Цели:
- продолжить знакомство с творчеством М.А.Булгакова через анализ повестей;
- развивать навыки анализа, логику рассуждений, диалогическую речь;
- воспитывать самостоятельность суждений, веру в себя.
Ход урока
I. Организационный момент.
1. Опрос учащихся на готовность к уроку:
- Кто что прочитал?
- Как вы думаете, есть ли связь между рассказом “Полотенце с петухом” и повестями, которые нам предстоит изучить?
Варианты ответов: (тема операции-эксперимента; “невозможное становится возможным”; главная булгаковская идея “Готовьте операцию!”, тема учителя-ученика.
II. Анализ повестей М.А.Булгакова “Роковые яйца” и “Собачье сердце”.
1. Продолжаем знакомиться с творчеством М.А.Булгакова. Обращаю ваше внимание на символичность дат написания произведений.
- повесть “Роковые яйца” написана в 1924 году;
- повесть “Собачье сердце” написана в 1925 году.
Знание этих дат помогут ответить на вопрос:
- Есть ли право у человека на проведение биологического или социального эксперимента?
Именно так звучит тема нашего урока. Запишите ее в тетради.
2. Беседа:
- Все ли вам понятно в формулировке темы? Знаете ли вы лексическое значение слов “эксперимент”, “биологический”, “социальный”?
- Какое из предложенных словарем значений вам кажутся более точными, необходимыми для разговора. Почему?
- Скажите, на какие этапы можно “разложить” эксперимент? Какие этапы выделить?
- 1. Форма
- 2. Цель
- 3. Ход
- 4. Итог
- Предлагаю соотнести выделенные этапы с содержанием повестей, иллюстрируя каждый текстом. В тетради делаем одновременно краткие записи, используя форму:
Этапы эксперимента | Биологический эксперимент | Социальный эксперимент |
Проверка выполненного задания, обсуждение результатов.
- По какому принципу шел отбор материала для заполнения примерами колонки “социальный эксперимент”?
- Почему эта работа вызвала затруднения?
Беседа по содержанию повестей. Обратить внимание на то, что повести сатирические, почему автор для написания повестей использует сатиру, приемы комического, соотнести эти факты с фактами биографии писателя.
Содержание колонки “Социальный эксперимент”: строительство социализма
Повесть “Собачье сердце” - иллюстрация 1917г.
И кухарка может управлять государством
(из Клима Чугункина и Шарика – новое существо)
НЭП
Чистка;
Повесть “Роковые яйца” действия происходят в будущем – 1928г.
Красный луч – 1917 г.
Гады – угроза жизни
Красная Армия и ГПУ беспомощны
Трагический конец профессора Персюкова
Восемнадцати градусный мороз в августе – чудо.
III. Вывод:
1. Оптимистическое закрытие опыта профессором и темы М.Булгаковым.
- Завершен эксперимент биологический. Каково отношение Булгакова к эксперименту?
- А ваше?
- Завершен ли эксперимент социальный?
- Как вы относитесь к проведению эксперимента социального?
2. Домашнее задание: “Право на биологический и социальный эксперимент в истории ХХ века” - тема письменного размышления.
Ответить на вопрос: О чем роман “Мастер и Маргарита”?
Дополнительный материал к уроку:
Человек, желая стать ангелом, становится зверем.
Паскаль.
…в человеке, в нем самом, есть некая потребность в ненависти и разрушении…
Эйнштейн.
Он (Ленин) работает как химик в лаборатории, с тою разницей, что химик пользуется мертвою материей, но его работа дает ценный для жизни результат, а Ленин работает над живым материалом и ведет к гибели революцию.
М.Горький.