Проектные технологии на уроках литературы старших классов. (Учебный проект "Один день из жизни Обломова")

Разделы: Литература


Методическое обоснование

  • Методический паспорт учебного проекта
  • Конспект урока с применением метода проекта

Методический паспорт учебного проекта

1.Тема проекта: Создание киносценария “Один день из жизни Обломова” (по роману И.А.Гончарова “Обломов”)

2.Предмет: русская литература XIX века.

3.Цели образовательные и воспитательные:

  • подвести к обобщению “что такое обломовщина”, “идеал покоя бездействия”, почему автор выбрал именно этот день, с помощью каких приемов создается основной образ,
  • продолжить работу по развитию монологической речи, совершенствовать умение анализировать художественные тексты,
  • умение выявлять роль эпизода в раскрытии авторской концепции,
  • пробудить интерес к исследовательской деятельности, творческому осмыслению исторической действительности.

4. Мотивация к познанию, работе: личный интерес учащихся.

5. Знания, на которые нацелен результат проекта: культура и история XIX века, характеристика личности

6. Развитие навыков:

  • самостоятельной работы с историческими источниками, информационными технологиями;
  • самостоятельного принятия решения;
  • коммуникативности в ролевом взаимодействии, обмене информацией;
  • мыслительной деятельности при проектировании, анализе, синтезе, структурировании информации;
  • самоанализе.

7.Возраст учащихся: 10 класс.

8. Время работы над проектом: 1 неделя 1 полугодия

9. Режим работы: внеурочный

10. Материально – техническое и учебно – методическое оснащение: роман И.А. Гончарова “Обломов”, книга “История костюма” компьютер, сканер,

11.Планируемое создание проектов учащихся: графическая схема “Восхождение к Дивану”, “Проект сценария 1 части фильма”, эскизы к 1 части.

Характеристика учебного проекта
(по типологическим признакам)

1. По доминирующей деятельности: творческий, ролевой

2. По предметно-содержательной деятельности: межпредметный проект (литература, изобразительное искусство, история, информатика).

3. По характеру контактов: внутренний

4. По количеству участников: групповой.

5. По продолжительности выполнения: краткосрочный – 1 неделя.

Ход урока

Учитель: Роман И.А. Гончарова “Обломов” – роман – монография. Монографичность вообще свойственна русской классической литературе. Это на редкость центростремительное произведение. К главному герою стягиваются все сюжетные линии, к нему обращены характеристики других персонажей.

И.И.Обломов – средоточие идеи романа, в нем душа книги. Понять “душу” – значит разгадать лучшее создание И.А. Гончарова.

Почему судьба помещика, знаменитого владельца 300 крепостных Захаров, то есть персонажа давно ушедших времен, глубоко волнует читателей - вот вопрос, на который нам предстоит ответить на уроках по изучению произведения.

Перед нами роман “Обломов”.

О чем повествуется в романе? В первой его части?

Ученик: Об одном дне героя

Учитель: Почему автор выбрал именно этот день, что происходит за это время?

Ученик: Типичный день Обломова, ничем не примечательный, лишь приход посетителей да письмо от старосты, раскрывающее дела в имении, нарушают привычный распорядок.

Учитель: Как этот день повлияет на дальнейший ход событий, для чего автору был необходим именно этот день, мы попытаемся понять сегодня на уроке.

Нам предстоит совершить путешествие в мир другого человека, познакомиться с мастерством писателя, пройти путь к более глубокому пониманию главного замысла автора. А для этого я предлагаю представить себя в роли создателей художественного фильма - оператора, который, одним движением камеры может передать детали, ускользающих от внимания читателя, художников - постановщиков, воссоздающих дух эпохи, режиссера, который может выбирать ключевые сцены, раскрывающих зрителям основной замысел автора. Незадолго до урока мы разделились на 4 творческие группы, которые работали по предложенным темам, сегодня на уроке проведем защиту ваших творческих проектов, которые лягут в основу классного проекта - сценария 1 части художественного фильма “Один день из жизни Обломова” - это и будет темой нашего урока. А эпиграфом к нашей работе будут слова Добролюбова: “Один день – и вся жизнь”.

Ответьте на вопросы. Сколько частей в романе?

Ученик: Четыре.

Учитель: Какова роль в романе 1 части?

Ученик: Она играет своеобразную роль пролога – “введение в роман”. Здесь совершается представление героя читателю. Представлена картина жизни.

Учитель: Как построена первая часть?

Ученик: В первой части 11 глав, первые 4 главы повествуют о посетителях Обломова.

Учитель: Кого из известных авторов вам напоминает Гончаров?

Ученик: Композиция, стиль, манера, приемы характеристики схожи с гоголевской манерой письма. А именно с романом “Мертвые души”. Роман открывается развернутым описанием внешнего вида героя. “Это был человек 32-33 лет отроду…”.

Такова же манера изображения Гоголем Манилова. Вначале портрет.

Учитель: Каково ваше первое впечатление от встречи с Обломовым?

С помощью каких приемов автором создается этот характер? Что вы, как операторы, покажете крупным планом?

(Защита проекта группы операторов)

Фрагмент проекта сценария
1 части художественного фильма
“Один день из жизни Обломова”.

Рекомендации оператора. Современная версия.

1 картина. Типичная квартира человека среднего достатка. Тишина. Тяжелые малиновые занавеси зашторены. Пробивается луч света, который пока лишь в туманной дымке представляет неплохое убранство комнаты, сквозь неяркий свет все выглядит благопристойно. Вот луч света попадает на диван, и неподвижно лежащее тело, покрытое неопределенного цвета покрывалом, начинает шевелиться.

2 картина. Камера движется, показывает недовольное лицо хозяина дома, он недоволен ярким светом, отмахивается. Неясное бормотание, затем: “Захар… Захар? Захар!”

3 картина. Шаркающей походкой входит слуга. Зашторивает комнату. Бормочет.

4 картина. Обломов нехотя встает. Босые ноги. Ищет тапочки. Встает. Крупным планом ночной колпак и ночная сорочка.

5 картина. Захар медленно тянет половины штор в разные стороны. Камера начинает слежение по тем же частям комнаты, что и прежде. Все неплохое убранство комнаты видится при ярком свете иначе. Пыль, кое – где ее случайно смахнули. Замасленные подлокотники кресел.

6 картина. Висит халат. Показать детали, украшающие халат. Задержать “взгляд” камеры на нем длительное время.

7 картина. Обломов тянется к халату. Еле заметным движением поглаживает мягкую ткань. Надевая, медленно запахивает его.

Ученик: Лицо, вызывающее у нас симпатию, вслед за портретом И.И. Обломова описывается обстановка его комнаты, личность раскрывается через вещи, его окружающие.

(Фрагменты защиты проекта группы “Художники – постановщики” - иллюстрации к роману, рекомендации режиссерам).

Обломов на диване. Лицо, вызывающее у нас симпатию, добродушное, большие глаза, мягкий овал лица, сидит полулежа на диване в расслабленной позе. Герой облачен в халат, сквозь который проглядывает ночная сорочка, на голове ночной колпак с кисточкой. В XIX веке эта деталь одежды не являлась женской, напротив, мужчинам из аристократического общества принято было спать с покрытой головой. Вместо пижам, которые появились в начале XX века, мужчины, как и женщины, надевали ночную сорочку. Причем имелось их у обеспеченных людей до двух дюжин, шились они из батиста, с длинными рукавами, отороченными ручным шитьем.

Обстановка комнаты на героя. Гончаров со свойственным ему искусством описывает, живописует кабинет: “Комната, где лежал Обломов с первого взгляда казалась прекрасно убранной…”. Книга, обстановка, наконец, целая поэма о халате Обломова: “На нем был халат…”. Халат. Эта деталь затем последовательно используется Гончаровым. В гардеробе мужчины имелось несколько халатов, они служили домашним одеянием на утро и в вечернее время. Обычно имелись в наличии стеганые атласные халаты, которые одевались поверх ночной одежды, и шелковые халаты, одеваемые поверх ночной сорочки. Автор намеренно остановился на подробном описании халата Обломов, потому что через милые хозяину вещи мы узнаем основные его пристрастия. В данном случае халат является любимой вещью Обломова, потому что большую часть времени он проводит дома, а поскольку халат шелковый, следовательно, он предпочитает и вовсе не переодеваться в течение дня за ненадобностью.

В монографии В.А. Котельникова приводятся следующие историко-литературные параллели, связанные с этой деталью. Поэт П.А. Вяземский, получив назначение в варшавскую канцелярию Новосильцева и, расставаясь со своей беспечной московской жизнью, написал прощальную оду своему халату. Та была не только поэтическая шутка. Халат означал нечто большее, чем традиционное одеяние поэта – эпикурейца. Сей “товарищ неги праздной, досугов друг, свидетель тайных дум” заслужил одическую хвалу уже тем, что в нем одном привольно было и телу, и душе поэта:

Как я в твоем уступчивом уборе
В движеньях был портного не рабом,
Так мысль моя носилась на просторе
С надеждою и памятью втроем.
Облаченный в халат поэт,
Сближая даль, жил в жизни отдаленной.
И с истиной, перемешав обман,
Живописал воздушных замков план.

Халату Вяземский резко противопоставляет “гостиную ливрею”, “ярмо взыскательной сцены” – так с изощренной язвительностью он именует фрак и мундир. Разница между ними и халатом получает нравственный смысл, подчеркнутый в стихотворении:

В гостиной я невольник,
В углу своем себе я господин,
Свой меря рост не на чужой аршин.

Для Вяземского халат олицетворяет личную независимость, столь ценимую вольнолюбивым поэтом, аристократом – фрондером, и становится тем дороже, что обстоятельства вынуждают покинуть это одеяние и, “теснясь в рядах прислуженцев властей”, вступить на путь, “где под туманом свет истины не различишь с обманом”.

Натуре поэта глубоко претил дух официальной, придворной среды. Он лелеял надежду вернуться к заветному халату, чтобы обрести с ним “тихий мир”, чистую совесть и свободу бить самим собой:

В тиши страстей, со спокойною душою.
И, не краснев, пред тайным судиею,
Бывалого себя в себе найти.

(Не потому ли дорожит и Обломов своим халатом?) Не видит ли он в этом одеянии некий полустершийся, может быть, символ внутренней свободы – вопреки тщете и несвободе окружающей действительности”?

Комментарии режиссеров.

Обломов первоначально полностью раскрывается через быт, печальны ассоциации, наблюдения автора “все запылилось…”. Обширная сюжетная экспозиция рисует картину духовного запустения героя. Таков он в перебранке с Захаром. Здесь Захар и Обломов равны в своей бездуховности, поглощенности мелочами, они ссорятся из-за грязи в комнате, из-за денег. “Пошлость пошлого человека” Гончаров обнажает с беспощадностью. Мелочи быта вырастают до мировых масштабов. Завершается экспозиция 1 части романа словами Обломова “Ах, боже мой, трогает жизнь, везде достает!” Авторский пафос беспощадного отрицания заражает читателей. Однако внешние детали не исчерпывают и не раскрывают характер Обломова. За “внешним” человеком обнаруживается “внутренний”

Учитель: Что дает для понимания Обломова его диалоги с посетителями?

Ученик: Это еще один из приемов писателя. Раскрытие характера через разговоры с посетителями.

Режиссеры представляют ПАРАД ГОСТЕЙ.

Ученик: Волков: франт, светский лев, в курсе всех событий. Кокетлив, бывает там, где весело, где собираются известные, модные люди в домах, где все обо всем говорят, у него все дни заняты. Все расписано (даже любовь с Лидинькой). Деталь которую следует выделить - одет по моде, с особой тщательностью подобрана одежда.

Судьбинский: чиновник. “Это был господин в темно-зеленом фраке с гербовыми пуговицами, гладко выбрит, с темными бакенбардами”. “Деловой” человек, имеет большие заработки, говорит о друзьях. Обломов их давно не видел. Судьбинский легко мог вписаться в галерею гоголевских портретов “мертвых душ”. Речевая характеристика – использует канцелярскую речь.

Пенкин: беллетрист. Ратует за реальное направление в литературе, пишет рассказ. Пошлые и банальные темы. Даже названия свидетельствует о низком уровне “Любовь взяточника к падшей женщине”. Интересны рассуждения о “Человека, человека надо писать…”.

Эти три типа своего рода персонификация духовных увлечений “пошлого человека, светский успех, карьера, игра в обличительство”. Характеристики гостей одноплановы, вещны. Это равные Обломову образы – приживальцы. Образы помогают раскрыть образ главного героя, но они самостоятельны.

Алексеев: человек неопределенных лет… неопределенный. Ухитряется всех любить. Изречение: “Они любят всех и потому добры, а, в сущности, они никого не любят и добры потому, что не злы. Никто не замечает появления их на свет. Это “безличный намек на людскую массу, глухое отзвучие, неясный отблеск”.

Захар: “А у этого ни рожи ни кожи, ни видения”. Это первый человек, которому сказал Обломов о своей беде.

Тарантьев: угрюм, недоброжелателен, высокомерен, умен, хитер, скорее на нашем языке – бюрократ. В отличие от других посетителей дана полная биография Тарантьева. Отец подъячий, он (Тарантьев) учился у священника, ждал места в суде, смерть отца, Петербургская служба. “Он был взяточник”

Учитель: Эти два типа – “двойники” героя, каким он показан в начале: байбак и увалень. Неспособность Обломова к самостоятельному действию повторена и в Алексееве – “человек без поступков” и в Тарантьеве “мастере говорить, но как нужно было двинуть пальцем, тронуться с места, применить созданную же им теорию к делу и дать практический ход – он был другой человек.”

Ответьте на вопрос: для чего приходили гости, почему Обломов терпел их?

Найдите в тексте. Тем (З) необходимо было платить взаимностью, а этим нет.

Ученик: Авторская мысль, вызвавшая к жизни “демонстрацию” гостей и приятелей, с резкой прямотой прозвучит в одной из будущих реплик Обломова: “Да я ли один?! Смотри: Михайлов, Петров, Алексеев, Степанов… не пересчитаешь, наше имя легион!” Обломов выше своих гостей. Несмотря на все усилия гостей вытащить Обломова из постели, попытки не увенчиваются успехом.

Как оценивает Обломов каждого из посетителей?

Высказывания Обломова о гостях – последовательная критика неполного, узконаправленного, функционального существования. “Человека, человека дайте мне!” – говорил Обломов, - любите его…” Вместо совершенного человека перед ним мелькают случайные подробности, частности раздробленного образа. Он осуждает петербургских чиновников за отсутствие серьезных интересов, за страстное стремление к стяжательству и карьеризму, за взаимное недоброжелательство, прикрытое взаимной любезностью и т.д.

- Что движет Обломовым, что велит ему столь страстно настаивать на любви к человеку?

Здесь его устами говорит убеждение и самого романиста что во всяком человеке заключено “высшее начало”, что это начало есть и в нем, в Обломове, и во всяком другом, будь то вовсе “негодный сосуд”, который Пенкин уже готов “извергнуть из гражданской среды”.

Характер героя раскрывается и через историю его жизни (анализ 5 главы)

Учитель: Что мы узнаем о герое?

Ученик: Диван, халат, тапочки. Эти вещи были непосредственными атрибутами сна, символом лени. “Лень, скука, адаптация – вот, что управляло жизнью.

Учитель: Но всегда ли они были спутниками героя?

Подобно Гоголю, который, показав Чичикова, рассказывает о его прошлом, Гончаров в 5 главе приступает к повествованию о молодости Обломова.

Обратимся к 5 главе. Что мы узнаем о герое?

Ученик: Обломов, дворянин родом, безвыездно живет 12 год в Петербурге. Когда он был молод, он был живее, на что-то надеялся. Но неземные мечты помешали устроиться в жизни. Как и многие, он надеялся прославиться, служа Отечеству, но на службе его постигло разочарование, пустое увлечение светом, и, наконец, разочаровавшись, он уединяется в мечтах, потому что в мечтах можно достичь многого.

(Из домашнего задания. Учащиеся представляют высказывания из романа, характеризующие каждый период жизни главного героя, выстраивают графическую схему, которую условно называют “Восхождение к Дивану”)

В О С Х О Ж Д Е Н И Е   К   Д И В А Н У

Ученик: Итак, Обломов предстает перед нами как мечтатель – романтик.

Он творит поэтически яркие, полные художественных подробностей планы благодеяний человечеству, проекты переустройства имения, картину своей деревенской идиллии, рисуя в воображении узор своей жизни. И пусть, рисуя мечты Обломова, автор прибегает к иронии: “он, движимый нравственной силою, в одну минуту быстро изменит 2-3 позы с блистающими глазами привстанет до половины на постели, потянет руку и вдохновенно озирается кругом”, - перед нами уже не тот Обломов, который весь в пошлом быте, нелепых поступках. На мгновение душа Обломова раскрывается в таких своих глубинах, которые казалось бы, трудно и предполагать в нем. Приоткрывается свойственный высокому романтизму интерес к потаенным сторонам человеческой природы.

Обломов был бы пошлым персонажем, предстань он нам в первоначальной одноплановой характеристике. Но 6 глава неожиданно вносит новые диссонирующие с предыдущим человеческие приметы. “Настала одна из ясных сознательных минут в жизни Обломова…” Он приоткрывает завесу над былыми духовными увлечениями героя. Найдите в тексте фразу, которая показывает отличие Обломова от других.

Ученик: КЛЮЧОМ к новой странице истории становится ФРАЗА “ОН уже был не в отца и не в деда. Он учился, жил в свете, все это наводило на разные чуждые им соображения”.

Знания, полученные в пансионе университета, Обломов не сумел сделать своими, что означает фраза “Жизнь у него была сама по себе, наука сама по себе”. Основная сфера духовной жизни Обломова – мечтательность.

Неожиданности 6 главы неисчерпаны. Авторское резюме: сам художник озабочен тем, чтобы герой не был воспринят по чисто “внешним показателям”.

“Никто не знал и не видел этой внутренней жизни Ильи Ильича: все думали, что Обломов так себе, лежит да кушает на здоровье и что больше от него ждать нечего”; что так о нем толковали везде, где знали. Сам писатель наталкивает на “крамольную” мысль. Возможно, Обломов начала романа – это тот Обломов, каким он только казался, а не настоящий, о ком написан роман. Так, образ главного героя усложняется, новое содержание снимает гоголевскую маску. За поступком встает психология. Сцена: Обломов и Захар “Другой?!”

К одноплановой характеристике нет возврата. КУЛЬМИНАЦИОННЫМ МОМЕНТОМ оказывается сцена исповеди, просветления. “Ему грустно и больно стало за свою неразвитость, остановку в росте нравственных сил, за тяжесть, лишающую всему…” А между тем он болезненно чувствовал, что в нем зарыто, как в могиле, какое-то светлое начало, может быть, теперь уже умершее.

Тайная исповедь перед самим собой была мучительна. Но на кого свергнуть бремя упреков? И ответ следует за вопросом. Он содержится в 9 главе “Сон Обломова”.

Учитель: Специфика автора прослеживается уже в первой части нашей работы – это решение сложной эстетической задачи: раскрыть внутренний динамизм личности вне необычных сюжетных событий. В обыденности жизни, обычном дне, удивляющей медлительности ее течения он сумел передать внутреннюю напряженность.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА И ОБСУЖДЕНИЕ ПРОЕКТОВ

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ НА СЛЕДУЮЩИЙ УРОК