Тип урока: Защита проектов.
Работа велась в пяти группах, сформированных по принципу психологической совместимости.
Оборудование: сборники стихотворений А. Ахматовой, воспоминания современников, критические статьи, фотографии разных лет, видеоаппаратура для просмотра видеосюжетов, музыкальное сопровождение, плакат с изображением Фемиды, кирпичная стена (плакат), колючая проволока (оформление 30-40-х годов), свеча, маркеры на каждого учащегося и большой лист бумаги или два – три ватмана для рекордеров; таблица наблюдений за ходом защиты для каждого; критерии оценки выступлений других групп (кладётся один на группу).
Цели проекта:
- расширение поисково-исследовательского характера учебной деятельности учащихся;
- приобщение к культуре исследования;
- воспитание индивидуальной, творчески активной личности, способной к самообучению и саморазвитию, умеющей контролировать и объективно оценивать собственную работу (развитие языковой рефлексии), представлять продукт своей деятельности.
Характеристика проекта, подготовленного к защите.
По характеру доминирующей в группе деятельности:
- исследовательский;
- творческо-исследовательский;
- роле-игровой;
- творческо-информационный;
- практико-ориентированный.
По предметно-содержательной области: межпредметный (литература-история, т.к. эта тема не может быть рассмотрена вне связи с эпохой).
По количеству участников: коллективно-групповой
По характеру контактов: внутриклассный
По продолжительности: средней продолжительности.
Этапы работы над проектом (технология)
1. Замысел проекта.
- разрабатывался по совместной инициативе учащихся и учителя;
- проект стал значимым для учащихся старшей школы.
2. Постановка проблемы
- когнитивный метод – ведущий;
- выяснение актуальности поставленной проблемы.
Актуальность темы обусловлена возрастающей социальной значимостью воспитания истинного гражданина и патриота, и в этой связи формирование представления о творчестве А. Ахматовой как ярко выраженной гражданской позиции.
3. Этап выдвижения гипотез
- коллективное конструирование версий на вопрос и проблему;
- разделение на группы;
- постановка частных задач внутри каждой группы;
- определение основных методологических понятий исследования.
4. Планирование
- составление плана работы для доказательства выдвинутой гипотезы;
- распределение заданий между членами группы.
5. Выполнение
- сбор информации, создание “информационного багажа”.
6. Пошаговый анализ материала
- синтез и анализ найденной информации, необходимой для доказательства предложенной гипотезы;
- обоснование практического применения результатов (в данном случае – воспитание гражданина);
- оформление проектных частей.
7. Социализация – защита выполненной работы
Ход урока
Создание психологического комфорта на уроке – важнейшее условие заключительного этапа работы над проектом. Оформление и звуковое сопровождение призвано стать индуктором положительных эмоций, творческого погружения в эпоху, а также реализации идеи свободного творчества учащихся, активного преломления темы в условиях групповой работы в соответствии с творческими склонностями на основе знаний и умений, приобретенных на уроках литературы.
I. Оргмомент. Вступительное слово учителя – 3 минуты
Деятельность учащихся: запись темы, эпиграфа, внимательное прослушивание инструкции по защите и выполнению работы во время урока.
Музыкальное сопровождение, обращение к портретной галерее.
Сегодня мы продолжаем разговор об А. Ахматовой, женщине-поэте, с одной стороны мягкой и таинственной, а с другой – твердой, прямой, открытой. Ахматова всегда вызывала неослабевающий интерес: и в период славы, и во время запрета. Ее творчество вызывало горячие споры, как во времена советской власти, так и в настоящее время, у современников осталось множество вопросов. На этом уроке речь пойдет об одном из таких проблемных вопросов – гражданственности и способах ее выражения в творчестве.
Инструкции.
Сегодня мы завершаем большую работу, где каждый из вас попытался проявить себя как литературовед-исследователь, и результат деятельности в группе представит в форме литературного проекта избранного типа. Представляемые группами исследования должны вами оформляться в виде основных тезисов в предложенной таблице, имеющейся на столе у каждого. Также вам предстоит оценить проекты своей и других групп по предложенным критериям:
- № группы, исследованный период творчества
- 1. а) глубина знаний по предлагаемому
этапу;
б) умение анализировать материал, логически выстраивать доказательства;
в) умение выделять главное;
г) умение аргументировать и доказывать свое мнение;
д) умение самостоятельно делать выводы;
е) умение уместно цитировать; - 2. а) оценка уровня творчества при
защите;
б) умение привлечь внимание аудитории, заинтересовать собственным исследованием;
в) оригинальность защиты; - 3. оценка наглядности:
а) полнота доказательств;
б) уместность отраженного;
в) грамотность;
г) эстетика. - 4. а) оценка ораторского искусства;
б) умение вести дискуссию: грамотно и полно отвечать на вопросы одноклассников.
Оценочные бланки на столе у каждой группы.
В конце урока мы должны с вами знать становление и развитие темы гражданственности в творчестве А. Ахматовой; понимать авторскую точку зрения и уметь интегрировать полученные знания в современных условиях, аргументировать и доказывать свою точку зрения.
Эпиграфом к уроку взяты слова поздней Анны Андреевны Ахматовой, Ахматовой 60-х годов – периода жизни, который не вошел в наше исследование, но как самый “старший” этап творчества, являющий синтез всех тем, идей, направлений и взглядов: “Меня, как реку, суровая эпоха повернула”.
II. Создание проблемной ситуации
Почему повернула? Может быть, сломала, насильственно изменила естественный ход, направила в другое русло? Все эти вопросы, так или иначе, вы поднимали в своих исследованиях.
III. Этап поиска решения проблемы. Защита
1. Причины обращения к исследованию, формулирование проблемы. 4 минуты.
Первая группа – исследователи-теоретики; они же сегодня рекордеры класса (учащиеся, отвечающие за “память класса”, призванные в течение урока фиксировать на бумаге представляемые группами выводы по проводимому исследованию). Тип проекта – научно-исследовательский. Учащиеся доказывают актуальность; обозначают объект, предмет, цели; выдвигают гипотезу; озвучивают методы и приёмы работы.
Деятельность учителя при защите групп: контролирующая, консультирующая, обучающее-информативная.
Краткое содержание выступления:
- Казахстан – молодая республика, и становление государственности подразумевает новое видение человека-гражданина. Мы – новое поколение своей страны. В соответствии с этим нами был проведен социологический опрос и анкетирование среди учащихся 10 – 11-x классов нашей школы по десяти критериям. Были предложены вопросы о политике и правовой культуре, любви к Отечеству, интернационализму и др. Целью было выяснить, насколько сформирован уровень гражданственности.
- Полученные данные представлены в виде диаграмм, отразивших низкий уровень развития гражданственности: пассивное отношение к политике и историческим событиям страны, средний уровень интереса к культуре, слабо выраженное стремление к самопознанию, заниженное чувство самоуважения и др.
- Таким образом, учиться быть гражданином и патриотом – одна из наиболее актуальных проблем сегодня. Предмет литературы одним из первых дает нам такую возможность.
- Исследование жизни А.А. Ахматовой в этом ключе стало предметом нашего исследования, тем более интересно, что в литературоведении закрепилось мнение, что большей частью, особенно ранняя поэзия А.А.Ахматовой не гражданственна.
- Объект – лирика А. Ахматовой на разных этапах жизненного пути.
- Цель: проанализировать предмет исследования на всех этапах жизненного и творческого пути поэтессы и доказать гипотезу: “Гражданственность – характеристика творчества каждого творческого периода”.
- Метод исследования – описательный; использованы элементы приема статистического анализа, прием классификации и систематики, предполагающий систематизацию изучаемого на основе определенного принципа.
- Исходное направление – определение гражданственности: “осознание своих прав и обязанностей по отношению к государству”.
Поскольку мы рассматриваем поэзию Ахматовой во временном ключе, одним из инструментов наблюдения мы выбрали часы, которые будут выполнять привычную работу – отмерять время, но в нашем случае это будут этапы жизни и творчества пути великого поэта.
Исследование каждой группы – шаг в цепи общего доказательства гипотезы о том, что лирика исследуемого поэта гражданственна на всех этапах жизненного пути.
Вторая группа – исследователи раннего творчества и периода революции. Тип – научно-исследовательский, творческий – 5 минут.
Рисунок 1
Рисунок 2
Задача: актуализация проблемы гражданственности в ранней лирике.
Краткое содержание выступления и выводы по первой главе.
- Детство – Царское село – Пушкин. Для каждого – Отечество – незабываемый уголок, где он родился и рос. Малая Родина – живой образ Отечества. Первые сборники отражают нескрываемую любовь к Петербургу, Царскому Селу.
- Окружение (цвет русской интеллигенции XX века) – связь с культурой, традициями – усвоение определенного исторического опыта, морально – нравственных ориентиров.
- “Погруженность” в русскую культуру конца VIIIX – начала XIX века.
- Самовоспитание и самопознание. Открытие себя, своего “я”, воспитание в себе необходимых качеств гражданина, таких, как человеческое достоинство, целеустремлённость, самокритичность, требовательность к себе, самообладание, решительность. По мнению В. Сухомлинского “гражданственность начинается с осознания себя как личности нравственной”. Подчеркнутое ранее нерушимое чувство уважения к себе и своей писательской миссии стало фундаментом гражданственности в поэзии.
- Открытое неприятие I Мировой войны – активная гражданская позиция – быть со своим народом, быть его голосом. Восприняла как личную трагедию. Всё отнято: и сила, и любовь… Стихи-плачи, причитания, самопожертвования. Мотив воспаленной совести, ответственности, самокритичность.
Закрыв лицо, я умоляла Бога
До первой битвы умертвить меня…
- В “страшный год”, когда надвинулась “туча над темной Россией” и приходилось “над усопшим светло горевать” заговорила пророческим голосом о грядущем вместе с войной больших национальных бедствиях:
Сроки страшные близятся. Скоро
Станет тесно от свежих могил.
Ждите глада, и труса, и мора,
И затменья небесных сил.
- Тема России активно выдвигается вперед. Родная земля…Ради неё умирают одни, через муки выживают другие.
Ложимся в нее и становимся ею
Оттого и зовем так свободно своею.
- 1917 г. – отказ от эмиграции. Остается, чтобы честно пережить вместе с Родиной все, что выпадет на ее долю. Ответ Б. Анрепу, настойчиво призывающему эмигрировать в Англию:
Ты – отступник за остров зеленый
Отдал, отдал родную страну
Наши песни, и наши иконы
И над озером тихим сосну.
- Тесное переплетение личного, интимного с историческими событиями в России. Восприятие стихотворения, адресованного Б. Анрепу (глубоко личное по первоначальному замыслу) “Когда в тоске самоубийства…” в качестве высокой отповеди патриота поставило ее между двух огней. Часть эмиграции отвернулась от нее.
- 1922 г. – открытый вызов эмигрантам. “Не с теми я, кто бросил землю” – непреклонная гражданская позиция человека, готового и в “глухом чаду пожара” на любимой родине “ни единого удара” не отклонить от себя, все принять и через все пройти со своим народом, ибо “в оценке поздней оправдан будет каждый час”.
- Всё отмеченное, по нашему мнению, составляет прочную базу гражданственности.
- Взятое за исходное определение гражданственности: “осознание своих прав и обязанностей по отношению к государству” – полного значения не выражает.
Учащиеся оставляют на доске “память группы” – рекордеры за отдельными столами фиксируют “память класса”.
Рисунок 3
IV. Обсуждение защиты, вопросы – 1-2 минуты
V. 3 группа – роле-игровой, творческий проект (20 – 30-е годы). 9 минут
Рисунок 4
Рисунок 5
Рисунок 6
Инсценировали травлю Ахматовой в печати (Коллонтай – Лелевич, Жданов; М. Шагинян: “…какая важная особа – не арестовывать, но и не печатать” и исторические события, связанные с репрессиями (расстрел мужа, аресты сына, ожидания в тюремных очередях, молчаливые встречи с истинными друзьями, беседы с помощью жестов и ритуал сожжения “разговоров”, память – единственно надежное хранилище стихов; поездка к О.Мандельштаму).
Опровергнута мысль о молчании поэтессы, о снижении ее творческой активности. Доказан тезис о росте гражданской темы в ее творчестве и преобладание этой темы над другими с учетом особенностей.
Сценарий создавался на основе официальных документов, данных переписки, воспоминаний друзей и ее собственных. Использовались “Черепки”, “Реквием”, отдельные стихотворения, музыкальное сопровождение.
Деятельность учителя: демонстрация видеоматериалов (“Серебряный шар”, видеофильмы о жизни Ахматовой).
Возвращаясь к исходному понятию гражданственности, мы соглашаемся с высказанными замечаниями предыдущей группы и хотим обратить внимание на слово “государство”. СССР в 20 –30-е годы по определению – социалистическое государство (ложь – нет государства), по сути – тоталитарное (истина). Следовательно, нет и не может быть гражданина (отсутствие прав и свобод у человека, осознание обязанностей заключается в абсолютном подчинении и повиновении. Человек – винт в системе).
В качестве “памяти группы” ребята оставили тезисы упреков, высказанных в адрес поэтессы и опровержения к ним.
4 группа – творческо-информационный проект. Великая Отечественная война. 50-60 годы. 8 минут.
Ахматова встретила войну “стихом воинственным и воинствующим”. П. Лукницкий: “Она патриотка, и сознание, что она сейчас душой вместе со всеми, видимо, очень ободряет её”.
Поскольку активная гражданская позиция А.А Ахматовой в этот период однозначно доказана исследователями ее творчества, цель работы этой группы стало ознакомление участников проекта с информацией, ее анализ и обобщение материала, предназначенного для защиты. Проект выполнил и интегрирующую роль – доказано проявление в творчестве всех ранее выявленных компонентов гражданственности.
VI. Содержательное оценивание процесса решения учебной задачи и полноты учебной деятельности. 1 минута
Деятельность учителя: вовлечение в беседу, комментирование (по необходимости).
Деятельность учащихся: Окончание работы с таблицей; окончательное утверждение групповых защит, подготовка рекордеров к обобщению материала – представление “памяти класса”.
VII. Практико-ориентированный проект. 5 минут
Рисунок 7
Рисунок 8
Рисунок 9
Анализ и синтез представленного материала. Тест-диагностический контроль (провели тест “роза ветров”). Предложили разработки “викторины” по творчеству Ахматовой; “спор интеллектуалов” по вопросам гражданственности, “портретную галерею” – фото разных лет необходимо связать с определенными событиями и расставить в хронологической последовательности. Проверка теста занимает 1 минуту.
VIII. Этап формулирования выводов. 5 минут
Выводы рекордеров о результатах исследования и итоги тест-контроля.
Рисунок 10
IX. Заключительное слово учителя. 1 минута
Наши часы отсчитывают последние минуты урока, и я снова хочу обратить ваше внимание на эпиграф и с позиции проведенного исследования ответить на проблемный вопрос.
Учащиеся: Ахматова сумела выстоять и в период гонений, и в период славы; сохранила человеческое достоинство и находила способы отстаивать собственное мнение, явилась примером стойкости и преданности Отчизне в годы испытаний. Гипотеза доказана. Гражданственность – сознание личной ответственности за происходящее, признание права на уважение индивидуальности, сохранение и поддержание культуры, утверждение правды, добры и красоты личностью с развитым самосознанием.
X. Домашнее задание
Написать эссе “Я – гражданин своей страны”. Благодарность за урок. Создание ситуации успеха.