Использование проектной технологии на уроках литературы

Разделы: Литература


Современная школа требует от учителя, особенно сельской малокомплектной школы , такой, в какой работаю я, совершенно новых подходов к организации учебно-воспитательного процесса.

В последние годы в федеральных и региональных научно-методических предметных журналах печатается много материалов о проектной технологии в обучении. Вначале этот термин меня, человека гуманитарного склада ума, напугал своим техническим звучанием. Однако изучив теоретические вопросы проектной технологии, я пришла к выводу, что она приемлема и при проведении уроков литературы.

Проектная технология позволяет реализовать личностно-ориентированный подход в обучении и самомотивацию школьника. Проекты удобны и тем, что они очень разнообразны по форме, содержанию, характеру доминирующей деятельности, по количеству участников, по продолжительности исполнения. Формы реализации проекта также различны: это может быть печатная работа, статья, доклад на конференцию, стенгазета, альманах, мультимедиапрезентация, творческий отчет и т.п.

В своей работе я использую технологию, предложенную преподавателем Татарского ИПКРО, Голиковой Г.А.. Используя данную методику, был смоделирован и проведен урок внеклассного чтения в 6 классе “Снежная сказка зимы” (по произведениям русских поэтов и писателей о зиме), итогом которого должна стать проектная работа учащихся.

Цели урока

обучающие: раскрыть характерные художественные особенности в изображении образа зимы в поэтических и прозаических произведениях, в произведениях живописи и музыки;

развивающие: развитие ассоциативного мышления, активизация творческой деятельности учащихся, дальнейшее формирование и развитие навыков интерпретации и анализа художественного текста;

воспитательные : воспитание эстетического вкуса, любви к литературе, искусству.

Оборудование: магнитофонные записи, DVD-диски с записями классической музыки :

Чайковского “Времена года”, Свиридова к повести Пушкина “Метель”, иллюстрации картин Шишкина “Зима”, И.Грабаря “Февральская лазурь”; сборники стихов, фотоматериалы. раздаточный материал: карточки с информацией о художниках, их картинах, композиторах, их музыкальных пьесах.;

Опережающие задания: вспомнить, повторить стихотворения о зиме, изученные ранее,   “зимние” песни.

Подготовительная работа: учащиеся до урока делятся на группы по интересам, что дает возможность реализовать гуманно-личностный подход в обучении и воспитании; на партах у учащихся заранее приготовлены листы бумаги, цветные карандаши, фломастеры, ножницы, клей.

Ход урока.

1. Оргмомент.

Учитель знакомит учащихся с целями и задачами урока.

- Ребята, сегодня мы будем читать стихи поэтов о зиме, слушать музыку, рассматривать картины, обсуждать их. К концу урока каждая группа должна собрать материал и создать проект “Образ зимы в произведениях русских поэтов и писателей”. Вы сами будете выбирать, в какой форме представить проект: в форме рукописного сборника, стенгазеты, номера школьной газеты и т.п.

2. Основная часть.

1 этап.

Учитель: Ребята, прежде чем начать разговор о стихах , давайте составим свои ассоциаграммы: то есть, нарисуем снежинку и на ее лучах запишем, что вы представляете, когда слышите слово

“зима” ёлка
игры радость
снег зима холод

(Каждая группа учащихся составляет свою ассоциаграмму, а затем обменивается ими, дополняет свои ).

Учитель: Итак, мы составили ассоциаграммы. У каждого из нас есть свое, запоминающееся представление о зиме, мы их собрали воедино, и у нас получилась зима яркая, блестящая, приносящая радость. А слово “ассоциаграмма” образовалось от слова “ассоциация”. Значение этого слова есть у вас на карточках, вы перепишете его в свои словари в свободное время.

2 этап.

1 задание. Учитель: А теперь прочитайте свое любимое стихотворение о зиме, если такого нет, выберите из тех, что записаны у вас на карточках. Стихотворение должно быть близко вашему представлению о зиме, вашему настроению.

(Учащиеся читают стихи, дают короткие комментарии к ним).

2 задание. Учитель: Вы очень хорошо прочитали стихотворения. А теперь выпишем из своих стихотворений наиболее яркие и выразительные слова и сочетания, при помощи которых автор создает запоминающийся образ зимы.

(Учащиеся выписывают эпитеты, метафоры, сравнения, например, из стихотворения Тютчева были выписаны сочетания:

Чародейкою-Зимою - зима- волшебница, изменила все вокруг;

лес околдован – своей волшебной силой зима околдовала лес;

снежной бахромою - неровный слой снега на ветках напоминает

бахрому скатерти;

неподвижною, немою чудной жизнью он блестит - в лесу тихо, но

жизнь продолжается и в зимнем лесу, снег блестит на солнце, и

создается ощущение , что ты попал в сказочный мир).

3 задание. Учитель: Используя выписанные нами сочетания, запишите небольшой рассказ об этом стихотворении , как поэт создает такие прекрасные образы.

(Учащиеся записывают свои высказывания)

3 этап.

Учитель: Вспомните “зимние” песни, спойте их. Как в песнях создается образ зимы?

(Учащиеся вспоминают песню в исполнении Глюкозы “А снег идет”, песню “Три белых коня” и отмечают, что тема зимы помогает авторам показать характер своих героев, их внутренний мир”).

А теперь послушайте музыку, написанную композитором Свиридовым к повести Пушкина “Метель” и подберите стихотворный или прозаический отрывок, который передает основной мотив музыкальной пьесы. Аргументируйте свой выбор.

(Учащиеся готовят ответы, затем выступают с ними; ответы обсуждаются, дополняются).

4 этап

Учитель: Ребята, посмотрите вокруг, представьте, что вы находитесь в картинной галерее, вы видите картины Шишкина, Грабаря, фотоматериалы. Выберите из представленных картин те, которые соответствуют вашему образу “зимы”, найдите информацию о художнике и выпишите ее для себя, подумайте, как художнику удается так искусно создать образ зимы. Запишите свои размышления.

5 этап

Учитель: А сейчас мы сами попробуем сочинить стихотворение. Очень давно в Японии была традиция: каждый человек должен был уметь писать стихотворения. Эти стихотворения состояли из 5 строчек, строгой рифмы и чередования ударных и безударных слогов не было, но в основе стихотворения лежали мысли и чувства автора. Эти стихотворения назывались танка. Мы с вами попробуем написать танка.

Мои условия такие: стихотворение должно состоять из 5 строчек.

1 строчка состоит из 1 слова,

2 строчка - из 2 слов,

3 строчка – из 3 слов,

4 сточка – из 4 слов,

5 строчка – из 1 слова.

В первой строчке дается тема стихотворения, 2-4 строчки раскрывают содержание стихотворения, а в последней, 5 строчке подводится итог, вывод, обычно это какая – то философская мысль.

(Учащиеся сочиняют стихотворения, записывают их в своих проектных работах ).

Учитель: А теперь придумайте и запишите название своего проекта, можно использовать стихотворные строчки, цитаты из прозаических текстов. Постарайтесь, чтобы название было ярким, запоминающимся, красивым. Закончите оформление своих проектов и приготовьтесь защищать их.

3. Защита проектов.

(Не все учащиеся могут сразу представить законченную работу, поэтому этот этап можно перенести на следующий урок, когда проектные работы учащихся будут готовы. Так, моими учащимися были представлены проекты стенной газеты, рукописного журнала, презентации: “Снежная сказка зимы (наши поэтические опыты)”, которая представлена в приложении №1 и

“ Снежное кружево зимы” (приложение №2)

Метод проектов позволяет формировать личностные качества, которые развиваются лишь в собственной деятельности индивида в процессе коллективной, групповой деятельности.

В первую очередь можно выделить такие качества, как умение работать в коллективе, брать ответственность за выбор, разделять ответственность, ощущать себя членом команды.

Метод проектов предполагает использование широкого спектра проблемных исследований, поисков методов, ориентированных на реальный практический результат, значимый для ученика, учителя, а с другой стороны, - целостную разработку проблемы, учитывая различные факторы и условия ее решения и реализации результатов. Как правило, в основе проекта лежит какая – то проблема. Чтобы ее решить, требуется владение большим объемом знаний и определенными умениями:

  • интеллектуальными (умение работать с информацией, с текстом, вести поиск информации, анализировать информацию, делать выводы);
  • творческими (умение генерировать идеи, умение находить множество вариантов решения задачи, проблемы, умения прогнозировать последствия тог или иного явления);
  • коммуникативными (умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, лаконично излагать мысли, находить компромисс с собеседником).

Основные требования к использованию методов проектов :

- наличие значимой проблемы;

- практическая и теоретическая значимость предполагаемых результатов;

- исследовательская, творческая (самостоятельная, групповая) деятельность;

- структурирование содержательной части;

распределение ролей и указание поэтапных результатов;

- использование исследовательских методов проектирования.

В литературе выделяются следующие этап разработки проектов:

а) обсуждение ситуаций, выявление проблемы;

б) выдвижение гипотез решения проблемы;

в) выявление возможных источников информации;

г) обсуждение оформления результатов;

д) работа в группах над поиском фактов и аргументов;

е) обсуждение методов;

ж) корректировка выводов;

з) рефлексия, выдвижение новых проблем.

Даже имея небольшой опыт работы по использованию проектного метода, могу отметить достоинства этой технологии:

  • повышение мотивации учащихся в учебе;
  • получение навыков самостоятельного поиска и обработки необходимой информации;
  • повышение самооценки учащихся, занимающихся выполнением проектной работы;
  • предоставление каждому возможностей самореализации;
  • развитие творческих способностей;
  • развитие коммуникативных навыков, умения работать в коллективе;
  • получение навыков презентации себя и своей работы в различных форм: устной, письменной с использованием новейших технологических средств.

Если все эти требования к проектному методу еще не выполнимы учащимися средних классов, то для старшеклассников они вполне приемлемы, и они уже готовы работать по этой технологии .

Так, в 11 классе был подготовлен и проведен урок в форме защиты проекта. Учащиеся заранее получили задание: разработать проект, отражающий жизнь и творчество поэта Набокова. Моя роль при подготовке к уроку заключалась в консультировании учащихся , основные же решения учащиеся принимали самостоятельно, и план урока был предложен самими учениками, мне же оставалось связать воедино внутреннюю структуру урока.

Тема урока “Я возвращусь когда – нибудь…” (жизнь и поэтическое творчество Владимира Набокова).

Цель: формирование знаний о судьбе и поэтическом творчестве В.В.Набокова, знакомство со стихотворениями поэта, совершенствование навыков интерпретации поэтического текста, развитие навыков самостоятельной работы с литературно – критическим материалом, развитие навыков работы в группах; развитие речи учащихся, патриотическое воспитание учащихся.

Оборудование: поэтические сборники, фотоматериалы, отражающие жизнь поэта,

мультимедиапрезентация “Кто меня позовет…”, публикация “Набоков о писателях и творчестве”, музыкальная запись песни “Как упоительны в России вечера” в исполнении группы “Белый орел”.

Форма проведения урока: защита учащимися творческих проектов.

Ход урока:

1. Оргмомент.

2. Формирование новых знаний:

а) вступительное слово учителя. “Трудно говорить о такой безмерности, как поэт. Откуда начать? Где кончить? И можно ли вообще начинать и кончать, если то , о чем я говорю и думаю – Душа – есть все – повсюду, вечно”-, написала М, Цветаева (“Литература в школе”, №5, 1990; стр.95). Поэтесса размышляет, откуда начать? Мне кажется, я нашла ответ: нужно начать со стихов поэта, так как критики верно заметили особенность набоковских стихов: “Он исповедовался в своих стихах…”

б) 1 группа учащиеся читает стихи поэта и представляет свой проект – таблицу, отражающую ключевые слова и тематику его стихотворений:

Стихотворение Ключевые слова, образы Тема стихотворения
“В поезде” Смех, весна, рябина возле клена Воспоминания, тоска по Родине
“В хрустальный шар заключены мы были…” Хрустальный шар, блаженно- голубой Несоответствие реальной жизни мечте, жизни, придуманной лирическим героем
“Сельское кладбище” Солнце, сирень, кресты Предчувствие трагедии
“Домой” Жаворонок, дорога, куст ольховый, ивы Любовь к родному дому, тоска по родным краям
“Березы” Зеленое сияние, воздух свежий, гроза,, радуга, это жизнь моя Неразрывная связь человека с природой, любовь к природе
“Расстрел” Россия, звезды, в черемухе овраг Тоска по Родине
“Паломник” Усадьба отчая, поля, голуби Грусть о родной стороне, мечты о возвращении на Родину
“Отвяжись, я тебя умоляю”   Тоска по Родине
“Кто меня позовет…” Меж рябин и берез зеленеющий дом, домой, далекий край Тоска по Родине

Таким образом, мы видим , что в творчестве Владимира Набокова основное место занимают ностальгические мотивы, тема утраченной Родины. С чем же это связано?

в) 2 группа учащихся представляет свой проект – презентацию “Кто тебя позовет…” о жизни поэта Набокова (приложение № 3) и рассказывает об основных фактах биографии Набокова,

д) 3 группа представляет проект – публикацию “Набоков в воспоминаниях современников” (приложение № 4),

г) 4 группа представляет сообщения “Эволюция лирического героя” (приложение №5) и

“Особенности поэтического творчества поэта” и в заключение читает стихотворение, посвященное Набокову, написанное самими учащимися:

В хрустальный шар заключены вы были,
Весь мир у ваших ног блаженно – голубой;
Но грубо шар хрустальный тот разбили,
Нарушен сладкий ваш покой.

Но в сердце Россия осталась навеки,
Звала и манила с других берегов,
Забыть не смогли вы тихие реки,
В оврагах черемуху, свежесть лугов.

И ночью вас память часто уносит
Туда, где счастливое детство прошло,
Туда, где шумят печально березы,,
Туда, где от вас ваше счастье ушло.

3. Этап рефлексии, подведение итогов урока.

Учитель: Всю жизнь Набоков “вздыхал” по утраченной Родине, мечтал вернуться , знал о своем возвращении. “Я думаю, ты будешь таким писателем, какого еще не было, и Россия будет прямо изнывать по тебе, когда слишком поздно спохватится…” Эти слова, написанные о главном герое романа “Дар”, как будто сказаны о самом Набокове. Действительно, мы спохватились, хотя и поздно. Хорошо, что хоть после смерти он возвращается к нам своими произведениями.

…под черной тучей глубину
закат, бывало разрумянит, -
и так в Россию вдруг потянет,
обдаст всю душу тошный жар,_
особенно когда комар
над ухом пропоет в безмолвный
вечерний час,- и ноет грудь
от запаха черемух. Полно,
я возвращусь когда – нибудь.

Звучит песня “Как упоительны в России вечера” в исполнении группы “Белый орел”.

В условиях предпрофильной и профильной подготовки овладение учащимися навыками самостоятельной работы, используя интеграцию учебных предметов, особенно важно, и проектный метод может стать основным при организации учебно-воспитательного процесса.