Урок казахской литературы в 11-м классе

Разделы: Литература


Тема: Актуальные проблемы современности в повести Т. Ахтанова “Буран”.

Цель:

  • познакомить учащихся с творчеством Тахави Ахтанова;
  • развивать навыки осознания и анализа художественного произведения;
  • воспитывать уважение к труду, к традициям казахского народа.

Задачи:

  • осмыслить основные факты биографии и творчества писателя;
  • определить актуальные проблемы взаимоотношений людей в повести “Буран”;
  • воспитывать уважительное отношение к тяжелым испытаниям национального труда, воспитывать в себе выносливость, терпение, уметь прощать людям ошибки.

Тип урока: урок закрепления нового материала.

Методы и приемы: беседа, слово учителя, словесное рисование, составление плана.

Оборудование: портрет писателя, иллюстрации к произведению, предварительное задание учащимся.

Эпиграф

“У каждого народа есть свой “главный человек”, от которого нация получила свой характер. В Японии это рыбак. Во Франции – это виноградарь. В России – это землепашец. А В Казахстане – это чабан (койшы)” (Андрей Гальцев)

Круг понятий:

  • Повесть
  • Сюжет
  • Композиция
  • Авторская позиция
  • Психологизм повести в изображении героев

Ход урока

I. Вступительное слово учителя о месте творчества Тахави Ахтанова в казахской литературе.

II. Работа учащихся по опорному конспекту, составленному дома с использованием дополнительных источников <Приложение 1>.

Дополнение учителем сведений о произведениях писателя

Наибольшую известность принес писателю его роман “Грозные дни”.

В романе показаны мужество и героизм казахских воинов в годы Великой Отечественной войны.

В романе-дилогии “Свеча горит” Тахави Ахтанов с большой художественной силой обрисовывает героизм народа в годы суровых испытаний.

Известный прозаик, драматург, исследователь литературы. Первые стихи и очерки Тахави Ахтанова печатались во фронтовых газетах.

Повесть “Буран”, написанная в 1966 году удостоена Государственной прем имени Абая и выдержала несколько изданий за рубежом.

Автор двух монографий: “Г.Мусрепов”, “Караван”.

Тахави Ахтанов перевел на казахский язык трилогию А.Н.Толстого “Хождение по мукам”, рассказы М.Горького.

Автор имеет множество наград и медалей.

III. Работа с учащимися над содержанием и художественными особенностями повести “Буран”.

1. Выявление первичного восприятия прочитанного.

Беседа с учащимися.

- Понравилось ли произведение?

- Какое чувство испытали во время чтения?

- В чем заключается смысл заглавия повести?

2. Викторина на знание содержания повести.

- Где происходят события, описанные в повести?

(События повести происходят в 60-е годы в Казахстане. Коспан 14 лет уже работает чабаном и досконально изучил премудрости пастушьего дела. Нынешняя зима ему преподнесла свои капризы, он не мог угнать подальше свою отару и вконец разорил все выпасы вокруг зимовки. Ничего другого не оставалось, как рисковать, и он рискнул – двинул на далекие отгонные пастбища.)

- Герои произведения?

(Чабан Коспан, его жена Жанель, ответственный работник райкома Касбулат.)

- О чьей дружбе автор говорит “Как-то заботливей, нежнее люди относятся к той дружбе, которая когда-то была потеряна, но, к счастью, вновь приобретена потом. Что ни говори, а есть у возрожденной дружбы особая, какая-то горьковатая прелесть. И она заставляет заботливо и нежно обращаться друг с другом” (о дружбе Коспана и Касбулата).

- Что означает словосочетание “горьковатая прелесть”?

- Кем являлся для Коспана и Жанель Каламуш? (Когда они приехали в этот колхоз, Каламушу было всего 5 лет. Мать у него умерла, он все больше находился на попечении Жанели, привык к ней, звал ее апа, Коспана – ага, а своего отца Минайдара, которому тогда перевалило за 50, дедушкой - ата).

- Какие воспоминания Жанель навеял начавшийся в такой же зимний день буран?

(В руке у нее был конверт, где сообщалось, что ее Коспан пропал без вести.)

- О каком эпизоде идет речь: “Радость и простое счастье, наполнявшие последние пять лет ее жизни, промелькнули, будто и пяти дней она их не испытывала. И теперь ей казалось, что это, их счастье, тихое сияние прежней радости, виновато в неубывающей боли этой горькой утраты, в том, что снова вернулось проклятое одиночество, холод сиротства”. (Рассказ учащегося о сиротской доле Жанель).

- Чей портрет: “Он молчун, из него нужно каждое слово клещами вытягивать. Рассыпаться в любезностях и угождать начальству он не умеет. Он тебя встретит просто. Как человека. Как любого, кто приедет в его дом. Душа у него богатая и ясная, у этого молчуна. А рядом с этим большим и медлительным человеком чувствуешь проще, богаче и… мудрее”. (Так о чабане Коспане думает Касбулат).

- О чьих взаимоотношениях сказаны следующие слова и почему: “Так и не подобрали ключи друг другу…” (о семейных взаимоотношениях Касбулата).

- О ком сказаны следующие слова: “Бывают женщины, которые умеют быть для любимого мужчины не только любовницей или женой, но и матерью. Такие женщины редки. Очень редки”. (о Шарипе).

IV. Проверка домашнего опережающего задания (озаглавливание глав повести “Буран”).

  • Глава 1 “Могучее дыхание природы”
  • Глава 2 “Судьба Жанель”
  • Глава 3 “Злопамятность, проявившаяся в минуту слабости”
  • Глава 4 “Яркий свет воспоминаний Коспана”
  • Глава 5 “Встреча лейтенанта и ординарца”
  • Глава 6 “Тяжкий камень на сердце Касбулата”
  • Глава 7 “Каламуш и его семья”
  • Глава 8 “Маленький шаг к дружбе”
  • Глава 9 “Учитесь у жизни, учитесь у народа”
  • Глава 10 “Возвращение Коспана с фронта”
  • Глава 11 “Плен”
  • Глава 12 “Друг по несчастью”
  • Глава 13 “Тревога Каламуша”
  • Глава 14 “Наплыв прошлого”
  • Глава 15 “Сиротская доля”
  • Глава 16 “Растревоженное прошлое глазами Касбулата”
  • Глава 17 “Дорога к мечте”
  • Глава 18 “Победа над хищниками”
  • Глава 19 “Поиски чабана”
  • Глава 20 “Спасение ради любимого человека”

Вывод: - В чем заключается своеобразие композиции повести?

(Действительность и воспоминания – новое для казахской литературы 2-ой половины XX века).

V. Беседа

  1. Назовите самые светлые, радостные эпизоды из повести.
  2. Как автору удается передать свои чувства через героев?
  3. Что происходит с героями повести во время бурана (Коспан, Жанель, Касбулат)?

VI. Устное словесное рисование (иллюстрация к повести или обложка к произведению).

- В чем вы видите мастерство писателя?

(Автору удалось показать сложный внутренний мир героев, психологизм героев, композиция повести, язык произведения.)

VII. Выявление проблематики повести “Буран”. (Обобщение урока.)

Нравственные проблемы во взаимоотношениях людей:

- столкновение добра, справедливости, со злом и черствостью, преданности с предательством;

- воспевание красоты и вечности, человеческих отношений, основанных на доброте и честности, внимании друг к другу, любви и милосердии к себе и к другим;

- связь человека и мира природы;

- чувство ответственности за близких, за работу, за социальный образ человека.

Вывод: физическая и нравственная победа Коспана (выразительное чтение отрывка).

“Коспан чувствовал облегчение, прояснение духа, которое наступает с выздоровлением. В эту адскую ночь он не только страдал, боролся, он еще и мучительно думал, сурово судил прожитое, отыскал в ненастье искорку надежды, оберегал ее на ураганных ветрах, поднимаясь на свой большой, долгий и высокий перевал, которым стали эти дни в его жизни. Впереди его ждало его большое дело. Впереди лежала великая степь”.

VIII. Заключительное слово учителя.

“Именно чабан создал и в веках сохранил традиции, чувство красоты и нормы поведения народа. Он – основатель народной души. Изначально чабан – воин, поскольку охраняет пастбища и скот от вторжения и разграбления. Он путешественник и географ, изучающий мир лицом к лицу. Знахарь и ветеринар. Охотник, потому что волк всегда где-то рядом с отарой. Он философ и поэт, ибо мир открыт перед ним как божественная книга. И он подолгу смотрит на травы и звезды. Сегодня это кажется странным – жить за одно с природой. Кони, собаки, овцы… След волка не снегу, чей-то силуэт на горизонте… Отдаться милостям и прихотям погоды без отпуска и выходных… Но потому в его характере – терпение, в теле выносливость.

Человек в степи виден издалека. Человек в сепии – объект дальнозоркого изучения. Поэтому чабан не просто удобно, он красиво сидит на коне. Его осанка – первый признак его достоинства. Поэтому в степи принята сдержанность в выражении эмоций. Несдержанность ведет к ошибкам, и от стыда потом некуда спрятаться – не зайдешь за угол, не растворишься в толпе. Говоря по-современному, чабан заложил в национальный характер высокую ответственность за социальный образ человека.

И мораль, и общественное настроение, уважение к труду и народная память – это область социальной культуры и экологии.

IX. Рефлексия.

- О чем заставила меня задуматься повесть Тахави Ахтанова “Буран”?

- Судьбу какого героя вы хотели бы изменить и почему?

X. Выставление оценок.

XI. Домашнее задание.

Сочинение-миниатюра “Буран в степи и буря в душе в человека”.