Современный читатель. Урок русской литературы в 11-м классе

Разделы: Литература


Цели:

  • обобщить знания учащихся по поэзии Серебряного века, раскрыть многообразие творческих судеб и поэтических стилей;
  • раскрыть индивидуальность каждого ученика в восприятии поэтического текста близкого ему автора через представление самостоятельно составленного сборника стихотворений этого поэта.

Форма проведения: урок-презентация поэтических сборников.

Продолжительность: 2 урока по 40 минут без перерыва.

Подготовительная работа: перед началом изучения темы “Поэзия Серебряного века” учащимся предлагается составить сборник стихотворений любимого поэта начала XX века, чье творчество не включено в обязательную программу изучения (например, поэзия О.Мандельштама, А.Крученых, Саши Черного, Тэффи, З.Гиппиус, С.Маршака и др.).

Сборник должен отвечать следующим требованиям:

  • художественно оформленный титульный лист, отражающий название сборника, имя автора;
  • вступительная статья составителя сборника о принципе подбора стихотворений и краткими сведениями о поэте и его творчестве;
  • подборка стихотворений (не менее 15);
  • комментарий к одному из стихотворений (по плану анализа лирического произведения);
  • оглавление;
  • список использованной литературы.

ХОД УРОКА

Оформление: фотографии поэтов Серебряного века.

I. Вступительное слово учителя.

Культура Серебряного века поражает обилием талантов и многообразием художественных поисков. Почти полувековое царствование реализма, прославленное именами Пушкина, Лермонтова, Гончарова, Достоевского, сменилось эпохой безудержного творческого эксперимента. К сожалению, школьная программа не дает возможности подробно говорить обо всех представителях литературы Серебряного века, но этот пробел мы попытаемся сегодня восполнить. Наш урок – это знакомство с ярчайшими личностями, индивидуальностями. Вам предстоит выступить в роли читателей, слушателей и непривычной, даже, можно сказать, незнакомой, роли - роли издателей.

II. Подготовительный этап.

Рекомендации учителя по представлению поэтических сборников, после чего учащимся дается время на подготовку к выступлению (для удобства дальнейшей работы каждому ученику выдается план, по которому он будет представлять свой сборник).

План представления поэтического сборника.

1. Подумайте, как начнете свое выступление: первое предложение должно “зацепить” слушателей.
2. Представьте поэта, название сборника, эпиграф (если есть).
3. Объясните, почему именно этот поэт был выбран вами. По какому принципу отобраны стихотворения в сборник? (можно рассказывать с опорой на статью от составителя)
4. Прочитайте одно из стихотворений поэта.
5. Подумайте, как закончите свое выступление: последнее предложение должно запомниться слушателям

Не забывайте, что время выступления ограничено! (5–7 минут).

III. Основная часть.

Учитель обращает внимание учащихся на необходимость внимательного прослушивания ответов выступающих, чтобы затем принять участие в обсуждении представленных сборников, например, по таким аспектам:

– степень заинтересованности выступающего в теме;
– умение заинтересовать других;
– умение отбирать важный и интересный (для себя и для других) материал;
– способность убедительно и эмоционально говорить;
– умение выразительно читать стихотворение и др.

Презентация поэтических сборников учащимися. Выступления могут быть представлены по направлениям Серебряного века: символизм, акмеизм, футуризм и др. Обсуждение сборников, ответы “составителей” на вопросы “читателей”.

IV. Работа экспертных групп.

Распределение учителем на рабочие группы (не более 4 человек). Учитель ставит перед группой следующие задачи:

1. Выберите сборник для экспертизы. Проанализируйте его название, принцип отбора стихотворений, статью от составителя.
2. Проанализируйте основные разделы сборника.
3. Проанализируйте оформление сборника (титульный лист, вступительная статья, количество включенных стихотворений, оглавление, комментарий одного стихотворения).
4. Какие авторские находки Вы отметили? Что показалось Вам неудачным?
5. Какие рекомендации Вы бы дали автору поэтического сборника?

После устного обсуждения сборника в группе, учитель обращает внимание на вторую часть темы урока – “Современный издатель”: чтобы книга была издана, необходимо заключение редакционного совета. В связи с этим группе предлагается написать резюме на один из сборников. Для работы предлагается памятка и “шаблонка” (Приложение 1) для написания резюме. Время работы в группе – 15 минут.

Памятка “Как написать резюме на книгу”

Резюме (франц.) – краткое изложение сути написанного или прочитанного, краткий вывод, итог чего-либо.

1. Автор поэтического сборника: имя, фамилия, класс.
2. Название сборника; фамилия, имя поэта Серебряного века.
3. Особенности вступительной статьи: обоснованность выбора поэта, стихотворений, заинтересованность автора сборника в выборе темы и др.
4. Особенности оформления титульного листа.
5. Формат сборника.
6. Дополнительные сведения в сборнике.
7. Достоинства сборника.
8. Недостатки сборника.
9. Рекомендации составителю.

Озвучивание составленных группами резюме.

V. Рефлексия.

Подведение итогов урока: каждому ученику предлагается ответить на вопросы

  • Какой опыт я приобрел как читатель?
  • Какой опыт я приобрел как издатель?
  • Какой опыт я приобрел как слушатель?

VI. Домашнее задание.

Ответить на вопросы о поэтах Серебряного века и их творчестве. (Приложение 2)

Приложение 1

Резюме на поэтический сборник поэта серебряного века

Автор-составитель поэтического сборника: (имя, фамилия, класс)

Название сборника: (фамилия, имя поэта серебряного века)

Особенности вступительной статьи:

Особенности оформления титульного листа:

Формат сборника:

Дополнительные сведения в сборнике:

Достоинства сборника:

Недостатки сборника:

Рекомендации составителю:

Приложение 2

Проверь себя

1. Автор сборников “Ярь”, “Перун”, друг С. Есенина.

2. Черты какого литературного направления пародийно преувеличил Осип Мандельштам “Страшный контрданс “соответствий”, кивающих друг на друга. Ни одного ясного слова, только намеки, недоговаривания. Роза кивает на девушку, девушка на розу. Никто не хочет быть самим собой”.

3. Хозяин гостеприимного дома в Коктебеле.

4. “Я – изысканность русской медлительной речи,
Предо мною другие поэты – предтечи,
Я впервые открыл в этой речи уклоны,
Перепевные, гневные, нежные звоны”.

Автор строк

5. “Когда умирают кони – дышат,
Когда умирают травы – сохнут,
Когда умирают солнца – они гаснут,
Когда умирают люди – поют песни”.

Автор строк

6. “Я – тишайшая, я – простая,
“Подорожник”, “Белая стая”…”

Автор строк

7. К какому литературному направлению были близки ниже названные поэты:

а) Д. Бурлюк, В. Хлебников, В. Маяковский, В. Каменский;
б) Д. Мережковский, З. Гиппиус, К. Бальмонт, В. Брюсов;
в) А. Ахматова, М. Кузьмин, Н. Гумилев, О. Мандельштам, С. Городецкий.

8. Соотнесите литературные псевдонимы и настоящие имена поэтов:

Андрей Белый
Анна Ахматова
Игорь Северянин
Саша Черный
Тэффи
Доктор Фрикен
Самуил Маршак
Анна Горенко
Александр Гликберг
Надежда Лохвицкая
Игорь Лотарев
Борис Бугаев

9. Соотнесите названия поэтических произведений с соответствующими литературными течениями: “Эгополонез”, “Здесь и там”, “На аэродроме”, “Жираф”, “Перевертень”, “Безглагольность”.

10. В “Некрополе” В.Ф. Ходасевич так описывает этого человека: “Его вид поколебал мое представление о декадентах. Вместо голого лохмача с лиловыми волосами и зеленым носом – я увидел скромного молодого человека с короткими усиками, бобриком на голове, в пиджаке обычнейшего покроя, в бумажном воротничке. Он не любил людей, потому что прежде всего не уважал их. Конечно, он видел свое полное одиночество”. Кто этот человек?