Литература
-
Урок-наставление в 8-м классе. Тема: "Какие мы, когда нас никто не видит…" (По сборнику рассказов Л.Петрушевской "Неспелые ягоды крыжовника") 2006
Урок литературы в 8-м классе поднимает непростой разговор, разговор о самом главном: "Какой я, когда меня никто не видит", и ставит два проблемных вопроса: Что нужно сделать, чтобы жизнь не заморозила наши мысли и надежды? На что я должен надеяться, человек?
-
Литературно-музыкальная гостиная, посвященная 60-летию Победы в Великой Отечественной войне "Мадонны войны! Ваши лики святые…" 2006
Литературно-музыкальная гостиная, посвященная 60-летию Победы в Великой Отечественной войне "Мадонны войны! Ваши лики святые...".
-
Чтение через увлечение 2006
В статье, адресованной учителям литературы, описаны некоторые приёмы работы по развитию у детей интереса к чтению.
-
Урок литературы в 5-м классе на тему: "Средства создания характеров в сказке Р.Киплинга "Маугли" (2 урока) 2006
Средства создания характеров героев в сказке Р.Киплинга "Маугли".
-
Урок литературы в 11-м классе по теме: "Судьба человека в тоталитарном государстве" (В.Шаламов "Колымские рассказы") 2006
Варлам Шаламов. Писатель, который принёс настоящую правду в литературу о государстве, опутанном проволокой ГУЛАГа. Целых 17 лет провёл Шаламов в Колымских лагерях. Но он выжил, чтобы рассказать. Цель данного урока: выявить идею, объединяющую цикл "Колымские рассказы" Варлама Шаламова.
-
Урок литературы в 10-м классе по теме: "Бородинское сражение как композиционный центр романа-эпопеи Л.Н.Толстого "Война и мир" 2006
Данный урок направлен на развитие умений проблемного анализа психологического портрета героев литературного произведения; особенное внимание уделяется внутреннему миру человека, соотнесенности его судьбы с судьбой Отечества. Свою воспитательную задачу учитель видит в совершенствовании позитивных установок для формирования нравственных позиций учащихся.
-
Тема урока: "Гимн смелости" по трагедии Пушкина "Пир во время чумы" 2006
Урок "Гимн смелости" по трагедии А.С.Пушкина "Пир во время чумы" представлен в форме проблемной беседы, в ходе которой происходит осмысление вечных вопросов жизни человека: добра и зла, мужества и смирения, жизни и смерти.
-
Урок казахской литературы в 11-м классе 2006
Урок закрепления новых знаний по повести казахского писателя Тахави Ахтанова позволяет учащимся 11-го класса выявить проблематику произведения. На основе материала осуществляется воспитание уважительного отношения к труду чабана, заложившего в национальный характер высокую ответственность за социальный образ человека. Вопросы рассчитаны на знание содержания повести, на понимание и осмысление сложного внутреннего мира героев.
-
Право на социальный и биологический эксперимент (по повестям М.А. Булгакова "Собачье сердце" и "Роковые яйца") 2006
Содержание урока – продолжение разговора об индивидуальном писательском подходе к изображению действительности. Преемственность в использовании основных булгаковских приемов в произведениях разных жанров: тема операции–эксперимента, учителя–ученика и др.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме: "Роман Е.Замятина "Мы". Идейное содержание и жанровые особенности романа-антиутопии" 2006
В течение последнего десятилетия произошло существенное изменение программы литературы 11-го класса, так как в неё вошли произведения писателей, долгие годы находящиеся под запретом по тем или иным причинам. Этот пласт "возвращенной литературы" огромен. Роман Е.Замятина "Мы" интересен и злободневен до сих пор, хотя современное поколение далеко и от "талонной системы", и от "обязательных" парадов, что во многом и стало причиной запрета произведения. Однако нравственные и философские проблемы, поднятые автором, актуальны и сейчас.
-
Тема урока: "Юрий Яковлевич Яковлев 1922–1995 гг. Рассказ "Баваклава" 2006
Урок знакомит учащихся с жизнью и творчеством Ю.Я. Яковлева.
-
Конспект урока по теме: "Путешествие в сказку". 5-й класс 2006
Создание текста требует от детей умения раскрыть тему, подчинять свою сказку определенной мысли (основной), строить повествование "по законам" волшебной сказки, правильно и "хорошо" выражать свои мысли, совершенствовать написанное. Дети должны уметь найти необычного сказочного героя; развить сказочный сюжет, наполнив его удивительными событиями, используя "сказочные" языковые средства.
-
Урок-встреча с Сергеем Есениным. Жизнь, творчество, личность поэта 2006
Редкий поэт вызывал такие полярные оценки своих современников и одновременно был так популярен и любим своим народом. Есенина называли "певцом голубени", "цветком неповторимым", "беспутным гением", "Дон-Кихотом деревни и берёзы"; одни превращали его в большевистского поэта, другие – в самого яркого представителя антибольшевизма и религиозного мистика. Сразу после смерти Есенина возник нездоровый ажиотаж вокруг его имени.
-
Внеклассное мероприятие по литературе в форме театрализованного представления на тему: "Тысяча вторая ночь Шахразады" (поэзия Ирана и Средней Азии) 2006
Данная работа представляет собой разработку внеклассного мероприятия по литературе в форме театрализованного представления. Материал содержит интересные сведения, позволяющие учащимся познакомиться с творчеством малоизвестных поэтов средневекового Востока: Фирдоуси, Низами, Хайяма, Саади, Хафиза. Разнообразные приёмы, используемые учителем, национальные мелодии, танцы, инсцинировки помогут учащимся изучить тему увлекательно и доступно, расширить свой кругозор.
-
Урок литературы на тему: "С днем рождения, Акакий Акакиевич!" (по повести Н.В. Гоголя "Шинель") 2006
Урок по повести Н.В. Гоголя "Шинель" нацелен на пробуждение чувств сопереживания, сострадания судьбе "маленького человека". Этому служит и выбранная форма "Урок – День Рождения героя", которая призвана уменьшить дистанцию между произведением и читателями. Учитель постарался донести важную для современного человека мысль, что есть унижение, которое возвышает... В анализе текста повести присутствует проекция на сегодняшнюю жизнь: актуальны ли проблемы "маленького человека" в наши дни? а как должно быть в жизни?
-
Литературно-музыкальная композиция для учащихся 9–11-х классов "У войны не женское лицо" 2006
В литературно-музыкальной композиции "У войны не женское лицо" показана взаимосвязь многих произведений о войне, выявлены общие темы и образы, показана трагедия несостоявшейся любви. Одновременно с этим вся композиция проникнута жизнеутверждающим началом, надеждой на счастье.
-
Классицизм как литературное направление. 9-й класс 2006
Теория литературы – неизменный спутник изучения художественного произведения, так как помогает понимать замысел писателя, вырабатывает принципы оценки литературных явлений и умение их анализировать, обостряет и развивает критическую мысль, способствует формированию эстетических взглядов ученика. В данной работе дается материал к уроку "Классицизм как литературное направление".
-
Урок литературы в 10-м классе по теме: "Особенности лирики А.А. Фета" 2006
Урок, посвященный особенностям поэтического таланта Фета. В нем используется анализ изобразительных приемов, формируются литературоведческие понятия. Учащиеся сравнивают варианты стихотворений Фета, стихи Фета и пародии на них. Рассматривается влияние Фета на поэтов Серебряного века. Предложен большой набор карточек для индивидуальной работы, работы с таблицей, а также домашнее задание творческого характера.
-
Урок литературы в 8-м классе по теме: "Образ матери в литературе и живописи" (по рассказу К.Паустовского "Телеграмма", картинам А.Шилова, стихотворениям ставропольских поэтов) 2006
Произведение Паустовского затрагивает одну из важнейших нравственных проблем – проблему отношений детей и родителей. Всегда ли дети спешат на помощь родителям, живущим где-то далеко, всегда ли пишут им письма, умеют ли проявлять о них заботу, стараются ли быть ласковыми со стариками? Поэтому рассказ воспринимается как очень грустная повесть о матери.
-
Час поэзии "Что в имени тебе моем?" 2006
Предлагаю внеклассное занятие для учащихся 8–9-х классов. Можно использовать данный материал и для проведения литературного вечера, занятия литературного клуба. Цели занятия: 1) на примерах стихотворений русских поэтов раскрыть трепетное отношение к женщине; 2) воспитание умения раскрывать свои чувства уважения к женщине, интереса к истории страны, народа, истории происхождения имён, их значению; 3) обучение выразительному чтению.
-
Интеллектуально-спортивный праздник "Ключи от форта". Внеклассное мероприятие по литературе. 6-й класс 2006
Внеклассной работе по предмету уделяется недостаточно времени. Но в среднем звене игровые формы способствуют повышению интереса к предмету. Вниманию коллег представляем опыт проведения интеллектуально-спортивного праздника. Надеемся, что эта нестандартная форма пополнит копилку творчески работающего учителя. При проведении игры создается очень динамичная среда. Ребята смогут показать свои знания и вволю подвигаться на свежем воздухе.
-
Проектные технологии на уроках литературы старших классов. (Учебный проект "Один день из жизни Обломова") 2006
Метод проектов можно внедрять на уроках литературы по изучению теории литературы, биографий писателей, поэтов, уроках по изучению литературных направлений с использованием компьютерных информационных технологий. Результатом работы над проектом могут стать телекоммуникационные проекты, сценарий художественного фильма, эскизы к спектаклям, компьютерные презентации, литературные журналы, газеты, пьесы и т.д. Вашему вниманию представлен учебный проект "Один день из жизни Обломова" по произведению И.А.Гончарова "Обломов".
-
План-конспект урока литературы в 9-м классе по теме: "И снится чудный сон Татьяне…" (Композиционная роль сна Татьяны в романе "Евгений Онегин") 2006
Изучая творчество А.С. Пушкина, мы не раз убеждались в том, что за сочинениями поэта, как будто ясными по форме, предельно глубокими по содержанию и исчерпывающими по смыслу, остаётся нечто ещё большее, что пока не разгадано. И мы постараемся разгадать ещё одну тайну поэта – тайну V главы. У Пушкина свой путь в литературе. И героиня у него своя, непохожая ни на одну из литературных героинь того времени именно потому, что она из жизни. Таких девушек, как Татьяна, Пушкин видел, знал и пытался понять их духовный мир.
-
Интегрированный урок: литература + биология по роману В.Дудинцева "Белые одежды" 2006
Двухчасовой интегрированный урок "Цвет наших одежд" по роману Владимира Дудинцева "Белые одежды" проводится в 11-м классе в рамках темы "Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве". Актуальность, многопроблемность романа, естественная межпредметная связь с биологией позволяют провести урок именно такого типа. Учащиеся читают роман заранее, готовят сообщения по темам, предложенным учителем.
-
Личностно-ориентированный урок литературы на тему: "Поэзия Ивана Сергеевича Тургенева" 2006
Предлагаемый урок был проведён в качестве заключительного по творчеству И.С. Тургенева. При подготовке к уроку учащиеся получили опережающие задания: Класс разбит на четыре разноуровневые группы. Согласно личностно-ориентированным характеристикам между учащимися были распределены роли, в соответствии с которыми они и получили задания. Рефлексия является особо значимым этапом, так как именно здесь происходит творческое развитие, осознание уже вновь приобретенной информации. Поэтому итогом учебной деятельности детей на уроке стала письменная творческая работа - письменный ответ на проблемный вопрос, создание собственного текста. Домашнее задание трёхуровневое.
-
Урок-исследование "Обломов и Штольц" (по роману И.А. Гончарова "Обломов") 2006
Урок-исследование построен на основе философии и технологии междисциплинарности. Междисциплинарное обучение - ведущий предмет программы "Одарённый ребёнок". На уроке прослеживаются определённые этапы: мотивация и постановка вопроса урока, исследование, отчет групп, связывание выводов, формулировка обобщения, рефлексия. Отмечается высокий уровень продуктивной деятельности учащихся.
-
План-конспект открытого урока по теме: "Война и судьба детей" (сопоставление рассказа М. Шолохова "Судьба человека" и повести А. Приставкина "Ночевала тучка золотая"). 9-й класс 2006
Цель нашего занятия - сопоставить два произведения и выявить, в каком из них, на ваш взгляд, глубже показана трагедия детей. К пониманию трагических ситуаций, в которых оказались герои, мы будем подходить через слово, потому что литература - это, прежде всего, искусство слова. Главной " помощницей" на нашем занятии будет "художественная деталь".
-
Проблема личности и общества в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" 2006
Проблема «Личность и общество» в русской литературе.
-
Урок-исследование по литературе в 8-м классе по теме: "Как создавалась повесть Л.Н. Толстого "Хаджи-Мурат" 2006
Урок-исследование по теме «Как создавалась повесть Л.Н. Толстого «Хаджи-Мурат»» построен в технологии междисциплинарного обучения, которая предполагает особую структуру урока (обзор, мотивация; исследование – работа в группах; связывание информации; применение знаний; подведение итогов) и позволяет учащимся овладеть приемами критического, творческого, логического мышления, сформировать навыки исследователя и готовность переносить знания из одной области в другую.
-
Урок литературы в 10-м классе по теме: "Художественное мастерство И.А. Гончарова в романе "Обломов" 2006
Урок литературы по теме "Художественное мастерство И. А. Гончарова в романе "Обломов"" проводится в форме самостоятельного исследования учащихся в группах. Организация групповой работы способствует детальному рассмотрению определенного художественного приема и расширению возможностей для анализа текста.