Тема: “Путешествие в сказку” (сочини сказку)
Цели:
1.
а) Изучить художественные особенности построения сказки.
б) Показать своеобразие народной сказки и отличия ее от рассказа.
2. Развитие творческих способностей учащихся.
3. Использование воспитательной возможности сказки как средства воспитания коллективизма; нравственных отношений друг другу.
Ход урока
Музыкальное сопровождение
I. Слово учителя.
1. Здравствуйте, гости дорогие, добры молодцы, красны девицы. Пришла я к вам слово молвить, а зовут меня Елена Александровна.
2. В некотором районе, в некотором городе стоит в дороге теремок, теремок. Он ни низок, ни высок, ни высок. И трудятся в этом теремке замечательные люди – педагоги и учатся в этом теремке не менее замечательные дети!
- Что сейчас я вам сказывала?
- (Сказка)
- А что такое сказка?
- Сказка – рассказ, который повествует о таких событиях, которые в жизни произойти не могут, они невероятны фантастичны. Учат добру, сказка имеет мораль.
Сказывать
Сказочник
Присказка
ачин
З агадка
аклятье
С азочные герои
С к азочные превращения
С азочные чудовища
Трое ратные повторы
Концовка
Мор ль
- А если к сказке подберем ряд однокоренных слов.
- Сказка – сказывать – рассказывать (Сказывать)
- Сказки рассказываются не так, как все другие интересные истории. Слова в них звучат непривычно, как будто они становятся волшебными, напевность, мелодичность, интонация, жесты, мимика.
- Кто помогает раскрыть сказочный секрет?
(Сказочник)
- Сегодня мы все будем сказочниками.
- Всякий мы рассказ будем сказкой, даже если имеет фантастический сюжет?
- А многие ли из нас могут рассказать сказку?
- Рассказать сказку – это значит так исполнить ее, чтобы слушали нас, затаив дыхание, чтобы плакали или смеялись.
- На первый взгляд ничего сложного нет, но сказка имеет строго выстроенную композицию.
- Давайте попробуем в этом разобраться?
- Нам нужна небольшая помощь.
- Знаете, что я сейчас держу в руках?!
Клубок серых ниток, тот самый, который помог Ивану-Царевичу найти царство Кощея-Бессмертного.
Давайте-ка бросим его перед собой и отправимся в страну сказок. Ну, все готовы? Тогда в дорогу.
- Нам идти, клубку катиться, а потом остановиться у тесовых у ворот, там, где присказка живет, у тесовых у ворот. Нам идти, клубку катиться, а потом остановиться
- Ну вот, оглянуться не успели, а уже очутились у ларца.
- Как вы думаете, что же находится в этом ларце?
Открываем:
- Будет сказка занимательна, слушайте ее внимательно. Кто уши раскроет, много-много всякой всячины усвоит, кто невзначай уснет, тот ни с чем и уйдет (Присказка)
- Для чего нужна присказка? (Пробудить интерес слушателя, привлекая внимание. Присказка речь ведет, что сразу ясно - история будет сказываться небывалая, слушать хорошо нужно, а то начало пропустишь.)
- Зачем я взяла в руки ключ?
- Начало. Зачин (Зачинать: начинать, начало).
- Как называется начало сказки?
- А какие зачины вам известны?
- В некотором царстве, в некотором государстве…
- В тридевятом царстве, в тридесятом государстве.
- Жили были…
- Ой, какое волшебное дерево растет около избушки. На нем не яблоки, не груши, а сказочные концовки растут. Веселые они, но только постоянно спорят, кто из них красивее и смешнее сказку заканчивает.
Может и мы вспомним концовки (Сказка вся, боле врать нельзя. Вот какая я маленькая да удаленькая.(Помощники)
Вывод:
- Для чего нужны присказки, зачины, концовки?
- Они делают сказку такой красивой и необыкновенной, настраивают нас на особый лад: переносят удивительный сказочный мир.
- У нас вроде бы все есть сказочник: присказка, зачины, концовка и , наверное мы можем сказывать?
- Сказка готова?
- Нет
- А чего нам не хватает?
- Без чего текст сказкой назвать нельзя?
1. Сказочные герои (Емеля, Иван-Царевич, Иванушка-дурачок).
2. Сказочные превращения (Царевич-чудище лесное, Василиса Прекрасная – лягушка).
3. Сказочные чудовища (Баба-Яга, Кощей-Бессмертный).
4. Троекратные повторы (3 брата; 3 сына; 3 дня; 3 дороги; 3 железных сапога истер; 3 железных хлеба изгрыз).
Баба-Яга (избушка; ступа; помело).
- 3 испытания.
5. Загадка (Ковер-самолет).
Испечь хлеб за одну ночь и т.д.
6. Заклятье – “Стань к лесу задом, а ко мне передом”.
- Сивка-бурка, вещая каурка стань передо мной, как лист перед травой.
- Стань, белая береза у меня позади, а красная девица напереди.
- Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок (Мораль).
II.
- А теперь мы сами попытаемся сочинить волшебную сказку.
- Начнем с присказки и зачина, концовка.
- Сказка не совсем обычная.
- Героем будет соломенный ? Он будет двигаться, заводить всякого рода испытаниями в строгом соответствии с материалом, из которого он сделан.
III. Обобщение.
- Из какого материала сделан человечек? (Солома)
- Свойства соломы? (Хрупкая, легкая, в воде не тонет; боится огня; несъедобная)
- Какое имя? (Соломок, соломинка)
IV. Индивидуальные задания для групп
1 группа:
а) Присказка, зачин.
б) Как появился соломенный Человечек (из соломы) на свет?
в) Почему ушел из дома?
2 группа:
а) Первое испытание (Огонь).
б) Мораль – дружба побеждает все.
в) Мал да удал.
3 группа:
а) Второе испытание (Вода).
б) Мораль.
4 группа
а) Третье испытание.
б) Мораль (Город Разбойников; злой Волшебник).
5 группа:
а) Концовка.
б) Мораль.
В группах:
V. Итог. Чтение сказки
VI. Вывод: Чему учит сказка? (Быть добрыми; справедливыми, противостоять злу; презирать хитрецов и льстецов; ненавидеть злодеев, врагов. Мораль – дружба делает людей сильными. Дружба преодолевает все)