Урок рассчитан на учащихся старших классов (9-11 кл.)
Урок внеклассного чтения поднимает актуальную в наше время нравственную проблему межнациональных отношений. Основная задача урока – подвести детей к пониманию того, что не бывает плохих народов, а межнациональные конфликты основаны на ложных идеях превосходства одних людей над другими, межнациональная рознь неминуемо ведёт к насилию и жертвам.
Решая воспитательную задачу, учитель совершенствует литературоведческие навыки учащихся по анализу художественного текста (определение основной мысли отрывка через подбор эпиграфа, повторение понятий положительный и отрицательный вопрос, время и пространство художественного произведения).
Для актуализации темы проводится микроисследование мнений в коллективе, исследуются исторические документы, для активизации мышления учащихся используются проблемные вопросы и обращение к личной эмпатии учащихся.
Итогом размышлений учащихся на уроке станет творческая работа, предполагающая осмысление нравственной проблемы, поднятой писателем в произведении, и обращение к культурным традициям других народов.
Цели:
- Общая – подвести детей к пониманию того, что не бывает плохих народов, а межнациональные конфликты основаны на ложных идеях превосходства одних людей над другими, межнациональная рознь неминуемо ведет к насилию и жертвам.
- Частная – совершенствовать навыки анализа художественного произведения (определение основной мысли отрывка через подбор эпиграфа, повторение понятий положительный и отрицательный герой, время и пространство художественного произведения)
План:
- Актуализация темы. Микроисследование.
- Проверка индивидуального домашнего задания. Историческая справка.
- Чтение эпизодов о депортации населения Кавказа. Анализ эпизода
- Положительный и отрицательный герой.
- Время и пространство художественного произведения.
- Определение основной мысли отрывка через подбор эпиграфа
- Творческая работа.
Ход урока
1. Актуализация темы. Микроисследование.
Национальная рознь, национальная вражда... Нетерпимость к человеку с другим языком, цветом кожи, другой культурой. То в одной стране, то в другой вспыхивают межнациональные конфликты. Что стоит за этим? Что питает это чувство? Попробуем провести небольшое микроисследование по этой теме:
На чем держится национальная вражда?
A) личная неприязнь
Б) превосходство одних народов над другими
B) идея, объединяющая людей
Г) собственный вариант
(Подведение итогов анкетирования и социализация результатов)
Вывод: действительно, редко межнациональная вражда держится на личной неприязни, тем более, нельзя утверждать, что какой-то один народ превосходит другой, нет плохих народов, есть плохие люди; скорее всего, национальные конфликты вспыхивают из-за идей, культивируемых теми, кто рвется к власти любой ценой.
Сегодня в центре нашего внимания эта тема, рассматриваемая сквозь призму детских судеб повести А. Приставкина" Ночевала тучка золотая".
2. Проверка индивидуального домашнего задания.
1). Историческая справка о переселении народов Кавказа в 30-40 г.
В конце 30-х годов – начале 40-х в нашей стране произошли трагические события: насильственно переселялись с Кавказа целые народы по личному указанию Сталина. Воспроизвести эти события помогут некоторые документы, сохранившиеся в архивах государства.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ОБОРОНЫ
Товарищу Сталину
"Докладываю об итогах операции по выселению чеченцев и ингушей. Выселение было 23 февраля в большинстве районов, за исключением высокогорных населенных пунктов.
По 28 февраля выселены и погружены в железнодорожные эшелоны 478479 человек, в том числе 91250 ингушей. Погружены 180 эшелонов, из которых 159 уже отправлены к месту нового поселения...
Л.Берия. 1.03.1944 г".
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ОБОРОНЫ
Товарищу Сталину
"...В проведении операции принимали участие 19 тысяч оперативных работников НКВД_ГКГБ и Смерш и до 100 тысяч офицеров и бойцов НКВД, стянутых с различных областей. В результате проведенных 3-х операций выселено в восточные районы СССР 650 тысяч чеченцев, ингушей, калмыков и карачаевцев.
7.03.44 г. Нарком Внутренних дел Союза ССР Лаврентий Берия".
Лаврентий Берия был награжден за эту операцию орденом Суворова 1-й степени, орденом, которым по статусу должны награждаться командующие фронтов и армий за победу в боях в масштабе фронтовой или армейской операции.
Из записки заведующего сектором отдела административных органов ЦК КПСС В. Текунова и сотрудника Главной прокуратуры Т. Дорофеева от 31.10 1956 г.:
"По заявлению товарища Мальсагова и других жителей Галанчжогского района, необходимых средств для перевозки через горы детей, больных и престарелых людей подготовлено не было, а имеющиеся у населения лошади и буйволов в день переселения были изъяты. В связи с этим жители должны были совершить двух-трехсуточный переход по заснеженным горным тропам. Собранным на хуторе Хайбхой жителям Сельсовет, представители НКВД предъявили, что все больные и престарелые должны остаться на месте для лечения и перевозки в плоскостные района. По свидетельству очевидцев, значительное число граждан, в основном женщины с детьми, больные и старики были отделены от общей колонны.
После увода переселяемых солдаты завели оставленных жителей в большой колхозный сарай и подожгли его, а находившихся там людей стали расстреливать из автоматов и пулеметов".
За скупыми строчками документов кроются судьбы миллионов людей, тысячи из которых так и не доехали до своей новой родины, умирая в пути от тифа и голода.
После 20 съезда КПСС кавказская акция будет названа своим именем: беззаконие, произвол.
Репрессированным народам будет разрешено вернуться на земли отцов, вновь будет восстановлена их автономия. Это будет только в 1957 году.
2) Чтение эпизодов о депортации населения.
Зачитайте эпизоды, в которых автор изображает высылаемых с Кавказа людей. (гл. 6).
– Почему встреча главного героя со " странным вагоном" изображена задолго до трагических событий в жизни детей на Кавказе?
("Об одном, что видел тут, на станции, он промолчал. О странных вагонах на дальнем тупике за водокачкой... И забылась, стерлась странная такая встреча на станции Кубань с эшелоном, из которого к нам тянули руки наши сверстники: "Хи! Хи!" Наши поезда постояли бок о бок, как два брата-близнеца, не узнавшие друг друга, и разошлись навсегда, и вовсе ничего не значило, что ехали они – одни на север, другие – на юг. Мы были связаны одной судьбой").
Так задолго до трагических событий в жизни детей Кавказа автор намечает будущий конфликт повести.
3. Анализ эпизода ( гл. 29).
Обратимся к эпизоду "Колька и Алхузур". Почему один из Кузьменышей, потеряв свою вторую половинку, принял Алхузура, который, ничем не был похож на брата? Что это, может, просто привычка, что рядом есть кто-то?
У детей все определяется гораздо проще: главное не национальность, а нравственные качества человека.
Проследите по тексту, приведите примеры, как крепнет дружба детей. (Алхузур выкармливает Кольку во время болезни. Колька раскрывает тайну " заначки". Спасение солдата.. Клятва на крови.)
Почему Кольку в отличие от Алхузура не трогает разорение кладбища? Воспитывавшийся в детдоме, он был оторван от семьи, лишен корней, поэтому страх Алхузура ему не понятен.
4. Положительный и отрицательный герой (гл. 29-30).
– Рассматривая главы повести, мы встретимся и с эпизодическими героями. Дети-сироты, русский мальчишка Колька и чеченец Алхузур, спасаясь от бесплодной ненависти взрослых, скрываются в полуразрушенном доме и от солдат, и от чеченцев. Найдите и зачитайте эти эпизоды.
– Ваше мнение, почему Алхузур так панически боится солдата, прячется от него, скрывая лицо?
Для чего советские солдаты выламывают огромные каменные плиты, могильные камни, и вывозят их, сбрасывая в ущелье?
Почему чеченец хотел убить Кольку?
Можно ли солдата и чеченца считать отрицательными героями?
В повести прослежен механизм разжигания национальной вражды, взаимного ожесточения.
Солдатам внушается мысль, что все чеченцы– предатели, враги, к ним не может быть никакой жалости. Жестокость к ним была как бы санкционирована, оправдана. А чеченцы видят врагов во всех, кто оказался на их земле, поэтому жгут дома, убивают мирных жителей, даже детей.
Солдат и чеченец, которые повстречались детям, озлоблены кровавым противостоянием, но еще способны на сострадание: солдат, возможно, поняв, что дрожащий мальчишка – чеченец, не трогает его, а горец, уступив мольбам Алхузура, оставил в живых русского ребенка.
5. Время и художественное пространство произведения.
А.Приставкин, внезапно раздвигая временное пространство произведения, в 30 главе рисует ветеранов тех событий, собравшихся в бане за кружкой пива. – Найдите эпизод, зачитайте. ("Встали, Виктор Иванович выходил первым и продолжал рассказывать:
Помню, по Аргуни шли... Речка такая... На ишачках, значит, одиннадцать ишачков, я второй... Он как полоснет с горки из пулемета! Двое упали, а мы, остальные, отползли за выступ! Настроили миномет и по той горке, где он засел, как дали... Горку ту срезали, ни пулеметчика, ни пулемета! Клочка одежды не нашли. У нас ведь как положено: голову тащишь в штаб, а там кто-нибудь из них опоздает и вычеркнет из списков: Ахмет или еще кто... Ну, там до весны орден не дали, а потом татар из Крыма переселял... Больше на тот свет... Калмыков, литовцев... Тоже злодеи фашисты, сволочи такие...
И вдруг я услыхал что-то уже знакомое, слышанное давным-давно. Наверное там, на Кавказе.
– Всех, всех их надо к стенке! Не добили мы их тогда, вот теперь хлебаем.")
Как вы думаете, для чего нужно изменение времени повествования, перенесение из 40-х в 80-е годы, для чего необходим разрыв художественного пространства?
Автор намеренно использует этот прием, чтобы показать, что прошли годы, но пламя межнациональной вражды не погасло, оно тлеет и в любую минуту может вспыхнуть с новой силой. Эти слова звучат как предупреждение всем нам, ныне живущим.
б.Определение основной мысли урока путем подбора эпиграфа.
Какие строчки из стихотворений могли бы стать, по вашему мнению, эпиграфом к уроку? Объясните свой выбор.
Я думал: "Жалкий человек.
Чего он хочет"...
Небо ясно,
Под небом места много всем,
Но беспрестанно и напрасно
Один враждует он – зачем?"
М.Ю. Лермонтов "Валерик"
Двадцатый век сурово хмурит брови.
Мы – дети века, стыд нам и позор.
Ведь никогда так много лжи и крови
Не проливалось до сих пор.
Расул Гамзатов
Ни голос памяти правдивой
Сулит беспамятность, беду...
Кто прячет прошлое ревниво,
Тот вряд ли с будущим в ладу.
А.Т. Твардовский
– Каждое из этих четверостиший по–своему перекликается с темой урока.
Действительно, зачем же враждуют люди? На вопрос Алхузура: " А зачем они стреляют? Ты понимаешь?", Колька отвечает просто: "Я думаю, что никто не понимает". И как горький упрек всем взрослым, по чьей вине страдают дети, Алхузуром задумчиво произнесены слова:" Но они же большие... Они же умные... ".
Человечество стремительно движется вперед , XXI век знаменуется все новыми и новыми открытиями, единственное, что не меняется и не поддается объяснению, – это людское самоистребление. Нет ответа на наивный детский вопрос героя повести: "Разве нельзя сделать, чтобы никто никому не мешал, а все люди были живые?"
Только память о трагических ошибках прошлого может спасти нас от повторения их в настоящем и будущем.
7. Творческая работа.
(Выполняется одно задание по выбору учащихся)
1. Можно ли произведение А.Приставкина назвать повестью-предупреждением? Дайте развернутый письменный ответ.
2. Есть ли среди ваших знакомых люди других национальностей? Что вы знаете о традициях и культуре этих народов?