Право на социальный и биологический эксперимент (по повестям М.А. Булгакова "Собачье сердце" и "Роковые яйца")

Разделы: Литература


Цели:

  • продолжить знакомство с творчеством М.А.Булгакова через анализ повестей;
  • развивать навыки анализа, логику рассуждений, диалогическую речь;
  • воспитывать самостоятельность суждений, веру в себя.

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Опрос учащихся на готовность к уроку:

- Кто что прочитал?

- Как вы думаете, есть ли связь между рассказом “Полотенце с петухом” и повестями, которые нам предстоит изучить?

Варианты ответов: (тема операции-эксперимента; “невозможное становится возможным”; главная булгаковская идея “Готовьте операцию!”, тема учителя-ученика.

II. Анализ повестей М.А.Булгакова “Роковые яйца” и “Собачье сердце”.

1. Продолжаем знакомиться с творчеством М.А.Булгакова. Обращаю ваше внимание на символичность дат написания произведений.

- повесть “Роковые яйца” написана в 1924 году;

- повесть “Собачье сердце” написана в 1925 году.

Знание этих дат помогут ответить на вопрос:

- Есть ли право у человека на проведение биологического или социального эксперимента?

Именно так звучит тема нашего урока. Запишите ее в тетради.

2. Беседа:

- Все ли вам понятно в формулировке темы? Знаете ли вы лексическое значение слов “эксперимент”, “биологический”, “социальный”?

- Какое из предложенных словарем значений вам кажутся более точными, необходимыми для разговора. Почему?

- Скажите, на какие этапы можно “разложить” эксперимент? Какие этапы выделить?

  • 1. Форма
  • 2. Цель
  • 3. Ход
  • 4. Итог

- Предлагаю соотнести выделенные этапы с содержанием повестей, иллюстрируя каждый текстом. В тетради делаем одновременно краткие записи, используя форму:

Этапы эксперимента Биологический эксперимент Социальный эксперимент

Проверка выполненного задания, обсуждение результатов.

- По какому принципу шел отбор материала для заполнения примерами колонки “социальный эксперимент”?

- Почему эта работа вызвала затруднения?

Беседа по содержанию повестей. Обратить внимание на то, что повести сатирические, почему автор для написания повестей использует сатиру, приемы комического, соотнести эти факты с фактами биографии писателя.

Содержание колонки “Социальный эксперимент”: строительство социализма

Повесть “Собачье сердце” - иллюстрация 1917г.

И кухарка может управлять государством

(из Клима Чугункина и Шарика – новое существо)

НЭП

Чистка;

Повесть “Роковые яйца” действия происходят в будущем – 1928г.

Красный луч – 1917 г.

Гады – угроза жизни

Красная Армия и ГПУ беспомощны

Трагический конец профессора Персюкова

Восемнадцати градусный мороз в августе – чудо.

III. Вывод:

1. Оптимистическое закрытие опыта профессором и темы М.Булгаковым.

- Завершен эксперимент биологический. Каково отношение Булгакова к эксперименту?

- А ваше?

- Завершен ли эксперимент социальный?

- Как вы относитесь к проведению эксперимента социального?

2. Домашнее задание: “Право на биологический и социальный эксперимент в истории ХХ века” - тема письменного размышления.

Ответить на вопрос: О чем роман “Мастер и Маргарита”?

Дополнительный материал к уроку:

Человек, желая стать ангелом, становится зверем.

Паскаль.

…в человеке, в нем самом, есть некая потребность в ненависти и разрушении…

Эйнштейн.

Он (Ленин) работает как химик в лаборатории, с тою разницей, что химик пользуется мертвою материей, но его работа дает ценный для жизни результат, а Ленин работает над живым материалом и ведет к гибели революцию.

М.Горький.