дон Кихот”. Определяя позиции критиков, обращаем особое внимание на время написания статьи: Тургенев и его современники (Писарев, Антонович, Страхов) рассуждали о современном им, ещё не исследованном явлении, в то время как А. Генис и П. Вайль, С. Рассадин говорят о Базарове с позиций человека века XX. Афиширование группами результатов работы показывает, что в литературоведении нет единой позиции по отношению к герою Тургенева.

V этап

Итогом мастерской становится сочинение-рассуждение. Ученикам предложены две темы: “В чём феномен Базарова?” и “О Базарове и о себе…”. В качестве вспомогательного материала они используют сделанные в ходе мастерской записи, заимствуя одно существительное, одно прилагательное, один глагол.

Приложения:

Материалы, предлагаемые участникам мастерской:

  1. Тезисы статьи М.А. Антоновича “Асмодей нашего времени”.
  2. Тезисы статьи Д.И. Писарева “Базаров”
  3. Тезисы статьи Н.Н. Страхова “И.С. Тургенев “Отцы и дети”.
  4. И.С. Тургенев о Базарове
  5. О.Монахова, М.Стишова. “Отцы и дети”. Эпоха и роман.
    Русская литература ХIX века.- М.: ОЛМА – ПРЕСС, 1999.
  6. Е.Н.Басовская. Тургенев в поисках своего героя.
  7. Русская литература. Вторая половина XIX века.– М.: Олимп, “Издательство АСТ”, 1998.
  8. П. Вайль, А. Генис. Формула жука.
  9. Родная речь: Уроки изящной словесности. -3 –е изд. – 1999.

  10. Рассадин С. Б. Русская литература: от Фонвизина до Бродского. – М.: Слово/Slovo, 2001