Литература

Сортировка: новинки, темы Класс:
  • Проект "Лаборатория искусств" 2006

    Автор: Шутова Вера Григорьевна

    Учащиеся знакомятся с понятиями портрет, характер, образ, поступок, с несловесными средствами общения – мимикой, взглядом, позой, жестами, узнают, что художественный образ можно передать музыкой, живописью, скульптурой, литературой.

  • Нравственный выбор героев романа М.А. Булгакова "Белая гвардия" (урок литературы в 11-м классе) 2006

    Автор: Миронова Ольга Андреевна

    В экстремальных условиях бывает нелегко сделать нравственный выбор, не погрешив против собственной совести. Ведь часто от этого зависит жизнь. Сохранить свой маленький, такой привычный мирок любой ценой или пойти на сделку с собой, с порядочностью и благородством и выбрать благополучие в ущерб моральным принципам?.. Об этом размышляют 11-тиклассники на уроках, посвященных роману М.А. Булгакова "Белая гвардия". Урок проводится в форме свободной дискуссии, для эффективного воздействия на эмоциональную сферу учеников и создания соответствующей атмосферы он сопровождается мультимедийной презентацией.

  • План урока литературы в 11-м гуманитарном классе на тему: Державин и Брюсов. Поэт и поэзия. "И что перед тобою я?" 2006

    Автор: Мишина Людмила Ивановна

    Поэт и поэзия – традиционная тема в литературе. Наверное, каждый поэт со времен Ломоносова (его "Разговор с Анакреонтом") высказывался о предназначении своего творчества, размышлял о своей творческой личности. Думали об этом и Державин, поэт эпохи классицизма, один из учителей А.С. Пушкина, автор "Памятника" и "Бога", и Брюсов, символист, один из тех, кто создавал принципиально новое идейно-философское течение литературы рубежа XIX–XX веков. Державин и Брюсов, представители этих совершенно различных направлений, поэты настолько разные, что и сама попытка сопоставить их точки зрения – уже дерзость. И мы дерзнем это сделать.

  • Интегрированный урок в 5-м классе по теме: "Пейзаж (времена года) в литературе, музыке, живописи" 2006

    Автор: Сенькив Зинаида Алексеевна

    Урок направлен на знакомство учащихся с пейзажной лирикой, развитие творческих способностей пятиклассников, воспитание у них чувства восхищения прекрасным. Восприятие стихотворений дается через сопоставление их с произведениями живописи и музыки; большое внимание уделяется развитию связной устной и письменной речи учащихся, их умению "видеть" и "слышать" красоту родной природы в произведениях поэтов, композиторов, художников, передавать полученные настроение и чувства в собственных рисунках.

  • Тема урока: Диалог о Ж.Верне. Мир приключений в романе "Дети капитана Гранта" 2006

    Автор: Конышева Наталья Александровна

    Данный урок позволяет рассмотреть биографию писателя, показать своеобразие его личности и дать жанровое определение произведениям Ж. Верна. Занимательно и интересно эти цели позволяет решить та форма урока, которая соединяет в себе различные современные технологии преподавания литературы в школе: проблемного обучения, диалогового общения, чтения и письма для развития критического мышления.

  • Образ бала в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита". Подготовка к сочинению на уроке литературы в 11-м классе 2006

    Автор: Бузмакова Наталья Анатольевна

    Анализе одной главы романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита», в которой преломляются основные темы всего произведения. Глубокие размышления о реальных прототипах образов, о литературной традиции, о сложной пространственно-временной структуре романа помогут учащимся увидеть некоторые особенности уникального художественного мира, созданного писателем.

  • Проблема смысла жизни и назначения человека в рассказе В.Г. Короленко "Парадокс" 2006

    Автор: Никифорова Марина Васильевна

    Цель урока – на основе рассказа воспитать нравственное отношение к жизни, а именно, не забывать о том, что назначение человека – приносить счастье другим людям и быть счастливым, несмотря на трудности. Научить анализу художественного произведения на примере отдельных эпизодов; закрепить теоретические знания о композиции повествовательного произведения, сюжете, контрасте, эпиграфе; работа над развитием словарного запаса учащихся.


  • Интегрированный урок: литература + обществознание (история) по теме: "Мне на плечи бросается век-волкодав…" Проблема личности и общества на материале рассказа Е.Замятина "Пещера" 2006

    Авторы: Грищук Екатерина Григорьевна, Чернышева Инна Сергеевна

    Цель интегрированного урока – показать, что трагедия в душе одного человека в переломные моменты истории отражает трагедию эпохи. Привести учащихся к мысли, что предметы гуманитарного цикла учат познавать жизнь и делать нравственный выбор; с помощью конкретных примеров из рассказа закрепить знания обществоведческих понятий "личность", "индивид", "индивидуальность", "потребность", "самоконтроль"; совершенствовать навыки работы с текстом художественного произведения; подготовить старшеклассников к написанию части ЕГЭ по обществознанию.

  • Сценарий литературной викторины: "В мире игрушек" 2006

    Автор: Кастюхина Екатерина Вячеславовна

    В статье представлен сценарий литературной викторины, которую готовят и проводят учащиеся средней школы для учащихся начальных классов.

  • Урок-открытие нового имени в 8-м классе: "Плутон, поднявшийся из ада". В.Т.Шаламов и его "Колымские рассказы", "Последний бой майора Пугачева" (обучение элементам написания рецензии) 2006

    Автор: Маркина Галина Николаевна

    В этой работе дано описание урока литературы для учащихся 8-го класса, посвященного творчеству В.Т.Шаламова – человека трагической судьбы, репрессированного литератора, "Плутона, поднявшегося из ада". Цели данного урока – познакомить учащихся с "Колымскими рассказами" В.Шаламова – настоящей энциклопедией колымской жизни; развитие навыков работы с текстом (роль пейзажа и портретной характеристики, раскрытие внутреннего мира героев, особенности художественного стиля писателя, литературные приемы); обучение элементам написания сочинения-рецензии; воспитание гуманизма, милосердия, порядочности.

  • Роль иконы и иконопочитания в жизни и творчестве А.С. Пушкина 2006

    Автор: Антоненко Наталья Семеновна

    Икона присутствует в творчестве Пушкина в самых разнообразных формах: красный угол с иконами, молитвами и молебен перед иконой, сияние иконных окладов в свете лампад, благословение иконами новобрачных, икона на кладбищенском кресте, крестный ход с иконой, воинская присяга перед иконой, уничтожение икон и кощунство перед ними, иконопочитание и его особенности в петровские времена, икона и образ Божий в человеке, наконец, икона и картина, или восприятие религиозной живописи сквозь призму русской иконы.

  • Литературная гостиная "Три поры осени" 2006

    Автор: Домрачева Ирина Федоровна

    Знакомит с поэзией русских поэтов и с репродукциями картин русских художников; Цель урока: воспитать у учащихся чувство любви к русской поэзии и живописи; создать основу для гибкого понимания детьми родной природы, любви к ней на основе разработки трех тем: осень скучная, осень разнообразная, задумчивая, "золотая" и др.

  • Модуль "Перекрестки мировой художественной литературы" 2006

    Автор: Киселева Ирина Александровна

    Модуль "Перекрёстки мировой художественной литературы" построен по принципу поиска тематических, проблемных и художественных точек пересечения в произведениях писателей, относящихся к разным культурным пластам и разным эпохам. Такой подход позволяет учащимся лучше понять философию развития мира, глубже проникнуть в мировые проблемы, критически оценить и усвоить общечеловеческие духовные ценности. Применение модульной технологии даёт возможность развивать диалогическое и проблемное мышление через самостоятельное разрешение поставленной художественной задачи в ходе выполнения нетрадиционной творческой работы с исследовательским подходом.

  • Заседание круглого стола учащихся старших классов по теме: "Тюменская область — это Я" 2006

    Авторы: Арсибекова Татьяна Евгеньевна, Собольникова Татьяна Васильевна

    Внеклассное мероприятие посвящено 60-летию со дня образования Тюменской области. Круглый стол с участием ребят 10–11-х классов, основная цель которого – привить детям чувства патриотизма, уважение к семейным реликиям, любовь к родному краю, открыть новые познавательные ценности, расширить кругозор.


  • Урок литературы по теме: "Качества личности через призму юмора" 2006

    Автор: Фатхулина Елена Анатольевна

    На примере отрицательных качеств личности героя воспитывается негативное отношение к ним. Используя различные литературные приемы и средства, учитель через отрицательное, формирует у учащихся правильные представления о добре и зле, хорошем и плохом, эгоизме и уважении к другим людям. Урок имеет большое воспитательное значение.

  • "Своя игра": "Жизнь и творчество Т.Г. Шевченко" 2006

    Автор: Гайворонская Светлана Геннадьевна

    Сценарий интеллектуальной игры по творчеству Тараса Шевченко разработан в упрощенной форме телевизионной передачи «Своя игра». Тему участники узнают за неделю до соревнования. Создаются две команды с минимальным числом игроков 5 человек. Командам предлагается выбрать из категорий «Факты», «Бессмертные творения», «Оренбуржье», «Художник» вопросы разной сложности. Подробные ответы учитель использует в качестве комментария к высказываниям команд-участников.

  • Тема урока: "Картины народной жизни в повести Н.В. Гоголя "Ночь перед рождеством" 2006

    Автор: Шигапова Эльвира Наильевна

    Задачи урока: через творческую деятельность Н.В.Гоголя показать детям традиции и обычаи украинского народа, дать сопоставительную характеристику украинского и татарского народа и особенности поэтической речи в повести Н.В.Гоголя.

  • "Кружатся листья по полянам…" Анализ стихотворения И.А. Бунина "Листопад" 2006

    Автор: Ефимова Наталья Васильевна

    Написать рецензию на исходный текст – дело нелегкое, даже для выпускника. Поэтому в средних классах для анализа я подбираю тексты как стихотворные, так и прозаические, небольшие по объему, но обязательно с какой-то изюминкой. Таковым является и стихотворение И.А.Бунина "Листопад". Особенностью данной миниатюры, на мой взгляд, является несоответствие названия текста его содержательной части. Поэтому, приступая к работе над стихотворением, обязательно подробно рассматриваем вопрос: почему И.А.Бунин именно так назвал свое произведение? При этом обращаем внимание на авторскую позицию и настроение. Обязательным компонентом анализа текста является работа над языковыми средствами. Ребята должны иметь четкое представление об изобразительных и выразительных средствах языка – это тропы и фигуры речи. В рассматриваемом тексте все это представлено. К данному материалу подключаем относительно новый для учащихся материал из раздела "Синтаксис".

  • Урок литературы в 10-м классе по теме: "Три "Пророка". (Сравнительный анализ стихотворений "Пророк" А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова) 2006

    Автор: Фомина Татьяна Николаевна

    В процессе коллективной работы путем сопоставления стихотворений "Пророк" Пушкина, Лермонтова, Некрасова учащимся предлагается выявить, в чем особенность использования христианских мотивов в творчестве Н.А. Некрасова.

  • Урок литературы в 5-м классе по теме: "Времена года в музыке, живописи, поэзии" 2006

    Автор: Вениаминова Ольга Павловна

    На уроке учащиеся познакомятся со стихами С.Есенина о временах года, услышат музыку великого русского композитора П.И. Чайковского, посвященную также временам года, увидят зиму и лето, осень и весну такими, какими их запечатлели знаменитые русские художники-пейзажисты Э.Грабарь, Б.Кустодиев, И.Левитан, А.Саврасов, А.Пластов. На уроке прослеживается взаимосвязь поэзии, музыки и живописи.

  • Небольшие самостоятельные и проверочные работы на уроках литературы в 11-м классе 2006

    Автор: Охлопкова Марина Юрьевна

    В центре внимания на уроке литературы должен быть текст – внимательное чтение того, что хотел донести до нас, читателей, автор. Думается, что определенную роль в приобщении учащихся именно к художественному произведению могут сыграть небольшие самостоятельные и проверочные работы, которые позволят выяснить знание текста и понимание прочитанного.


  • Урок литературы по программе А.Г. Кутузова по теме: "Тяжелое искусство художественного перевода". 6-й класс 2006

    Автор: Арсеньева Надежда Алексеевна

    Рассмотрение учениками ошибок при переводе. Обучение учеников самостоятельно формулировать тему урока и называть главное правило перевода.

  • Система обучения учащихся на уроках литературы 2006

    Автор: Ковальчук Оксана Валентиновна

    Воздействуя только на разум ребенка, нельзя научить его быть ответственным за себя, своих близких, за свой жизненный выбор, воспитать в них лучшие нравственные качества. Необходимо разрабатывать уроки литературы так, чтобы они смогли затронуть душу ученика, пробудить его чувства. Это возможно, когда системой для учителя становятся необычные уроки, побуждающие ученика к духовному росту.

  • Урок-презентация "…Есть в мире сердце, где живу я" 2006

    Автор: Еремеева Елена Владимировна

    Подобный урок-презентацию для учащихся 9–11-х классов целесообразно проводить в рамках Недели русского языка и литературы или в системе обобщающих уроков по творчеству А.С. Пушкина. Символично, что 10 февраля, в День Памяти поэта, в школе состоится творческий показ ребятами своего особенного отношения к наследию Пушкина, к любимейшим образцам его поэзии и прозы. Нетрадиционная форма урока позволит ученикам проявить себя в качестве вдумчивых читателей, литературоведов, чтецов, актеров, художников, экскурсоводов и т.д.

  • Элективный курс "Теория и практика сочинений разных жанров" 2006

    Автор: Безродных Галина Ивановна

    Сочинение – не только один из самых трудных видов деятельности учащихся, но и одна из самых сложных письменных форм мониторинга в системе обучения русскому языку и контроля овладения учащимися навыками связной речи. Оно требует от обучающегося и выпускника предельной сосредоточенности, умения чётко, образно и грамотно излагать, аргументировать свои мысли. Я предлагаю курс по развитию письменной речи учащихся в 8–9-х классах.

  • Слово в поэзии В. Маяковского 2006

    Автор: Покладова Галина Ивановна

    75 лет прошло со дня смерти Маяковского, а мы читаем его, спорим о его поэзии, литературоведы и критики все пытаются дойти до самого главного в его поэзии. Что же в нем главное? Почему он так вторгается и сейчас в наш день, в нашу сегодняшнюю противоречивую жизнь? Может, потому, что в поэзии Маяковского поразительно близко чувство кровной причастности ко времени, судьбам страны, личное восприятие мира, чувство личной ответственности за него?

  • Тема урока: "Авторская позиция в рассказе Леонида Андреева "Кусака". 7-й класс 2006

    Автор: Толстогузова Марина Владимировна

    В ходе урока формируются навыки анализа художественного текста, понятие об авторской позиции и способах её выражения; развивается умение выделять главное, существенное, логически излагать свои мысли. Знакомство с рассказом Леонида Андреева и его анализ, безусловно, содействуют нравственному воспитанию учащихся. Урок проводился с использованием презентации, выполненной в PowerPoint.

  • Литературная игра "Эта песня в сердце отзовется" (творческий зачет по лирике С.А. Есенина) 2006

    Автор: Казакова Ирина Николаевна

    В статье приведена методика литературной игры (творческий зачёт) "Эта песня в сердце отзовётся" (по лирике С.А.Есенина). Проводится в форме соревнований между группами ребят (2–4 человека).


  • Урок-путешествие по теме: "М.Ю. Лермонтов "Парус" 2006

    Автор: Молокова Нелли Валентиновна

    Эмоциональность, подъём высоких чувств – одно из необходимых условий полноценного урока, на котором происходит постижение искусства. Стихи могут быть восприняты, прочувствованы, поняты только при наличии особой атмосферы: чуткости, взволнованности, благоговейности перед великим душевным трудом поэта. Как создать такую атмосферу? В этом поможет форма урока-путешествия. Он должен стать для ребят праздником, взлётом чувств. Вот и попробуем вместе с ними совершить такое путешествие, которое от событий и впечатлений жизни поведет к личности и через неё – к творчеству поэта.

  • Урок литературы в 11-м классе по теме: "Человек — высшая на земле ценность" 2006

    Автор: Просянникова Светлана Макаровна

    Урок литературы в 11-м классе по теме "Человек – высшая на земле ценность" построен на работе учащихся с текстами и направлен на развитие умений проводить лингвистическое наблюдение над языковыми особенностями, аргументировано высказывать собственную точку зрения.