Литература
-
Урок литературы в 6-м классе по теме: "Преданья старины глубокой…" (Мифы, легенды и сказки как отражение мифологических представлений ненцев) 2006
Урок внеклассного чтения в 6-м классе. В основе данного урока - работа групп учащихся, получивших разные по сложности задания. Основная задача урока - рассмотреть мифологические представления ненцев в контексте мировой мифологии.
-
Урок-исследование: "Голос скрипки в пустоте". В. Набоков "Облако, озеро, башня" 2006
Предлагаемый урок - продолжение знакомства с творчеством Владимира Набокова, одного из интереснейших представителей Серебряного века и литературы русского зарубежья.
-
Элективный курс "Словомейкерство. Дань моде или творчество" 2006
В данной работе представлена программа элективного курса, основу которого составляет изучение видеом и видух (визуальный образ стихотворения) А. Вознесенского. Ценители его творчества утверждают, что это «не бездумная игра в словеса, а постоянный, молодой порыв к смыслу, к сути». К этой статье прилагаются некоторые видеомы А. Вознесенского и задания к ним, а также работы учеников.
-
А.И. Куприн "Поединок": нравственные и социальные проблемы, гуманистическая позиция автора 2006
Открытый урок обобщения и систематизации знаний с использованием различных форм и приемов работы по анализу идейно-художественного своеобразия повести А.И. Куприна.
-
Программа курса предпрофильной подготовки по литературе с ориентацией на гуманитарный профиль для учащихся 9-х классов на тему: "Художественное моделирование прошлого и будущего" 2006
Элективный курс по литературе поможет девятиклассникам в условиях профильной школы не только познакомиться с произведениями писателя-фантаста И.А. Ефремова, но и даст возможность самим, используя алгоритм писателя, "смоделировать" свой рассказ.
-
Современный урок литературы — единство интеллектуального и нравственного содержания 2006
Урок литературы должен включать аспекты и нравственного, и интеллектуального развития. В современных условиях для активизации учебной деятельности есть масса возможностей: разноуровневые задания, групповые формы, проблемные ситуации, практикумы, семинары. Реализацию вышеизложенных аспектов включает предлагаемая разработка урока литературы в 8-м классе на материале произведений А.С. Пушкина.
-
Анализ стихотворения Ю.Кузнецова "Атомная сказка". Материалы к уроку "В творческой мастерской" (по учебнику под редакцией А.Г. Кутузова "В мире литературы"). 8-й класс 2006
Об уроке, как воспитании, обучении, развитии ученика.
-
Анализ рассказа А.П. Чехова "Студент". 9-й класс 2006
Урок литературы в 9-м классе с целью познакомить учащихся со временем написания и опубликования рассказа А. Чехова. На уроке учащиеся учатся подводить иоги, обобщать факты, формулировать выводы о связи времен, нравственной преемственности поколений.
-
Урок внеклассного чтения по рассказу Г.Я. Бакланова "Нездешний". 10–11-й класс 2006
В статье представлен урок внеклассного чтения по рассказу Г.Я. Бакланова "Нездешний", текст заставляет учащихся ещё раз задуматься о том, что любая война страшна. И не только потому, что гибнут люди, но и потому, что молодые солдаты получают серьёзные психологические травмы. А это не менее страшно, чем смерть. Больно сегодня видеть двадцатилетних ребят, пытающихся в вине забыть страшные чеченские "видения". Нам очень непросто понять и принять то, что происходит в стране. Почему одни наслаждаются жизнью, другие же её "отдают"? Все эти и многие другие вопросы поднимает рассказ современного писателя.
-
Проект "Лаборатория искусств" 2006
Учащиеся знакомятся с понятиями портрет, характер, образ, поступок, с несловесными средствами общения – мимикой, взглядом, позой, жестами, узнают, что художественный образ можно передать музыкой, живописью, скульптурой, литературой.
-
Нравственный выбор героев романа М.А. Булгакова "Белая гвардия" (урок литературы в 11-м классе) 2006
В экстремальных условиях бывает нелегко сделать нравственный выбор, не погрешив против собственной совести. Ведь часто от этого зависит жизнь. Сохранить свой маленький, такой привычный мирок любой ценой или пойти на сделку с собой, с порядочностью и благородством и выбрать благополучие в ущерб моральным принципам?.. Об этом размышляют 11-тиклассники на уроках, посвященных роману М.А. Булгакова "Белая гвардия". Урок проводится в форме свободной дискуссии, для эффективного воздействия на эмоциональную сферу учеников и создания соответствующей атмосферы он сопровождается мультимедийной презентацией.
-
План урока литературы в 11-м гуманитарном классе на тему: Державин и Брюсов. Поэт и поэзия. "И что перед тобою я?" 2006
Поэт и поэзия – традиционная тема в литературе. Наверное, каждый поэт со времен Ломоносова (его "Разговор с Анакреонтом") высказывался о предназначении своего творчества, размышлял о своей творческой личности. Думали об этом и Державин, поэт эпохи классицизма, один из учителей А.С. Пушкина, автор "Памятника" и "Бога", и Брюсов, символист, один из тех, кто создавал принципиально новое идейно-философское течение литературы рубежа XIX–XX веков. Державин и Брюсов, представители этих совершенно различных направлений, поэты настолько разные, что и сама попытка сопоставить их точки зрения – уже дерзость. И мы дерзнем это сделать.
-
Интегрированный урок в 5-м классе по теме: "Пейзаж (времена года) в литературе, музыке, живописи" 2006
Урок направлен на знакомство учащихся с пейзажной лирикой, развитие творческих способностей пятиклассников, воспитание у них чувства восхищения прекрасным. Восприятие стихотворений дается через сопоставление их с произведениями живописи и музыки; большое внимание уделяется развитию связной устной и письменной речи учащихся, их умению "видеть" и "слышать" красоту родной природы в произведениях поэтов, композиторов, художников, передавать полученные настроение и чувства в собственных рисунках.
-
Тема урока: Диалог о Ж.Верне. Мир приключений в романе "Дети капитана Гранта" 2006
Данный урок позволяет рассмотреть биографию писателя, показать своеобразие его личности и дать жанровое определение произведениям Ж. Верна. Занимательно и интересно эти цели позволяет решить та форма урока, которая соединяет в себе различные современные технологии преподавания литературы в школе: проблемного обучения, диалогового общения, чтения и письма для развития критического мышления.
-
Образ бала в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита". Подготовка к сочинению на уроке литературы в 11-м классе 2006
Анализе одной главы романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита», в которой преломляются основные темы всего произведения. Глубокие размышления о реальных прототипах образов, о литературной традиции, о сложной пространственно-временной структуре романа помогут учащимся увидеть некоторые особенности уникального художественного мира, созданного писателем.
-
Проблема смысла жизни и назначения человека в рассказе В.Г. Короленко "Парадокс" 2006
Цель урока – на основе рассказа воспитать нравственное отношение к жизни, а именно, не забывать о том, что назначение человека – приносить счастье другим людям и быть счастливым, несмотря на трудности. Научить анализу художественного произведения на примере отдельных эпизодов; закрепить теоретические знания о композиции повествовательного произведения, сюжете, контрасте, эпиграфе; работа над развитием словарного запаса учащихся.
-
Интегрированный урок: литература + обществознание (история) по теме: "Мне на плечи бросается век-волкодав…" Проблема личности и общества на материале рассказа Е.Замятина "Пещера" 2006
Цель интегрированного урока – показать, что трагедия в душе одного человека в переломные моменты истории отражает трагедию эпохи. Привести учащихся к мысли, что предметы гуманитарного цикла учат познавать жизнь и делать нравственный выбор; с помощью конкретных примеров из рассказа закрепить знания обществоведческих понятий "личность", "индивид", "индивидуальность", "потребность", "самоконтроль"; совершенствовать навыки работы с текстом художественного произведения; подготовить старшеклассников к написанию части ЕГЭ по обществознанию.
-
Сценарий литературной викторины: "В мире игрушек" 2006
В статье представлен сценарий литературной викторины, которую готовят и проводят учащиеся средней школы для учащихся начальных классов.
-
Урок-открытие нового имени в 8-м классе: "Плутон, поднявшийся из ада". В.Т.Шаламов и его "Колымские рассказы", "Последний бой майора Пугачева" (обучение элементам написания рецензии) 2006
В этой работе дано описание урока литературы для учащихся 8-го класса, посвященного творчеству В.Т.Шаламова – человека трагической судьбы, репрессированного литератора, "Плутона, поднявшегося из ада". Цели данного урока – познакомить учащихся с "Колымскими рассказами" В.Шаламова – настоящей энциклопедией колымской жизни; развитие навыков работы с текстом (роль пейзажа и портретной характеристики, раскрытие внутреннего мира героев, особенности художественного стиля писателя, литературные приемы); обучение элементам написания сочинения-рецензии; воспитание гуманизма, милосердия, порядочности.
-
Роль иконы и иконопочитания в жизни и творчестве А.С. Пушкина 2006
Икона присутствует в творчестве Пушкина в самых разнообразных формах: красный угол с иконами, молитвами и молебен перед иконой, сияние иконных окладов в свете лампад, благословение иконами новобрачных, икона на кладбищенском кресте, крестный ход с иконой, воинская присяга перед иконой, уничтожение икон и кощунство перед ними, иконопочитание и его особенности в петровские времена, икона и образ Божий в человеке, наконец, икона и картина, или восприятие религиозной живописи сквозь призму русской иконы.
-
Литературная гостиная "Три поры осени" 2006
Знакомит с поэзией русских поэтов и с репродукциями картин русских художников; Цель урока: воспитать у учащихся чувство любви к русской поэзии и живописи; создать основу для гибкого понимания детьми родной природы, любви к ней на основе разработки трех тем: осень скучная, осень разнообразная, задумчивая, "золотая" и др.
-
Модуль "Перекрестки мировой художественной литературы" 2006
Модуль "Перекрёстки мировой художественной литературы" построен по принципу поиска тематических, проблемных и художественных точек пересечения в произведениях писателей, относящихся к разным культурным пластам и разным эпохам. Такой подход позволяет учащимся лучше понять философию развития мира, глубже проникнуть в мировые проблемы, критически оценить и усвоить общечеловеческие духовные ценности. Применение модульной технологии даёт возможность развивать диалогическое и проблемное мышление через самостоятельное разрешение поставленной художественной задачи в ходе выполнения нетрадиционной творческой работы с исследовательским подходом.
-
Заседание круглого стола учащихся старших классов по теме: "Тюменская область — это Я" 2006
Внеклассное мероприятие посвящено 60-летию со дня образования Тюменской области. Круглый стол с участием ребят 10–11-х классов, основная цель которого – привить детям чувства патриотизма, уважение к семейным реликиям, любовь к родному краю, открыть новые познавательные ценности, расширить кругозор.
-
Урок литературы по теме: "Качества личности через призму юмора" 2006
На примере отрицательных качеств личности героя воспитывается негативное отношение к ним. Используя различные литературные приемы и средства, учитель через отрицательное, формирует у учащихся правильные представления о добре и зле, хорошем и плохом, эгоизме и уважении к другим людям. Урок имеет большое воспитательное значение.
-
"Своя игра": "Жизнь и творчество Т.Г. Шевченко" 2006
Сценарий интеллектуальной игры по творчеству Тараса Шевченко разработан в упрощенной форме телевизионной передачи «Своя игра». Тему участники узнают за неделю до соревнования. Создаются две команды с минимальным числом игроков 5 человек. Командам предлагается выбрать из категорий «Факты», «Бессмертные творения», «Оренбуржье», «Художник» вопросы разной сложности. Подробные ответы учитель использует в качестве комментария к высказываниям команд-участников.
-
Тема урока: "Картины народной жизни в повести Н.В. Гоголя "Ночь перед рождеством" 2006
Задачи урока: через творческую деятельность Н.В.Гоголя показать детям традиции и обычаи украинского народа, дать сопоставительную характеристику украинского и татарского народа и особенности поэтической речи в повести Н.В.Гоголя.
-
"Кружатся листья по полянам…" Анализ стихотворения И.А. Бунина "Листопад" 2006
Написать рецензию на исходный текст – дело нелегкое, даже для выпускника. Поэтому в средних классах для анализа я подбираю тексты как стихотворные, так и прозаические, небольшие по объему, но обязательно с какой-то изюминкой. Таковым является и стихотворение И.А.Бунина "Листопад". Особенностью данной миниатюры, на мой взгляд, является несоответствие названия текста его содержательной части. Поэтому, приступая к работе над стихотворением, обязательно подробно рассматриваем вопрос: почему И.А.Бунин именно так назвал свое произведение? При этом обращаем внимание на авторскую позицию и настроение. Обязательным компонентом анализа текста является работа над языковыми средствами. Ребята должны иметь четкое представление об изобразительных и выразительных средствах языка – это тропы и фигуры речи. В рассматриваемом тексте все это представлено. К данному материалу подключаем относительно новый для учащихся материал из раздела "Синтаксис".
-
Урок литературы в 10-м классе по теме: "Три "Пророка". (Сравнительный анализ стихотворений "Пророк" А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова) 2006
В процессе коллективной работы путем сопоставления стихотворений "Пророк" Пушкина, Лермонтова, Некрасова учащимся предлагается выявить, в чем особенность использования христианских мотивов в творчестве Н.А. Некрасова.
-
Урок литературы в 5-м классе по теме: "Времена года в музыке, живописи, поэзии" 2006
На уроке учащиеся познакомятся со стихами С.Есенина о временах года, услышат музыку великого русского композитора П.И. Чайковского, посвященную также временам года, увидят зиму и лето, осень и весну такими, какими их запечатлели знаменитые русские художники-пейзажисты Э.Грабарь, Б.Кустодиев, И.Левитан, А.Саврасов, А.Пластов. На уроке прослеживается взаимосвязь поэзии, музыки и живописи.
-
Небольшие самостоятельные и проверочные работы на уроках литературы в 11-м классе 2006
В центре внимания на уроке литературы должен быть текст – внимательное чтение того, что хотел донести до нас, читателей, автор. Думается, что определенную роль в приобщении учащихся именно к художественному произведению могут сыграть небольшие самостоятельные и проверочные работы, которые позволят выяснить знание текста и понимание прочитанного.