Цели урока. В ходе урока учащиеся смогут:
- познакомиться с тем, как создавалась повесть «Хаджи – Мурат»,
- как писатель работает над созданием своих персонажей;
- развить понятие о прототипе;
- проанализировать эпизоды, дающие представление о герое (ях);
- сравнивать документальные материалы и художественный текст;
- совершенствовать навыки работы с текстом (подбор фактов – цитат – для подтверждения своих мыслей);
- формулировать выводы и обобщения.
Материалы к уроку:
- Л.Н.Толстой. «Хаджи – Мурат»;
- значок;
- бумага;
- фломастеры;
- рабочие материалы для групп.
Ход урока.
1. Обзор. Мотивация.
К этому уроку учащиеся прочитали повесть Л.Н.Толстого «Хаджи-Мурат» и написали отзыв о произведении.
Учащиеся делятся своими впечатлениями о прочитанном.
Для мотивации учитель просит учащихся высказать своё мнение:
- Хаджи-Мурат – фигура историческая? Или эта сентиментальная повесть – просто красивая выдумка?
Учащиеся высказывают различные точки зрения:
- герой – историческое лицо;
- герой – плод художественной фантазии.
При этом некоторые из них опираются на высказывание Л.Н.Толстого в начале его повествования: «…Мне вспомнилась одна давнишняя кавказская история, часть которой я видел, часть слышал от очевидцев, а часть вообразил себе. История эта, так, как она сложилась в моём воспоминании и воображении, вот какая».
Учащиеся предлагают провести исследование, чтобы доказать или опровергнуть свои предположения. В таком случае исследование будет дедуктивным.
Учитель может подвести учащихся и к другому варианту исследования – индуктивному. Тогда он проводит беседу таким образом, чтобы дети сформулировали вопрос урока. Например:
- Что в этой истории Толстой выдумал, т.е. вообразил, а что было на самом деле?
Учитель повторяет вопрос, вывешивает значок и записывает вопрос внутри значка.
2. Исследование ( в группах).
С целью ответа на поставленный основной вопрос урока предлагается задание (общее для всех групп).
Задание.
- Прочитать материалы (документы, письма, воспоминания и т.п.).
- Выделить объект описания – действующее лицо и то, что интересовало Л.Н.Толстого в связи с ним.
- Пронаблюдать, как отражён в тексте повести интересующий писателя вопрос. Сравнить с документом. Подготовить выразительное чтение отрывков текста.
- Ответить на вопрос урока.
- Подготовить рассказ (по проделанной работе).
- Оформить материалы для заполнения общего рабочего листа (на доске).
Каждая группа получает индивидуальное задание с рабочими материалами и приступает к работе.
Индивидуальные задания для групп № 1-6 - см. в Приложении 1-5.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Краткое содержание этих заданий:
Группы № 1и 2: Выборочный перечень вопросов Л.Н.Толстого, касающихся обычаев и нравов кавказцев.
Группы № 3,4,5: Переписка Л.Толстого с разными людьми:
- для групп 3, 4 – с целью получения сведений о Николае 1:
3 группа:
а) графиня А.А.Толстая;
б) редактор журнала «Русский архив» Бартенев;
4 группа:
В.В.Стасов;
- для группы 5 – с целью получения сведений о Хаджи-Мурате:
а) вдова начальника Нухинской крепости А.А. Корганова;
б) Шульгин – преподаватель словесности, который встречался с Коргановой по просьбе Толстого.
Группа № 6: Воспоминания Полторацкого о прощании генерала Козловского с офицерами.
3. Обмен информацией.
Группы отчитываются по плану. Ответ группы должен представлять связный текст с выводом. Заполняется рабочий лист на доске.
Выводы групп.
1. I и II группы.
Работая над «Хаджи – Муратом», Толстой пользовался не только личными впечатлениями и рассказами очевидцев. Он изучал исторические источники, отражающие обычаи и нравы кавказских горцев.
Всё это было, и писатель внёс это в своё произведение.
2. III и IV группы.
Изображая историческую личность - Николая I, Толстой хотел быть скрупулёзно точным. Он, видимо, не хотел, чтобы его упрекнули хоть в малейшем искажении исторической правды.
Учитель.
- Может, он давал волю своей фантазии, когда писал о людях не столь известных?
3. V группа.
Всё, о чём сообщила Корганова, решительно всё вошло в описание жизни Хаджи – Мурата в крепости. И про лошадей, и про мюридов, и про комнаты, и про соблюдение обрядов, и про то, на каком языке они с ним объяснялись. Нет чудесной подробности про еду. Такой яркой, колоритной деталью Толстой, конечно же, не мог пренебречь. Но он использовал её в другом эпизоде – при описании обеда Хаджи – Мурата у Воронцова. (Чтение отрывка).
Даже такая деталь, как то, что он ел плов, а не какую-нибудь другую еду, и то вошла в повесть.
Учитель:
- Почему эту подробность Толстой решил использовать именно здесь, а не при описании жизни Хаджи – Мурата в крепости?
Не всё ли равно, кем Хаджи – Мурат опасался быть отравленным: комендантом маленькой крепости, где его поселили, или самим Воронцовым? По-моему, у него были равные основания опасаться их обоих. Ведь и там, и тут он был среди своих недавних врагов.
Ученики:
Толстой вполне резонно рассудил, что страх быть отравленным или убитым в большей степени должен был преследовать Хаджи – Мурата, когда он пользовался официальным гостеприимством князя Воронцова. Толстой хотел подчеркнуть, что душевное, доброжелательное отношение к Хаджи – Мурату жены начальника крепости было искренним. А пышное гостеприимство Воронцова – показным, нарочитым, и Хаджи – Мурату поведение князя вполне могло показаться лицемерием, прикрывающим какие-нибудь коварные замыслы. Недаром Толстой отмечает, что чем лучше был приём, сделанный ему Воронцовым, тем меньше Хаджи – Мурат доверял князю и его офицерам.
Учитель:
Толстой был очень щепетилен насчет фактов. Все события, о которых он рассказал в своей повести, - подлинные, тщательно выверенные. И даже не только события, но и весь, так сказать, антураж: быт, нравы, окружающие его героев предметы быта, особенности их поведения. Тут Толстой старался ничего не выдумывать.
-А что же, по-вашему, он выдумал?
Ученики:
- Все живые сцены, реплики, диалоги – вот это уж наверняка плод его художественного воображения. Даже вот в этом примере насчёт боязни отравления. Госпожа Корганова просто сообщила ему, что Хаджи – Мурат опасался, что плов отравлен. А Толстой изобразил эту сцену в лицах. Вложил эту реплику в уста жены князя Воронцова, Марии Васильевны.
Учитель:
- Ваше предположение не так уж далеко от истины. И всё же… Вспомните какой-нибудь диалог или монолог, который был бы, на ваш взгляд, целиком и полностью плодом художественного воображения Толстого.
Ученики:
- Вот эта сцена… Званый обед в честь уезжающего генерала Козловского. Этот генерал там произносит прощальную речь, то и дело вставлял, совершенно невпопад, словечко «как»…Уверены, что всю эту колоритнейшую речь косноязычного генерала Толстой выдумал. От начала до конца.
4. Слово предоставляется VI группе, которая работала над этим эпизодом.
- Выразительное чтение отрывка (гл.21, с.98).
- Отчёт V1 группы:
Эта изумительная речь, и смешная, и трогательная, не придумана.
Весь эпизод Толстой заимствовал из воспоминаний Полторацкого в журнале «Исторический вестник» («Вам, господа, знакома, как истина: один в поле не воин…Все, чем я на службе моей, как, награжден, все, чем осыпан, великими щедротами…»).
А речь генерала Козловского, как вы только что убедились, была воспроизведена им дословно.
Учитель:
- Толстой почувствовал в этом эпизоде аромат подлинности, художественное очарование живой натуры. И сохранил его почти в неприкосновенности, лишь слегка пройдясь по тексту Полторацкого своей рукой.
Рабочий лист
№ гр. |
Действующие лица повести | Что интересует Толстого? | Где писатель искал факты? (названия документов) |
Ответ на вопрос урока (было\ не было) |
1-2 | Горцы | Обычаи и нравы горцев: - браки |
Книга «Сборник кавказских горцев» 1868г., Тифлис |
+ |
3-4. | Николай I | - частная и домашняя жизнь императора; - отношение Николая I к Воронцову; - список министров; - распорядок дня Николая; - … - … . |
Письма |
+ |
5.
|
Хаджи-Мурат \Марья Дмитриевна (второстепенное действующее лицо)\ |
- жизнь в Нухе; - говорил ли по-русски; - лошади; - хромота; - молитвы; - … - … . |
Письма, встречи |
+ (-) |
6. | Генерал (второстепенное действующее лицо) | Речь на прощальном обеде | Воспоминания | + |
Вывод: «Когда я пишу историческое, я люблю быть до мельчайших подробностей верным действительности» Л.Н.Толстой. |
Ученики:
- Выходит, что в «Хаджи – Мурате» вообще нет ни одного вымышленного эпизода, ни одной выдуманной подробности?
Учитель:
- О нет! Совсем нет. Вот послушайте, что пишет Толстой в письме к сыну госпожи Коргановой:
Когда я пишу историческое, я люблю быть до мельчайших подробностей верным действительности.
Итак, мы ответили на вопрос урока? (Да). Значит, вопрос можно снять.
4. Итог урока.
Из расследования мы узнали, что не только сам Хаджи – Мурат, главный герой толстовской повести, но и многие другие её персонажи имели реальных прототипов. И Толстой, изображая их, был верен натуре.
Значит ли это, что все эти его герои получились у него точь-в-точь такими, какими они были в жизни?
Нет, конечно! Писатели в своих книгах никогда не воспроизводят в точности то, что было в жизни.
Даже изображая вполне реального человека и даже рисуя его, что называется, «с натуры», писатель – иногда совершенно сознательно, а иногда невольно, интуитивно – преображает эту натуру сообразно своим целям, задачам, в соответствии с владеющим им замыслом.
Художник всегда обогащает избранную им натуру своим отношением к ней. Мыслями, которые она, эта натура, в нём пробудила…Чувствами, одушевлявшими его в работе над тем или иным сюжетом…
Об этом поговорим на других уроках.
5. Домашнее задание.
Составить кроссворд или вопросы викторины по повести Л.Н.Толстого «Хаджи – Мурат».
6. Литература.
- Сарнов Б.М. Прототип и литературный герой: Учеб. пособие. – М.: Изд-во гимназии «Открытый мир», 1995.-128с.: ил. - (Учеб. сер. «Шаг за шагом»: Литература).
- Толстой Л.Н.. Хаджи – Мурат. (страницы указаны по тексту повести «Хаджи – Мурат», напечатанной в с/с в 20-ти томах, Москва, «Терра», 1998, т.13, с.15-116).