Тема: Актуальные проблемы современности в повести Т. Ахтанова “Буран”.
Цель:
- познакомить учащихся с творчеством Тахави Ахтанова;
- развивать навыки осознания и анализа художественного произведения;
- воспитывать уважение к труду, к традициям казахского народа.
Задачи:
- осмыслить основные факты биографии и творчества писателя;
- определить актуальные проблемы взаимоотношений людей в повести “Буран”;
- воспитывать уважительное отношение к тяжелым испытаниям национального труда, воспитывать в себе выносливость, терпение, уметь прощать людям ошибки.
Тип урока: урок закрепления нового материала.
Методы и приемы: беседа, слово учителя, словесное рисование, составление плана.
Оборудование: портрет писателя, иллюстрации к произведению, предварительное задание учащимся.
Эпиграф
“У каждого народа есть свой “главный человек”, от которого нация получила свой характер. В Японии это рыбак. Во Франции – это виноградарь. В России – это землепашец. А В Казахстане – это чабан (койшы)” (Андрей Гальцев)
Круг понятий:
- Повесть
- Сюжет
- Композиция
- Авторская позиция
- Психологизм повести в изображении героев
Ход урока
I. Вступительное слово учителя о месте творчества Тахави Ахтанова в казахской литературе.
II. Работа учащихся по опорному конспекту, составленному дома с использованием дополнительных источников <Приложение 1>.
Дополнение учителем сведений о произведениях писателя
Наибольшую известность принес писателю его роман “Грозные дни”.
В романе показаны мужество и героизм казахских воинов в годы Великой Отечественной войны.
В романе-дилогии “Свеча горит” Тахави Ахтанов с большой художественной силой обрисовывает героизм народа в годы суровых испытаний.
Известный прозаик, драматург, исследователь литературы. Первые стихи и очерки Тахави Ахтанова печатались во фронтовых газетах.
Повесть “Буран”, написанная в 1966 году удостоена Государственной прем имени Абая и выдержала несколько изданий за рубежом.
Автор двух монографий: “Г.Мусрепов”, “Караван”.
Тахави Ахтанов перевел на казахский язык трилогию А.Н.Толстого “Хождение по мукам”, рассказы М.Горького.
Автор имеет множество наград и медалей.
III. Работа с учащимися над содержанием и художественными особенностями повести “Буран”.
1. Выявление первичного восприятия прочитанного.
Беседа с учащимися.
- Понравилось ли произведение?
- Какое чувство испытали во время чтения?
- В чем заключается смысл заглавия повести?
2. Викторина на знание содержания повести.
- Где происходят события, описанные в повести?
(События повести происходят в 60-е годы в Казахстане. Коспан 14 лет уже работает чабаном и досконально изучил премудрости пастушьего дела. Нынешняя зима ему преподнесла свои капризы, он не мог угнать подальше свою отару и вконец разорил все выпасы вокруг зимовки. Ничего другого не оставалось, как рисковать, и он рискнул – двинул на далекие отгонные пастбища.)
- Герои произведения?
(Чабан Коспан, его жена Жанель, ответственный работник райкома Касбулат.)
- О чьей дружбе автор говорит “Как-то заботливей, нежнее люди относятся к той дружбе, которая когда-то была потеряна, но, к счастью, вновь приобретена потом. Что ни говори, а есть у возрожденной дружбы особая, какая-то горьковатая прелесть. И она заставляет заботливо и нежно обращаться друг с другом” (о дружбе Коспана и Касбулата).
- Что означает словосочетание “горьковатая прелесть”?
- Кем являлся для Коспана и Жанель Каламуш? (Когда они приехали в этот колхоз, Каламушу было всего 5 лет. Мать у него умерла, он все больше находился на попечении Жанели, привык к ней, звал ее апа, Коспана – ага, а своего отца Минайдара, которому тогда перевалило за 50, дедушкой - ата).
- Какие воспоминания Жанель навеял начавшийся в такой же зимний день буран?
(В руке у нее был конверт, где сообщалось, что ее Коспан пропал без вести.)
- О каком эпизоде идет речь: “Радость и простое счастье, наполнявшие последние пять лет ее жизни, промелькнули, будто и пяти дней она их не испытывала. И теперь ей казалось, что это, их счастье, тихое сияние прежней радости, виновато в неубывающей боли этой горькой утраты, в том, что снова вернулось проклятое одиночество, холод сиротства”. (Рассказ учащегося о сиротской доле Жанель).
- Чей портрет: “Он молчун, из него нужно каждое слово клещами вытягивать. Рассыпаться в любезностях и угождать начальству он не умеет. Он тебя встретит просто. Как человека. Как любого, кто приедет в его дом. Душа у него богатая и ясная, у этого молчуна. А рядом с этим большим и медлительным человеком чувствуешь проще, богаче и… мудрее”. (Так о чабане Коспане думает Касбулат).
- О чьих взаимоотношениях сказаны следующие слова и почему: “Так и не подобрали ключи друг другу…” (о семейных взаимоотношениях Касбулата).
- О ком сказаны следующие слова: “Бывают женщины, которые умеют быть для любимого мужчины не только любовницей или женой, но и матерью. Такие женщины редки. Очень редки”. (о Шарипе).
IV. Проверка домашнего опережающего задания (озаглавливание глав повести “Буран”).
- Глава 1 “Могучее дыхание природы”
- Глава 2 “Судьба Жанель”
- Глава 3 “Злопамятность, проявившаяся в минуту слабости”
- Глава 4 “Яркий свет воспоминаний Коспана”
- Глава 5 “Встреча лейтенанта и ординарца”
- Глава 6 “Тяжкий камень на сердце Касбулата”
- Глава 7 “Каламуш и его семья”
- Глава 8 “Маленький шаг к дружбе”
- Глава 9 “Учитесь у жизни, учитесь у народа”
- Глава 10 “Возвращение Коспана с фронта”
- Глава 11 “Плен”
- Глава 12 “Друг по несчастью”
- Глава 13 “Тревога Каламуша”
- Глава 14 “Наплыв прошлого”
- Глава 15 “Сиротская доля”
- Глава 16 “Растревоженное прошлое глазами Касбулата”
- Глава 17 “Дорога к мечте”
- Глава 18 “Победа над хищниками”
- Глава 19 “Поиски чабана”
- Глава 20 “Спасение ради любимого человека”
Вывод: - В чем заключается своеобразие композиции повести?
(Действительность и воспоминания – новое для казахской литературы 2-ой половины XX века).
V. Беседа
- Назовите самые светлые, радостные эпизоды из повести.
- Как автору удается передать свои чувства через героев?
- Что происходит с героями повести во время бурана (Коспан, Жанель, Касбулат)?
VI. Устное словесное рисование (иллюстрация к повести или обложка к произведению).
- В чем вы видите мастерство писателя?
(Автору удалось показать сложный внутренний мир героев, психологизм героев, композиция повести, язык произведения.)
VII. Выявление проблематики повести “Буран”. (Обобщение урока.)
Нравственные проблемы во взаимоотношениях людей:
- столкновение добра, справедливости, со злом и черствостью, преданности с предательством;
- воспевание красоты и вечности, человеческих отношений, основанных на доброте и честности, внимании друг к другу, любви и милосердии к себе и к другим;
- связь человека и мира природы;
- чувство ответственности за близких, за работу, за социальный образ человека.
Вывод: физическая и нравственная победа Коспана (выразительное чтение отрывка).
“Коспан чувствовал облегчение, прояснение духа, которое наступает с выздоровлением. В эту адскую ночь он не только страдал, боролся, он еще и мучительно думал, сурово судил прожитое, отыскал в ненастье искорку надежды, оберегал ее на ураганных ветрах, поднимаясь на свой большой, долгий и высокий перевал, которым стали эти дни в его жизни. Впереди его ждало его большое дело. Впереди лежала великая степь”.
VIII. Заключительное слово учителя.
“Именно чабан создал и в веках сохранил традиции, чувство красоты и нормы поведения народа. Он – основатель народной души. Изначально чабан – воин, поскольку охраняет пастбища и скот от вторжения и разграбления. Он путешественник и географ, изучающий мир лицом к лицу. Знахарь и ветеринар. Охотник, потому что волк всегда где-то рядом с отарой. Он философ и поэт, ибо мир открыт перед ним как божественная книга. И он подолгу смотрит на травы и звезды. Сегодня это кажется странным – жить за одно с природой. Кони, собаки, овцы… След волка не снегу, чей-то силуэт на горизонте… Отдаться милостям и прихотям погоды без отпуска и выходных… Но потому в его характере – терпение, в теле выносливость.
Человек в степи виден издалека. Человек в сепии – объект дальнозоркого изучения. Поэтому чабан не просто удобно, он красиво сидит на коне. Его осанка – первый признак его достоинства. Поэтому в степи принята сдержанность в выражении эмоций. Несдержанность ведет к ошибкам, и от стыда потом некуда спрятаться – не зайдешь за угол, не растворишься в толпе. Говоря по-современному, чабан заложил в национальный характер высокую ответственность за социальный образ человека.
И мораль, и общественное настроение, уважение к труду и народная память – это область социальной культуры и экологии.
IX. Рефлексия.
- О чем заставила меня задуматься повесть Тахави Ахтанова “Буран”?
- Судьбу какого героя вы хотели бы изменить и почему?
X. Выставление оценок.
XI. Домашнее задание.
Сочинение-миниатюра “Буран в степи и буря в душе в человека”.