Цели:
- Выявление проблемных границ художественного произведе- ния, разрешение проблемных ситуаций;
- Дать понятие “маленького человека”, “духовной кардиограммы общества”;
- Определение примет художественного мастерства писателя;
- Развитие умений и навыков работы с текстом, составление таблицы литературоведческого анализа;
- Воспитание духовно-нравственной личности, любви к малой Родине; “здорового духа” семьи.
Оборудование к уроку:
- Портрет Л. Петрушевской;
- Выставка книг Л. Петрушевской;
- Список критической литературы;
- Список современной литературы;
- Теоретический справочник;
- Газета “Слово о матери”;
- Интервью с родителями “Поговори со мной по душам”;
- Схема нравственного подъема личности и духовной деградации;
- Карточки-ступени (словарная работа: сказ, эгоизм, подозрительность авторитарность, аморальный образ жизни, воля, ЗДЖ, самообразование и т.д. и т.п.)
Проблемные вопросы:
- ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ ЖИЗНЬ НЕ ЗАМОРОЗИЛА НАШИ МЫСЛИ И НАДЕЖДЫ?
- НА ЧТО Я ДОЛЖЕН НАДЕЯТЬСЯ, ЧЕЛОВЕК?
ХОД УРОКА
Вступительное слово учителя:
Доброе утро! Дорогие мои ученики, уважаемые коллеги! Сегодня у нас с вами состоится непростой разговор, разговор о самом главном: “Какой я, когда меня никто не видит”, и постараемся ответить на два проблемных вопроса (вопросы на доске).
Вы стоите на пороге взрослой жизни. Вам только 14 лет. Вокруг много соблазнов, мнимой свободы. На что мы должны ориентироваться в этой жизни?
Кто наш главный советчик? Ведь у нас так мало жизненного опыта?
Одним из главных советчиков, конечно, является книга. Вашему поколению “страшно” повезло. Мы приходим в книжный магазин, и что же мы там видим?
1. Минута на размышление…
(Читаю отрывок из газеты “День за днем от 20 сентября 1994 года.)
“Вообще-то я читаю в последнее время очень мало - больше пишу да бегаю по всяким глупым делам. А когда в последний раз книжку покупал - даже не вспомнить. Жизнь такая, что тут уж не до книг. Хорошо, конечно, завалиться иногда на выходных на диване с новым романом Стивена Кинга - поужасаешься, повскрикиваешь, вот и отдохнул, во снова готов к труду и обороне, а Кинга поставляет мне знакомый книготорговец.
Однажды сидели мы с ним дома, обсуждали книжный рынок и вообще литературный процесс. Книготорговец жаловался: “не понимаю, почему “Малыш” Стрижака идет нарасхват, Петрушевская по той же цене со скрипом!” Я спросил, а кто такая?
“Можешь взять почитать”.
Сначала показалось несколько монотонно. Но чем дальше я читал, тем глубже проваливался в какой-то странный мир, причудливый и абсурдный, полный страдания и безысходности - мир обыденной жизни. Под конец я просто заболел, что-то сдвинулось в голове”.
- ПОЧЕМУ СЕЙЧАС НАСТОЛЬНЫМИ КНИГАМИ СТАЛА КОМЕРЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА? (ДЕШЕВЫЕ ДЕТЕКТИВЫ И УЖАСТИКИ).
Наше общество на сегодня потеряло вкус к жизни, читатель уходит в мир иллюзий, в мир придуманный, чтобы отвлечься от каждодневных проблем.
- ЧТО ТАК МОГЛО ВЗВОЛНОВАТЬ АВТОРА СТАТЬИ, ПОСЛЕ ПРОЧТЕНИЯ РАССКАЗОВ Л. ПЕТРУШЕВСКОЙ?
Л. Петрушевская “будоражит” наше сердце, волнует нашу душу.
2. Рекламная пауза. Кто же такая Л. Петрушевская? (Класс отвечает по цепочке)
Петрушевская Людмила Стефановна – русская писательница. Родилась 26 мая 1938 году в Москве. Окончила Московский государственный университет, работала редактором на телевидении. В середине 1960-х годах начала писать рассказы, первый из которых “История Клариссы”, был опубликован в 1972. Пьеса “Уроки музыки” (1973) впервые была поставлена режиссером Р. Виктюком в студенческом театре МГУ. Первая постановка на профессиональной сцене - пьеса “Любовь” (1974) в Театре на Таганке (режиссер Ю. Любимов).Одна из самых известных пьес Петрушевской - “Три девушки в голубом”. Петрушевская. показывает в своих произведениях, как любая жизненная ситуация может перейти в собственную противоположность. Пьесы Петрушевской называют романами, записанными разговорами
П. известна и как прозаик. Рассказам П. присуща “новеллистическая неожиданность. Они одновременно наполнены фантастикой и одновременно реалистичны.
Стремясь создать многообразную картину современной жизни, цельный образ России, Петрушевская обращается не только к драматургическому и прозаическому, но и к поэтическому творчеству. “Карамзин”(1994г.)
В последние годы Петрушевская обратилась к жанру современной сказки. Её “Сказки для всей семьи” (1993) и другие произведения этого жанра написаны в абсурдистской манере, заставляющей вспомнить о традиции Л.Кэррол “Алиса в стране чудес”.
Рассказы и пьесы Петрушевской переведены на многие языки мира, её драматургические произведения ставятся в России и за рубежом.
3. Беседа. Мы с вами сегодня не первый раз открываем сборник рассказов “Неспелые ягоды крыжовника”
- ЧТО ИЗ СЕБЯ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СБОРНИК “НЕСПЕЛЫЕ ЯГОДЫ КРЫЖОВНИКА”
(Совокупность мелких рассказов, повествующих о случаях жизни, о частных ничем не примечательных судьбах, - все это складывается в глобальную картину человеческого существования, в своего рода ЭПОС. И ХОТЯ ЭТОТ ЭПОС НЕ ОЗАБОЧЕН ПРОСЛАВЛЕНИЕМ ГЕРОЕВ ИЛИ ВООБЩЕ ОБХОДИТСЯ БЕЗ ГЕРОЕВ, ОН, как всякий эпос, изображает не жизнь как она есть, а жизнь в ее смысловом пределе.
- Из чего состоит жизнь, обычная жизнь, какой живем все мы?
Петрушевская отвечает так: жизнь состоит из коммунальной квартиры, чая, жареной картошки, беготни по магазинам, стирки, уборки, службы или работы, неурядиц дома или на работе, продвижения на службе, алкоголизма, супружеских измен и печения пирогов, детей, алиментов, болезни, старости, психбольницы, покушений на самоубийство, телевизора, скоротечных романов, из мечтаний о будущем, вранья, голода, сплетен. Вечной нехватки денегт - …смерти, смерти во всех её видах: в петле, от рака, от ножа в грудь за то , что не дал закурить, или где-нибудь в зачиханной больнице для хроников, безнадежных и никому не нужных. В гноище на сквозняках в коридоре.
Жуткая картина нашей Малой Родины. Как сохранить себя в этой обстановке, сохранить свою целостность, суметь создать свой очаг, от которого всем будет тепло в этой жизни.
Сегодня на уроке мы должны с вами попытаться поднять по ступеням к благу и помочь себе и своим близким не оступиться на тех ступенях, которые ведут ко дну, жизненному дну.
А какие же это ступени, вы определитесь сами, но у вас пока мало жизненного опыта, поможет вам разобраться Петрушевская, её герои, их судьбы.
4. Групповая работа. Беседа с элементами анализа.
Класс делится на 3 группы:
1. Рассказ “Два бога”
2. Рассказ “Анна – печной горшок”
3. Рассказ “Дети Гамлета”
Работаем по предложенной схеме, используя ключевые слова.
- Выделим центральную тему всех рассказов, которая их объединяет?
(Как человек постепенно пропадает в жизни)
В какой среде обитают герои в рассказах “Два бога”, “Рай, рай”, “Дети Гамлета”?
Каков уклад семейной жизни в каждом рассказе?
Дать характеристику главным героям?
(Предполагаемые ответы смотрите в приложении “Хронологическая таблица”, составленной учащимися заранее) (См. приложение)
5. Художественное мастерство Л. Петрушевской. (Серьезное исследование глазами 14-летней девушки). Сообщение учащихся.
Петрушевская напоминает мне героиню своего рассказа “Рассказчица”. Её можно заставить рассказать о себе все что угодно, если только захочет этого. Она совершенно не дорожит тем, что другие скрывают или, наоборот, рассказывает с горечью, с жалостью к себе, со сдержанной печалью. Она даже, кажется, не понимает, зачем это может ей понадобиться и почему такие вещи можно рассказывать только близким людям да к тому же потом жалеть об этом. Обыденная жизнь, выговоренная обыденным, нелитературным словом, без всякой сдержанности, вплоть до истерики, с посвящением в то, о чем не принято говорить - вот объект изображения и метод Л. Петрушевской, то ,чем она привлекает и шокирует.
“Петрушевская во многом напоминает Чехова, - пишет Мирза Бабаев в своей статье “Эпос обыденности”. - Для обоих значимы как проза(причем кроткая не роман), так и драматургия. Оба подчеркнуто не теоретичны и стремятся показать жизнь такою, как она есть. Сверхтема обоих - “как человек пропадает в жизни”, “ужас и нелепость “нормальности””. Оба великолепные юмористы и рассказчики анекдотов, но за их смехом - слезы и слезы.”
Но отличает её от Чехова следующее:
- Сама жизнь, которую она описывает, за сто лет изменилась в своих внешних проявлениях;
- Герои не плачут из-за утраты родового поместья, её герои плачут, потому что пусто в холодильнике;
- Проблемы освещаются сточки зрения женской психологии; (женская проза)
- Рассказы написаны в жанре безличного сказа, где нет личной истории рассказчика, мы слышим голос автора, но он повествует о других. (В жанре личного сказа составлен раздел книги “Монологи”)
6. Дать определение сказу.
Сказ предполагает повествование об обычной жизни с точки зрения обычного, ординарного сознания. Автор - сказитель не всеведущ, не возвышается над своими героями, он такой же как они, как все. Сказу присущ особого рода “сказовый юмор”, оправдание перед слушателями, возможность фантастики в форме слухов, суеверий, городского фольклора и т. п. (Обращаю внимание детей на выставку книг Петрушевской)
7. Итог урока. Построение схемы нравственного подъема и деградации личности. Выбор ступеней, по которым можно подняться к жизненному благу и опустится на дно жизни. (Учащиеся выбирают карточки-ступени, давая каждому слову определение)
---------------------------------------------------------------------------------------------------
7. Вывод учителя. Интервью с родителями. Обзор творческих работ.
Л. Петрушевская в своих рассказах показывает нам, как много в нашей жизни бессознательности, автоматизма, слепоты, но и страдания, стремления к счастью, любви, мужества жить. Рассказывая о них, о нас, о себе, автор не судит, не расставляет точек над “и”. Скорее спрашивает у того, кто способен услышать. Типичные начала её рассказов:
“Ты мне говори, говори побольше о том, что он конченый человек, он алкоголик, и этим сказано почти все, но еще не все.”
“Кто скажет, как живет тихая, пьющая женщина со своим ребенком, никому не видимая в однокомнатной квартире. Как она каждый вечер, какой бы она не была пьяной, складывает вещички своей дочери для детского сада, чтобы утром все было под рукой.”
“А кто ответит за невинные слезы Веры Петровны, за невинные, бессильные старческие слезы на больничной койке перед тем, как Вера Петровна умерла?”
А что вы спросили у своих родителей. (Обращение к интервью “Поговори со мной по душам”)
На протяжении 3-х лет мы с вами говорим о духовном возрождении и о духовном уродстве. Ваши мысли выражались в ваших творческих работах: “Слово о матери”, мы составляли с вами Поучение, где выводили формулу настоящего человека, “Какой Я…”.
8.Р.Р. Д.З Сегодня мы с вами напишем следующую страничку классного дневника на тему: “На что я должен надеяться, человек”.
Я обращаюсь к тем, кого люблю, кто дорог мне, кого боготворю.
Надо жить щедрей и бескорыстней,
Надо так суметь прожить свой век,
Будто у тебя десяток жизней,
Будто ты бессмертный человек.
Жить хочу не тихой сыроежкой,
Что сидит под елками в бору,
Не печной чадящей головешкой,
А костром, гудящим на ветру!
Не о славе первая забота, -
Важно знать, что линия верна,
Что моя посильная работа
Каждому хоть чуточку нужна.