ЦЕЛИ:
- углубить знания учащихся о личности В. С. Высоцкого,
- показать высокую гражданственность его самобытной оригинальной поэзии подчеркнуть силу его стихов и песен.
На примере творчества В. С. Высоцкого, который “воплотил в себе боль и совесть нашего времени ”, воспитывать у учащихся стремление занимать активную жизненную позицию, бороться не только за чистоту и искренность человеческих отношений, красоту окружающего мира, но против всего, что оскорбляет и порочит наше общество.
Развивать устную речь учащихся, умение свободно владеть словом, чувствовать и передавать в пении, чтении наизусть то, что тревожит, волнует автора, а также свое собственное отношение к поднятой им проблеме, развивать артистические, художественные способности ребят.
Оформление зала: на сцене портрет В. С. Высоцкого с гитарой, справа – эпиграфы:
Как там у Вас с мерзавцами? Бьют?
Поделом. Ведьмы вас не пугают шабашем?
Но не правда ли, зло называется злом даже там,
в Светлом будущем нашем?
Среди нехоженых путей
Один-путь мой.
Среди невзятых рубежей
Один – за мной.
( В. С. Высоцкий. )
На сцене интерьер комнаты: письменный стол, два кресла, подсвечник, гитара, прислоненная к стене.
(Звучит песня В. С. Высоцкого “ Я не люблю”. )
Ведущий: Дорогие друзья ! Мы рады приветствовать вас на вечере, посвященном В. С. Высоцкому, самобытнейшему русскому поэту неповторимому исполнителю своих песен . Это вечер-беспокойство, вечер-размышление с Высоцким и о Высоцком, это дань памяти человеку, который воплотил в себе боль и совесть нашего времени. Голос его звучит с пластинок, старых магнитофонных лент, записанных пиратами, размноженными еще при жизни. Нет, нельзя сказать, что признание к нему запоздало.
Ведущий: 25 января 1997 года ему исполнилось бы 59 лет, но 25 июля 1980 года остановилось его сердце.
Чтец:
Ты сгорел, ты погиб, ты - не умер!
Крест поставил за нас на себе.
Нервом песни твоей, болью думы
Ты остался в российской судьбе!
Чтец: Давно утихли споры. . . Рассеялась интригующая дымка недосказанности, досужих домыслов.
Чтец:
Да, был такой талант высокий
Так оцени, двадцатый век,
Каким он был, твой сын Высоцкий,
Поэт, Артист и Человек!.
Ведущий: Впервые голос В. С. Высоцкого стал знаком многим людям в начале 60-х годов. Постепенно песни Высоцкого вошли в жизнь, нашли отклик в душе. Это оказались те песни, которые строить и жить помогали. К ним хотелось обращаться вновь и вновь. Всегда такое впечатление, будто рядом плечо друга.
(Песня “Если друг. . . ” )
Чтец: С восьми лет писал всякие вирши, детские стихи про салют. А потом, когда стал постарше, писал всевозможные пародии. Первые мои песни были блатными. Я писал их как пародии на блатные темы . И простоту этих песен я постарался протащить через время и оставить ее в песнях, на которых лежит более сильная, серьезная нагрузка.
(Песня “ Большой Каретный” )
Чтец: оказывается, можно переосмыслить народные сказки таким образом, чтобы они звучали, как политический памфлет, написанный сегодня, сейчас. Можно рассказать о Великой Отечественной войне так, как говорили о ней сами солдаты. (Звучит песня “ Сыновья уходят в бой”, “ Як – истребитель ”.) Песни о войне – это, прежде всего, песни настоящих людей, сильных, усталых мужественных, добрых, таким людям можно доверить и собственную жизнь, и Родину.
(Звучит песня “Он вчера не вернулся из боя”)
Чтец:
Я бодрствую.
И вещий сон мне снится -
Не уставать глотать мне горькую слюну:
Мне объявили явную войну
Организации, инстанции и лица.
За то, что я нарушил тишину.
За то, что я хриплю на всю страну,
Чтоб показать – я в колесе не спица.
Чтец: Суровый. мужественный, гордый, резкий, бескомпромиссный, неистово гневный, насмешливый. . . Таким мы видим Высоцкого. Но друзья знали его и иным: заботливым, преданным, щедрым, гостеприимным, нежным, ласковым, лю-бящим. А любовь для него – чудо, надежда, счастье, без нее – нет жизни.
Я дышу, и, значит, я люблю.
Я люблю, и, значит – я живу.
Все его стихи о любви, написанные в последние двенадцать лет жизни, посвящены ей – любимой, жене, другу- Марине Владимировне Поляковой, Марине Влади, знаменитой французской актрисе, дочери русских эмигрантов.
Чтец:
Не сравнил бы я любую с тобой -
Хоть казни меня, расстреливай.
Посмотри, как я любуюсь тобой,
Как Мадонной Рафаэлевой.
Чтец: Они подписывали свои письма необычно: "Ты ”. Эта подпись появилась после того, как Марина Влади и Высоцкий услышали однажды красивую индийскую притчу. В день свадьбы невеста заперлась по обычаю в новом доме. Спустилась ночь, жених стучит в дверь, она спрашивает: “Кто там?”
Он отвечает: – "Это я ”. Она не открывает. Наконец он снова приходит. Она спрашивает: "Кто там? "Он отвечает: – “Это Ты”.
(Звучит музыка дополняется вальс, читается стихотворение "Баллада о любви ”)
Ведущий: Это была красивая „длившаяся много лет духовная связь бесконечно талантливых людей. Марина пыталась замедлить его бешенный темп – вдвоем трудно так нестись по жизни. Отчасти ей это удалось. Во всяком случае, она продлила его век. За два дня до смерти он написал в открытке, которую не успел послать: "Я жив двенадцать лет тобой. . . ”
Чтец: Темп жизни Высоцкого был необычайно стремителен. Он всегда жил очень быстро. Быстро работал, быстро ел. быстро передвигался, на сумашедшей скорости водил машину, не выносил поезда, летал самолетом. В последнее время его жизненный темп достиг предела.
(Звучит песня “Кони привередливые”)
Ведущий: Россия – страна поэтов. Она любит поэзию. Но любовь к Высоцкому уникальна, ее можно сравнить с Есениным. . . Такие личности, как Есенин, Маяковский -колоссальны, исмерть их вызвала шоковое состояние. Смерть Высоцкоготоже потрясла
Чтец: Любимым его героем был Гамлет. Последний спектакль был назначен на 27 июля 1980 года, а 25 июля Высоцкого не стало. В театре на Таганке был установлен пастомент. В газетах не было ни одного некролога о нем.
Чтец: (держит в руках свечу)
Восстаньте из тлена расслабленной жизни,
Боритесь за правду.
Восстаньте из лжи,
Любите, как он, с болью в сердце, Отчизну,
Тогда будет право сказать, что он жив.
Не лезьте руками немытыми в душу,
Сражайтесь отчаянно с тем, кто спесив,
Живите, чтоб чести закон не нарушить,
Тогда будет право сказать, что он жив.
Живите без сплетен, без выстрелов в спину,
Не ставьте подножки, себя обелив,
Умейте увидеть лицо, не лучину,
Тогда будет право сказать, что он жив!
(Cвеча горит на столе. занавес закрывается. )