Гражданственность в лирике А.А. Ахматовой. Открытый урок по литературе в 11-м классе. Метод проектов

Разделы: Литература, Общепедагогические технологии


Тип урока: Защита проектов.

Работа велась в пяти группах, сформированных по принципу психологической совместимости.

Оборудование: сборники стихотворений А. Ахматовой, воспоминания современников, критические статьи, фотографии разных лет, видеоаппаратура для просмотра видеосюжетов, музыкальное сопровождение, плакат с изображением Фемиды, кирпичная стена (плакат), колючая проволока (оформление 30-40-х годов), свеча, маркеры на каждого учащегося и большой лист бумаги или два – три ватмана для рекордеров; таблица наблюдений за ходом защиты для каждого; критерии оценки выступлений других групп (кладётся один на группу).

Цели проекта:

  • расширение поисково-исследовательского характера учебной деятельности учащихся;
  • приобщение к культуре исследования;
  • воспитание индивидуальной, творчески активной личности, способной к самообучению и саморазвитию, умеющей контролировать и объективно оценивать собственную работу (развитие языковой рефлексии), представлять продукт своей деятельности.

Характеристика проекта, подготовленного к защите.

По характеру доминирующей в группе деятельности:

  • исследовательский;
  • творческо-исследовательский;
  • роле-игровой;
  • творческо-информационный;
  • практико-ориентированный.

По предметно-содержательной области: межпредметный (литература-история, т.к. эта тема не может быть рассмотрена вне связи с эпохой).

По количеству участников: коллективно-групповой

По характеру контактов: внутриклассный

По продолжительности: средней продолжительности.

Этапы работы над проектом (технология)

1. Замысел проекта.

  • разрабатывался по совместной инициативе учащихся и учителя;
  • проект стал значимым для учащихся старшей школы.

2. Постановка проблемы

  • когнитивный метод – ведущий;
  • выяснение актуальности поставленной проблемы.

Актуальность темы обусловлена возрастающей социальной значимостью воспитания истинного гражданина и патриота, и в этой связи формирование представления о творчестве А. Ахматовой как ярко выраженной гражданской позиции.

3. Этап выдвижения гипотез

  • коллективное конструирование версий на вопрос и проблему;
  • разделение на группы;
  • постановка частных задач внутри каждой группы;
  • определение основных методологических понятий исследования.

4. Планирование

  • составление плана работы для доказательства выдвинутой гипотезы;
  • распределение заданий между членами группы.

5. Выполнение

  • сбор информации, создание “информационного багажа”.

6. Пошаговый анализ материала

  • синтез и анализ найденной информации, необходимой для доказательства предложенной гипотезы;
  • обоснование практического применения результатов (в данном случае – воспитание гражданина);
  • оформление проектных частей.

7. Социализация – защита выполненной работы

Ход урока

Создание психологического комфорта на уроке – важнейшее условие заключительного этапа работы над проектом. Оформление и звуковое сопровождение призвано стать индуктором положительных эмоций, творческого погружения в эпоху, а также реализации идеи свободного творчества учащихся, активного преломления темы в условиях групповой работы в соответствии с творческими склонностями на основе знаний и умений, приобретенных на уроках литературы.

I. Оргмомент. Вступительное слово учителя – 3 минуты

Деятельность учащихся: запись темы, эпиграфа, внимательное прослушивание инструкции по защите и выполнению работы во время урока.

Музыкальное сопровождение, обращение к портретной галерее.

Сегодня мы продолжаем разговор об А. Ахматовой, женщине-поэте, с одной стороны мягкой и таинственной, а с другой – твердой, прямой, открытой. Ахматова всегда вызывала неослабевающий интерес: и в период славы, и во время запрета. Ее творчество вызывало горячие споры, как во времена советской власти, так и в настоящее время, у современников осталось множество вопросов. На этом уроке речь пойдет об одном из таких проблемных вопросов – гражданственности и способах ее выражения в творчестве.

Инструкции.

Сегодня мы завершаем большую работу, где каждый из вас попытался проявить себя как литературовед-исследователь, и результат деятельности в группе представит в форме литературного проекта избранного типа. Представляемые группами исследования должны вами оформляться в виде основных тезисов в предложенной таблице, имеющейся на столе у каждого. Также вам предстоит оценить проекты своей и других групп по предложенным критериям:

  • № группы, исследованный период творчества
  • 1. а) глубина знаний по предлагаемому этапу;
    б) умение анализировать материал, логически выстраивать доказательства;
    в) умение выделять главное;
    г) умение аргументировать и доказывать свое мнение;
    д) умение самостоятельно делать выводы;
    е) умение уместно цитировать;
  • 2. а) оценка уровня творчества при защите;
    б) умение привлечь внимание аудитории, заинтересовать собственным исследованием;
    в) оригинальность защиты;
  • 3. оценка наглядности:
    а) полнота доказательств;
    б) уместность отраженного;
    в) грамотность;
    г) эстетика.
  • 4. а) оценка ораторского искусства;
    б) умение вести дискуссию: грамотно и полно отвечать на вопросы одноклассников.

Оценочные бланки на столе у каждой группы.

В конце урока мы должны с вами знать становление и развитие темы гражданственности в творчестве А. Ахматовой; понимать авторскую точку зрения и уметь интегрировать полученные знания в современных условиях, аргументировать и доказывать свою точку зрения.

Эпиграфом к уроку взяты слова поздней Анны Андреевны Ахматовой, Ахматовой 60-х годов – периода жизни, который не вошел в наше исследование, но как самый “старший” этап творчества, являющий синтез всех тем, идей, направлений и взглядов: “Меня, как реку, суровая эпоха повернула”.

II. Создание проблемной ситуации

Почему повернула? Может быть, сломала, насильственно изменила естественный ход, направила в другое русло? Все эти вопросы, так или иначе, вы поднимали в своих исследованиях.

III. Этап поиска решения проблемы. Защита

1. Причины обращения к исследованию, формулирование проблемы. 4 минуты.

Первая группа – исследователи-теоретики; они же сегодня рекордеры класса (учащиеся, отвечающие за “память класса”, призванные в течение урока фиксировать на бумаге представляемые группами выводы по проводимому исследованию). Тип проекта – научно-исследовательский. Учащиеся доказывают актуальность; обозначают объект, предмет, цели; выдвигают гипотезу; озвучивают методы и приёмы работы.

Деятельность учителя при защите групп: контролирующая, консультирующая, обучающее-информативная.

Краткое содержание выступления:

  • Казахстан – молодая республика, и становление государственности подразумевает новое видение человека-гражданина. Мы – новое поколение своей страны. В соответствии с этим нами был проведен социологический опрос и анкетирование среди учащихся 10 – 11-x классов нашей школы по десяти критериям. Были предложены вопросы о политике и правовой культуре, любви к Отечеству, интернационализму и др. Целью было выяснить, насколько сформирован уровень гражданственности.
  • Полученные данные представлены в виде диаграмм, отразивших низкий уровень развития гражданственности: пассивное отношение к политике и историческим событиям страны, средний уровень интереса к культуре, слабо выраженное стремление к самопознанию, заниженное чувство самоуважения и др.
  • Таким образом, учиться быть гражданином и патриотом – одна из наиболее актуальных проблем сегодня. Предмет литературы одним из первых дает нам такую возможность.
  • Исследование жизни А.А. Ахматовой в этом ключе стало предметом нашего исследования, тем более интересно, что в литературоведении закрепилось мнение, что большей частью, особенно ранняя поэзия А.А.Ахматовой не гражданственна.
  • Объект – лирика А. Ахматовой на разных этапах жизненного пути.
  • Цель: проанализировать предмет исследования на всех этапах жизненного и творческого пути поэтессы и доказать гипотезу: “Гражданственность – характеристика творчества каждого творческого периода”.
  • Метод исследования – описательный; использованы элементы приема статистического анализа, прием классификации и систематики, предполагающий систематизацию изучаемого на основе определенного принципа.
  • Исходное направление – определение гражданственности: “осознание своих прав и обязанностей по отношению к государству”.

Поскольку мы рассматриваем поэзию Ахматовой во временном ключе, одним из инструментов наблюдения мы выбрали часы, которые будут выполнять привычную работу – отмерять время, но в нашем случае это будут этапы жизни и творчества пути великого поэта.

Исследование каждой группы – шаг в цепи общего доказательства гипотезы о том, что лирика исследуемого поэта гражданственна на всех этапах жизненного пути.

Вторая группа – исследователи раннего творчества и периода революции. Тип – научно-исследовательский, творческий – 5 минут.

Рисунок 1

Рисунок 2

Задача: актуализация проблемы гражданственности в ранней лирике.

Краткое содержание выступления и выводы по первой главе.

  • Детство – Царское село – Пушкин. Для каждого – Отечество – незабываемый уголок, где он родился и рос. Малая Родина – живой образ Отечества. Первые сборники отражают нескрываемую любовь к Петербургу, Царскому Селу.
  • Окружение (цвет русской интеллигенции XX века) – связь с культурой, традициями – усвоение определенного исторического опыта, морально – нравственных ориентиров.
  • “Погруженность” в русскую культуру конца VIIIX – начала XIX века.
  • Самовоспитание и самопознание. Открытие себя, своего “я”, воспитание в себе необходимых качеств гражданина, таких, как человеческое достоинство, целеустремлённость, самокритичность, требовательность к себе, самообладание, решительность. По мнению В. Сухомлинского “гражданственность начинается с осознания себя как личности нравственной”. Подчеркнутое ранее нерушимое чувство уважения к себе и своей писательской миссии стало фундаментом гражданственности в поэзии.
  • Открытое неприятие I Мировой войны – активная гражданская позиция – быть со своим народом, быть его голосом. Восприняла как личную трагедию. Всё отнято: и сила, и любовь… Стихи-плачи, причитания, самопожертвования. Мотив воспаленной совести, ответственности, самокритичность.

Закрыв лицо, я умоляла Бога
До первой битвы умертвить меня…

  • В “страшный год”, когда надвинулась “туча над темной Россией” и приходилось “над усопшим светло горевать” заговорила пророческим голосом о грядущем вместе с войной больших национальных бедствиях:

Сроки страшные близятся. Скоро
Станет тесно от свежих могил.
Ждите глада, и труса, и мора,
И затменья небесных сил.

  • Тема России активно выдвигается вперед. Родная земля…Ради неё умирают одни, через муки выживают другие.

Ложимся в нее и становимся ею
Оттого и зовем так свободно своею.

  • 1917 г. – отказ от эмиграции. Остается, чтобы честно пережить вместе с Родиной все, что выпадет на ее долю. Ответ Б. Анрепу, настойчиво призывающему эмигрировать в Англию:

Ты – отступник за остров зеленый
Отдал, отдал родную страну
Наши песни, и наши иконы
И над озером тихим сосну.

  • Тесное переплетение личного, интимного с историческими событиями в России. Восприятие стихотворения, адресованного Б. Анрепу (глубоко личное по первоначальному замыслу) “Когда в тоске самоубийства…” в качестве высокой отповеди патриота поставило ее между двух огней. Часть эмиграции отвернулась от нее.
  • 1922 г. – открытый вызов эмигрантам. Не с теми я, кто бросил землю” – непреклонная гражданская позиция человека, готового и в “глухом чаду пожара” на любимой родине “ни единого удара” не отклонить от себя, все принять и через все пройти со своим народом, ибо “в оценке поздней оправдан будет каждый час”.
  1. Всё отмеченное, по нашему мнению, составляет прочную базу гражданственности.
  2. Взятое за исходное определение гражданственности: “осознание своих прав и обязанностей по отношению к государству” – полного значения не выражает.

Учащиеся оставляют на доске “память группы” – рекордеры за отдельными столами фиксируют “память класса”.

Рисунок 3

IV. Обсуждение защиты, вопросы – 1-2 минуты

V. 3 группа – роле-игровой, творческий проект (20 – 30-е годы). 9 минут

Рисунок 4

Рисунок 5

Рисунок 6

Инсценировали травлю Ахматовой в печати (Коллонтай – Лелевич, Жданов; М. Шагинян: “…какая важная особа – не арестовывать, но и не печатать” и исторические события, связанные с репрессиями (расстрел мужа, аресты сына, ожидания в тюремных очередях, молчаливые встречи с истинными друзьями, беседы с помощью жестов и ритуал сожжения “разговоров”, память – единственно надежное хранилище стихов; поездка к О.Мандельштаму).

Опровергнута мысль о молчании поэтессы, о снижении ее творческой активности. Доказан тезис о росте гражданской темы в ее творчестве и преобладание этой темы над другими с учетом особенностей.

Сценарий создавался на основе официальных документов, данных переписки, воспоминаний друзей и ее собственных. Использовались “Черепки”, “Реквием”, отдельные стихотворения, музыкальное сопровождение.

Деятельность учителя: демонстрация видеоматериалов (“Серебряный шар”, видеофильмы о жизни Ахматовой).

Возвращаясь к исходному понятию гражданственности, мы соглашаемся с высказанными замечаниями предыдущей группы и хотим обратить внимание на слово “государство”. СССР в 20 –30-е годы по определению – социалистическое государство (ложь – нет государства), по сути – тоталитарное (истина). Следовательно, нет и не может быть гражданина (отсутствие прав и свобод у человека, осознание обязанностей заключается в абсолютном подчинении и повиновении. Человек – винт в системе).

В качестве “памяти группы” ребята оставили тезисы упреков, высказанных в адрес поэтессы и опровержения к ним.

4 группа – творческо-информационный проект. Великая Отечественная война. 50-60 годы. 8 минут.

Ахматова встретила войну “стихом воинственным и воинствующим”. П. Лукницкий: “Она патриотка, и сознание, что она сейчас душой вместе со всеми, видимо, очень ободряет её”.

Поскольку активная гражданская позиция А.А Ахматовой в этот период однозначно доказана исследователями ее творчества, цель работы этой группы стало ознакомление участников проекта с информацией, ее анализ и обобщение материала, предназначенного для защиты. Проект выполнил и интегрирующую роль – доказано проявление в творчестве всех ранее выявленных компонентов гражданственности.

VI. Содержательное оценивание процесса решения учебной задачи и полноты учебной деятельности. 1 минута

Деятельность учителя: вовлечение в беседу, комментирование (по необходимости).

Деятельность учащихся: Окончание работы с таблицей; окончательное утверждение групповых защит, подготовка рекордеров к обобщению материала – представление “памяти класса”.

VII. Практико-ориентированный проект. 5 минут

Рисунок 7

Рисунок 8

Рисунок 9

Анализ и синтез представленного материала. Тест-диагностический контроль (провели тест “роза ветров”). Предложили разработки “викторины” по творчеству Ахматовой; “спор интеллектуалов” по вопросам гражданственности, “портретную галерею” – фото разных лет необходимо связать с определенными событиями и расставить в хронологической последовательности. Проверка теста занимает 1 минуту.

VIII. Этап формулирования выводов. 5 минут

Выводы рекордеров о результатах исследования и итоги тест-контроля.

Рисунок 10

IX. Заключительное слово учителя. 1 минута

Наши часы отсчитывают последние минуты урока, и я снова хочу обратить ваше внимание на эпиграф и с позиции проведенного исследования ответить на проблемный вопрос.

Учащиеся: Ахматова сумела выстоять и в период гонений, и в период славы; сохранила человеческое достоинство и находила способы отстаивать собственное мнение, явилась примером стойкости и преданности Отчизне в годы испытаний. Гипотеза доказана. Гражданственность – сознание личной ответственности за происходящее, признание права на уважение индивидуальности, сохранение и поддержание культуры, утверждение правды, добры и красоты личностью с развитым самосознанием.

X. Домашнее задание

Написать эссе “Я – гражданин своей страны”. Благодарность за урок. Создание ситуации успеха.